10 марта 2009 11:24
Автор: Сергей Усков (протоиерей Сергий) г. Новокуйбышевск
Путь к новой жизни
Возвращение в профессию
В связь я вернулся уже в Нефтегорске из редакции газеты, в мае 1970 г. с помощью А.И. Лебедева. Вообще дважды были у меня такие переходы из газеты – в связь. А всего четырежды работал в связи и трижды в своей Нефтегорской газете "Ленинский луч" (не считая временного сотрудничества с другими: "Молодой учитель", "Нефтяник", "Строитель").
Все средства электросвязи в Нефтегорске (кроме почты) располагались на первом этаже первого подъезда жилого 4-этажного дома по ул. Буровиков,15. Впрочем, улицы в Нефтегорске появились позже. А сначала были только микрорайоны А, Б, В, Г, ещё позже микрорайон Д. В каждом микрорайоне была своя порядковая нумерация домов. Мы располагались в доме 26А (то есть в 26-м доме микрорайона А), который позже, перед какими-то очередными выборами, обрел и свою улицу, и более солидный адрес: ул. Буровиков, д. 15. Нашу связь в народе называли просто телеграфом, хотя здесь были и переговорный пункт, и телефонные коммутаторы (местные и междугородные), и радиоузел, и студия местного радиовещания, располагалось и руководство цеха ЭТУС.
В Нефтегорске был цех связи № 2 Кинельского ЭТУС (эксплуатационно-технического узла связи). Таких ЭТУСов в области было всего пять. Каждый обслуживал несколько районов. Поэтому в каждом районе был цех ЭТУС. Кинельский ЭТУС, кроме Кинельского и Нефтегорского, обслуживал ещё Алексе-евский, Богатовский и Борский районы. Первым начальником Нефтегорского цеха был А.А. Ефанов, но я его уже не застал и не знал. На работу меня принял другой начальник – В.И. Александров. Навсегда запомнил я своих первых коллег по новой работе: электромехаников Нину Францеву, Лиду Шестакову, Таю Никонову (Селезневу), Лиду Чеховских (Миллер), Нину Денисову (Разгоняеву), а также кабельщиков и монтеров Виктора Долматова, Владимира Минаева, Николая Колодина.
Автоматической телефонной станции в Нефтегорске ещё не было. Были только ручные коммутаторы на 200 номеров, которые обслуживали телефонистки. Для Нефтегорска 200 номеров были каплей в море, поэтому на каждом номере "сидело" по 2–3 телефона. Чтобы трубку взял именно вызываемый абонент, телефонистка должна была знать не только номер, но и кому дать один звонок, кому два, а кому и три. Такой нагрузки не выдерживали не только телефонистки, но и коммутаторы, ремонтировать которые мне и поручили наряду с междугородными коммутаторами и телеграфной аппаратурой. Тут уж приходилось не только изворачиваться, но и проявлять прямо-таки изобретательность, что, правда, не осталось незамеченным руководством. Пять моих рационализаторских предложений были официально оформлены, с выплатой соответствующих премиальных и объявлением благодарности.
Я горел тогда идеей скорейшего развития связи в районе. Был пока рядовым работником, но очень интересовался возможностью как-то улучшить положение. Старался детально изучить обстановку. Об этом говорит и тема моего техникумовского дипломного проекта: "Автоматизация телефонной связи Нефтегорского района с установкой АТСК–100/2000 емкостью 1000 номеров".
Иногда говорят, что заочная учеба – дело несерьёзное. Категорически не согласен! Если учишься по специальности и с желанием, да ещё работа интересная, то одно дополняет другое. Работа помогает учебе, а учеба – работе. Все контрольные и курсовые работы я делал только сам.
Преподаватели тоже всегда говорили, что с нами – заочниками – им легко находить общий язык. Ведь мы уже работаем с техникой, которую изучаем. Поэтому ко всему относимся сознательно и с интересом. Не то, что студенты дневного отделения – вчерашние школьники, которые изучают то, чего никогда пока не видели и даже не знают, пригодится ли им это вообще. Зубрят бессознательно, чтобы только сдать экзамен.
Неразрывно был связан с работой и мой институтский дипломный проект, который я защитил с отличием, уже будучи начальником РУС. Цель была та же – дальнейшее расширение и улучшение связи в Нефтегорске с установкой более совершенной АТС на несколько тысяч номеров. Проект назывался "Станционные сооружения АТСК – в г. Нефтегорске". Но это было позже, а пока жизнь шла своим чередом…
В 1971 г. было действительно решено установить в Нефтегорске автоматическую телефонную станцию (АТС) на 1000 номеров, заменив, наконец, изношенные и физически и морально, ручные коммутаторы. Новая АТС требовала во-первых, много места, а во-вторых, специалистов, способных её обслуживать. Для расширения площадей были освобождены все квартиры на первом этаже всего дома, в котором мы располагались. Таким образом, весь первый этаж был отдан под связь. Меня направили на областные курсы сроком 1,5 месяца для изучения АТС именно этого типа, то есть координатной системы АТСК-100/2000. По окончании курсов (с отличием) я был назначен исполняющим обязанности инженера АТС, принимал участие в монтаже оборудования до самого пуска станции в октябре 1972 года. Эта станция (будучи потом расширенной до 1200, а затем и до 1500 номеров) служила ровно 30 лет, пока в конце 2002 года не пустили нынешнюю электронную АТС уже в новом здании.
Дом связи
С этим новым зданием узла связи пришлось в свое время претерпеть много хлопот и трудностей. Это было позже, когда я стал уже начальником РУС. Никто же ничего не будет строить, пока не добьёшься. А чтобы добиться, приходилось почти буквально "биться". Долго и настойчиво убеждать и доказывать. Все средства электросвязи, включая аккумуляторную, находились в жилом доме, что не доставляло жильцам удовольствия и не соответствовало никаким санитарно-техническим нормам. Хотя под связь был отдан весь первый этаж, но и этого оказалось мало. Имеющаяся площадь не позволяла устанавливать дополнительное оборудование для увеличения емкости АТС, что было крайне необходимо из-за острой потребности в дополнительных телефонных номерах. К тому же клиентский зал телеграфа и переговорного пункта был небольшим и тесным. А ведь он представлял собой своеобразное лицо Нефтегорска. Все приезжие и командированные сразу устремлялись сюда. В то время не только сотовых телефонов, но и вообще автоматической междугородной связи не было. Переговоры заказывались только через телефонистку. А сделать это можно было либо с квартирных телефонов, которые были не у многих, либо с переговорного пункта, куда и приходил весь городок.
Вход в телеграф и переговорный пункт был сначала со стороны столовой. После расширения наших площадей на весь первый этаж удалось освободить чуть более просторное помещение линейно-аппаратного зала и перевести переговорный пункт в него. Теперь вход в телеграф был с торца здания, то есть с улицы Буровиков. В этом клиентском зале мы установили уже пять переговорных кабин вместо трёх. Но в целом эти действия принципиально ничего не меняли.
Связист
Поэтому, став начальником РУС в 1976 г., я начал постоянно "обивать пороги" местных органов власти в лице райкома партии, райисполкома и поселкового Совета, доказывая необходимость строительства в Нефтегорске настоящего здания узла связи, что позволило бы разом решить все проблемы. Но не так-то это было легко. Местные власти всё понимали, с моими аргументами соглашались, но практически сделать ничего не могли. Я не успокаивался и продолжал "стучать во все двери". Принимались решения бюро райкома партии и райисполкома о строительстве здания РУС сначала в 11-й пятилетке (1980– 1985 гг.), затем в 12-й (1986–1990). Главным было добиться, чтобы объект включили в титул строительства. В Нефтегорске всё строилось силами нефтяников и для нефтяников. Поэтому многократно пришлось обращаться к Е.М. Узилову – генеральному директору объединения "Куйбышевнефть" и депутату об¬ластного Совета народных депутатов. От Евгения Михайловича фактически зависело существование всего Нефтегорска. Но и он не был всемогущим. Титульные списки на строительство утверждались в Министерстве нефтяной промышленности, а там никак не могли согласиться с тем, что узел связи предназначен не только для нефтяников, а для всего населения Нефтегорска. Как это ни странно, но в расчет не принималось то, что больше половины жителей Нефтегорска – нефтяники, а остальные (врачи, учителя, связисты и т.д.) существуют для обслуживания тех же нефтяников и их семей.
Наконец, выход был найден. Для строительства утвердили "объект расширения нефтепромысловой связи". Такое наименование здания Нефтегорского узла в министерстве прошло и я, наконец, вздохнул с облегчением. Ведь 10 лет добивался! Конечно, принятие решения – это ещё не само строительство. Предстояло много работы по проектированию, финансированию, согласованию и т.д. Но главное свершилось – механизм был запущен. Последним моим действием в этом вопросе, пе¬ред уходом с поста начальника РУС в 1986 г., было согласование проекта, предусматривающего соединение нового здания одноэтажным переходом с существующим зданием Нефтегорской почты. Я зачеркнул на проекте эту перемычку, заверив исправление подписью и печатью. Тогда я подумал, что эта перемычка практически вряд ли будет нужна. Она только перегородит двор и будет мешать въезду почтовых машин. Причем помеха эта растянется на несколько лет до окончания строительства и оборудования нового въезда на территорию. Впоследствии время подтвердило правильность моего решения и по другой причине.
В 1993 г., когда строительство здания было ещё не завершено, произошло разделение районного узла связи (РУС) на два узла: почтовый (РУПС) и электросвязи (РУЭС). Причем эти узлы подчинялись даже разным областным управлениям. Поэтому оказалось очень кстати, что они имеют раздельные здания, не соединенные никакими переходными перемычками.
Здание строилось довольно долго. Работы начались уже без меня, при Н.В. Нестерове. Заканчивались после моего возвращения. А сдавался объект в эксплуатацию после моего окончательного ухода, при А.Г. Обуховиче.
Очередное разделение
Узлы связи в 1993 г. разделялись не в первый раз. С 1935 г. существовала Утевская районная контора связи (РКС), обслуживающая все средства связи и радиофикации, которых в районе было совсем немного. Однако в 1960-х годах техника связи стала активно внедряться не только в городах, но и в сельских районах. Появились автоматические телефонные станции (АТС), радиоузлы, более совершенная телеграфная и междугородная телефонная аппаратура. Вместо воздушных (столбовых) линий связи, прокладывались подземные кабельные линии.
Чтобы обслуживать такую технику, нужны были специалисты, которых в районах не хватало. Нужны были транспорт и другая техника. Тогда и произошло разделение средств и узлов связи. В течение 1963-1966 годов районные конторы связи (РКС) переименовали в узлы (РУС), которые продолжали обслуживать население всеми видами связи: почтовой, телеграфной, телефонной (и местной, и междугородной), радиотрансляцией. При этом все средства электросвязи (телефонные станции, телеграфная аппаратура, радиоузлы и т.д.) были закреплены за специально созданными межрайонными эксплуатационно-техническими узлами связи (ЭТУС). Считалось, что ЭТУСы, как более крупные предприятия, имеющие специалистов, необходимые механизмы и аппаратуру будут грамотнее и эффективнее обслуживать сложную технику связи. Областное управление связи с 1967 года стали называть производственно-техническим управлением связи (ПТУС).
Новый Нефтегорский район был создан в 1965 г. практически на месте упраздненного двумя годами раньше Утевского района. Вместе с районом был организован Нефтегорский РУС и открыт линейно-технический цех связи от Кинельского ЭТУС. Все пять ЭТУСов, созданных в области, были межрайонными, то есть обслуживали по несколько районов, для чего в каждом из них имели свой цех, в котором работали инженеры, техники и монтеры. Получалась такая картина: телефонистки, работающие на коммутаторе, и телеграфистки, работающие на телеграфных аппаратах, числились в РУС и предоставляли населению услуги связи, а техники и монтеры, следящие за исправностью связи, числились в ЭТУС и ремонтировали эти самые коммутаторы и телеграфные аппараты. За всю связь в районе головой отвечал начальник РУС, хотя ни аппаратура, ни специалисты ему не принадлежали. РУС собирал с населения и организаций все доходы за услуги. Областное управление связи перераспределяло эти доходы по всем другим предприятиям, участвующим в процессе передачи сообщений. В их число входили ЭТУСы, областной телеграф, областная междугородная телефонная станция и т.д. Было много неразберихи, путаницы и неудобств. Персонал РУС и цеха ЭТУС находился в одном здании, работал в одном помещении, делал общее дело, но при этом делил по отдельным балансам не только оборудование, но даже столы и стулья.
За 10 лет своей работы начальником РУС (1976–1986) я на собственном опыте убедился, что схему "РУС плюс цех ЭТУС" в районах надо менять. Надо объединять связь "под одной крышей". Написал на эту тему довольно объемную статью со всеми необходимыми выкладками и аргументами, которая в сокращенном варианте была опубликована в 6-ом номере журнала Министерства связи СССР "Вестник связи" за 1986 год под заголовком "Совершенствовать структуру низового звена".
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: