08 ноября 2010 06:21
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Олег (настоящее имя Альберт) Борисов
8 ноября 1929 - 28 апреля 1994.
Заслуженный артист Украины(1963). Народный артист СССР (1978).
Лауреат Государственной премии СССР (1978) — за театральные работы, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за участие в фильме «Остановился поезд».
Гротеск и интеллект. И то и другое наглухо запаковано, но прорывается даже интонационно, порою, в легком просверке чуть насмешливого глаза.
Недавно пронаблюдал карьеру «Рафферти». В этом мини-сериале 1980 года подробно, можно сказать, в деталях дидактически разжевано и наглядно прослежено человеческое падение и звериное перерождение профсоюзного (партийного и, вообще, политического) функционера. Борисов и Джигарханян проиллюстрировали до примитива легкие, теперь уже хрестоматийные приемы нарождающейся мафии: рэкетиров, киллеров, мафиозных коррупционеров - сам процесс сращивания криминала с бюрократией.
И вдруг нате - через 5-7 лет после блестящего «профсоюзного» кино-урока мы все эти «демократические ценности» насаживаем у себя, поначалу опять же воспринимая, как лихое приключение (в штопор сонному «застою»). Одного вот не допёрли, что «острый сюжет» на крови, на смерти, на ограблении и унижении миллионов станет далеко не развлекательной повседневностью, растянувшись на десятилетия.
К сожалению, без должного резонанса прошел один из поздних фильмов О. Борисова «Отцы». Здесь фронтовик Дронов озвучил (из двух стволов) нравственный приговор поколения победителей «зеленой» поросли будущих манкуртов - вечных перевертышей (одна из убедительнейших ролей Бориса Щербакова). Жаль! Я увидел эту картину лишь 20 лет спустя. С непростительным опозданием, но он потряс точностью предостережения, суровостью настигающего (и тогда непостигаемого) общественного разлома, глубиной личностной драмы и чудом актерского перевоплощения! В кино-поединке победил герой Борисова. В жизни… подонки смяли Героев.
Вопреки неброскости фактуры, Олегу Ивановичу были подвластны любые амплуа, но в особом почете у зрителя авантюристы всех мастей и диктаторы разного пошиба: Голохвастый («За двумя зайцами»), Кочкарев («Женитьба»), Версилов («Подросток»), Черный («Макар-Следопыт»), Сильвер («Остров сокровищ», 1982), Гарин («Крах инженера Гарина»), Рафферти…
Его феномен неразгадан, но это и простительно… феномену.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: