14 апреля 2010 11:07
Автор: Юрий Лопатин (г. Самара)
Полбинская «вертушка»
Отбомбившись по объектам врага на Западной Украине, самолёты авиаэскадрильи благополучно приземлились на аэродроме, и только одна машина продолжала оставаться в воздухе. Лётчик В. Панин на Пе-2 творил в небе немыслимое. После посадки "воздушный хулиган" был отправлен командиром полка на гауптвахту.
Об этом происшествии узнал командир авиакорпуса генерал- майор авиации И. Полбин. Он вызвал к себе Панина, стал расспрашивать, как тот умудрился на многотонном бомбардировщике выполнять фигуры высшего пилотажа. После этого генерал отправил лётчика отбывать наказание: авторитет командира полка подрывать было нельзя.
По указанию Ивана Семёновича бомбардировщик нарушителя дисциплины тщательно осмотрел инженер и через некоторое время доложил:
- Самолёт исправен. Никаких нарушений и деформаций его частей не замечено.
Прошло несколько дней, и одна из "пешек" взмыла ввысь. Наблюдавшие за её полётом, пришли в восторг. Каскад фигур на этот раз показал... командир корпуса! После посадки, выбравшись из кабины, он сказал лётчикам:
- Вы знаете, это не машина, а чудо. Мы сейчас можем выполнять боевые задания и без истребителей.
Вскоре Пе-2 стал в корпусе многоцелевым самолётом. На нём можно было совершать сложные маневры без опасения вызвать повреждения машины. Некоторые экипажи довели бомбовую нагрузку до 1100 и более килограммов вместо 600-700, предусмотренных инструкцией.
Боевые возможности бомбардировщиков конструкции В.М. Петлякова Иван Семёнович раскрывал и ранее. Являясь командиром полка, он вместе со своими подчинёнными в ноябре 1941 года нанёс удар по скоплению танков и артиллерии немцев на Волоколамском направлении. Двадцать семь самолётов шли к целям тремя группами. Для подавления огня вражеских зениток девятка Полбина устремилась к земле под углом 60 градусов. За ней пошли две другие группы. Вражеские батареи и пулемёты замолчали. Противник был ошеломлён применённым русскими тактическим приёмом.
Во время второго захода наших бомбардировщиков гитлеровцы пришли в себя и открыли огонь. Но полбинцы ввели машины в пике и направили их на танки и артиллерию. После двенадцатиминутной бомбардировки цели были накрыты: лишь четыре самолёта получили пробоины от зенитных снарядов, но благополучно вернулись на аэродром.
Этот выдающийся лётчик родился 27 января (11февраля) 1905 года в селе Ртищево-Каменка Симбирской губернии (ныне село Полбино Ульяновской области.). В 1918 году тринадцатилетним подростком Иван Полбин стал ремонтным рабочим на железной дороге. В начале двадцатых годов окончил Оренбургскую военную школу летчиков. Участвовал в боях на Халхин- Голе, был награждён орденом Ленина.
В годы Великой Отечественной войны И.С. Полбин командовал авиаполком, авиационной дивизией и корпусом. 23 ноября 1942 года Полбину было присвоено звание Героя Советского Союза.
В конце 1942 года Полбина назначили командиром авиационной дивизии, которая выполняла задачи на Сталинградском фронте. Здесь Иван Семёнович разработал эффективный тактический приём группового бомбометания с пикирования, названный лётчиками полбинской "вертушкой". Долетев до объекта, бомбардировщики образовывали замкнутый круг и поочередно, сохраняя между самолетами дистанцию в 500-600 метров, один за другим пикировали на цель под углом до 70 градусов. При этом первый самолет после сбрасывания бомб выходил из пике, второй шел к земле, а третий входил в пикирование. Преимущество такого метода перед другими было в том, что самолёты атаковали цель непрерывно, используя и бомбы, и бортовой огонь.
Сама жизнь привела к созданию полбинской "вертушки": незадолго до этого подчинённые Ивана Семёновича три раза безуспешно бомбили с горизонтального положения в тылу врага железнодорожный мост. И тогда комдив, поразмышляв, высказал лётчикам свои предложения, начертил мелом на доске схему. Вместе доработали приём, позаботившись о прикрытии "вертушки" истребителями, а потом применили на практике.
Генерал Полбин никогда не отсиживался на земле. Ставя подчинённым боевую задачу, он почти всегда заканчивал свой приказ словами:
- Ведущим колонны пойду я.
Маршал Советского Союза И.С. Конев писал: "Дважды Герой Советского Союза генерал Полбин, командир гвардейского бомбардировочного корпуса, был очень храбрым, я бы даже сказал – безумно храбрым человеком. Причём эта личная храбрость сочеталась у него с высокими командирскими и организаторскими качествами. Всю войну он продолжал летать на выполнение боевых задач, особенно когда это были задачи крупные, ответственные или особо опасные".
11 февраля 1945 года под Бреслау войска 1-го Украинского фронта оказались в тяжёлом положении и нуждались в помощи авиаторов. И Полбин повёл свою колонну пикировщиков на врага. Это был его последний бой. Подбитую зенитными снарядами машину он бросил на врага. Иван Семёнович погиб в день своего рождения, прожив всего 40 лет. В апреле 1945 года генерал был посмертно удостоен второй медали "Золотая Звезда".
Имя И.С. Полбина носило Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков. О его подвигах в советское время знали миллионы людей. Не погибни Иван Семёнович в канун триумфа наших Вооруженных Сил, и, возможно, он, крепкий здоровьем человек, мог бы в будущем возглавить ВВС страны, да и прожить лет до 90. А сколько, помимо своей "вертушки", мог придумать тактических приёмов действия авиации! Это был поистине самородок, которого называли лётчиком чкаловской хватки и закалки.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: