09 октября 2010 13:07
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Евгений Евстигнеев
9 октября 1926 - 4 марта 1992.
Народный артист СССР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1974 — за театральную работу). Лауреат премии "Хрустальная Турандот".
Самый, самый, самый! В искусстве он достиг Высоты, постиг тайны и унес секреты, которых не узнает никто. Потому что это - Личное, данное одному ЕвГЕНИЮ ЕвстиГЕНИЕВУ.
Старик Адамыч из «Старого нового года» все время цитирует нетипичного в ту пору Екклесиаста. А оказалось - символика рубежа тысячелетий и слома двух миров жизнеустроения и мировидения. Непутевый потомок Первочеловека Адама в меру собственного понимания препарирует библейскую мудрость, пытаясь «своим путем» собрать ВСЕХ. Чтоб собирали камни. Но алкоголизм и вещизм принуждают жильцов единого дома собирать, вернее, грести только под себя и разбрасывать самое ценное – соборную связь, духовность, дружбу.
Все образы Евстигнеева неоднозначны, философичны. Их подлинность, жизненность как бы испаряет разделительную лупу экрана. Вот он живой и даже не надо, по примеру Фомы Невера, щупать, чтобы удостовериться.
Раз увидел, и герой Евстигнеева всегда уже с тобой, где-то в закутках памяти. И самый несимпатичный все равно вызывает улыбку: Парамоша («Бег»), ушлый директор автобазы («Зигзаг удачи»), начальник пионерлагеря («Добро пожаловать…»), незадавшийся мировой диктатор Гарин («Гиперболоид инженера Гарина»), подпольный миллионер Корейко («Золотой теленок»)…
И ведь ничуть не похож на Корейко литературного, но никакому другому уже не заслонить евстигнеевского. Да и «Зимний вечер в Гаграх» из незатейливо грустной комедии, благодаря Евстигнееву, становится нетленкой и фильмом года.
Сценарно мизерная роль Плейшнера делается одной из узловых не только по виртуозно переданному эмоциональному накалу и подводной динамике развития характера, но и по смысловой нагрузке. Когда подтекст лавинно прорывается в почти немом варианте, продавливается вверх и прорастает в самостоятельный континент, без которого уже непредставим тот особый мир героев Лиозновой и которого близко нет в рваном и утлом наборе диалогов из маленькой книжки Ю. Семенова.
Этот континент среди актеров сродни Атлантиде, но он же перечеркивает ее привычный смысл: «Евстигнеев ушел навсегда, недостижим и неповторим, но при этом и остался – вот весь перед нами. И не надо гадать и сочинять версии. Оно было. И называлось Искусство Евстигнеева».
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: