05 апреля 2010 09:54
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Из дневника писателя
Местные авторы, которые понравились
Не совру, самарская школа писателей, действительно, сильная, крепкая и талантливая.
Мое знакомство с местной литературой началось в 1978 году. Моя сестра Людмила (заслуженная артистка РСФСР, опера) была на гастролях, а мы остановились в ее квартире (ул. Осипенко). И помню мощную струю экстрима, которую влил сериал «Тревожные ночи в Самаре». Через 2 года я поступил в Куйбышевский университет, и первой прочитанной книгой стал одноименный роман уважаемого Эдуарда Кондратова.
…Отмечу сатирическую повесть Ивана Никульшина о премьере (к слову, параллельно, даже раньше, я начал свой опус, где разделал губеров ельцинского разлива).
Искренне понравилась книга Александра Громова «О любви» (есть рецензия в «ЛГ»). И подозреваю, что он приложил руку к написанию любопытнейшего образца клеркиально-воцерковленной очеркистики – «Паракало».
Суровый и четкий строй военных былей медика-героя Улунова.
Интересный опыт современной дьяволиады Дмитрия Агалакова – «Подсолнух», к нему тематически примыкает «Пневомоторакс» Стрегло. Талантливо, но совершенно на особинку, преподано у каждого.
Просто «тащился» от военных «Остапов Бендеров» Юрия Лопатина - «Стройблат» ждет своего режиссера! Трудно представить, какой подземный шахтерский труд проделал автор, прежде чем выдал этот бурлеск!
Антон Голик («Эх, Россия!») настолько своеобразен в кафкиански-нагроможденческом живописании ужасов самарского жития, что невольно начинаешь подозревать его в скрытом готическом сарказме. Но, без спору и прикрас, впечатляет и цепляет.
Абсолютно могучий материк – Евгений Чебалин! Долго рассуждать не буду, писал о нем в «РЭ» и центральных журналах. Это данность, которой одним стоит… гордиться. Другим – столь же активно плеваться (что они и делают, замерзая зимой)! Его не убудет…
Евгений Лазарев. Древний, но прочный особняк, ибо «Липа вековая». Из отборной когорты, куда вошли Распутин, Белов, Астафьев (до «Проклятых…»). А теперь, хоть, бейте, хоть убейте, занес бы туда, без яких, полдюжины рассказов раннего Геннадия Сюнькова…
Сейчас наслаждаюсь Володей Миклавчичем. Роман «Арка». До конца судить рано и заценивать трудно. Ибо не дочитал, но это тот случай, когда надо нырнуть и почти утонуть, чтоб попробовать понять и достать или хотя бы прочувствовать глубину, не говоря про внутренний мир автора. По-нашему сери-(ан-как?)-альному времени «Арка» - трудное чтиво. Ибо - длинноты по-хорошему старомодной классики, календарно прослеживаемый психологический тест полов… Но любителям изящной, подлинно метафорической, неспешной прозы – удовольствие! СМАК!
Евгений Астахов – это глыба, как к нему не относись. А значит, его «реку времени» надо изучать со всех сторон, даже, ежели что-то (пусть и ему самому), когда-нибудь покажется наносным.
В поэзии Василия Семенова резво импонирует незаёмная искренность вдрызг перекрученной сердцем безотцовщины 1940-50-х. А зрелый поэт дерзает извлечь из забуды даже гениев русской Славы – князя Меньшикова…
Не зря сказал кто-то умный, что из 10 поэтов России четверо живут в Самаре. Чтоб не перессорились, уточнять не будем, но Михаил Анищенко запросто вольется в этот обоюдно доброжелательный реестр.
Нравятся патриотические и философские опусы Евгения Чепурных, Дианы Кан, Евгения и Валерия Семичевых, Бориса Сиротина... Боюсь кого-то незаслуженно позабыть и извиняюсь заранее.
Михаил Анищенко. Отдаю должное даровитости лирика. Но именно по прошлому году он стал одним из самых ловких в плане захвата читательского интеллекта мастеров литературных приманок, арканов, аллюзий! «Квадрат в тумане», при всей его неоднозначности, произвел не впечатление – ЭФФЕКТ! Думаю, насчет «разрыва бомбы» умный автор бы просто поморщился.
К слову, на одном дыхании прочел социально-разоблачительный боевик с «тихим» философическо-политическим окрасом – «Пляску Скорпиона» Михаила Куклина. Не уступит неординарной детективно-гротесковой прозе покойного Александра Афанасьева.
«Русское эхо»
Буду краток. Великое благо для области и паствы ее епархии, что у всех нас есть «Эхо» (есть территории, где все глухо без эха). Одно пожелание: пусть эхо не будет лишь отзвуком монастырских стен, и даже малиновым аку-зеркалом соборных колоколов, но - отражением всей русской жизни, во всем её много-и-безо-бразии - даже в низменных проявлениях ея, историей падших, музу коим и посвятил автор «русского эха» Пушкин. Но в целом, это то, что называется гордостью – здесь – региона! Я горжусь, что мой первый роман вышел в этом великолепном журнале!
Чего, конкретно, не хватает? Философии и истории. С другой стороны, рад, что в ранг Классиков вошел наш замечательный и скромнейший романист Владимир Буртовой, у него хороший «роман» с центральными издательствами, а это чревато углублением Всероссийской памяти о глубинной Самарской истории.
О пристрастиях
Года до 1992-го («гайдарушки») был, скорее, западником. Обожал Ремарка, Хема, Борхеса, Онетти, Кортасара, Белля, Чивера, Ивлина ВО, Селу, Гессе, Павезе (в общем, из серии «Мастера зарубежной прозы»)…
Недавно вернулся к некоторым из них. Кто-то устарел. Кто-то противен. Но… Буццатти – провидец. Его апокалипсическая повесть о попадании в будущее, где выкидывают из окон стариков – это что-то, как и «Пустыня Тартари». Воннегут – красавец! Ивлин Во – гений сатиры, мне близок по характеру, я жуткий консерватор на старости лет. Каюсь перед православными, но с 88-го неравнодушен к Умберто Эко. Нравится все, от романов до эссе, хотя со многим не согласен. Но АУРА интеллектуальной прозы!
Современные хиты? Дэн Браун. «Код да Винчи»...
Почувствуйте разницу, как говорится. «Священная кровь» - прорывное исследование Бейджента, Линкольна и Ли вышло в 1982 году. Представляете, сколько надо нарыть историкам, чтобы появилась сенсация? У меня 7 монографий этих «любителей», которых на зуб не восприемлет историческая наука. А 22 года спустя выходит романизированный, куче-ошибочный плагиат Брауна в слезливо-ублюдочной окантовке с героями, которые деликатно исследованы Бейджентом (про фильм просто молчу – Браун даже не удосужился переименовать реальных трагедийно закончивших людей). Я еще в начале 2000-х читал монографию Бейджента и Ко, следил за неординарным ходом исторического расследования, и вдруг появляется «бестселлер».
Чрезмерно прохладен ко всем поделкам, которые эксплуатируют специализацию: антиквар, парфюмер, анатом, алхимик… Особенно. Если учесть, что конъюнктурные господа даже не удосужатся узнать, что у нас были профессионально заточенные творения того же В. Орлова. Я без иронии. И «Альтист Данилов» и «Аптекарь» на порядок круче и смешнее. Уж промолчу, что в начале 19-го века были антикварии сЭра… Вальтера Скотта, уверен, куда более долговременные…
Сложная штука жизнь. Но западник по, хи-хи, адмиралтейской фамилии ПЛОТНИКОВ стал ныне, минимум, почвенником, максимум, славянофилом.
И виновато ЧТО?
Запад - в том преломлении, которое нам гайдаровски явилось и в жизни, и в литературе, и в кино. Мы знаем, что интеллектуально и физически работаем не меньше и не хуже, чем на Западе, но нам платят МЕНЬШЕ не в разы, НА ПОРЯДКИ. А соответственно, и лечат нас на порядок хуже. И вымираем после 50-ти мы. А не они! Мы – ПОБЕДИТЕЛИ, а не они… побежденные (Германия) и, тем паче, без боя сдавшиеся трусы (Франция, Бельгия, Дания, Польша, Чехия, не говорю про палестинский «рай»)…
От того и пляшем. Если раньше я обожал иностранное кино, то теперь для меня образец – это «Холмс и Ватсон» Масленникова, а все прочее – туфта.
После того, что сделали со страной. ДАЖЕ АНГЛИЙСКАЯ РЕЧЬ МЕНЯ БЕСИТ!
Что читаю?
Очевидно, в этом и беда. Читаю всё. Газеты давно бросил. Ибо в интернете несколько сотен более продвинутых тематических порталов и сайтов. Часто альтернативных и малодоступных.
Есть полки для философской, мистической, эзотерической, концептуальной, исторической и всяко-разной лит-ры.
Читаю своеобразно.
Нарочно, игнорируя корпоративный транспорт, сажусь в трамвай № 22 перед заворотом после «Колизея». Ибо он до работы везет почти час! В неделю выходит приличная книжка. Недавно так с величайшим удовольствием перечитал «Обломова», гениальный роман, который достоин изучения всеми. До этого - Сенеку с Аврелием, 2 тома Платона и т.д.
Сейчас дочитываю «Дессиминацию» Ж. Деррида. Без предыхания.
Делез и масса иных структуральных мэтров неплохо разобрана в двух монографиях У. Эко (собрал на русском почти все, что им-по-нем издано). Умберт Экович в свое время выделил, слабенько, Юрия Лотмана, зато наши мазохисты от «писи-науки» судорожно встрепенулись. А казалось бы - какого? Мой любимый писатель Умберто Эко.
Но, когда он, исследуя литературную дьяволистику (такоже в «Словаре Фуко»), позволяет себе пропустить – не заметить «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова… я полагаю – это не от загогулины энциклопедического сознания. Это называется: «Ср…ли мы на вас! Русских свиней».
Итальянские свиньи после Рима сдавались всем насильникам, отчего и развили культуру. Но каждый выбирает свой путь…
Мы же не цивилизация!
Любой современный западный философ (писатель-художник) не изобретает ничего нового. Как и незатейливый придумщик Пикассо, он пытается развлечь публику и сорвать, успеть сорвать за это проценты.
Философия сейчас убога настолько, что прячется за литературу, точнее, за текст, который, якобы – есть ВСЕ. И это так, если не читаешь текст, доказывающий это.
Текст - последний всплеск, якобы, вдумывания во что-то, да и то за счет стиля.
Захотел поверить. Потом проверить. Предпринял. Да: Хайдеггер.
И того растащат на… ЧТО?
Есть любители раздраконить его как фашиста. Не меньше более холодных марксистов, которые с цитатами докажут, что он выступал за коммунизм! Маркса он уважал, точно.
Итог? Нищета философии или философия нищеты?..
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: