15 апреля 2010 21:33
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Из дневника писателя
О детском творчестве
В 8-9 классе (Магаданская область) написал много произведений в тетрадках, которые вручную протыкал иглой и снизывал ниткой – 12-14 тетрадок – «том».
Не было учителя астрономии и телескопа в школе, но сам так полюбил предмет, что, проштудировав научную фантастику (в т.ч. Стругацких) перечитал в 5-6 классе монографии Воронцова-Вельяминова и т.д., в 40-градусный мороз с картой звездного неба ходил за поселок (где меньше огней) и изучал звезды. Знал не только расположение созвездий и нахождение светил, но и расстояние в парсеках и световых годах до главных звезд.
Все годы помогал маме. Она подрабатывала мытьем полов в организациях, за километры от поселка, я был с ней.
Большой праздник – в 9-м классе мама принесла на пару дней в дом пишущую машинку, я упивался все это время, набояривая тексты. Печатал свои произведения, после чего пять лет мечтал о своей машинке.
В 84-м приобрел «Ортех», на нем отпечатал «Бердыша», «Студенческий роман». Бракованная была. Позже купил «Ивицу», тоже брак, в 90-м – «Ивицу-М», электромеханическую. На ней мой приятель Валерий Рудуш, классный хирург, свою кандидатскую сделал.
О писателе
Знаю, что требую излишне много. Но писатель должен быть многомерен: в жанрах, стиле, теме, подходах… Не люблю тех, кто замыкается на одном. Даже не то, что не люблю, но сам ищу нового. Так и получается, что у меня нет одной темы, одного жанра. Все романы, не говоря про рассказы и повести, написаны в совершенно разной манере, в разном жанре.
«Степан Бердыш» (1985) - реалистический исторический роман без намека на фантасмагорию, построен на фактах, строгий канонически.
«Студенческий роман (Застойного времени)» (1985) и продолжающая его дилогия повестей «Волжское ретро-1980» (1987, 1988) – сленгово- прикольная, но опять же реалистическая студенческая трагикомедия.
«Губители истины» (1988) – чисто футуристический фарс и гротеск, в отличие (ШУТОЧНО-АЛЬТЕРНАТИВНО) от про-ефремовски прозрачной (и духовно близкой мне) утопии «Аномалы и анималы» (2008).
«Приезжий в Марцилоне» (1987) – абсурдно-симулятивный гротеск (подобие? – ну, разве Евг. Шварц).
«Грани и кадры» (делаю с 2008 г.) – микро-посты, мини-эссе о любимых артистах и фильмах.
Главное произведение, есть такая у меня вещица, «Жезл зла» (кропаю с 1994 года) – полижанровая фантазия и о Самаре, и о стране, и о мире, и о Галактике, сплав всех жанров, где спаялись и все мои мировоззренческие «шизоиды».
Стихов хватает. Первые юмористические штудии делал в 1997 году.
С 1979-го – новая лирическая волна. Самыми удачными считаю поэму «Начало зла. Шумерские аллюзии», «МиниЯмы» и поэму про ЕБНа «СОН НОСа», не говоря про отдельные вирши. Круто обрубил самолюбие в 1980-м Ардатов. Сейчас абсолютно не гонюсь за поэтическим признанием. Знаю, что весьма недурно владею техникой, в т.ч. Акростиха, но большим поэтом себя не считаю (как это было заблужденчески в 16-17 лет). Во всяком случае, осознаю: для лиро-пёрла надо много времени, а я его отвожу прозе. Но на спор бы, думаю, мог бы кое-что… Токо чего ради? Стихия все-таки проза – с 5 класса!
Учителя
Это неправильно сформулировано. Вернее будет, кому бы отдал должное?
1-3 класс – чудная учительница Валентина Иванова. Привила вкус к чтению и даже литературе. У нее дома в 3-м классе смотрел фильм «Король Лир» Козинцева. Хорошо запомнил хобби ее сына – в доме стояла банка (2 или 3 литра), набитая 1–копеечными монетками.
5 класс. Синегорье Магаданской области.
Я не знаю (и так не запомню ни одной орфограммы), но назло всем пишу грамотно. Была завуч (по русскому языку) Дина Николаевна Сулимова. Я постоянно обнаруживал у нее на объявлениях и плакатах ошибки. Она мне мстила. В 8-м классе поставила 4 за русский язык. Ибо орфограммы я не знал, а написал без ошибок.
В 10 классе (Новотроицк уже) директор школы и учитель лит-ры Аркадий Павлович Цейтлин ставил мне 4 за сочинения, систематически уверяя, что «так писать ученики не могут, стало быть, ты скатал у кого-то». Он говорил, что «в этой школе на 5 лит-ру знает только он» и влепил мне 4 на экзамене в 10 классе за сочинение на тему «Проблемы истории в романе Толстого «Война и мир»», хотя у меня не было ни одной ошибки. Притом, что я знал тему не хуже его, и даже больше, ибо читал академика Тарле. Зато 5 он поставил своему сыну Игорю, чистому «естественнику».
О своей работе
Пишу, если не мешают, на износ. От руки до 40-60 страниц за сутки! Так писал рефераты, курсовые и дипломы. По преимуществу, ночью.
В 9 классе сочинял роман о юных пиратах – 20 часов без перерыва, пока руку не свело, а глаза не затмило.
«Степан Бердыш» вчистую написан месяца за 3, «Студенческий роман» - за 7 дней. «Губители истины» - за сутки, «Марцилон» - за 4 месяца. Пишу от руки быстро, печатаю на порядок медленней.
Нет ни одной мысли. Но сел с ручкой над листом, и какая-то энергия и литературная диктатура. Пишу… образ и эпитеты. Сплошной экспромт. Хотя понимаю, в глуби души замысле бродит. Но математически рассчитывать и прописывать действия и детали – не мое.
Ручка и лист бумаги – просто мистерия. Минуту назад и пары слов не мог соединить, а РАЗ – и поехало!
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: