05 ноября 2008 14:47
Автор: Дмитрий Семенов (г. Самара)
На конкурс «Служу народу и Отечеству!» имени Героя Советского Союза В.В. Карпова
Огненный «бал» лейтенанта Титова
«С корабля на бал» - это как раз про него, про лейтенанта Максима Титова. И если «кораблем» были последние деньки его первого офицерского отпуска после окончания военного вуза, то «бал» - это принятое им спустя какую-то неделю первое боевое крещение под огнем грузинских минометов у села Хетагурово.
В первые дни нынешнего августа он только-только прибыл в Прохладненский гарнизон, в 135-й мотострелковый полк, куда получил назначение после окончания Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища. Лейтенант едва успел доложить о прибытии и о готовности принять дела и должность командира взвода – старшего офицера минометной батареи, как был направлен непосредственно к своему подразделению: оно в тот момент находилось на полигоне и принимало участие в учении.
В итоге вышло так: 1-го числа пришел в полк, 6-го – убыл в «поля» в Северную Осетию, а уже 8-го - отправился в Осетию Южную. В Цхинвал, куда спешным маршем прямо с войcковых маневров выдвинулись наши подразделения, направленные на помощь атакованным грузинскими формированиями солдатам и офицерам российского миротворческого контингента.
Минометная батарея, где служит Максим, практически с первых часов операции по принуждению к миру оказалась на передовой активных действий. Пускай и вне прямого соприкосновения с противником – у артиллеристов своя тактика. Но их работа как и всегда оказалась очень нужна нашим войскам.
Подразделение минометчиков участвовало в поддержке огнем наших воинских колонн, продвигающихся к объятому пламенем городу. На счету батареи – несколько уничтоженных объектов управления противника. Но и минометчикам досталось: во время огневого налета по позициям батареи погибли двое и получили ранения четверо военнослужащих. Сам Максим во время этого обстрела участвовал в отводе личного состава в безопасное место, обеспечивал эвакуацию вооружения и техники. Одним из разрывов оглушило и его самого…
На распределении в Екатеринбурге он сам выбрал для дальнейшей офицерской службы Северо-Кавказский военный округ. Хотя, наверное, можно было бы «поискать» места и поспокойнее. Тем более что ему, как «краснодипломнику», давалась определенная возможность выбора.
Но он предпочел СКВО. И не пожалел об этом. Даже после всех передряг, через которые ему и его сослуживцам довелось пройти в минувшем августе.
Максим, как совсем еще свежий выпускник военного вуза, многое сегодня невольно сопоставляет с тем, что ему предавали в училище, что объясняли, как настраивали на будущую службу. Конечно, не вся теория в реальности так же точно отразилась на практике. Скажем, в первый день ведения интенсивного огня их подразделение толком не успело оборудовать позиции. Попросту не оказалось времени.
- Стрелять начали практически сходу, - вспоминает Максим. – Нужно было обеспечить поддержку огнем, то есть как можно быстрее выставить минометы и начать стрельбу по заданным целям.
Из-за этого во время начавшегося огневого налета минометчикам пришлось в спешке подбирать для себя естественные укрытия, использовать условия местности, чтобы спрятаться от летящих мин. Эта же интенсивность боевой работы, необходимость постоянно поддерживать огнем пехоту, не позволила батарейцам и своевременно сменить свою позицию. Хотя военная наука необходимость такой периодической смены определяет: для того, чтобы противник не смог засечь наши позиции. В общем, многое теперь молодому офицеру предстоит «намотать на ус», сохранить в памяти, сделать своим личным боевым опытом.
В чем Максим благодарен своему вузу, который совсем недавно окончил, – так это в отличной боевой подготовке. По два раза в год, регулярно, курсанты ЕВАКУ выезжали на Адуйский полигон, где проводили свои полевые выходы, вели стрельбы. Кстати, выпускник Екатеринбургского военного вуза лейтенант Титов подготовлен не только как минометчик, но и как командир, способный организовывать стрельбу из гаубиц, реактивных систем залпового огня, других средств артиллерии. Максим благодарен всем своим преподавателям, и особенно - прошедшим боевые действия, ветеранам локальных военных конфликтов последних десятилетий. Моральный, психологический настрой, которые пускай даже подспудно давали своим курсантам – будущим командирам-артиллеристам - эти офицеры, очень пригодился лично Максиму в Южной Осетии.
- Был настроен на то, что сам вместе с подразделением могу попасть под обстрел, - говорит лейтенант Титов. – Хотя, не скрою, налет оказался неожиданным. Поначалу всем нам было, мягко говоря, «не по себе».
В том бою лейтенанта по-хорошему удивили действия подчиненного личного состава. Конечно, испытание не из приятных – попасть под бомбежку, под реальный, а не условный минометный обстрел. Но никто в той ситуации не спасовал, во всяком случае, никакой «повальной паники» не было. Все-таки военнослужащие батареи – не вчерашние мальчишки-призывники. Каждый на контракте по два с лишним года. Не по одному полевом выходу прошли, к звукам выстрелов точно привыкли. И когда случился огневой налет – парни не запаниковали. А ведя до этого огонь по целям, действуя в обстановке напряженного боя, - работали уверенно и профессионально. Почти также как и в свое время на полигонах, при отработке учебных задач.
Несколько военнослужащих этой батареи за отличия и личное мужество, проявленные при выполнении боевых задач в ходе операции по принуждению к миру, представлены к государственным наградам. Сержант Ярослав Шлейбер, старший наводчик минометного расчета, - к медали Суворова. Водители младший сержант Павел Кренев и рядовой Евгений Петик (получивший ранение при обстреле грузинской артиллерией наших позиций, но не покинувший своего подразделения) – к медали «За отвагу». Сержантов Антона Горькового и Сергея Белоусова – водителя и номера расчета – посмертно представили к ордену Мужества.
Оба военнослужащих вместе со всеми находились на огневой позиции, выполняли свои обязанности четко и профессионально, но, попав под шквальный огонь артиллерии противника, получили ранения, не совместимые с жизнью…
Максим благодарен, что ему выпало служить именно в этом подразделении. И не только потому, что теперь они все вместе «окрещены огнем», прошли испытание, серьезнее которого вряд ли вообще может что-то быть. Просто саму обстановку в коллективе Максим считает товарищеской, а отношения между старшими и младшими - наставническими. Скажем, когда он только собирался на полигон, с ним связался находившийся на тот момент в поле начальник артиллерии полка подполковник Николай Багрий. (Николай Антонович во время боев в Цхинвале получил ранение и сейчас находится на лечении в военном госпитале.
Офицер награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени с изображением мечей). Так вот подполковник подробно объяснил лейтенанту, как нужно добираться до полигона, что брать с собой. Может быть, такое наставническое внимание обусловлено тем, что оба офицера окончили одно и то же Екатеринбургское училище. Правда, начальник артиллерии полка – на 13 лет раньше. По иронии судьбы и подполковник, и лейтенант учились в Екатеринбурге в одной и той же 3-й курсантской батарее. Разве что с разницей почти в полтора десятка лет…
Максим хоть сегодня готов обратно в «особый» район, выполнять боевые задачи. Сразу после возвращения из Южной Осетии лейтенант позвонил родным в небольшой свердловский городок Новая Ляля, откуда он родом, успокоил отца с мамой, сообщил, что все у него в порядке, что он жив, здоров. Своей семьей этот молодой человек пока не обзавелся. Успеет еще, ему всего-то 22…
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: