09 декабря 2010 21:31
Автор: Владимир Плотников (г. Самара)
Грани и кадры
Евгений Стеблов
Недотепистым и глуповатым - по аналогии с персонажами - полагал я его, когда сам был, каюсь, сильно глуповат (так будет честней и короче «юношеского максимализма»).
Две передачи с участием Евгения Юрьевича Cтеблова перевернули мое представление об этом человеке. Раньше я снисходительно «знал и оценивал» «его» как милого рохлю, а вернее недопонятого одарёныша из класса «белых ворон»: «Я шагаю по Москве», «Когда играет клавесин», «Культпоход в театр»…
Помнил и его нестандартную фактуру в фильмах Никиты Михалкова («Раба любви») или Алексея Коренева («По семейным обстоятельствам»). Ну и, конечно же, феноменально странного доктора Мортимера из «Собаки Баскервиллей» - самой гениальной главы из гениальной эпопеи Игоря Масленникова, где достигнуто то классическое совершенство уюта при уюте совершенства, которое чаровало мальчишеские (и, наверное, девчоночьи) сердца, припавшие в свое время к литературному источнику под вывеской «Шерлок Холмс»…
По-настоящему сразил недавний Стеблов в нашумевшем «Дне выборов». Далеко не юный мастер оторвался тут с таким азартом и… таким пародийным фонтаном (на как бы Табакова и иже), что даже трудно поверить: именно этот Женя 45 лет назад начинал с амплуа пай-мальчиков. Не в пример его ровесникам – безнадежно закренделевшим «мэтрам» около-голливуда… etc.
Короче, классный стеб!
Теперь познакомился с другим Евгением Стебловым. Отнюдь не вечным юношей с давней сединой, а человеком… Образованным, умудренным, тонким, глубоким, честным. Живой ум, ироничность и самоирония с отважной долей – что редкость – самооценки.
Увлекла импонирующая искренность - без натуги и бессмысленных «ёров». Которыми частенько грешат и самые крутые лицедеи. Зачем? Ради дешевого стеба, прикола, куража под КВН и Комеди клаб?.. В то время как это всего лишь симптом (и его же прикрытие) человеческого и творческого климакса. Выпендреж как самоцель. Как самообман (ибо другим все еще видней) при улете в тираж. Как способ покрасоваться, дескать, есть еще порох в пороховницах. Чем молодежь вряд ли купишь: «перечница ты старая, а туда же»…
Интересны стебловские оценки (без традиционного холуяжа или, напротив, хамства) больших учителей и партнеров, например, Алексея Коренева, Андрея Попова и, что ценно, своего места, своей роли…
Потряс рассказ актера про то, как бесспорный мастер кинокомедии Алексей Коренев, чьи фильмы украсили биографию Стеблова (как и обратно), еще 13 лет назад простудился и замерз в подземном переходе. Он там торговал… газетами. Не нашлось, видите ли, места недавнему мэтру в новом Кино.ру. Сам рассказчик (Е. Стеблов) на похороны не попал – узнал о трагедии, спеша на спектакль. Отсюда двойственное отношение и к нему самому. Плохо, что не попал, что поздно узнал. Впрочем, и повинился, и извинился. И правила игры не им установлены. Примета времени – спешка. А то неровен час опоздаешь/прогуляешь - и уволят, чего доброго…
Е. Стеблов родился 8 декабря 1945 года. Народный артист России (1993). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.Крупской (1984 - за участие в фильме "Не хочу быть взрослым").
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: