22 октября 2008 13:13
Автор: Дмитрий Семенов (г. Самара)
Кавалеры «Креста Георгия» (На конкурс "Служу народу и Отечеству" Героя Советского Союза В.В.Карпова)
Есть такое заезженное выражение – «этот день он не забудет никогда». Не хотелось бы обращаться к «штампам», но эти ребята действительно вряд ли смогут когда-нибудь забыть день, когда из рук президента страны они в числе других военнослужащих, отличившихся в ходе операции по принуждению к миру Грузии, получали государственные награды.
И пусть антураж церемонии оказался не совсем обычным - «георгиевским залом Кремля» стал на это время обычный армейский плац – торжественности момента это нисколько не убавило. Напротив, для всех тех, кто выстроился тогда в шеренге награжденных, кто сменил на время церемонии свои прожженные южным солнцем «камуфляжи» на такие непривычные парадные кители, именно этот день, пожалуй, точно останется в числе самых памятных в жизни…
Но до этого торжественного часа, до этого президентского рукопожатия были другие дни, другие ночи. Которые тоже – вряд ли теперь позабудешь. Для младшего сержанта Андрея Савельева, для рядовых Евгения Букалерова и Ростислава Барыбина - нынешних кавалеров знака отличия - Георгиевского Креста IV степени – отсчет тревожным суткам начался 8 августа, когда их роту связи 135-го мотострелкового полка вместе с другими подразделениями подняли ночью по тревоге и выдвинули на помощь зажатым под ураганным огнем миротворцам в Цхинвал.
Марш обещал быть недолгим: полк как раз завершал плановые маневры на территории Северной Осетии, а идти нужно было в Осетию Южную. Но уже на дороге, на подходе к Цхинвалу, российским военным было устроено первое огневое «крещение». Колонна попала в засаду усиленной диверсионной группы противника. Танки с опознавательными знаками грузинской армии попытались рассечь наши подразделения, расстрелять их огнем пушек, добить стрелковым оружием автоматчиков.
Не вышло. Нападение удалось отразить, а нападавших – уничтожить. Россияне действовали уверенно, хотя для подавляющего большинства военнослужащих это был их первый опыт участия в реальных боевых действиях.
Уже тогда пришло понимание, что это не учения. Это война. Именно в том бою у 135-го появились первые после расстрела миротворческого батальона боевые потери. Защищая группу российских журналистов, следовавших вместе с воинской колонной, геройски погиб заместитель командира полка по воспитательной работе майор Денис Ветчинов. Его фото вместе с траурными снимками двух других павших в боях за Цхинвал офицеров полка – старшего лейтенанта Сергея Шевелева, лейтенанта Артема Цинько и старшего прапорщикам Алексея Пономаренко – встречает сегодня всех, кто заходит в штаб части. Вечная вам память, ратники Отечества!..
В том бою бронетранспортер, который вел младший сержант Андрей Савельев, оказался почти в эпицентре событий. Огонь грузинской засадной группы пришелся по машине позади него. Мишенью гранатометчика мог оказаться и БТР Савельева. Следовавшие на броне люди спешились, рассредоточились, вступили в бой с земли. Андрей же остался за рулем боевой машины: в случае чего он готов был прикрыть своих оказавшихся без спасительной брони товарищей…
Сегодня тот бой, дни пребывания в «особом районе» вспоминаются ребятами уже без того напряжения, что было поначалу. Связисты 135-го после того, как часть вышла на указанные рубежи, выполняли свои непосредственные обязанности, обеспечивая бесперебойную радио- и проводную связь с постами, с командованием, с подразделениями.
Сказано, может быть, и просто: «непосредственные обязанности». А ведь даже не полигон, не учения, и уж тем более не пункт постоянной дислокации. Для каждого военнослужащего неизменным спутником здесь стал автомат с боекомплектом. Разматываешь катушку с проводом – за спиной «калашников», идешь в патруль – оружие также с собой. Связисты несли службу по охране и обороне мест дислокации, ремонтировали поврежденную аппаратуру, дежурили на коммутаторе, вели провода к местам выставления постов, обслуживали оборудование, обеспечивали работу радиостанций. В общем, весь спектр задач, которые присущи этому роду войск. Разве что с поправкой на условия, в которых пришлось оказаться. С поправкой на войну…
Сразу трое связистов 135-го полка за мужество и отвагу, проявленные в ходе операции по принуждению к миру, были удостоены знака отличия – Георгиевского Креста IV степени. Когда-то русские воины называли эту награду «Георгиевским крестом», по праву считая ее самым достойным знаком ратной доблести и отваги. Лишь относительно недавно «Георгий» - и солдатский крест, и орден Святого Георгия – был возвращен в наградную систему России. Указом президента Дмитрия Медведева в статус наград были внесены изменения. По сути, награждение солдат, отличившихся в ходе последних событий на Кавказе, стало первым применением Георгиевского креста в современной России.
Об этом, к слову говоря, можно догадаться и по номерам наград, которые глава государства вручал тогда военнослужащим во Владикавказе. У Евгения Букалерова знак отличия за номером 19, у Андрея Савельева – 32, у Ростислава Барыбина - 16. Первые кавалеры «Креста Георгия».
Ростислав и Евгений – ставропольчане, Андрей родом из оренбургского города Бузулук. Родные, конечно же, знают о награждении: репортаж из Владикавказа показывали все федеральные телеканалы. Сами ребята о том, что они убывают на Кавказ, домой не сообщали…
Простые семьи обычных тружеников: у Андрея отец работает в автомастерской, мама заведует детским садиком. У Ростислава отец – инженер-электрик, мама – повар. Евгений Букалеров воспитывался в детском доме. Но сегодня он уже сам глава семьи: не так давно женился, дочери полтора года. Маленький серебряный крестик с силуэтом Святого Георгия Победоносца для нее пока – лишь игрушка…
В разговоре с новоиспеченными кавалерами Георгиевского Креста из 135-го полка, услышал фамилии их сослуживцев, которые, по общему мнению, также быть достойны отмеченными государственными наградами. Это командиры отделений старшина Алексей Прокопенко и старший сержант Николай Троцкий, это радиотелефонист рядовой Александр Дубровин, это, конечно же, командир роты старший лейтенант Максим Опарин. Как сообщили корреспонденту «Красной Звезды» в штабе полка, список для награждения отличившихся военнослужащих сейчас готовится. В нем – фамилии самых достойных солдат, офицеров, прапорщиков.
Они выполнили свою задачу. Так же, как и все те воины российской армии, что дали отпор агрессорам, спасли целый народ от истребления и геноцида. Конечно, простым мальчишкам, которые в эти дни делали свою солдатскую работу, и тогда и сейчас далеко до высоких политических «материй». Их дело куда скромнее... Но одного отрицать нельзя: именно на плечах наших российских парней в выцветших камуфляжных «полевках» и пришел в этот многострадальный край мир. Пришел, чтобы остаться здесь навсегда.
На снимке: кавалеры знака отличия – Георгиевского Креста IV степени (слева направо), военнослужащие 135 мсп рядовой Евгений Букалеров, младший сержант Андрей Савельев, рядовой Ростислав Барыбин.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: