23 апреля 2010 23:59
Автор: Александр Колотило , полковник запаса (г. Москва)
Утомлённые… фальшью
Генералов в штрафбаты не отправляли. Да и самих штрафных батальонов в 1941 году еще не было. Но создателю фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние» Никите Михалкову захотелось, чтобы это было не так. И в его картине штрафбат появился. А в нем – и бывший комдив Котов. Приравненный к воинскому званию генерал-лейтенанта…
- Да не мог комдив Котов попасть в 1941-м в штрафной батальон! – возмутился я, глядя на экран телевизора, где показывали очередной рекламный ролик, посвященный предстоящей премьере фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние».
- И опять все те же знакомые песни, тот же плачущий надрыв – рядом с уголовниками и так далее… Что же это за мазохистско-патологическая тяга наших режиссеров к уголовщине?!.
Посмотрев в Интернете список сценаристов фильма и найдя среди них фамилию Э. Володарского, понимающе усмехнулся:
- Все ясно. Создатель сценария нашумевшего «Штрафбата» Эдуард Володарский тоже здесь…
Итак, штрафбаты. Им посвящено немало сопливых песен-рыданий, типа – «Идут в прорыв штрафные батальоны». И вот уже эта тема прочно оседлала наш кинематограф. Теперь в штафбат Никита Михалков отправляет и своего героя комдива Котова. Да еще прямо в самом начале войны – в 1941-м.
Невдомек ему, знаменитому и талантливому, что штафбаты созданы только в 1942 году. И посылали туда средний и старший командирский состав. Но не высший. А комдив Котов как раз относился к высшему комсоставу. Напомню, что в Красной Армии до 1940 года звание комбриг соответствовало генерал-майору, а комдив – генерал-лейтенанту. Да и уголовников в штрафбате, священников и библейской «всякой твари по паре» не могло быть по определению. Штрафные батальоны создавались только для офицеров, и командовали ими исключительно действующие офицеры. А Эдуард Володарский мог бы с равным успехом ввести в состав действующих лиц в своих сценариях даже африканских негров – сердобольные домохозяйки и в это бы поверили.
Впрочем, обратимся к конкретным историческим документам. В первую очередь, к известному приказу НКО СССР № 227, изданному 28 июля 1942 года.
Этот документ сразу же наносит первый удар по тем, кто утверждает, что штрафбаты созданы исключительно благодаря злой сталинско-«энкавэдэшной» извращенной фантазии. И только в СССР.
Вот что говорится в данном приказе:
«...После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам.
Они сформировали более 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.... Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой...»
А сейчас вспомним об «идущих в прорыв штрафных батальонах». Такое впечатление, что в полосе наступления или обороны одной-единственной дивизии их было не менее десятка. Вот что написано в приказе № 227:
«Сформировать в пределах фронта от одного до трех (смотря по обстановке) штрафных батальона (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины».
Таким образом, фронт, имевший протяженность сотни километров, мог иметь в своем составе всего от одного до трех штрафных батальонов. Так что успех наступательной или оборонительной операции ни в коем случае не зависел всецело от их действий.
Теперь обратимся к «Положению о штрафных батальонах действующей армии», изданному 26 сентября 1942 года.
«II. О постоянном составе штрафных батальонов
5. Командиры и военные комиссары батальона и рот, командиры и политические руководители взводов, а также остальной постоянный начальствующий состав штрафных батальонов назначаются на должность приказом по войскам фронта из числа волевых и наиболее отличившихся в боях командиров и политработников.
6. Командир и военный комиссар штрафного батальона пользуются по отношению к штрафникам дисциплинарной властью командира и военного комиссара дивизии;
заместители командира и военного комиссара батальона - властью командира и военного комиссара полка;
командиры и военные комиссары рот - властью командира и военного комиссара батальона, а командиры и политические руководители взводов - властью командиров и политических руководителей рот.
7. Всему постоянному составу штрафных батальонов сроки выслуги в званиях, по сравнению с командным, политическим и начальствующим составом строевых частей действующей армии, сокращаются наполовину.
8. Каждый месяц службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывается при назначении пенсии за шесть месяцев».
А теперь вспомним сериал «Штрафбат». Роль Василия Твердохлебова, командира штрафного батальона, исполнял актер Алексей Серебряков. Комбатом, дескать, тоже был осужденный офицер. Странно было видеть героя фильма без погон…
Так вот, не мог осужденный офицер командовать штрафбатом. Вспомните, что написано выше: командир батальона пользовался дисциплинарной властью командира дивизии. Читай – генерал-майора! В штрафбате служили действующие офицеры. Причем одни из лучших.
Читаем Положение дальше:
«III. О штрафниках
9. Лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава направляются в штрафные батальоны приказом по дивизии или бригаде (по корпусу - в отношении личного состава корпусных частей или по армии и фронту - в отношении частей армейского и фронтового подчинения соответственно) на срок от одного до трех месяцев».
Выходит, что провинившийся офицер мог быть освобожден и в том случае, если он не получил ранение, не заслужил за совершенный подвиг награду, а просто истек срок его пребывания в штрафном батальоне, установленный от одного месяца до трех. О неопределенности относительно времени в армии говорят с юмором: «От КПП и до отбоя». А вот в штрафбате был установлен конкретный срок. И его соблюдали. Но герой Никиты Михалкова воюет в штрафбате уж что-то очень и очень долго. А ведь в положении четко определено – до трех месяцев.
И еще о штафниках-офицерах. В Положении указывается:
«15. За боевое отличие штрафник может быть освобожден досрочно по представлению командования штрафного батальона, утвержденному военным советом фронта.
За особо выдающееся боевое отличие штрафник, кроме того, представляется к правительственной награде.
Перед оставлением штрафного батальона досрочно освобожденный ставится перед строем батальона, зачитывается приказ о досрочном освобождении и разъясняется сущность совершенного подвига.
16. По отбытии назначенного срока штрафники представляются командованием батальона военному совету фронта на предмет освобождения и по утверждении представления освобождаются из штрафного батальона.
17. Все освобожденные из штрафного батальона восстанавливаются в звании и во всех правах.
18. Штрафники, получившие ранение в бою, считаются отбывшими наказание, восстанавливаются в звании и во всех правах и по выздоровлении направляются для дальнейшего прохождения службы, а инвалидам назначается пенсия из оклада содержания по последней должности перед зачислением в штрафной батальон.
19. Семьям погибших штрафников назначается пенсия на общих основаниях со всеми семьями командиров из оклада содержания по последней должности до направления в штрафной батальон.»
Заметьте немаловажную деталь: если штрафник получил увечье, то он списывался в тыл и получал пенсию не рядового солдата, а в соответствии с той должностью, которую занимал ранее, до направления в штрафной батальон. Так же было и с павшими. Например, временно лишенный звания командир полка погибал в штрафбате. Но семья получала за него пенсию из расчета ранее занимавшейся должности командира полка и соответствующего воинского звания погибшего. Восстановленным в званиях офицерам возвращались их награды, хранившиеся в отделе кадров фронта.
А теперь - о штрафных ротах. Не путать их со штрафными батальонами!
Приказом № 227 было определено:
«Сформировать в пределах армии от пяти до десяти (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».
В штрафные роты лица рядового состава и младшие командиры направлялись также на срок от одного месяца до трех. И не более! Все освобожденные из штрафной роты восстанавливались в званиях и во всех правах. Тем, кто стал инвалидами, назначались пенсии. Семьям погибших штрафников также назначалась пенсия на общих основаниях.
А теперь поговорим и об уголовниках. А то ведь считается, что одни они войну выиграли.
Обратимся к совершенно секретному Приказу заместителя Народного комиссара обороны СССР от 26 января 1944 г. № 0004/0073/006/23 «О порядке применения примечания 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующих статей УК других союзных республик) и направления осужденных в действующую армию».
В Приказе говорится:
«Проверкой установлено, что судебные органы в ряде случаев необоснованно применяют отсрочку исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию (примечание 2 к статье 28 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) к лицам, осужденным за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, ворам-рецидивистам, лицам, имевшим уже в прошлом судимость за перечисленные преступления, а также неоднократно дезертировавшим из Красной Армии.
Вместе с тем нет должного порядка в передаче осужденных с отсрочкой исполнения приговоров в действующую армию. Вследствие этого многие осужденные имеют возможность дезертировать и снова совершать преступления.
В целях устранения указанных недостатков и упорядочения практики передачи осужденных в действующую армию
- приказываю:
1. Запретить судам и военным трибуналам применять примечание 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующие статьи УК других союзных республик) к осужденным за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, ворам-рецидивистам, лицам, имевшим уже в прошлом судимость за перечисленные выше преступления, а также неоднократно дезертировавших из Красной Армии.
По остальным категориям дел при решении вопроса об отсрочке исполнения приговора с направлением осужденного в действующую армию судам и военным трибуналам учитывать личность осужденного, характер совершенного преступления и другие обстоятельства дела».
Из этого документа становится ясным, что далеко не всякий заключенный мог попасть в штрафное подразделение… Даже здесь был соответствующий отбор. Так что попавшему в штрафную роту уголовнику не очень-то было позволено насаждать свои воровские традиции. Ведь им командовали настоящие кадровые офицеры, а не те, кто недавно рядом «парился на нарах»…
В последние время заговорили о «штрафных эскадрильях». Обратимся тогда к такому документу: Приказу НКО СССР от 9 сентября 1942 г. № 0685 «Об установлении понятия боевого вылета для истребителей». В нем отмечалось:
«Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго-Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, работает плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет. Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков.
При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков...
Боевым вылетом неправильно считают всякий полет на поле боя, независимо от того, выполнена или нет истребителями возложенная на них боевая задача...
Приказываю:
4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту».
Приказ подписан Народным комиссаром обороны И. Сталиным.
И опять заметьте: провинившихся летчиков направлять не в «штрафные эскадрильи», а в штрафные части в пехоту.
А вот что вспоминает автор книги «Пикировщики», изданной в Воениздате в 1986 году, генерал-майор авиации Леонид Алексеевич Дубровин, начальник политотдела 3-й гвардейской Смоленской бомбардировочной авиационной дивизии:
«В июле 1942 года в войска поступил приказ Верховного Главнокомандующего № 227, известный своей категоричной формой: «Ни шагу назад!»
В августе 1942 года по указанию штаба 1-й воздушной армии в дивизии была введена так называемая «штрафная эскадрилья». Замысел состоял в том, чтобы во исполнение требований июльского приказа Наркома обороны пилотов, струсивших в бою, переводить в разряд «штрафников», направлять для прохождения дальнейшей службы в «штрафную эскадрилью» и воспитывать там у них смелость и отвагу. С этой целью следовало посылать их в самые тяжелые бои, на самые трудные задания, связанные с риском для жизни. Ценой своей жизни, кровью они, некогда проявившие трусость, должны теперь смыть с себя пятно позора. Сюда же, в «штрафную эскадрилью», предполагалось направлять для исправления летчиков, штурманов и стрелков-радистов, уличенных в шкурничестве, саботаже, жульничестве.
Летный состав и все другие воины полков горячо поддерживали меры по решительному пресечению всех позорных явлений в армии, но не без основания летчики рассуждали так: в воздух должны подниматься только надежные люди. Труса, шкурника, если таковой обнаружится, надо лишать права на полет, не допускать и близко к самолету, не в «штрафную эскадрилью» отправлять, а на скамью подсудимых.
Действительно, надо ли в соединении «содержать» штрафное подразделение» - задумывались и мы с полковником Ушаковым. В полетах, на боевых маршрутах, выполняемых, как правило, группами, очень хорошо видно, как ведут себя пилоты в самые опасные и напряженные минуты. Стоит хоть кому-то проявить признаки слабости, нерешительности и тем более трусости, тому мы сами потом зададим такую «промывку» мозгов, что человек горько пожалеет о своей минутной слабости, не посмеет впредь нарушить крепость и спаянность боевого строя. Да ведь, честно говоря, до сих пор у нас и не было морально неустойчивых пилотов. Словом, не по душе нам пришлась эта «организационная мера». Да она и не понадобилась.
Во главе 1-й эскадрильи 261-го бомбардировочного авиаполка, которую нарекли «штрафной», стояли отличный летчик и командир капитан П.Д. Осипенко, такой же смелый летчик и авторитетный человек старший политрук И.Г. Петров, штурман старший лейтенант М.С. Кожемякин. Мы, руководители дивизии, не выискивали кандидатов для отправки на перевоспитание к капитану Осипенко, полностью в этом положились на командиров и комиссаров полков. У нас забота была другая: еще выше поднять требовательность к качеству выполнения боевых задач, еще больше стимулировать самоотверженность и мужество личного состава соединения. И получилось так, что «штрафная эскадрилья» с первого и до последнего дня ее существования так и не пополнилась.
Истинную радость испытывали авиаторы 1-й эскадрильи 261-го бомбардировочного оттого, что полки обходились без их помощи. А в политдонесениях, направляемых в политотдел воздушной армии, мы с полковым комиссаром Еременко неизменно докладывали: «Летчиков, штурманов и стрелков-радистов, уличенных в трусости, шкурничестве и саботаже, в полках дивизии нет, поэтому в 1-ю «штрафную эскадрилью» никто не направлен».
Как видите, заслуженный фронтовой генерал ясно говорит, что идея создать «штрафную эскадрилью» принадлежала не И. Сталину, а штабу 1-й воздушной армии. Так что это была своего рода самодеятельность, как говорят, «на местах». Но самое главное – в этой эскадрильи не появился ни один из штрафников. Одним словом, как таковой ее и не было. Была обычная боевая авиационная эскадрилья. И в официальном перечне штрафных подразделений нет ни одной «штрафной эскадрильи».
Однако в современное время многочисленные мифы продолжают появляться на эту тему. Читаю в Интернете:
«А между тем подлинные корни происхождения этих мифов очень даже интересны. Замечательный историк, благодаря которому были развеяно большинство мифов о Великой Отечественной войне - Арсен Беникович Мартиросян, - в этой связи ссылается на авторитетного современного исследователя Ю.И. Мухина. В своей новой и как всегда блестящей книге «Средства массовой брехни» Юрий Игнатьевич со ссылкой на интервью с ветераном войны, известным летчиком-штурмовиком, Героем Советского Союза Григорием Максимовичем Рябушко, приводит очень интересный пример, показывающий, что гитлеровцы боялись «илов» как-то по-особому, сильнее других советских самолетов. Оказалось, что в ответ на многочисленные вопросы солдат вермахта на одну и ту же тему - «Что за звери летают у русских на штурмовиках? Спасения от них никакого! По головам ходят!» - немецкие «политруки» разъясняли, что «русские летчики, летающие на штурмовиках, такие свирепые и бесстрашные, потому что они смертники. Терять им нечего, их на штурмовиках летать приговорили. Летают на штурмовиках у русских такие сволочи, такой сброд, который в любой нормальной армии, вроде немецкой, уже давно бы расстреляли, а варвары-русские приговаривают их летать на штурмовиках. И летают на «илах» такие отпетые головорезы, которым и своей жизни не жаль, только была возможность кого-то убить. А в перерывах между полетами, чтоб эти сволочи не разбежались и опять какое-нибудь зверство не учинили, русское командование дает им расстреливать немецких военнопленных. Так сказать, душу отвести и удовольствие получить».
Самое интересное, что Рябушко это услышал непосредственно от самих пленных немцев, с которыми группа советских летчиков-штурмовиков (и он в том числе) решила просто побеседовать, так как мимо их аэродрома, где не замаскированными стояли Ил-2, проводили колонну пленных. И как только наши летчики уговорили конвойных дать им пару минут, чтобы просто побеседовать с пленными, те, увидев, что на аэродроме стоят Ил-2, буквально в слезах стали умолять не расстреливать их. Заинтересовавшись таким поведением пленных, летчики через переводчика и выяснили то, о чем уже было сказано выше. А на вопрос «А с чего вы взяли, что мы смертники?», пленные ответили очень просто - мол, «нормальный человек, который хоть как-то бережет свою жизнь, летать так, как это делают русские штурмовики, не станет. Так атаковать, отчаянно и безжалостно, со сверхмалой высоты и наплевав на зенитный огонь, могут только смертники, которым уже терять нечего. А таких людей нормальному человеку бояться не только не стыдно, а вроде как даже обязательно».
И еще об одном. О том, как были вооружены «штрафники». Батальон состоял из штаба, трех стрелковых рот, роты автоматчиков, пулеметной, минометной и роты противотанковых ружей. Имелись в батальонах и огнеметные взводы. Одним словом, вооружены они были отлично. Не так, как любят подчеркивать современные «правдоискатели», - с голыми руками, дескать, шли на врага, одна винтовка была на 3-6 человек…
* * *
И в конце – немного о самом фильме Никиты Михалкова. Я от души посмеялся, прочитав такой комментарий одной девушки в Интернете:
«Мне, конечно, безумно стыдно (пойду… убью себя об стену), но я и первые «Утомленные солнцем» не видела. Меня хватило минут на 15».
В отличие от этой девушки, я в свое время набрался терпения и досмотрел до конца первый фильм «Утомленные солнцем». Потом мы в редакции своей газеты Приволжского военного округа «Солдат Отечества» к Новому году создали шуточный фильм «Утомленные строчкой». У нас, непрофессионалов, на мой взгляд, фильм был интереснее…
А вот что пишет в Интернете Дмитрий Карпюк:
«Новый фильм Михалкова – очень удобная мишень для насмешек, и пинать его не возьмется лишь самый слабый. С одной стороны, это зрелище вызовет оторопь у любого психически здорового человека, превосходя по уровню маразма «Адмирала» и «Тараса Бульбу» вместе взятых. С другой стороны, серьезность темы не позволяет шутить над несуразностью происходящего в полную силу, да и качество снятого материала, за редким исключением, как-то поднимает фильм над уровнем большинства российских «исторических проектов».
Да, все герои, погибшие в первом фильме, выживают и возвращаются – и Котов (Михалков), и Митя (Меньшиков), вот только Ингеборгу Дапкунайте заменили на Викторию Толстоганову. Впрочем, в кино такое бывает, в этом нет ничего удивительного. Удивительна скорее та одинаковая степень бесстыдства, с которой Михалков снимает сцену гибели молоденьких кремлевских курсантов под танками или крещение дочки Котова, Нади (Надежда Михалкова), безногим священником (Гармаш) прямо на плавучей мине. Отличные и хорошие актеры в крохотных ролях, такие как Гафт или Панин, никак не могут отвлечь от манеры игры самого «хозяина», который и в штрафбате сохраняет ухарскую молодцеватость и барские замашки. А попытки соединить юмор (немецкий летчик, гадящий с самолета на раненых) с ужасом войны (оторванные конечности и вываливающиеся кишки – тут Михалков переплюнул любимого им «Рядового Райана») смотрятся по меньшей мере нелепо.
Три часа яркого, динамичного и насыщенного действа смотрятся нескучно, но подчас совершенно невыносимо. Повторюсь, пинать этот фильм не возьмется лишь самый слабый, поэтому делать это совсем не хочется. Уверен, что фильм сможет собрать солидную кассу, несмотря на предыдущие провалы подобных проектов, разделенных на две части (в феврале выйдет вторая часть «Утомленных солнцем-2», под названием «Цитадель») - патриотическая тема да и сама фамилия режиссера значат для большинства россиян очень много».
Конечно, сколько людей – столько и мнений. Но свое мнение об этом новом фильме Никиты Михалкова я здесь приводить не буду. Меня лишь возмутила сама идея создателя фильма отправить генерала, которого никогда бы туда не направили, - в еще несуществующий в 1941-м штрафной батальон.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: