23 июля 2008 12:11
Автор: Владимир Шарлот (г. Новокуйбышевск)
Во главе государственной комиссии. – Водитель Алексей Коновалов. -Звонок Байбакова. – Марфин. - И снова Сафразьян
Анатолий Евгеньевич работал главным инженером завода им. Менделеева, когда поехал принимать в эксплуатацию Новокуйбышевский НПЗ. Это было ранней осенью 1951 года.
Гореченков и Альтшулер встретились в небольшом директорском кабинете, как старые знакомые. Гореченков подвел будущего «главного» к плану завода, нанесенному на большой лист ватмана. Многие из квадратиков и прямоугольничков еще не были заштрихованы - здесь предполагалось размещение еще не пущенных объектов второй очереди, в том числе и масляного блока. Короткой беседы оказалось достаточно для того, чтобы Анатолий Евгеньевич представил себе размеры будущего гиганта нефтепереработки. «Да, это тебе не менделеевский завод», - подумал он со смешанным чувством зависти и восхищения.
Через полчаса вместе с членами государственной комиссии Альтшулер отправился знакомиться с работой действующих установок. Комиссию сопровождали руководители строительно-монтажных организаций. Наметанным взглядом председатель замечал недостатки- открытые лотки и траншеи, кучи неубранного мусора, неизолированные трубопроводы, тут же отдавал распоряжения. Это было то, что бросалось в глаза.
Сложнее было докопаться до причин неритмичной работы отдельных установок, отсутствия средств автоматики там, где она должна быть, порой низкого качества продукции, сильного запаха бензина в насосных и т. д. Эти вопросы требовали специального изучения, и Анатолий Евгеньевич затребовал проекты основных объектов первой очереди. С горечью убедился в том, что «привязаны» установки, запроектированные много лет назад и не соответствующие современным требованиям.
Альтшулер понимал, что после приемки завода в эксплуатацию на многих из них придется в срочном порядке менять отдельные узлы оборудования, переделывать технологические схемы, устанавливать на материальных потоках расходомеры и другие приборы. Гореченков был согласен: да, это придется делать, ибо в проекты было заложено много устаревших решений. Можно ли было мириться с низким октановым числом бензина? Или с использованием в качестве топлива для печей не мазута, а … дров, со сжиганием на факеле тысяч тонн ценнейшего углеводородного сырья? К сожалению, устранение этих и других недочетов было делом будущего. Ведь на многие вопросы еще не нашла ответов современная наука, отсутствовали необходимые технологии, законодательная база была несовершенна, в том числе и в обеспечении экологической безопасности человека и природы.
Бензин уже шел в продуктовые резервуары, и его нужно было показать министру Байбакову.
Эту задачу на себя взял Анатолий Альтшулер.
Мне нужно было как можно больше узнать о моих будущих героях. К кому я должен был обратиться, чтобы собрать максимум информации о них? К архивным источникам? Но там хранится лишь скупая информация об их деятельности. К тем, кто работал рядом с ними, чьи кабинеты находились поблизости? Но они могли знать моих героев лишь как производственников. К тому же таких людей почти не осталось в живых. К родственникам? Но они знали моих героев лишь в домашней обстановке.
А я искал того, кто денно и нощно находился рядом с Гореченковым и Альтшулером, кто всегда сопровождал их в критических ситуациях, тот, без которого они не могли обойтись, кому безгранично доверяли и доверялись.
И я нашел такого человека. Им был водитель Алексей Коновалов, отец генерального директора НПЗ Андрея Коновалова. Он рассказал мне очень много об этих выдающихся руководителях, с которыми часто находился в неформальной обстановке, дополнил то, о чем поведали мне их сыновья. Алексей Андреевич Коновалов и сейчас еще живет в том доме на
ул. Кутузова, на втором этаже которого некогда проживал Анатолий Альтшулер.
Алексей Коновалов родился в марте 1927 года в селе Ломовка Пестравского района. Здесь и учился до 7-го класса. Но в жизнь ворвалась война. Мужчин забрали на фронт, а учащихся стали обучать на трактористов – сначала в машинно-тракторной станции, потом в училище механизаторов в Обшаровке. Алексей освоил трактор ХТЗ, а потом и «Сталинец-65». Вернулся в свою МТС, трудился в бригаде, занимал первые места в социалистическом соревновании, за что и награждался 15-летний парнишка. Вручили как-то десяток метров атласной материи. Что с ней делать? Подарил двоюродной сестре. Так и работал трактористом года три.
А в ноябре 1944-го направили трудолюбивого и смышленого Алексея Коновалова в минометное училище. Вышел он из него младшим сержантом. А тут и войне конец.
Войне-то конец, а служба только начиналась. Сержант Коновалов получил назначение в 14-ю воздушно-десантную бригаду. Здесь обучали саперному делу, тренировали в прыжках с парашютом. А отсюда – в учебный воздушно-десантный полк под Москвой, в Звенигород. Казалось, все, это последнее звено в военном обучении. Но нет. Двадцать пять лучших бойцов, и Алексея в их числе, направили в воздухоплавательный отряд.
Коновалов служил механиком на дирижабле. Демобилизовался только в 1951 году. И вернулся ветеран Великой Отечественной войны с благодарностями и другими наградами в родную деревню. Здесь и услышал о большой стройке в Липягах.
Но сначала Алексей Коновалов оказался в г. Горьком, куда переслали в военкомат его документы. Там и познакомился со снабженцем из поселка Ново-Куйбышевский. Тот сказал:
- Надо перегнать «Победу» с Горьковского автозавода для Гореченкова.
- А кто такой Гореченков?
- Директор строящегося нефтеперерабатывающего завода. Возьмешься?
- Я – водитель первого класса, стыдно не взяться.
Горьковский завод заключил с Алексеем трудовое соглашение, и Коновалов повел новенькую «Победу» в поселок Ново-Куйбышевский. Шел апрель 1951 года.
Гавриил Иванович Гореченков сам осмотрел прибывшую машину, проверил дверцы, заглянул в салон. Сделано все аккуратно, машина в отличном состоянии, хотя путь был не близок. Поговорил с водителем и неожиданно предложил:
- Давай, солдат, к нам на завод! Общежитием обеспечим.
Алексей стал оформляться. Начальник отдела кадров НПЗ Николай Алехин написал записку коменданту – и вот водитель Коновалов в мужском общежитии на ул. Белинского. На следующий же день его направили на 116 км, где жили с семьями директор Гавриил Гореченков, секретарь парткома Александр Пильщиков, заместитель директора строящегося НПЗ Николай Камаев и другие руководящие работники предприятия.
Официально Алексей Коновалов был закреплен за Камаевым, но возить на «Победе» приходилось и директора, и главного инженера, и других ведущих специалистов. Так что рабочий день водителя был заполнен до отказа. Приходилось срочно выезжать ночью. Но машина всегда была наготове, в исправном состоянии в гараже рядом с общежитием, где жил Коновалов.
Месяца три провел здесь Алексей, а потом дали ему квартиру на ул. Кутузова.
Алексей Андреевич вспоминает:
- Гавриил Иванович был немногословным, но душевным человеком, очень внимательным к тем, с кем работал. Меня он и обул, и одел. А было это так.
Я возил директора и других работников заводоуправления со 116 км через Криушу по маленькому мосточку в районе платформы 105 км. Другой дороги тогда не было.
Едем как-то в июне-июле, а перед нами идет ЗИС-5 с сеном. Жарко. И вдруг сено загорелось. Водитель остановил грузовик, схватил ведро и бросился тушить пламя водой из речки. В этот момент мы как раз подоспели.
Я в гимнастерке, сапогах выскочил – и бегом к грузовику. Вскочил в кабину, дал «газ» и загнал его в Криушу вместе с сеном. А то ведь, не ровен час, и мосток мог загореться!
Пожар потушили.
«Молодец, солдат!» - только и сказал Гореченков. На следующий день едем той же дорогой с Камаевым и Гореченковм. Гавриил Иванович и говорит: «Ты что, служивый, так и ходишь в этой гимнастерке? За столько лет поистрепалась вся! Сапоги видали виды. Езжайте с Камаевым в мастерскую, закажите костюм, пальто».
Поехали мы в мастерскую. Потом одежда оттуда на склад поступила. Там все и выдали мне как положено. Костюм бостоновый, хороший, пальто осеннее. А потом и спецовку дали.
Алексей Коновалов женился на девушке Тоне. Антонина Федоровна 35 лет отработала в газете «Знамя коммунизма», была машинисткой высочайшего класса. Могла печатать материал, не глядя, и одновременно разговаривать.
Алексей Андреевич и повез Альтшулера в аэропорт в Смышляевку (аэропорта в Курумоче тогда еще не было). С собой Анатолий Евгеньевич вез тщательно закупоренную литровую бутыль с новокуйбышевским бензином. Но хоть закрыта она была крепко, но пахло сильно.
Сопровождал Альтшулера работник КГБ Петров – нужно было получить разрешение спецслужб на провоз в самолете легковоспламеняющейся жидкости, которая к тому же источала далеко не приятный запах. Провоз в виде исключения разрешили.
Первым же рейсом Альтшулер вернулся обратно. Теперь нужно было включаться в напряженную инженерную работу. Что и было сделано.
Перспектива совместной работы устраивала и Гореченкова и Альтшулера уже хотя бы в силу близости их взглядов и устремлений. Для каждого главным было дело. Оба отличались настойчивостью, невероятным трудолюбием, потому что сами были во многом первооткрывателями и первопроходцами, творцами новых технологий, оба смело ломали старые нормы и не боялись брать ответственность на себя. Это были два богатыря на поприще нефтепереработки. Третьим был Иван Игнатьевич Миронов.
После того, как был подписан акт госкомиссии о приемке завода в эксплуатацию, Гореченков предложил Анатолию Евгеньевичу остаться на предприятии главным инженером.
- Я согласен, но с одним условием, - ответил Альтшулер.
- С каким же?
- Мне нужно будет время, чтобы съездить защитить кандидатскую диссертацию.
- Это разве условие! – улыбнулся Гавриил Иванович.- Наука – великая сила, нам без нее на заводе никак не обойтись.
Казалось, теперь Гореченков мог вздохнуть спокойно. Но не тут-то было!
Авиации не хватало высокооктанового бензина. Для его получения впервые в СССР вводились установки каталитического крекинга, в том числе и на Новокуйбышевском заводе. Для них требовался новый катализатор. Ночью Гореченкова разбудил звонок из Москвы. Министр нефтяной промышленности Байбаков говорил коротко:
- Вы недооцениваете значение нового производства. Примите меры к вводу катализаторной фабрики в течение одного - двух месяцев. Для оказания помощи направляю Сафразьяна.
Дела на строительстве установки катализаторного производства действительно шли медленнее, чем хотелось бы. Гавриил Иванович отправился к Миронову. Единственное, что мог посоветовать директор в этой ситуации - ввести третью смену на стройке, человек четыреста.
С Мироновым Гореченков встретился на строительной площадке. Иван Игнатьевич уже был в курсе: ему тоже звонил рассерженный министр.
- Давай советоваться, - сказал он директору. – Битумная установка, вспомогательные объекты той же фабрики у нас не «горят»? Верно-то аль нет? Отсюда и снимем людей.
Они медленно шли в сторону битумной установки. Гореченков неопределенно пожал плечами:
- Но это от силы человек двести.
- Знаю. Главное – в другом. Был у меня два дня назад Марфин, светлая головушка. Эх, жаль! – вдруг сказал Миронов, отшвырнув попавшийся по дороге кирпич.
- Чего жаль? Не пойму я тебя.
- Да то жаль, что Марфин раньше сюда не приехал. Умен, изобретателен, столько строек повидал. Знаешь, как птица, взлетая, крылья расправляет? Так и он...
- Что это тебя, Игнатьич, на лирику потянуло? Не замечал раньше за тобой!
- Замечал - не замечал, разве в том суть? Важно, что человек истинно на своем месте. Про каждого этого не скажешь. Иной и степеней ученых, и должностей высоких достиг, а все равно не на месте. Да, так вот Марфин предлагает создать что-то наподобие монтажно-пусковой бригады. Включить в нее специалистов экстра-класса и бросить _в начало технологической цепочки катализаторной фабрики. Так уже было на строительстве первой очереди.
- А что? Дельная мысль, - сказал, подумав, директор завода.
Но Миронов знал: чтобы осилить внезапно выросший, как ком снега, объем работ, этого мало. И он собирался применить испытанный метод: пойти к людям и объяснить положение, рассказать о важности предстоящего наступления. Так делал он, политрук, на Курско-Орловской дуге, так сделает и сейчас. И Карнейчик тоже пойдет в бригады. И другие руководители. И комсомольские вожаки. И будет результат, на который они рассчитывают.
Они шли, споря и соглашаясь друг с другом, пересыпая речь шуткой и острым словцом. Но за этим напускным спокойствием скрывалось глубокое внутреннее напряжение: каждый из руководителей глубоко осознавал всю меру своей сопричастности большому делу, которое вершилось.
Навстречу попался Марфин. Крупно шагая, он на ходу сосредоточенно думал о чем-то.
- Василий Иванович! - окликнул его Миронов.
Марфин остановился. Он был одного роста с Мироновым, плечистый, в серых брюках, в рубашке полувоенного покроя. На светлом и открытом лице с умными, внимательными глазами выдавался крупный нос, особенно заметный над тонкими длинноватыми губами. Редкие коричневые волосы на голове.
-Ты насчет ударной бригады говорил, - сказал Миронов. – Мы сейчас с Гавриилом Ивановичем об этом рассуждали. Он поддерживает. Короче, принимается предложение. Не забудь про сантехников и электриков. Можешь начинать. А кроме того…- Иван Игнатьевич посмотрел на часы: девять утра. – А кроме того, сними, сними всех людей с битумной… - Он перечислил объекты. - Отправь отдыхать. Пусть выходят в третью смену, на катализаторную. Освещение есть на площадках? Хорошо. Назначь ответственных. На окончание всех работ – сорок пять дней.
Марфин записал что-то в блокноте и отправился на битумную.
Проводив Марфина взглядом, Миронов тронул за рукав Гореченкова:
- Надо бы кого-то от завода закрепить.
- Главный инженер Тихонов устроит? Вот и отлично. За ним – техническое руководство строительством, доставка оборудования.
- Рассказывал мне как-то Дед, как ты эшелон встречал.
- Жаловался, что ль?
- Нет, не такой он человек, чтоб жаловаться. Сказал только, что молчун ты.
- Да и он не больно разговорчив. А вообще-то мудрый водитель у тебя. Философ.
- Водителю без философии нельзя. Он с ее помощью таких, как мы с тобой, постигает.
- Что же, пусть постигает. Сбил ты меня, а я ведь тоже кое-что придумал. Помогу тебе эксплуатационниками. Они, конечно, не строители, но с подсобными работами справятся. Мусор уберут, стройматериалы поднесут. Дело для них, думаю, найдется.
Расставшись с Гореченковым, Миронов отправился к Карнейчику: что-то не ладилось с молодыми специалистами. Цапаев старался вести машину аккуратно, но порой ее встряхивало на ухабах и выбоинах, которых на дорогах стройки бывает предостаточно. Надо бы подготовиться к разговору с Сергеем Константиновичем, а в голове почему-то вертелись мысли о Марфине. Трудовую биографию его Миронов знал еще до встречи с ним.
Василий Иванович закончил политехникум, а в 1931 году - Московский институт инженеров транспорта. Строил нефтеперерабатывающие заводы. И не в одном месте. Их география - вся страна. Затем стал управляющим трестом № 1 Главнефтезаводстроя. Отсюда в числе немногих специалистов Марфин по приказу Байбакова и был направлен на строительство Новокуйбышевского завода. В 1948 году Василия Ивановича наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Возвращаясь поздним вечером от Карнейчика, Миронов опять заметил вдалеке плечистую, сутуловатую фигуру начальника третьего управления. Тот осматривал фундаменты, траншеи, что-то помечал на ходу в блокноте. «К завтрашнему дню готовится», - догадался Иван Игнатьевич.
Мало кто знал, что на плечах Василия Ивановича лежал нелегкий груз домашних забот. Трое детей, а жена прикована тяжелым недугом к постели. Миронов знал об этом, знал и о том, что Марфин не позволяет себе передышки. И даже когда сам был болен, все равно шел на стройку. Болезнь, считал Василий Иванович, не дает ему права отсутствовать на работе. А еще рассказывали про Марфина, что был он прежде страстный охотник, любил до самозабвения художественную литературу, особенно Льва Толстого.
И верно, часто до поздней ночи горел огонек в квартире Марфина. Да только те, кто ближе других сошелся с Василием Ивановичем, утверждали, что читал он в долгие вечера не художественную литературу, а техническую, и все больше по строительству. Было у Марфина великое множество всяких справочников и руководств, им он и отдавал свое свободное время. А роман или повесть — это в редкий час, это что-то вроде награды самому себе, когда нет ничего срочного. Но случалось такое редко.
Миронов пошел вслед за Марфиным. Василий Иванович услышал шаги, обернулся, остановился в ожидании Миронова.
- Дети-то как? - поинтересовался Миронов.
- А ничего. Старшая, Александра, в мединституте учится. Галя и Борис - в школе. Обещал младшим велосипеды купить. Надо как-нибудь в Куйбышев съездить. Правда, говорят, они редко бывают.
- С квартирой все в порядке?
- Да.
Марфин приехал в апреле 1950 года, жил сначала в гостинице. Потом привез семью, и они поселились в одном из первых коттеджей.
- Шел бы домой, Василий Иванович.
- Скоро пойду. Борька ждет, страсть как любит в шахматы играть.
Миронов пошел к своей машине, зная, что Марфин долго еще будет бродить по опустевшей площадке, а вечером, придя домой, проверит у детей уроки, приготовит обед на завтра и только тогда прикорнет на несколько часов.
На другой день, как и обещал Байбаков, на стройку уже под вечер вновь прибыл Сафразьян. Сердитого Леона Богдановича сопровождали Гореченков и Карнейчик.
- Здесь почему никто не работает? - ткнул Сафразьян пальцем в сторону недостроенного здания.
- Электроподстанция, — пояснил Гореченков - Ввод будущего года, сняли людей на катализаторную.
- А там почему тьма египетская? - кивнул на неосвещенные приземистые емкости.
- Это - битумная. Подождет.
- Так, так, - пробурчал Леон Богданович. И неожиданно - Карнейчику: - Когда итоги подводишь, парторг?
- Каждую смену, Леон Богданович. Три раза в сутки.
- Хорошо. Очередные итоги - в моем присутствии. А сейчас посмотрим, хватает ли механизмов для монтажа оборудования.
В тот раз Сафразьян задержался в поселке дольше обычного. Побывал и в жилом городке, придирчиво осмотрел каждый дом.
По просьбе Гореченкова архитектор Слободяник запроектировал в нескольких кварталах коттеджи со всеми удобствами для приглашенных специалистов. Это, считал Гавриил Иванович, закрепит кадры на заводе.
Побывал в коттеджах и Леон Богданович. В одном из них заметил на кухне два водопроводных крана. Спрашивает Гореченкова:
- Вы что же, в каждую квартиру такого домика подводите горячую воду и канализацию?
Обрадовался Гавриил Иванович такому вниманию со стороны высокого начальства, отвечает.
- Да, Леон Богданович.
- Да где же мы средства возьмем на такую роскошь? Туалеты ставьте во дворе. Пока нет денег. - Сказал, как ушатом холодной воды окатил.
Никаких доводов Сафразьян и слушать не захотел. Однако проект был утвержден, и… осталось все, как было в проекте. Хозяйки потом только спасибо строителям говорили.
Как ни мрачно был настроен Леон Богданович, но после знакомства с ходом строительства и срочно принятыми мерами отошел. Понял, что здесь знают цену слову «надо». И уехал успокоенный.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: