14 ноября 2008 11:34
Автор: Трофим Тулупов
О разделении Русской Церкви (Полемический очерк) (В авторской редакции) XXV
Должно-ли преследовать и казнить за веру
Соборами 1666 и 1667 г.г. был установлен по отношению старообрядцев догмат о телесном озлоблении, т. е. говоря другими словами, установлено было соборне казнить всех тех, кои не послушают вышеозначенных соборов.
"Мы таковым приложим и телесныя озлобления", - говорит постановление собора 1666 г. Это постановление утверждено и собором 1667 г., как это видно из предисловия издателей "Деяния Московских соборов 1666 и 1667 г. г." (лист 11): "Итак, вот занесенное в самые акты собора 1667 года свидетельство о том, что вышеизложенныя постановления собора 1666 года утверждены во всей их силе, по букве и по духу, председательствовавшими на соборе 1667 г. тремя патриархами". Кроме того, в книге "Камень веры", изданной синодом в 1737 году, утвержден "Догмат о наказании еретиков, ново от церкви святыя отторгающихся", где говорится, что: "еретиков достойно и праведно есть убивати" (стр. 1067) (тоже самое можно видеть на стр. 1069-70 и 71).
Чтобы оправдать это преступное деяние своих предков, миссионеры указывают на св. Иоанна 3латоустаго, преп. Иосифа Волоколамскаго, Стоглавый собор, св. Льва Катанскаго, сжегшаго волхва Иллиодора, св. ап. Петра, убившаго Ананию и Сапфиру и на толкование 27 прав. Кормч. Аристина. Приводя это в оправдание, миссионеры, очевидно, не знают того, что пользоваться или, говоря другими словами, руководствоваться частными случаями, которые были в истории Церкви, не должно. Спаситель Христос во св. Евангелии не велел их брать в образец. Например, когда св. апостолы Иаков и Иоанн, пылая ревностью Илииною, хотели вызвать огонь с неба для истребления нечестивых самарян, Христос запретил им (Луки гл. 9, ст. 51-56).
В другой раз, когда апостол Петр вынул меч из ножен и отсек Малху ухо, Христос опять осудил этот поступок апостола. Этими двумя примерами Христос решительно осудил насилие в делах веры. Так неужели возможно ссылаться на апостольские примеры, в зашиту гонений и казней, когда все это осуждено Самим Христом? Апостолы послушались Христа и насилием к Церкви никого не обращали. Св. Церковь на IV-м вселенском соборе единогласно определила: "по принуждению нет веры". Стоглавый собор нигде не узаконял гонения. Ссылка же миссионеров на Стоглавый собор, а именно на 71 правило Юстиниана царя неправильна. Рядом же с этим правилом приведено в Стоглаве и другое правило, которое гласит совершенно противное. Там сказано, что хулители Бога и безчинники в огне вечном мучимы будут.
Про Льва Катанскаго в Четьи-Минеи 20 февраля говорится: "Лев Катанский служил литургию. Волхв Иллиодор вошел в церковь и учинил при помощи волхования безчиние. Народ начал в церкви творить разныя безобразия, так что пришлось прекратить Божественную службу. Тогда св. Лев Катанский предложил волхву войти с ним на костер. Оба они вошли. Волхв сгорел, а св. Лев чудесным образом остался жив. Таким образом не Лев Катанский сожег волхва, а сила Божия".
Апостол Петр также не убил Анания и Сапфиру, а только пророчески предсказал им наказание Божие; об этом пишет блаженный Иероним (ч. III, стр. 338-339). Наказал-же их, как мы видим из Деяний апостольских Святый Дух. Толкование на 27 правило св. апостол, как и 67-е правило Карфагенскаго собора не проповедуют гонение, а только находят возможным обращаться к власти с просьбой защиты, когда еретики врываются в православный храм и безчинствуют; св. Иоанн Златоуст также решительно возставал против гонений. Так в томе II, на стр. 747-48, Златоуст говорит: "Я гоню, но не насилием, а словом; не еретики, но ереси".
"Церковь та истинная, которая гонения претерпевает, а не та которая гонит" (Книга о вере, лист 21 об.). Св. Иосиф Волоколамский, правда, оправдывал гонения, но против его возстала за это почти вся русская церковь, например: митрополит Даниил, преподобный Нил Сорский, преп. Максим Грек и др. Следовательно, голос Иосифа был не голосом Церкви, а частным. А о частных мнениях св. Викентий Лиринский сказал, что кем они не были сказаны, святым-ли, мучеником-ли, ученым-ли, относить их к ним лично и в закон не ставить. За них они лично будут давать ответ перед Богом. О воспрещении-же преследования и казнения еретиков высказались целый ряд свв. отцов и учителей Церкви (см. об этом подробно главу VI-ю настоящей книги).
Итак, вышеозначенный разбор миссионерских оснований по вопросу гонения и преследования в делах веры, достаточно ясно показывает, что приведенное выше основание г.г. миссионеров совершенно не оправдывает того антихристианскаго деяния, которое было совершаемо их предками по отношению тех лиц, кои оставались при своем убеждении в правильности и святости тех чинов и обрядов, которые содержала русская православная Церковь от времен князя Владимира до самаго патриаршества Никона. Гонения и преследования в делах веры есть страшное преступление против Христа и св. Его евангелия, оно есть прямое отрицание христианства. Поэтому, защищая это духовное преступление, совершенное иерархами господствующей церкви в XVII-м столетии, миссионеры таким образом идут в прямое противоречие своею защитою учению Самого Владыки Христа, св. апостол и св. отец.
Силясь, хотя-бы чем - нибудь оправдать этот кровавый догмат о "казнении", миссионеры обычно говорят, что старообрядцы были наказуемы за политическия преступления. Но достаточно взять деяния собора 1666 г. после чего, это уверение их разсеется само собою, как дым. В определении собора ясно и определенно говорится, что "телесным озлоблениям" должны подвергаться ослушники собора 1666 г. "хотя в едином чесом".
Преступление за староверами было лишь одно, что они твердо и неизменно держались преданий и установлений древней Церкви. Следовательно, не за ереси или заблуждения, не за сопротивление церкви или бунт против власти, нет, а за истинное церковное учение гнали страдальцев исповедников св. старины, - за следование постановлениям древней св. православной Церкви. И вот за это старообрядцев тысячами и даже десятками тысяч сжигали на кострах и срубах и подвергали их самым жестоким и утонченным пыткам. Страшно становится, когда вспомнишь эту мрачную картину жестокой действительности.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: