19 мая 2010 09:33
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Леонид Харитонов
19 мая 1930 - 20 июня 1987
Заслуженный артист РСФСР (1972).
Горько становится, когда невольно вспоминаешь непростимо размноженный мартиролог жертв одного великого, но жестокого постановщика. Леонид Харитонов из того же поминальника. Солнечный, добродушный, легкий – воплощение оптимизма и веселья. Неунывающий русский паренек. Солдат и целинник…
Если по нормальному, то мечта национального кино – иметь, создать или хотя бы клонировать такого вот природой данного Искреннего, Красивого, Жизнерадостного и Доброго Молодого Человека. Поищите-ка аналог среди хищных садистов западного кино или туповатых камикадзе восточного. Где уж им... А мы имели, да не ценили, вот и не сберегли…
Юный «Всадник революции» Голиков-Гайдар («Школа мужества»), самый обаятельный и привлекательный сержант милиции («Улица полна неожиданностей») и, разумеется, бессмертный Солдат Иван Бровкин… Таковым Леонид Владимирович и остался в истории, если не считать лукавых царьков («Огонь, вода…» и «После дождичка…») или батяню-танкиста («Вечный зов»).
Хм-хм, негусто. И густо, если учесть, что все эти образы Живут, Радуют и Учат! Ради такого стоит жить и отдать жизнь искусству.
И глянь – вот уже припомнился «Сын», а там и поверил-таки в очевидное – исключительный талант «простоватого паренька», признававшийся всеми однокурсниками… Талант стремительный и загубленный. Не только великим постановщиком. Порадели все, «постаралась» и молодость, слишком рано вознесшая и даже занесшая «звездного» юношу - раньше, чем он успел духовно окрепнуть.
Дурная символика, но никуда не деться: Л. Харитонов стал едва ли не первым гибельником перестроечного раскола театра, да и всего общества.
Но 20 лет спустя мы с благоговением, хорошим чувством, а главное, с улыбкой вспоминаем, смотрим и узнаем этого прекрасного артиста вопреки всем, кто пророчил ему забвение, кто его травил и кто за это сам вписался «с отметиной» в память людскую.
Улыбка! Вот что такое Леня Харитонов (он же Ваня Бровкин). Без такого предтечи, возможно, не было бы и Гагарина с его планетарной улыбкой.
Иван Бровкин – это же… поймите, это и есть звание Народного для всего СССР, прописанное не только чиновниками от Совкино и не только в наградной бумаге.
Улыбка – как Звание. Это навек!
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: