04 декабря 2010 12:21
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Николай Константинович Симонов. 4 декабря 1901 года (Самара) - 20 апреля 1973 года.
Лауреат Государственных премий СССР: 1941 год - за главную роль в фильме "Петр I"; 1947 - за театральную работу; 1950 год - за роль генерала Чуйкова в фильме "Сталинградская битва". Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1973, за театральную работу).
Народный артист СССР (1950).
Великим трагиком его назвали при жизни. Случай редкий для нашей «доброжелательной» публики и, особливо, критической. Роли в кино – как горсть золота на тонне породы. Но сплошь - слитки самородные. И верховный из них, императорский, - «Петр первый». Больше, чем все историки вместе взятые, Николай Константинович биографически реабилитировал, политически восславил и визуально воскресил образ великого царя, сделав его столь популярным в массах, что никакие поздние опровержения, чаще в виде псевдонаучного очернительства, не могут поколебать рейтинг Петра, как царя-плотника-работника-мастерового-победителя-флотоводца-реформатора, поднявшего Россию на дыбы (не токмо на дыбу).
И вдруг на «той» стороне шахматной доски – кардинал-католик-ортодокс-святоша-мракобес Монтанелли. Человек Запада, но до чего обаятелен, человечен, красив («Овод»). Так и есть, искусство же не признает геополитики и (пардон за тавтологию) искусственных границ, оно скрещивает параллели, а полюса и антиподов превращает лишь в зеркальные отражения тех или иных свойств одного и того же – души человека. Ведь человек – это не черное или белое, красное или зеленое, а целостное – единый спектр, который, если его не портить переборами и недокормами, дает в сумме Белое. А это есть Свет, что лишь снова и опять подтверждает еще одна великая роль – теперь западного научного гения в «просто приключенческом» советском боевике (профессор Сальватор из «Человека-Амфибии»).
И после всего им совершенного Николай Симонов - этот монолитный, гранитный утес-эпоха – без единого голоса в графе «люди на сцене»*. Люди, мы что немы, как до 1930 года? Вот вам типичная, так сказать, изнаночная правда жизни того, кто немыслимо поднял рейтинг царя Петра! К тому же именно «на театре» Симонов стал той величиной, перед которой склонялись ВСЕ! Но с поправочкой – ТОГДА.
Ничего, и это пройдет. В кино Симонову оставили, на предмет калибра, по преимуществу мелочь. Он из мелочи сделал Преимущества. Это и обнадеживает.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: