20 октября 2008 12:55
Автор: Трофим Тулупов
О разделении Русской Церкви (Полемический очерк) (В авторской редакции) XI
Отмена празднования Пасхи вместе с иудеями.
Факт отмены празднества Пасхи вместе с иудеями, т. е. в один день, и с заменою этого празднества днем воскресным, факт, конечно, не оспорим. Но приводить этот случай в оправдание реформ патр. Никона ни в коем случае нельзя, на том простом основании, что древняя церковь отменила празднование Пасхи вместе с иудеями, не потому, что так захотелось святым отцам, а потому, что это был вовсе не апостольский обычай, а обычай еретический.
И вот этот-то обычай еретический св. древняя Церковь и отменила, заменив его обычаем православным, заповеданным самими св. апостолами. В 7-м правиле св. апостол говорится: "аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия со иудеями праздновати будет, да будет извержен от священнаго чина" (7-е прав. св. апостол), Следовательно, празднование Пасхи с иудеями было вопреки апостольскому законоположению, и этою отменою св. древняя Церковь ничего новаго в область церкви не вводила, а только утвердила древнее предание церковное. Св. Афанасий Великий говорит: "Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве и совершали Пасху с иудеями" (твор. его, часть 3, стр. 109, изд. 1883 г.).
Отсюда ясно, что первый вселенский собор отверг не апостольский, а погрешительный обычай, бывший вопреки апостольскому законоположению о праздновании Пасхи. А что он установил праздновать Пасху в воскресенье, то этим не ввел новшества, а только, повторяю, подтвердил древний апостольский обычай, истинное апостольское предание, так как апостолы установили в неделю "Пасху праздновати" (Барон. лето Господне, 1676 г. ч. 2). Имея в виду изложенное, может-ли быть основанием для зашиты реформ Никона вышеуказанный церковно-исторический случай?
Да, конечно, нет, нет на том основании, что там отменен был обычай не христианский, а еретический, противный установлению апостольскому. Никон же своею реформою как раз сделал наоборот, упразднив святые древние чины и обряды, заменив их новыми не существовавшими дотоле в православной Церкви. Следовательно то, что ввел бывший патриарх Никон своею реформою в область церкви, было не православнаго происхождения, а происхождения чуждаго православности.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: