31 октября 2010 09:29
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Анатолий Папанов
31 октября 1922 - 5 августа 1987
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы актёрам" за 1964 год. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966, за роль Серпилина в фильме "Живые и мёртвые"). Лауреат Государственной премии СССР (посмертно) (1989 — за роль Копалыча в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего", последняя роль в кино).
Кавалер орденов: Великой отечественной войны I и II степени; Трудового Красного знамени; Октябрьской революции.
Заслуженный артист РСФСР (1958). Народный артист РСФСР (1966). Народный артист СССР (1973).
Папанов – парадокс. Не так и много было ролей личностей - если по сценарию. И тогда Ролями делал их лично он. Итог чудесен: все маленькие отрицательные, а правильнее - трагифарсовые, роли Папанова излучают здоровый позитив. Человек с абсолютно с положительной аурой. Даже явно немузыкальный его басок – бесценное украшение звукового фона любого фильма с его участием. Этот хрипловатый голос лечит смехом через годы и расстояния.
В самом деле, есть ли в истории другой прецедент, когда бы закадровый вопль в пару слов стал всенародным позывным для всех возрастов, моментально выстраивая в памяти целый мир, где смешались сказка, басня и даже эпос? «Ну, погоди!» - и всё всем ясно. И даже Государственная премия СССР – наградой.
И даже речевые «безобразия» Папанова - продукт намеренной хирургии нормальной артикуляции – воспринимаются как чисто папановские неологизмы, замечательные находки, без которых непредставима не только классика кино, но и наш бытовой «жаргон»: «Кулубника… Туалэт… Турма». «Фикция йечи», для другого чреватая карьерным крахом, Папановым была превращена в кувалду счастья, подарок фортуны.
Его эпизодические Лелик («Бриллиантовая рука») и тесть-солдафон («Берегись автомобиля») – не самые ли ударные и сочные оплеухи любимых кинокомедий, вышибающие всеобщий смех?
Не ради ли искусства Анатолия Дмитриевича с удовольствием и предвкушением пересматриваешь и не самые удачные картины?
А каков социальный разброс его «лиц»? Политзэк («Холодное лето 53-го»), хороший чиновник («Время желаний»), плохой чиновник («Порожний рейс» и мн.др.), инженер («Инженер Графтио»), собаковод («Дача»), ветеран-десантник с нокаутирующим хуком («Белорусский вокзал»), батька-анархист Ангел («Адъютант его превосходительства»), комбриг Серпилин («Живые и мертвые»), врач («Дети Дон Кихота»). Галерея необъятна - воистину папановская «человеческая комедия».
Завиден и классический букет: гоголевский Городничий сразу в двух постановках: от театра Сатиры и от Гайдая, шекспировский Фальстаф, ильфопетровский Киса («12 стульев» Захарова) и «невошедший» Лоханкин («Золотой Теленок» Швейцера), чеховский гурман-альтруист Самойленко («Плохой хороший человек»)…
У Анатолия Папанова сложился один из лучших творческих дуэтов. С Андреем Мироновым. Они и ушли друг за другом.
А ведь при внешней крепости Папанова – зритель рассчитывал на долгий век. Ему б и сейчас было лишь 88. Ну, что ж, будет больше, много больше. По крайней мере, до тех пор, пока «Ну, погоди» что-то да скажет детям наших детей.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: