24 июля 2008 12:02
Автор: Николай Стародымов (г. Москва)
Афганский дневник – 24 Засада
17 сентября 1986 года.
О предстоящем выходе на засаду я узнал в 15.35, а выход намечался на 16 часов. Поэтому собрался в спешке и всего собрать не успел.
Вышли 2 танка и 5-6 БМД. Пошли на север. Не доезжая Адраскана, повернули налево, в сторону реки. Дорога ужасная. (Подробно события описаны в записи №13. Здесь только дополнения, которые не вошли в расшифровку).
Шли пешком по руслу реки. По карте расстояние 12 км, а реально – кто знает? Шли зигзагами, подальше от кишлаков, переходили вброд речку, перед этим разувались. Вода холодная, камни скользкие… Вышли в 23.30, на место пришли в 4.30. Луна яркая светила, потом зашла, и сразу стало темно. Кишлаки, которые прошли: Ходжахалифа, Галотут, Хамсултанужи, Пальбеша.
В засаде принимали участие: капитан Олейник Федор Михайлович, майор Медведев Владимир Макарович, старший лейтенант Смаглюк Юрий Алексеевич, прапорщик Баратин Сергей Карелевич, старший лейтенант Станкевич Лев Леонтьевич (остался с бронегруппой). Были отмечены сержанты Гладкий Федор («За боевые заслуги»), Реуцкий Юрий («За отвагу»), рядовые Осипенко Юрий, Бердецкий Леонид, Отаев Махмадер, Гумеров Ильдар. Сержант Радик Гибатдинов (орден Красной Звезды и медаль «За отвагу») молодец, всегда все проверяет, ответственный. Сержант Мирзоев Сангали. (Дополнение. Я уже писал, что меня назначили старшим группы. Даже не знаю, что сказать по этому поводу. Вряд ли это было правильное решение. Для меня это был первый выход на караван. Опыт боевых действий у меня уже был, но командовать в бою не доводилось. К тому же это были не мои подчиненные, я не знал этих людей… Право же, было бы правильнее назначить старшим группы сержанта. Формально это было бы нарушений субординации. Но в боевых условиях такие условности можно проигнорировать, ведь речь идет о выполнении боевой задачи и о жизни людей.
Известен факт из истории 19 века. В составе Кавказского корпуса было немало сосланных декабристов. В их числе был разжалованный офицер – не помню кто персонально, надо поискать. Так вот он реально выполнял функции начальника инженерной службы воинского формирования, в то время как формальный начальник в чине полковника, понимая, что его подчиненный более компетентен, по сути, уступил ему свою должность. И это было правильно. Тем не менее, старшим группы назначили меня. Реально, понятно, командовал сержант Гладкий, но поскольку формально старшим числился я, он был вынужден все время оглядываться на меня, офицера незнакомого и, соответственно, того, от которого неизвестно чего ждать).
Моя группа: сержант Гладкий, рядовые Вахутин Владимир и Хамит Хамитов.
На втором этапе хорошо действовали Реуцкий, Гумеров, Бахыт Жутанов, Гибатдинов, Роман Вечорко, Петр Менгель, Калинин, Мирзоев, Владимир Михайлов.
Разведрота 101-го мсп.
Старшина роты старший прапорщик Мельничук Василий Анатольевич. Украинец из Винницкой области, двое детей. (Его рассказ).
11-15 сентября 1986 года.
Получили задачу блокировать совместно с афганцами кишлак Кашаури-Бала. К кишлаку вышли 13 сентября (сутки потеряли на подготовку афганцев). Попали под обстрел гранатометов и стрелкового оружия. Заняли оборону.
Механик-водитель рядовой Топоринский лучше всех занял позицию. Он завел машину в старый арык, стал боком и над насыпью торчал только ствол. Наводчик-оператор рядовой Имамгусейнов Руслан. Хорошо командир взвода старший лейтенант Алексей Рябцев. Наводчик-оператор рядовой Молоков Олег. Они хорошо прикрывали обход подразделения.
В обход рота командир старший лейтенант Владимир Сорокин, командир взвода лейтенант Александр Чубаев.
Там стояло кочевье, «духи» хотели пройти через него, но кочевники не пропустили.
Нас продолжали обстреливать из гранатометов, вокруг около 10 разрывов. По кишлаку открыли огонь из всех видов оружия.
Потом пошли на проческу. Группы возглавили сержант Васильев Александр, младший сержант Саянок Анатолий. Анатолий Саянок меня спас – «дух» хотел в меня выстрелить, но у него кончились патроны, он начал перезаряжать автомат, а тут Анатолий подбежал вовремя.
Всего за время операции было уничтожено 20 душманов во главе с Бесмуллой – помощник Турана Исмаила. (Дополнение. В те времена я на это внимания не обращал, а сейчас, при обработке дневников заметил, что часто встречается пометка о том, что уничтоженный или пойманный главарь оказывался либо помощником Турана Исмаила, либо его правой рукой, либо казначеем… Даже не знаю, что по этому поводу и сказать. Быть может, это был психологический ход нашего командования – моральная поддержка солдатам: мол, ребята, не зря мучались, не зря грех на душу брали, смотрите, какого монстра завалили! С другой стороны, ведь каждого командира отряда оппозиции, который действовал на территории, подконтрольной Исмаилу, является его помощником… А вообще прозвища душманским лидерам давались нередко, даже чаще всего, по предыдущему роду деятельности. В нашем районе действовали отряды, которыми командовали Анвар Пилот, Абдураим Инженер, а сам Исмаил имел звание капитан – «туран» по-афгански).
Засада, 26 августа.
Перекрыли дорогу, чтобы не дать душманам перейти бетонку. Подошли к дувалу и лоб в лоб столкнулись с бандой. Тут же завязалась перестрелка в упор. Сразу погиб рядовой Гапиров Арабжон. На выручку бросился старший лейтенант Вячеслав Коробов. Навстречу очередь, тяжело ранен в живот. Коробов упал в арык. Первым бросился его вытаскивать Айсаханов Усман, вытащил, ему помог Доронцов. Раненого отправили в Союз. Айсаханов позднее командовал взводом. А Гапиров раньше служил в роте, которая на боевые выходила нечасто. И он сам напросился на перевод к разведчикам.
Осколком гранаты ранен в лоб рядовой Абдуллаев Мумин, в ногу рядовой Ахметов Александр.
Проблема: не дают награды в роту. (Дополнение. О несовершенстве нашей наградной системы я уже писал. В роте были представлены к наградам Айсаханов (медаль «За боевые заслуги»), Васильев («За отвагу»), другие военнослужащие. Безрезультатно. Я после той беседы доложил в политотдел о жалобе. Результата не знаю, но даже если в данном случае что-то решилось, в целом остроты проблемы это не снимало. Документы на представление постоянно возвращались, или где-то в штабах уровень награды снижался. С одной стороны, штабных работников можно понять – из подразделений шел поток представлений с описанием явно преувеличенных заслуг. И когда среди этих представлений приходила бумага правдивая, описание на высокую награду никак не тянуло – подчеркну: на фоне «липовых». Шутка такая ходила, что если суммировать всех душманов, которые поданы в представлениях как убитые, все население Афганистана должно было быть уничтоженным раза три.
И все же очень много боевых военнослужащих достойной награды не получили. Был у меня приятель, по поступкам – Маринеско Афганский войны. Вечно в боевых порядках влезал в самые горячие передряги, в самое пекло. Его представляют чуть ли не к Герою (по его словам, и к Герою тоже представляли). А он после боевых напьется, с кем-нибудь разве что не подерется, чуть дом не сжег – с сигаретой заснул и под ним матрас загорелся… Ну, представление и завернут. Но здесь хоть что-то понятно, хоть как-то можно объяснить!.. Казалось бы, частично вопрос можно было решить таким образом: медалью, скажем, «За боевые заслуги» мог бы награждать своим приказом командир дивизии. Насколько процедура упростилась бы!)
Старшина отвечает за бытовое обустройство. Мне, как старшине роты, хорошо помогает рядовой Виталий Мазепов.
(Результаты проверки библиотеки части).
Имеются книги по Афганистану – словари, разговорники. (Добавлю сегодня, задним числом: основу составляли пропагандистские брошюры по истории страны. Тогда они казались достаточно убедительными, и на том этапе играли свою роль агиток, но с точки зрения дня сегодняшнего – слабы и беспомощны). Есть литература на национальных языках СССР. (Я уже писал, что обеспечение библиотек литературой было возложено на ЦК ВЛКСМ, который переадресовал это поручение на ЦК комсомола республик. Как сейчас помню, что лучше всех это поручение выполняла Белоруссия). При библиотеке проводятся диспуты и обсуждения книг. Самый активный читатель прапорщик Иван Поляняка. Статистика: меньше других категорий читают старшие офицеры.
Библиотекарь – Крачко Дина Владимировна.
Старший сержант Бердыгалиев Жонскули Кузаирович. Казах из Оренбургской области, замкомвзвода. (Его рассказ).
Операция август 1986 года.
Приказ – взять «языка» из кишлака. Командир взвода – лейтенант Правдюк Андрей Андреевич.
Вышли на засаду. Группу захвата возглавил я, группу наблюдения младший сержант Капский, группу обеспечения младший сержант Абукаев.
Выдвинулись ночью, по темноте, пешком. Разместились по трем направлениям. Друг от друга метров 20. Ночь просидели. Под утро на тропу вышел душман лет 25, в коричневой одежде, белой чалме. (Дополнение. Было желание заменить «душман» на «афганец», но потом решил оставить. На войне любой человек на территории противника воспринимается как враг. В повседневной жизни солдаты и многие офицеры каждого афганца именовали только «душман» или «дух». А уж при выходе на боевые… Понятно, что так быть не должно, но это реалия войны). Я доложил по рации. Командир ответил: «Не брать!». Я понял, что он имел в виду, что он может быть просто дозорным, а за ним пойдут остальные. Мы его пропустили. И его взяли другие ребята, которые были сзади – Герасименко Евгений, Плиев Андрей, Сухарь Иван Иванович, Дульнев Сергей. Отправили на КП.
А первый боевой выход я совершил 6 марта 1984 года. Командир взвода старший лейтенанта Ермолин прикомандировал меня к разведроте как снайпера.
Вышли ночью. Сначала на броне, потом пеше. Шли целый день. А в 18 часов вступили в бой – «духи» переходили дорогу. Бой шел примерно полчаса, никто из наших не пострадал. Душманы отошли.
Хорошо действовал младший сержант Абукаев. Все операции прошел.
Очень хороший у нас повар – Анвар Мишархуджаев, родом из Ферганской области г. Хализа. Готовит хорошо и разнообразно.
(Следующая запись).
Командир роты старший лейтенант Анатолий Фридляндер, командир взвода старший лейтенант Уколов Владимир Викторович.
Хорошо действуют сержанты Куцый Владимир (медаль «За боевые заслуги») и Бахридин Мирзаев, рядовые Голованов Андрей, Верин, Бабаназаров Б.
Старшина прапорщик Вдовин Михаил, прибыл недавно, хорошо работает, на «гражданке» был бригадиром, общительный, заботится о солдатах.
Техник роты прапорщик Зарытовский Михаил, технику знает и любит, заботится.
Командир взвода старший лейтенант Игорь Малюк.
Отличные механики-водители танка рядовые М. Туйчиев и М. Данилов.
(Следующая запись).
Танковый полк.
Хорошо служат: старший сержант Шафиев З., младший сержант Бенчиле Федор, Рузикулов (исключительно хороший человек), Кахларов Отабек, Чиркин Игорь, Тыцык Николай. Командир взвода обеспечения прапорщик Тарасов Сергей, хорошо справляется с обязанностями, честный хороший человек, инициативный.
Рядовой Дмитраки из Фрунзе, водитель «Урала». Машину содержит отлично. Водит тоже. На трассе знает каждый поворот, каждую рытвину. Учит рядовых Сорокина Анатолия и Топылина Виктора.
Начальник штаба майор Погодаев Михаил, зампотылу майор Сухов Вячеслав Иванович.
(Следующая запись).
Сторожевая застава №14. 16 человек, 3 БТРа.
Начальник лейтенант Кудрявцев Виталий Юрьевич, командир взвода лейтенант Кулик Дмитрий Степанович.
Заместитель командира взвода сержант Виктор Моторный.
Рассказ Кудрявцева.
Оба деда воевали в Великую Отечественную. Дед по матери погиб под Ленинградом, был танкистом. Дед Павел Александрович был подводником, воевал на Дальнем Востоке против Японии. Много наград. Отец всегда ставил их мне в пример.
Окончил школу в Орджоникидзе. И сразу поступил в Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Еременко, закончил его в 1984 году. Считаю, что быть офицером – самая мужская профессия. По выпуску из училища женился. Дочери Кристине скоро будет годик. Есть еще старшая сестра Елена, мастер спорта по гимнастике.
Попал служить в Закавказье. Написал рапорт, чтобы направили в Афганистан. Писал рапорт вместе с другом – лейтенантом Ибрагимом Купаловым. Вместе попали сюда в 12-й полк.
Недавно из минометов обстреляли недалеко от Адраскана. Пришлось сразу возвращаться. Наша главная задача – контролировать трубопровод. (Дополнение. Труба, по которой поступало в Шинданд топливо, тянулась вдоль трассы). Душманы трубу часто простреливали, а потом устраивали засаду. Так погиб рядовой Ишонов Алим. Посмертно его наградили орденом Красной Звезды. Его именем назван БТР.
Каждые два часа мы объезжали трассу в районе ответственности. Этим занимается Патрульно-аварийная команда (ПАК). Едем на двух БТРах. Хороший водитель рядовой Димитрий Манижашвили по прозвищу Биджо. Наводчики постоянно за пулеметами, на пулемет установлена «Луна». (Дополнение. «Луна» - это излучатель для приборов ночного видения). Так в ночное время удобнее вести огонь. Мы уже знаем, где чаще происходят диверсии на трубе.
В местах, где пробита труба – или лужа, или фонтан или запах. Когда БТР выходит на объезд, сразу выходит на связь. Следует отметить сержанта Фуата Муртазина, когда он выходит на трассу, постоянный доклады, все нормально проходит. Если следует доклад, что на каком-то участке прорыв трубы, выходит второй БТР, обычно сержант Виктор Моторный, рядовой Василий Токарчук. Один БТР прикрывает действия второго, чтобы никто посторонний не подошел. Однако часто места, где сделаны пробоины, минируют. Поэтому прежде чем начинать восстанавливать трубу, ее стаскивают в места «кошкой». Заменяют поврежденный участок обычно Орли Мочевузов и Сенотрусов. Им помогают Хасан Абрегов и Андрюс Дамейка. Бывает, что по 30-40 труб пробивают. Тогда приходится вызывать роту из Адраскана.
В прошлом году был большой пожар на Черной горе – за 10 км было видно. Справились.
В дневное время выставляется два выносных поста. Отработана система сигналов. Длинная очередь – тревога. Сработала «сигналка» - три одиночных выстрела. (Дополнение. Тут требуется несколько пояснений. Топливо качалось по трубопроводу не постоянно, а строго по времени. Давление там было высокое, потому прокачка осуществлялась быстро. Топливо у местных жителей ценилось очень дорого. Поэтому пробивали трубу не только в качестве диверсии, но с целью поживы. Пробьют стенку, больше разольется, чем нальется в канистру или в ведро – напор-то огромный! Поэтому на входе в трубу стояли датчики – как только давление падало – что неизбежно при пробоине, срабатывали механизмы, и подача топлива прекращалась. Сами же трубы было не цельно-сварные, а свинчивавшиеся из отдельных фрагментов. ПАК быстро менял поврежденный участок на новый. Одним из путей борьбы с этими «экономическими диверсиями» было заключение договоров с жителями кишлаков, что мы берем обеспечение их топливом, а они гарантируют целость трубопровода в своем районе. Какое-то воздействие это оказывало, но диверсии продолжались. Причем трубопровод нередко просто простреливали из пистолета или автомата, в этом случае нередко получался пожар. Было видно, что где-то на обочине возле трубы огромное выгоревшее пятно – значит, пожар был).
Сначала, когда приехали на это место, картина была мрачной. Обустройство было слабое. Пыль, грязь, запущено… Собрались, поговорили между собой. «Нам здесь жить. Ждать, что что-то откуда-то привезут – бесполезно. Надо делать самим». И взялись все делать сами. Народа мало, но два-три свободных от дежурства солдата и я – работали. Все тащили на «точку» - глину, камень, старые скаты… Сначала выравнивали площадку – песком засыпали, камнем уложили, выровняли… Немного раствором забетонировали. По периметру выложили скатами старыми, их забутовали – защита получилась хорошая. Сверху натянули масксеть – тень появилась, легче жару переносить. Да и от пыли защита. Нашли старый списанный «движок», Манижашвили его отремонтировал, появился свет – все повеселели.
Работали все. Штукатурил стены Фейзули Аббасов, азербайджанец. Один все сделал, без помощников. Камни для бордюров обрабатывал рядовой Нарчибаев из Узбекистана. Ленкомнату оформлял Телла Юлдашев, тоже узбек. На «гражданке» он был дорожником, тут сам вызвался оформить Ленкомнату, а сейчас у нас работает поваром. Все делали с выдумкой. Моторный и Лобанов сделали оригинальные стенды, сами разрисовали. Плафоны сделали из корпусов трофейных итальянских пластмассовых мин…
Сейчас готовится к замене сержант Моторный. Хорошо знает обязанности, добросовестно относится к ним. На него можно положиться в полной мере. Сам патрулирует. Владеет всеми видами оружия. Поддерживает командиров во всем. Когда я только приехал, он собрал солдат, поговорил с ними, что опыта у меня мало, помогать надо, потому что все вместе тут служим, и полагаться друг на друга надо. Он сам вызвался самостоятельно сделать каптерку, чтобы оставить в подразделении память о себе. В общем, неравнодушный человек. Судьба как распорядилась! Он предложил подменить Имонова, сел за руль БТРа, а Имонова убило – он сидел сзади на броне…
Лобанов молодой солдат. Повар хороший. По гражданской специальности теплотехник. Очень добросовестный. Грамотный, сам предлагает помощь товарищам. Любая работа у него спорится. Был случай, когда рядовой Мамедали Нарчибаев забыл вовремя доложить о состоянии дел на посту. Лобанов подсказал ему, хотя в его функции это не входит. Но для него такого понятия – мое дело или не мое, все воспринимает как свое.
Молодой водитель рядовой Игорь Елисеев. Молодой-то молодой, а уже лучший водитель! И техника в образцовом состоянии. Он даже обижается, если офицеры выезжают на трассу на другой машине, а не на его – он считает, что у него лучшая… У него какое-то время из дома писем не было, так командир написал родным, попенял, что на войне солдату письма нужны…
Командир отделения сержант Муртазин Фуат Галимжанович (его рассказ).
Бой в Герате. Пошли с командиром взвода старшим лейтенантом Климчук Андреем. Вечером душманы должны были уходить из кишлака через дорогу. Мы устроили засаду в развалинах. Через час они пошли.
Меня учил сержант Седанов Владимир. Отлично воевали сержант Баретько Андрей (медаль «За отвагу»), Мажесов Александр («За боевые заслуги»).
Сейчас хорошо служит рядовой Андрюс Домейка, литовец из Каунаса. Также Андрей Андреев.
В ноябре 1985 года в Кандагаре ходили на проческу кишлака. Командир батареи капитан Одновол, младший сержант Гоначенко Сергей и я. Был тяжелый бой с отрядом, который состоял только из женщин. Одеты в мужскую одежду. Дерутся очень сильно.
Комсомольско-молодежный субботник, посвященный 68-й годовщине ВЛКСМ.
Митинг открыл замполит подполковник Орешкин Николай Васильевич.
Подняты флаги: СССР (старший лейтенант Зубрицкий В., орден Красной звезды; младший сержант Бедрицкий В., медаль «За боевые заслуги»; рядовой Мищенко Н.В., Знак ЦК ВЛКСМ «Воинская доблесть»), УССР (прапорщик Юзюк И.М. (медаль «За отвагу»).
Выступили: капитан Иванчин Г.В., рядовой Юревич Ю.М. (механик-водитель, кандидат в члены КПСС, медаль «За отвагу»), рядовой Чередниченко А.В. (наводчик, кандидат в члены КПСС, медаль «За боевые заслуги»), рядовой Давыдов О. (молодой солдат).
Старший лейтенант Иванчин представлен к ордену Красного Знамени.
Отмечен прапорщик Бехтерев Николай Васильевич, секретарь бюро комсомола артдивизиона.
Комментарии
1.Бисмулла-туркмен. Лично убил несколько десятков “шурави”. Банда не более 13-15 чел.
Укрылись в подземелье. Через вентиляционное отверстие уничтожены гранатой Ф-1. Исполнитель - офицер (к-р РВ МСБ) в дальнейшем ушел в МСР зам.командира. Посчитал работу разведки “грязной”, не гуманной. Бог ему судья.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: