24 марта 2010 17:23
Автор: Александр Колотило (г. Москва), полковник запаса, участник боевых действий
Контрибуцию платят… победители
Теперь бывшие эсэсовцы, эти кровожадные старички, числятся в национальных героях, а тех, кто принес мир всему Миру, оскорбительно называют «оккупантами». Контрибуцию почему-то платят не побежденные, а победители. Моральную, нравственную и историческую…
Лично я не упаду от приступа истерики в обморок, увидев во время празднования Дня Победы на улицах Москвы плакат фронтовой поры с изображением И.В. Сталина. Сейчас спорят – ходили или не ходили с его именем на устах наши бойцы в атаку. Кто-то говорит, что нет, он не ходил. Извините, а, может, он и не воевал?.. Да простят меня ветераны, но ведь не все ходили в атаку. Даже из тех, кто был на войне. Да и война-то у каждого была разная. У одного – на передовой, у другого – во втором эшелоне, у третьего – в трофейно-похоронной команде, у четвертого – в запасном полку, у пятого – вообще в глубоком тылу. Например, кто-то работал в паспортном столе. И таких тоже было немало. Их потом тоже приравняли к тем, кто воевал на передовой. Помню, у нас в поселке фронтовики возмущались по поводу одной паспортистки: «И пороха не нюхала, сидела в тылу. Но куда денешься, относилась к НКВД. А теперь выступает в школах, рассказывает о войне…».
Впрочем, разговор не об этом. Нельзя умалять заслуг никого из ветеранов – каждый ковал Великую Победу на своем посту – и на фронте, и в тылу. А вот за всех говорить, что они, «все», не ходили с именем Сталина в атаку, по-моему, все же не стоит. Мой отец мне рассказывал иное. Да, бросаясь на врага, кричали русское «ура», матерились отечественным трехэтажным, кто-то, получив ранение, орал от боли, кто-то – со страху, но поднимались в атаку именно с теми самыми словами: «За Родину, за Сталина, вперед!»
В канун 65-летия Великой Победы изображения Иосифа Сталина собирались разместить в Москве, о чем не так давно заявил мэр города Юрий Лужков на заседании столичного правительства.
И тут разгорелись самые жаркие споры между почитателями бывшего Верховного Главнокомандующего и его ненавистниками. Однако вчера уже появилась информация о том, что оргкомитет 65-летия Победы не планирует тиражировать образ Сталина. На сегодняшний день информации о том, что мэр Москвы Ю. Лужков отказался от идеи разместить плакаты фронтовой поры с изображением Сталина, пока нет. Юрий Михайлович, видно, еще не сказал своего окончательного слова… А события развивались так…
Отвечая на протесты правозащитников, глава комитета рекламы столицы Владимир Макаров заявил, что изображения Сталина на информационных стендах появятся исключительно в привязке к событиям военных лет. Он уточнил, что стенды размером один на полтора метра будут размещены только в 10 местах из 2 тысяч стендов, в том числе на площади перед Большим театром, на Поклонной горе, а также на площади перед парком Горького.
«Вакханалия возникла в СМИ», - сказал Юрий Лужков. По его словам, именно они исказили намерения столичных властей и создали впечатление, что город будет буквально «завешан» большими портретами Сталина. «Мы это будем давать. Мы сделаем это в соответствующих пропорциях, - сказал Лужков. - Я не являюсь почитателем Сталина, я являюсь почитателем объективной истории». Мэр столицы добавил, что плакаты будут размещены и на 65-летие Победы, и в ходе последующих мероприятий.
«Когда мы видим, как сносятся памятники, это возмущает нас. Мы должны иметь иммунитет, когда из нашей истории вычеркиваются личности», - заключил Лужков.
Ранее известные правозащитники и некоторые деятели культуры заявили, что использование портретов Сталина в социальной рекламе оскорбляет память жертв тирании и ведет к расколу общества. «Прославление Сталина в современной Москве – такая же нелепость, как, допустим, прославление нацистских лидеров в Германии», - говорится в заявлении, которое подписали Людмила Алексеева, Борис Стругацкий, Олег Басилашвили и еще несколько десятков деятелей культуры, правозащитников и гражданских активистов.
«Мы убеждены, что, столкнувшись с подлинным лицом столичных властей, москвичи не купятся на такую дешевку, как гламурная реклама Генералиссимуса», - говорится в письме общественных деятелей.
Да, согласен, спора нет: у каждого свое личное отношение к И.В. Сталину. Но, тем не менее, я считаю, что правозащитники и некоторые деятели культуры лукавят. Почему-то до сих пор многие с удовольствием смотрят художественный многосерийный фильм о Великой Отечественной войне «Освобождение», снятый режиссером Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова в период с 1969 по 1972 годы. В этой киноэпопее впервые со времени XX съезда в советском кино перед зрителями предстал И.В. Сталин как Верховный Главнокомандующий, причем так ярко и убедительно. На эту роль режиссер пригласил Бухути Закариадзе. Говорят, что в сценарии никакого Сталина не было. Все эпизоды с ним Озеров снимал по ночам, на свой страх и риск. Но так как он точно уловил настроение зрителей, то оказался прав, и появление генералиссимуса на экране вызывало бурный восторг у значительной части ветеранов войны, которые на каждом просмотре картины даже вставали с мест и приветствовали аплодисментами бывшего вождя.
Кто-то скажет: ну, ветераны – понятное дело. А вот молодежь, она другого мнения. Тогда давайте посмотрим. Набираю в Интернете всего два слова: «Освобождение» Озерова». И сразу вижу ссылку на персональный блог Данилы Статиевского. Публикация датирована 6 мая 2007 года. Я выдержку привожу почти дословно, выбросив лишь обидные слова в адрес бывших союзников, да ругательные – в адрес нынешних наших режиссеров. Пусть простят меня за молодежный специфический компьютерный сленг автора, в данном случае важен не он, а смысл.
«С огромным удовольствием гляжу по первому каналу восстановленную эпопею Ю.Н. Озерова «Освобождение», - написал Д. Статиевский. - Думаю, вот почему Минкульт РФ выделяет деньги на всякую чушь типа «Волкодава»… Ведь можно же уже имеющиеся фильмы (или снять новые, но без участия новых режиссеров, которые ничего кроме плевков в злое НКВД снимать не умеют) продвинуть на Западе, сформировав маркетинговый бюджет миллионов в 20-30 долларов. Заделать трейлеров крутых, афиш наклеить и показывать, чтобы не думали, что это их рядовой Райан ВОВ выиграл. И особено активно вбивать кино в головы новым профашистким режимам Польши, Эстонии и прочих…»
Как видите, образ Сталина не пугает и молодежь.
Кстати, а теперь самое время поговорить и о профашистских режимах. Пока правозащитники ломали копья по поводу плакатов с изображением Сталина, в Риге уже в который раз, одним словом – традиционно, прошло шествие эсэсовцев. Позвольте здесь тоже применить формулу о том, что бывших не бывает, а особенно – эсэсовцев. Не сильно взволновало это событие наших правозащитников, деятелей культуры и гражданских активистов. Видно, многие из них уже смирились. Как говорят в народе – плетью обуха не перешибить?..
Вот как прокомментировал в Интернете тогда еще предстоящее шествие эсэсовцев председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, внук прославленного фронтовика, Героя Советского Союза генерала армии Василия Филипповича Маргелова, бывшего командующего Воздушно-десантными войсками СССР:
«В Риге уцелевшие, хотя и неполноценные, с точки зрения идеологии Третьего рейха, латыши-эсэсовцы пройдут традиционным коричневым маршем. Пройдут те, чья «борьба за независимость» Латвии свелась к роли служебных собак, к уничтожению мирного населения и участию в Холокосте. Недаром «Ваффен СС» для всех без исключения легионерских образований была признана преступной организацией на Нюрнбергском процессе.
В этом году цивилизованное человечество будет отмечать 65-летие победы над хозяевами тех, кто пройдет по улицам Риги 16 марта. И этот марш не что иное, как вызов этому человечеству. В год 65-летия попытки реванша высвечиваются особенно ярко. Говорят, нацистов сегодня не много. Но они сильны не количеством, а безответственностью общества. Борец за европейские ценности – Брюссель – молчит. Интересно, столь же безразлично западные столицы отнеслись бы к маршу в Риге, если бы «Ваффен СС» не занималась только карательными операциями по тылам Восточного фронта а, например, участвовала бы в операции «Вахта на Рейне» в Арденнах?»
Слова Михаила Маргелова, внука фронтовика, внука прославленного командующего Воздушно-десантными войсками СССР Василия Филипповича Маргелова, с которым мне посчастливилось не раз встречаться в годы офицерской службы в ВДВ, у меня вызывают особую боль.
Во время войны мой отец в составе 103-го стрелкового полка 85-й стрелковой дивизии участвовал в освобождении Латвии. 29 сентября 1944 года он был тяжело ранен под Ригой. Вот прямо передо мной справка о ранении. Ничуть не истершийся, не обветшавший от времени листочек бумаги, лишь слегка пожелтевший и вчетверо аккуратно переломленный. Там все четко, подробно и ясно. Отец никогда мне ее не показывал. Нашел я ее только после его смерти. Будучи инвалидом и имея льготы, отец инвалидом не числился. Руки и ноги ведь были в порядке. А что голова – так это не каждому объяснишь. Одним словом, работал до самой пенсии и даже дольше. Никуда и никогда не ходил, ничего не выклянчивал… Даже орден за тот бой под Ригой не получил. Командир писал, что отца представили к награждению, а навести справки мы с ним так и не успели. Все откладывали на «потом». А потом уже ничего не было… Кроме памяти…
И вот теперь, когда я вижу бывших эсэсовцев, полинявших и сгорбившихся от времени, но по-прежнему еще бодро вскидывающих руки в фашистском приветствии «Зиг хайль», я не могу не думать о моем отце. Лежит он уже 19 лет на кладбище в родном поселке Глушково Курской области… Раньше там был прекрасный сад. Остались еще яблони и груши, щедро осыпающие могилы майской белой лепестковой метелью… Рядом – лесополосы, широкие и красивые поля. Все то, что так любил отец…
А вот там, где он воевал и был тяжело ранен, кстати, эта рана и прервала его жизнь в 65 лет, по злому стечению обстоятельств – именно накануне Дня Победы в 1991-м, - там, где он воевал и был ранен, ходят по улицам и красуются эсэсовцы. Возможно, кто-то из них был наводчиком того миномета, осколком от выстрела которого и был тяжело ранен мой отец. Теперь эти кровожадные старички числятся в национальных героях, а тех, кто принес мир всему Миру, оскорбительно называют «оккупантами». Да и не только называют. Еще и бьют. Бьют дубинками, как последнюю скотину. Контрибуцию почему-то платят не побежденные, а победители. Моральную, нравственную и историческую…
А теперь вернусь к спору о том, ходили или нет в атаку с именем Сталина на устах. Мой отец утверждал, что у них это было именно так. Он ушел на фронт в 1943-м семнадцатилетним мальчишкой. Недолгий курс обучения в Алкино-2, а потом в составе одной из Южно-уральских дивизий – на фронт. Боевая карьера отца была проста – стрелок, автоматчик, первый номер станкового пулемета «Максим»… Именно за этим пулеметом его и нашел осколок вражеской мины. Под Ригой. Отец из боя не вышел, хотя в его голове, чуть выше затылка, торчал огромный осколок. В детстве вся моя ладошка вмещалась в эту затянувшуюся с годами рану...
Когда отец слышал споры о роли Сталина, он всегда горячился и говорил про себя:
- Я не сталинист. Я – сталинец. Я был так воспитан. И потому мы победили…
Нельзя все заслуги в войне приписывать отдельным, например, маршалам. Ведь ими тоже руководил Верховный Главнокомандующий. Победили все – и Сталин, и маршалы. Победил весь народ.
«Мы должны иметь иммунитет, когда из нашей истории вычеркиваются личности», - вспоминаю еще раз слова мэра Москвы Юрия Лужкова.
Юрий Михайлович назвал себя почитателем объективной истории. И многие из нас поддерживают его. Я тоже за объективную историю. Поэтому, если в День Победы я увижу плакат фронтовой поры с изображением Верховного Главнокомандующего, я вспомню, прежде всего, о своем ушедшем в Вечность отце. Вспомнят о нем с любовью и благодарностью и его оба внука, ставшие офицерами… Мы, сыновья и внуки победителей, не вправе ничего забывать. Перекраиванием истории давно занимаются и без нас. Даже на пространствах бывшего СССР. А нам мириться с этим не престало.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: