03 марта 2009 10:38
Автор: Сергей Усков (протоиерей Сергий) г. Новокуйбышевск
Путь к новой жизни
Начинающий связист
Впервые же в отрасли связи я начал трудиться ещё с 20 апреля 1967 г. станционным монтером по электропитанию на АТС-6 г. Куйбышева (ул. Гагарина, 50). Тогда на работу меня принял начальник цеха Куйбышевской ГТС (городской телефонной сети) В.П. Цехмистер. Его фамилия меня, помню, удивила. Цехмистер – как будто "мистер цеха". Я подумал сначала, что это не фамилия, а должность начальника цеха так называется. Бывает же, например, метрдотель или мажордом. При царских дворах раньше были шталмейстеры и церемониймейстеры. Очень похоже.
Виктор Петрович сразу ухватился за мой опыт работы с аккумуляторами и направил на АТС-6 (автоматическую телефонную станцию, номера телефонов на которой начинались с цифры 6) в распоряжение станционного инженера Л.П. Черкашиной.
Мне было тогда всего 19 лет. Никакого образования, кроме школьного, пока не было. Но опыт работы, особенно с аккумуляторами, уже был. Учась в старших классах, я каждое лето работал с отцом в колхозной мастерской. Мы занимались ремонтом электрооборудования сельскохозяйственных машин: тракторов, комбайнов, автомобилей. Генераторы, стартеры, прерыватели (тромблёры), реле и переключатели – всё это были семечки по сравнению с ремонтом аккумуляторов. Сейчас трудно даже представить, что аккумуляторы можно ремонтировать. Теперь отработавший аккумулятор просто меняют на новый. А тогда мы их ремонтировали. Вскрывали, осторожно удаляя битумную заливку, вынимали все элементы и тщательно промывали их водой. Перебирали разрушенные пластины. Некоторые отсекали, припаивая на их место другие, которые были хоть чуть получше. Меняли и прокладки (сепараторы) между пластинами. Снова вставляли всю обновленную конструкцию в корпус на свое место и заливали готовый аккумулятор сверху расплавленным битумом. Наливали в него электролит (серную кислоту, разведенную водой) и заряжали. Таким образом из двух-трёх старых собирали один "новый", и он ещё служил на комбайне или автомобиле весь сезон, особенно во время уборочной. Свинцовые аккумуляторы громоздкие и тяжелые. Особенно комбайновские – не один десяток килограммов. Работать с ними не только трудно, но и опасно. Приходится постоянно паять свинец, плавить битум, переливать кислоту. И всем этим непрерывно дышать…
Электропитающая установка АТС-6 располагалась в двух больших залах цокольного этажа станции. В одном зале были выпрямительные установки, преобразующие переменное напряжение 380 вольт в постоянное напряжение 60 вольт. В другом зале располагались аккумуляторные батареи. Размеры каждого элемента или "банки" были очень внушительными. Они не шли ни в какое сравнение даже с комбайновскими аккумуляторами. Каждый из них представлял собой отдельное сооружение в деревянном корпусе. Поэтому две батареи по 60 вольт с дополнительными элементами занимали большой зал. В этих двух залах – выпрямительной и аккумуляторной – мне и предстояло трудиться.
Аккумуляторы на АТС-6 оказались очень запущенными. В течение нескольких лет, прошедших после монтажа станции, ими практически никто не занимался. Некоторые элементы сульфатировались, в других плотность электролита была предельно низкой. Батареи надо было срочно спасать.
Попросил начальство привезти специальные нагрузочные реостаты. Сам установил их и смонтировал в помещении выпрямительной в одном ряду с основным оборудованием. Устроил контрольный заряд-разряд батарей. Для этого пришлось предварительно тщательно выравнивать плотность электролита в каждом элементе, что заняло не один день. Затем ежедневно измерял плотность в каждой "банке" и записывал результаты измерений в специальной журнал.
На АТС-6 я проработал лишь несколько месяцев, затем поступил в институт. Работа эта трудной для меня не была, учитывая некоторый опыт и увлечения радио- и электротехникой. Даже к вступительным экзаменам в институт успел подготовиться в рабочее время. Учебники держал на работе и использовал каждую свободную минуту в то время, как другие сотрудники устраивали перекуры, пили чай или просто болтали. Разработал свою "систему поступления" в два вуза из трёх ступеней, одна из которых (2-я) сработала. В институт связи на заочное отделение экзамены проводились в два потока, между которыми можно было успеть подать документы в педагогический, на дневное отделение. Я решил использовать все три попытки. Первый поток в институт связи был весенним и проводился слишком рано. Не успев подготовиться, я "сошел с дистанции" на третьем экзамене. Вторая попытка в педагогическом институте оказалась удачной. Сдав все пять экзаменов, я стал студентом физико-математического факультета. При этом осталась неиспользованной третья попытка на осенний поток в институт связи, в котором мне все равно через несколько лет пришлось учиться и окончить его.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: