28 ноября 2010 21:52
Автор: Александр Колотило (г. Москва), полковник запаса
«Учить самолёты летать, лётчиков учить побеждать»
Эти слова начальника Липецкого авиацентра генерал-майора Александра Николаевича Харчевского не раз вспоминал во время беседы со мной командир авиационной базы полковник Эдуард Валерьевич Ковальский: «Мы выполняем самую главную задачу, она у нас только одна. О ней наш командир генерал-майор Александр Николаевич Харчевский говорит только так: учить самолеты летать, летчиков учить побеждать».
- В 2006 году нашему Севастопольскому Краснознаменному ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторскому смешанному авиационному полку исполнилось 65 лет. Вот этот буклет выпускался тогда полностью под моим началом. Я был его главным редактором – от первой фотографии и до последней буквы - все выверено мной лично...
Полковник Эдуард Валерьевич Ковальский, командир авиационной базы 4-го ордена Ленина Краснознаменного Центра боевого применения и переучивания летного состава (ВВС) имени В.П. Чкалова, знакомит меня с боевой историей части. А она, и это неудивительно, особенно богата прекрасными боевыми традициями. Сформированный буквально за несколько дней в июне 1941-го, полк за годы войны совершил 13511 боевых вылетов, в результате которых уничтожено 810 самолетов противника, 436 автомашин, 99 вагонов, 25 аэростатов и 3000 солдат и офицеров врага. Звание Героя Советского Союза присвоено 32 летчикам.
А о себе Эдуард Валерьевич рассказывает коротко. Награжден медалью Нестерова. Летчик-снайпер. Налет - 1700 часов. За годы службы освоил самолеты Л-29, МиГ-21, Су-17, Су-25, Як-130. Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков имени В.П. Чкалова окончил в 1988 году, академию – в 1998-м.
- Родился в городе Душанбе Таджикской ССР, в 1982 году родители переехали в город Курск, - рассказывает о себе полковник Ковальский.
- Значит, мы с вами земляки? – спрашиваю у Эдуарда Валерьевича. – я ведь тоже родом из курских краев…
Эти слова вызывают улыбку у полковника Ковальского:
- Мне везет на земляков…
Спрашиваю, в какой школе учился.
- 50-я, Промышленный район, улица Серегина, Героя Советского Союза, летчика.
- Авиация – это семейная традиция?
- Да нет. Дед был капитаном-артиллеристом. Прошел Великую Отечественную. Сам он питерский. А по линии бабушки – все родственники москвичи. Деда после войны по комсомольской путевке направили в Таджикистан. А вот у отчима, который меня воспитывал, родной брат закончил Борисоглебское ВВАУЛ. Служил в Барнауле летчиком-инструктором.
Интересуюсь, не пошел ли кто из детей в семье по стопам отца.
- Сын еще учится в девятом классе, дочь – во втором.
- А кто по профессии жена?
- Педагог… Отец ее, кстати, тоже военный летчик…
- Расскажите, что больше всего запомнилось в училище?
- Полеты. Каждый день, связанный с ними, запомнился на всю жизнь. Тогда ведь летать начинали с первого курса. Это сейчас – с третьего. Первый полет я совершил в Жердевке 5 мая 1985 года в 11 часов 28 минут. Ознакомительный. Летали по всем зонам, инструктор все показывал… Какое состояние души? – Мысли были такие: «Быстрее бы сесть!» и «Когда же это все кончится?» Пилотировал летчик-инструктор капитан Виктор Ручнов. Кстати, он был однокашником брата моего отчима. Вместе с ним заканчивал в 1978 году Борисоглебское училище. И капитан Виктор Ручнов, и другие инструкторы, которые меня учили, старались дать мне как можно больше. Так что в этом плане повезло. А все потому, что они были однокашниками брата моего отчима, ну, проще говоря, моего дяди.
- Как складывалась служба после окончания училища?
- В 1988 году после выпуска получил назначение в Туркестанский военный округ, в Мары. Прослужил там 4 года. В 34-й смешанной авиационной дивизии. Прошел должности летчика, старшего летчика, командира авиационного звена. А в 1992 году был переведен в Липецкий авиацентр. Сами помните те времена – развал СССР, создание национальных армий, присяга… В нашем центре мое прохождение службы – старший летчик, командир авиационного звена, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи, заместитель командира авиационного полка по летной подготовке, заместитель командира авиационного полка, командир авиационного полка. С 1 декабря 2009 года – командир Севастопольской Краснознаменной ордена Суворова III степени исследовательско-инструкторской смешанной авиационной базы.
- У вас, как принято говорить в армии, очень большое хозяйство. Вы уже почти год командуeте авиационной базой после того, как произошли соответствующие реорганизации. Какие задачи главные на данный момент?
- Задача – она какой была, такой и осталась. Независимо от названия части. Находясь в составе Липецкого авиацентра, мы выполняем самую главную задачу, она у нас только одна, как говорит об этом наш командир, генерал-майор Александр Николаевич Харчевский, - учить самолеты летать, летчиков учить побеждать. Наверное, более лаконично не скажешь. Но если их расшифровывать, то здесь мы готовим молодой летный состав авиационных частей ВВС по сложным видам летной подготовки, здесь мы проводим научно-исследовательские работы по доработке авиационных комплексов, по доработке самолетов, навигации… Все новое, передовое приходит к нам в авиацентр. И конкретно в нашу авиационную базу. Мы получили в свое время Су-25СМ, Су-27СМ, МиГ-29СМ. Это модернизированные самолеты. А в данное время к нам уже приходит новейшая техника. Именно этому уделяют огромное внимание Президент Российской Федерации, Председатель правительства и министр обороны. Это самолеты Су-34, Як-130. Еще раз подчеркну, все новое, самое совершенное сразу же приходит в наш авиационный центр. Именно у нас происходит выполнение полетов на этих самолетах с исследованием по отдельным темам, по технике пилотирования, по боевому применению. Плюс ко всему этому мы здесь учим не только молодой, но и вообще летный состав всех частей Военно-воздушных сил фронтовой авиации по новым видам летной подготовки, переучиваем его с типа на тип...
- После реформирования в какой-то степени изменилась структура. Что сейчас представляет собой авиационная база?
- Управление, 4 авиационные эскадрильи, смешанный авиационный отряд, батальон аэродромно-технического обеспечения, батальон охраны, батальон связи, отдельная технико-эксплуатационная часть, отдел хранения авиационной техники. Он преобразован из воинской части, которая раньше называлась базой резерва самолетов. Вы спрашиваете, какое подразделение я выделил бы. Я этого сделать не могу. Все добросовестно занимаются своим делом, выполняют свои задачи. Поэтому, отметив одних, я могу обидеть других. Ну, что такое, например, выделить какую-то авиационную эскадрилью?.. Одна эскадрилья летает на самолетах Су-27, вторая - на МиГ-29, третья эскадрилья выполняет полеты на самолетах Су-24, Су-34, четвертая - на Су-25, Як-130. Или смешанный авиационный отряд… Здесь выполняют полеты на вертолетах Ми-8, Ми-8МТ и военно-транспортных самолетах Ан-26… Так что у каждого своя специфика, свои задачи. Их личный состав всех подразделений выполняет достойно.
- Личного состава, конечно же, у вас стало больше? Сложнее стало работать?
- Скажу не о том, что самое сложное, а о том, что самое легкое. Самое легкое – это когда есть сплоченная команда заместителей и каждый из них в своем деле профессионал. Именно в них моя главная опора. Этим определяется успех работы командира, руководителя любого уровня. Ведь сам он все сделать не сможет. А вот если твои заместители, все командиры подразделений настроены на выполнение поставленных задач – тогда успех обеспечен. Самые добрые слова могу сказать о подполковнике Сергее Владимировиче Терешине – заместителе командира авиационной базы. Он награжден медалью Нестерова, летчик 1-го класса. Летает на самолетах Су-27, Су-34. Или вот заместитель командира – начальник штаба авиационной базы подполковник Дмитрий Александрович Ли. Когда офицер постоянно работает на совесть, то о нем говорить можно только самое хорошее. Короче, двумя словами: начальник штаба. А за ними, сами знаете, сколько забот и обязанностей... Надо сказать и о заместителях командира авиационной базы по летной подготовке подполковнике Андрее Владимировиче Сорокине и подполковнике Александре Львовиче Казиеве, летчиках 1-го класса, выполняющих полеты на самолетах Су-27. Андрей Владимирович Сорокин выполняет полеты в составе пилотажной группы «Соколы России». Заместитель командира авиационной базы по инженерно-авиационной службе подполковник Игорь Николаевич Юров имеет квалификацию «Мастер». Специалист самого высочайшего уровня. Заместитель командира авиационной базы по воспитательной работе полковник Сергей Александрович Сидоренко – летчик 1-го класса. Летает на самолетах МиГ-29. Нельзя не отметить и заместителя командира авиационной базы по тылу подполковника Евгения Валерьевича Колесникова. С такими офицерами приятно служить. Они никогда не подведут.
- Дело в том, - продолжает Эдуард Валерьевич, - что выполнять те задачи, которые ставит перед нами Верховный Главнокомандующий или Главнокомандующий Военно-воздушными силами, невозможно, если в таком большом коллективе, как наш, хотя бы одно подразделение идет не в ногу. Нам приходится участвовать в различных учениях. Например, в межвидовых. В этом году мы принимали участие в оперативно-стратегическом учении «Восток 2010». Экипажи успешно выполнили все поставленные задачи. 9 июля 2010 года группировка фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-34, принимавших участие в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010», совершила посадку на аэродромы постоянной дислокации. Наши пилоты успешно выполнили беспосадочный перелет из района проведения учений в европейскую часть страны с двумя дозаправками в воздухе, тем самым показав готовность экипажей самолетов и авиационной техники Военно-воздушных сил к выполнению задач подобного рода. Перебазирование фронтовой авиации на расстояние свыше 8 тысяч километров без промежуточной посадки с дозаправкой в воздухе совершалось впервые. А подготовка к учению в Липецком авиацентре началась в апреле: все экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М из Воронежа и Морозовска, которые должны были участвовать в перебазировании на Дальний Восток, прошли обучение на специализированном тренажере заправки. После теоретической подготовки полковники Эдуард Занчурин, Иван Куприков и Олег Сторожук, подполковники Герман Анахов, Александр Волошин, Владимир Мякишев и Алексей Овсянкин, майор Евгений Кубарев по две недели на обоих аэродромах оказывали помощь командирам экипажей в отработке этого сложного вида летной подготовки на практике. Вот все данные факты и свидетельствуют о том, что здесь нет, в авиацентре, посторонних людей. У нас такой ритм работы, что те, кто не справляются, они уходят сами. Здесь очень жестко и очень требовательно. Именно так все относятся к выполнению полетов.
- Вы сказали: уходят сами. Были такие случаи?
– Да. Потому что не все справляются. В этом году два летчика просто пришли и сами сказали: мы уходим, мы не можем.
- Молодые?
- Нет, уже в возрасте. Одному - 43, а второму - 36. Оба подполковники. Они открыто и честно сказали: «Мы не справляемся». Дело в том, что здесь нагрузка особая. Вот сейчас много говорят про переход на новый облик. В свое время наш командир генерал-майор Александр Николаевич Харчевский так четко и точно расставил все акценты и приоритеты, что нам переходить на этот «новый облик» было легко. Приведу в подтверждение несколько примеров. Вспомню 2005 год, события в Киргизии. Идут ученья. Авиационный полк работает на трех аэродромах – Липецк, Ахтубинск, Астрахань. Поэтому используются четыре полигона – липецкий, воронежский, ахтубинский и полигон Нальчик. Поступает соответствующий приказ. И полк – личный состав и боевая техника, - с трех аэродромов перебазируется на аэродром авиабазы Кант менее чем за сутки. Вот сегодня мы с вами встретились в 8 утра. Обычно рабочий день начинается у меня в это время. Вы спросили – была тревога или еще какое-то мероприятие? Мы находимся в постоянной боевой готовности. Если вы заедете, например, к инженерно-техническому составу и побеседуете с ним, вы узнаете, что люди готовы через полчаса сесть в самолеты с личными вещами. Только стоит дать команду – и начнется перебазирование. Повторяю, здесь настрой другой. Здесь состояние души у каждого прапорщика, у каждого офицера – совершенно другое...
- Я приведу еще один пример. События в Южной Осетии 8 августа 2008 года. Мы получили задачу от Главнокомандующего Военно-воздушными силами в 3 часа 15 минут ночи. А в 8.30, перекрыв все сроки, уже взлетели. И успешно выполнили отдельные поставленные задачи. Представляете – люди спят, а тут поступает команда… Мы перекрыли все установленные сроки, и абсолютно никто не опоздал. И самое примечательное. У нас служил один офицер, инженер, у которого документы уже были поданы на увольнение в запас. Буквально через 15 – 20 дней он должен был стать военным пенсионером. Майор собирался ехать отдыхать с женой в Сочи. Уже на руках была путевка. И вот он звонит жене с трапа Ил-76-го и говорит примерно следующее:
- Дорогая, мы никуда с тобой не едем!
Жена, конечно, в шоке:
- Да ты что там, с ума сошел?
- А ты телевизор смотрела?
- Ну, слышала, что-то там в Южной Осетии…
- Знаешь, я не могу бросить своих пацанов. Я улетаю с ними, - ответил майор.
И он улетел. И отработал там на совесть. Мы его даже к медали представили, жаль, не наградили…
- И как же зовут этого майора запаса?
- Майор Рогатовский. Александр Николаевич. Вот такие примеры и характеризуют то особое состояние души, о котором я уже говорил. Всех вместе и каждого в отдельности. Я могу привести еще сотни три примеров. Вспомните прошлогоднюю зиму. Стояли необычайно крепкие морозы. А у нас на аэродроме все работало. Несмотря на такую суровую зиму, мы были в постоянной боевой готовности.
- В таком случае у вас, судя по всему, хорошо отлажена система поощрений личного состава?
- Денежные выплаты, согласно «четырехсотому» приказу министра обороны, практически получают 100 процентов из тех, кто стоит на офицерских должностях. Конечно же, при условии отсутствия дисциплинарных взысканий. Жизнь есть жизнь. Всякое бывает. Хотя, я еще раз говорю, - у нас все очень жестко. Если, допустим, офицер употребил спиртные напитки, не вышел на службу – вопрос тут же ставится об увольнении его в запас. Здесь нет, например, и такого понятия – вот я хочу ехать в командировку, а вот я не хочу ехать…
- А как ваши подчиненные обеспечены жильем? Есть ли у вас самого квартира, давно ли вы ее получили?
- Да, квартира есть. Трехкомнатная. Дали мне ее в 1994 году. До формирования авиационной базы у меня нуждающихся в получении жилья в авиационном полку было около двух сотен человек. Это если считать с лейтенантами, которые в дальнейшем могут планировать ипотеку. А вот на сегодняшний день после объединения всех частей в авиационную базу очередь стала в два с половиной раза больше. Есть и уволенные в запас, до сих пор так и не получившие еще жилье. Они остаются в списках очередников. Вы говорите, что увидели даже тех, кто претендует на получение жилья с конца 80-х – начала 90-х годов. Это в основном касается однокомнатных квартир. Сами знаете, специфика службы у нас такая, что некоторые семьи офицеров и прапорщиков распадаются. И тогда квартирный вопрос решается долго…
- Минувшим летом, как известно, были пожары. Горели леса и в Липецкой, и в Воронежской областях. Ваших подчиненных привлекали для борьбы с пожарами?
- Да, в определенной степени это коснулось и нас. Привлекались наши вертолетчики. Они совершали облеты. Да и наши пожарные расчеты участвовали в тушении пожаров на тех сельскохозяйственных угодьях и в тех лесах, где они возникали.
- Обычно, когда берут у человека интервью, принято спрашивать о личных увлечениях. Есть они у вас?
- Вот и я читаю порой, - улыбается Эдуард Валерьевич, - один говорит – рыбалка, другой клеит самолетики или танки, третий с сыном ходит на хоккей… Вот потому и хочется спросить у такого командира: а когда же ты на все это находишь время? Сегодня вы застали меня в 8 утра в кабинете. А вот зачастую в 6 я уже в солдатской казарме. Хоть там и есть ответственные офицеры, все равно надо заехать, все посмотреть самому. У нас ведь служат около трех с половиной сотен солдат по призыву – в батальоне аэродромного обеспечения, в батальоне связи, в батальоне охраны. Да и в авиационных эскадрильях в должностях механиков. Затем проверю столовую, другие объекты. Поэтому, когда спрашивают, какие у меня интересы, хочется сказать: люди, полеты, полоса, казарма, столовая… Одним словом, их много. Этих «интересов». Потому что мой рабочий день начинается в 6 утра и заканчивается в 23 ночи. Уверен, что я не один такой. Чьи интересы в основном начинаются службой и заканчиваются ею. И это закономерно. Офицер должен служить с душой. Когда передо мной начальник авиацентра ставит задачу и я ее выполняю, и выполняю ее с подчиненными хорошо, это приносит самое большое удовлетворение от работы. Приятно, когда звонят, например, друзья из Москвы и говорят о том, что нас опять отметили в лучшую сторону. Конечно, и рыбалка, и другие увлечения – на них офицер имеет полное право. А я предпочитаю лишний раз съездить на полосу, оценить метеоусловия, чтобы определить, когда ее начать чистить… Побывать в столовой, узнать, какую пищу дают солдатам. И они, мои подчиненные, все это видят. Ничто не укроется от их глаз… Вот расскажу совсем недавний случай... На днях тесть передавал внучке небольшой подарок, купленный в Москве. Так вот, идет он по всему поезду, ну, нашему, фирменному – 29-му «Москва-Липецк», и просит кого-нибудь взять небольшую коробку. Однако никто не соглашается. Он – к начальнику поезда:
- Женщина, ну, возьмите, пожалуйста.
А та в ответ:
- Ни за что.
Одним словом, полный отказ. Тогда тесть и говорит с обидой:
- У меня там внучка. Ее отец – полковник, командир авиационной базы. Ну, что же вы такие-то…
- А какая у него фамилия? – спросила женщина.
- Ковальский. Полковник Ковальский…
- Да для него я все, что хотите, возьму! – говорит начальник поезда.
А дело вот в чем. Оказывается, ее сын служил у нас. Когда я встретился с этой женщиной, она и говорит:
- Вы меня не знаете. Но я о вас столько слышала от сына! Он вашу фамилию всегда произносит с особенным уважением, я бы сказала, даже с восторгом. Такого, как в армии, говорит, ничего подобного в жизни не испытывал. Столько интересного увидел, стольких хороших людей встретил. Говорят, что в армии плохо. Все это ложь, утверждает мой сын. Вот как он вспоминает и вас, и службу в вашей части.
Услышав такой рассказ от женщины, матери солдата, я, конечно же, очень обрадовался. Значит, правильно мы все делаем. Если уволившийся в запас солдат нас до сих пор вспоминает теплыми словами, то это самая высокая оценка нашего труда. Вот потому-то я и не хожу на рыбалку, и не клею самолетики…
- Вы уже много рассказали о специфике службы в авиацентре и в авиабазе. В чем еще состоят ее особенности?
- Вообще наш Липецкий авиацентр очень уникален. Я уже говорил об этом, но повторю еще раз - сюда не попадают те, кто собирается служить ни шатко, ни валко. И летчики, и весь остальной личный состав, - все, кто сюда приходят, они или работают в полную силу, или от нас уходят. Здесь нет иного. Знаете, однажды в разговоре со мной один из наших штурманов очень точно и верно охарактеризовал особенности службы в Липецком авиацентре. А этот майор немало поездил по стране, немало чего увидел. «Где бы я ни служил, - говорил штурман, - в каждой части меня всегда убеждали, что она – самая лучшая в Военно-воздушных силах. Впрочем, это и понятно. Гордость за свой полк, свою часть, свою эскадрилью – прекрасная традиция. И вот я приезжаю служить в наш Липецкий авиацентр. Все вроде нормально. Но, странное дело, скоро я ловлю себя на мысли о том, что здесь никто не говорит: «Мы лучшие». И в то же время тут такой водоворот событий, что, уйдя в отпуск и вернувшись из него, ты первые недели вообще не понимаешь, куда вернулся»... Слова штурмана очень верно характеризуют ситуацию. За месяц все может улететь так далеко, что потом очень трудно и долго приходится наверстывать. Я сравниваю службу в авиационной базе, в Липецке, с плаванием в горной речке – только перестал работать руками, и тебя тут же течением снесло так далеко, что ты уже потом можешь и не догнать своих, тех, кто совсем недавно еще был рядом с тобой.
- Я понимаю – служба, все время служба. Ну, а как все-таки насчет отдыха?
- У нас основная задача - это полеты. Летаем по 5 - 6 дней в неделю. Так что собираться всем вместе по какому-то особо торжественному поводу по большому счету и некогда. Хотя и не без этого. Выбираем определенные дни, чаще – в конце месяца, и собираемся вместе. Если удастся, конечно. Отмечаем дни рождения и прочее.
- У летчиков особенно ярко проявляется такая традиция, как преемственность поколений. Что Вы можете рассказать на этот счет?
- Вчера вы встречались с полковником Сергеем Николаевичем Прокофьевым и его сыном. Вот одна из офицерских династий. Мы так их и называем: Прокофьев-младший, Прокофьев-старший, Хакбердыев-младший, Хакбердыев–старший, Колыванов-младший, Колыванов–старший. Я могу назвать еще фамилии очень многих офицеров, которые идут по стопам отцов. Например, командира авиационной эскадрильи майора Сергея Сергеевича Аксенова. Еще будучи старшим лейтенантом, он посадил неисправный самолет Су-25. Награжден орденом Мужества. Отец майора Аксенова - кадровый военный. Я могу назвать фамилию начальника тыла подполковника Колесникова. Его отец – тоже кадровый военный. Или фамилии подполковников Терешина и Сорокина, отцы которых также военные летчики. И перечислять семейные династии можно еще очень долго. Это заслуживает отдельного рассказа. У нас сыновья гордятся отцами, а отцы – сыновьями. Еще пример в подтверждение сказанного. Сыновья военных летчиков подполковника Алексея Петровича Овсянкина и полковника Эдуарда Фаридовича Занчурина тоже служат у нас. Вы вот записываете в блокнот фамилии, которые я называю. Да их так с ходу всех и не вспомнить… Это ведь не пять и не десять фамилий. Это неизмеримо больше. Вот уже уволены в запас полковник Павлов, подполковник Журкин. А их сыновья служат здесь. Так что продолжаются традиции отцов. В Липецком авиацентре служит и подполковник Вадим Харчевский. Сын нашего командира. Так что преемственность – это очень важно. В свое время дети видели, как тяжело приходилось их отцам. Поэтому теперь с ними самими служить приятно. Эти офицеры не задают лишних вопросов. Если командир прикажет, пойдут на преодоление любых трудностей. Своей добросовестной службой они доказывают, что в жизни сделали свой правильный выбор. И это касается не только летчиков. Офицерские династии есть и у инженеров, и у связистов, и у тыловиков, и у работников штаба. Вот еще пример, сын летчика полковника Владимира Юрьевича Коваленко два года назад закончил Воронежский военный университет и сейчас служит в авиационной базе психологом. Никаких нареканий в его адрес у нас нет. Выполняет свои обязанности отлично. У иных офицеров дети служат в других гарнизонах. Повторяю: обо всех вот так сразу и не расскажешь...
- О липецком авиацентре всегда говорят, что здесь особенно высокий уровень подготовки летного состава. Вы сегодня мне многое рассказали. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что такие высказывания совершенно точно характеризуют профессионализм летного состава авиацентра.
- К нам приезжают командиры авиационных частей, корреспонденты… И когда они спрашивают, а почему у вас такой высокий уровень подготовки летного состава, я отвечаю: командир любой части – авиационной, десантной, танковой, мотострелковой или иной, - прежде всего должен учить воевать молодых офицеров. Кажется, здесь нет ничего нового. Но посмотрите, например, на такую ситуацию. Командир авиационного полка, уже в возрасте, садится в самолет и, как говорят, «летает на себя». Сел один в самолет, полетел, показал высокий класс. А в это время молодые офицеры стоят на земле, наблюдают. «Молодец, командир!» – говорят они восхищенно. А потом разворачиваются и идут заступать в наряд. Вот это, наверное, неправильно…
- Эдуард Валерьевич, а когда вы сами «крайний» раз выполняли полет в качестве инструктора?
- На крайней летной смене, несколько дней назад. Поэтому я и говорю, да, руководящий состав должен показывать пример. Но не так, как бывает иногда в некоторых частях, о чем я уже сказал - командир сел в боевой самолет, выполнил свои четыре полета, а молодым летчикам ничего не досталось. Вот эти четыре полета должны сделать они. Молодые офицеры. А руководящий состав должен летать и учить их. Вот представьте такую картину. Идут учения. Командир артиллерийского полка или его заместитель встали к орудиям и открыли огонь. Один выстрел сделали, другой, третий, четвертый… Хорошо, конечно, они могут поработать. Но в результате не останется ни одного снаряда ни молодому лейтенанту, ни наводчику-солдату. Будет из этого толк?.. Ответ, понятно, напрашивается сам собой. Толку будет мало. Поэтому у нас в Липецком авиацентре совсем другой подход. Все, что ты умеешь, ты должен передать молодому летчику. Буквально на днях к нам приезжал повышать свой уровень летный состав из авиабазы Эребуни в Армении. Сами знаете, посторонним людям все сразу заметно. А у нас, хозяев, как говорят, «глаз замыливается». Так вот, прибыли командир, летчики. Посмотрели классы, все остальное. Многое, конечно же, никакого удивления не вызвало у гостей. Потому что у нас немало такого же, как и в других авиационных частях. Но когда командир выехал на аэродром, в конце летной смены он выдохнул с восторгом всего лишь одно слово. Звучало оно примерно так: «Обалдеть!» А потом пояснил причину своего восхищения. Такого размаха, таких полетов давно не видел. Мы с ним разговорились. И я еще раз напомнил, что главное – учить молодых летчиков, а не только самим командирам летать. Да, такой подход к делу не дает быстрых результатов. Он не придет сразу - завтра или послезавтра. Результат будет через 5-7 лет. Это долгосрочная перспектива. Летчик должен учиться всю свою жизнь. Наш начальник авиацентра генерал-майор Александр Николаевич Харчевский говорит так: «Как только летчик перестал учиться, он перестал быть профессионалом».
- Очень жаль, что мне не удастся встретиться с вашим командиром. Я очень много слышал о нем и читал. И здесь каждый офицер говорит о своем командире с каким-то особым чувством уважения. Не повезло мне. Ваш генерал в командировке…
- Наш командир – удивительный человек. Если он говорит о том, что учиться надо всегда, он сам показывает в этом пример. За время службы генерал-майор Харчевский освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30. А четыре года назад сам переучился на самолет Су-34. Кстати, он имеет также опыт полетов на самолетах зарубежного производства F-15 и Мираж-2000. Ему сейчас 60 лет. А переучился он на Су-34 в 56 лет. И до сих пор летает. Да еще как! Когда вспоминают о возрасте командира и говорят, что ему уже 60, я улыбаюсь. А мне приходилось беседовать с такими людьми, которые никогда не были лично знакомы с нашим генералом. Для них 60 лет – это уже солидный возраст. Ребята, говорю я им, представьте себе две чаши весов. На одной – цифра 60, возраст нашего командира, а на другой – его фамилия, его личность, его заслуги, опыт и мастерство. Естественно, все это несоизмеримо. Когда говорят о человеке, что ему уже 60 лет, каким он предстает в вашем представлении? – Конечно же, это пенсионер, который уже сутулится, имеет «пивной» животик и усиленно рассуждает о смысле жизни. Уже подводит ей итог – это ему удалось, это нет. И сожалеет о том, что его годы ушли безвозвратно. Такое никогда не скажешь о нашем командире. Когда его видишь, то невольно сам подтягиваешься. Своим задором, своим желанием летать, своим желанием служить он просто заставляет всех нас подтягиваться к его уровню. Вот и стараемся бегать на зарядку, заниматься футболом, физической подготовкой. Наш командир до ноября месяца купается в речке Воронеж, очень сильно увлекается теннисом. Одним словом, он у нас боевой. Александр Николаевич более сорока лет в авиации. Именно от него нам передается его большая-большая любовь к ней. К командиру с особым уважением относятся все – и его заместители, и молодые офицеры, и солдаты, и весь гражданский персонал авиацентра. Никогда не забывают о нем и те, кто уже уволен в запас. Он очень много делает для всех нас. И при этом старается как-то не заострять внимание на возникших проблемах. Вот он помогал устраивать в детский сад и мою дочь, и ребенка командира авиационной эскадрильи майора Аксенова. Наш генерал решает много различных вопросов, просто огромную их массу. Ведь он еще и депутат Липецкого областного совета. Помню, когда мы были на территории военного городка, подходит к нему женщина и говорит: «Товарищ командир! Вот тут бы положить «лежачий полицейский», все носятся на машинах, детям гулять опасно». Через три дня все было сделано. «Лежачий полицейский» был установлен. Или вот обратились насчет детской площадки года три-четыре назад. Городок у нас вроде военный, но он открытый. Поэтому такими вещами должны заниматься местные власти. Должны, но не занимаются. «Александр Николаевич, вот бы оборудовать детскую площадку», - обратились с просьбой к командиру. Он ответил коротко: «Хорошо». Через неделю дети в военном городке уже играли на площадке. Наш командир уделяет много внимания и воспитанию патриотизма у молодежи. Два раза в год у нас проводится День призывника. Это незыблемо. К нам приезжают дети из сельских и городских школ. Сам командир на особом контроле держит такие мероприятия. Очень много можно рассказывать о генерал-майоре Александре Николаевиче Харчевском. Это человек, который отдал всего себя небу, отдал всего себя воспитанию молодежи. И не только летчиков, но еще и офицеров тыла, офицеров штаба, офицеров других служб... Для него особенно небезразличны нужды военных пенсионеров. Чтобы понять это, надо увидеть, что творится в дни его приема по личным вопросам. К нему идут пенсионеры со всеми просьбами. И он решает каждую проблему. Он никогда и никого не оттолкнул. Ни одного человека. Вот и мы берем с него пример. Потому и сам нахожусь на службе зачастую с 6 утра и до 23 ночи. И тоже никогда никого не попросил выйти из кабинета. Выслушаю каждого человека и постараюсь помочь. Если не могу – иду к командиру. И тогда он эти вопросы решает своей властью. А если что-то более сложное, генерал использует возможности областного совета депутатов. Вот так мы и работаем. Потому что есть пример для всех нас – наш командир.
- Да, с таким командиром служить – это большое счастье… В наше время столько добрых слов трудно услышать о каком-то руководителе…
- Вы знаете, не встретившись с командиром лично, вы не сможете понять этого человека. А встретитесь – его особое обаяние будете помнить всю жизнь. Это настолько мощная личность… Настолько он красив в своих поступках настоящего мужчины, офицера, летчика… Просто трудно выразить словами. Идет вот он по жизни красиво, и нам, идущим за ним, хочется всему учиться у него, во всем подражать ему.
- Остается только поблагодарить вас, Эдуард Валерьевич, за столь интересную и обстоятельную беседу. Наверное, ваши подчиненные меня уже ругают, на чем свет стоит. Несколько раз заглядывали в дверь…
- Сейчас займемся и их делами. Все решим, все успеем. А иначе у нас и не бывает.

•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: