14 декабря 2010 06:30
Автор: Владимир Плотников
Грани и кадры
Николай Рыбников
13 декабря 1930 - 22 октября 1990
Народный артист РСФСР (1981).
Был женат на актрисе Алле Ларионовой (1931-2000).
Просто любимый актер. На все времена. Мороз по коже после любого эпизода с его участием. Даже в как бы смешных «Девчатах». Не говоря про «Весну на Заречной улице» и «Высоту». О реакции на первые же аккорды «Когда весна придет, не знаю» просто молчу. В его исполнении! Везде подлинный. Всегда свой. Национальный тип. И даже подлецы в его интерпретации обаятельны, отчего еще более опасны (Котька Григоренко в «Тревожной молодости», зек в «Гибели империи»).
Но «Ты мне улица родная»… И отсюда – бесконечное доверие и любовь народа. С улицы. Про особняки не скажу.
Чем брал? Если о красоте… Не лубочный же молодец. Глаза не блюдца. И плечи не сажень. Рост тоже не шкиперский. Ранняя седина… Но что-то было в нем завораживающее: дико и намертво. Как вяжущий привкус бергамота с черемухой, так его взгляд, его тембр, его аура, его таинственный магнетизм вязали по рукам и ногам всех женщин Союза.
Впрочем, разве только первые парни на деревне, разухабистые бригадиры и удалые командиры («Чужая родня», «Семья Ивановых», «7-е небо», «Потому что люблю», «Кочубей», «Нормандия – Неман», «Война и мир», «Им покоряется небо»)?
Весьма неоднозначен для идеологической прямолинейности 1950-х образ большевика Семена в мало чтимом фильме «Две жизни». Не все в нем вызывает симпатию. Ибо - не плакатный герой, а живой человек на скрестном сломе времен и судеб, в жизненных – трудных и противоречивых - обстоятельствах, чреватых ошибкой и проступком. Хотя, казалось бы, и «красный» (в пику опять же далеко не безусловно "плохому белому" - князю Нащокину в партитуре Вячеслава Тихонова), и снято в идеологические неколебимые 1950-е…
Отмечу редкий комедийный дар, который еще реже дозволяли проявить. А ведь это очень трудно - после триумфальной десятилетки под довольно серьезным пресс-клише «Лицо поколения», да еще имея ярко выраженный тип положительного героя, - и начать смешить...
Обожаю тандем Николая Рыбникова с Виктором Павловым в «Уходя - уходи». Скромная троечка пятиминуток – и воистину, ядерный эффект?! Какой же арсенал комических средств прокисал недооцененно и бесхозно не пятилетку, и не две!
«Выйти замуж за капитана»: полнеющий, плотоядный, плешивый, похабный... короче, скабрезный тип. Коммунальный кобелек и кляузник, скандалист и трус… И это всё - бывший «секс-символ» 1960-х! Не убоявшись метаморфоз, не прогадал. Кажется, за эту роль второго плана Николая Николаевича «произвели» в «Актеры года-1985»...
А ведь, ей-ей, такие «пятиминутки» стоят увесистых серий и даже сериалов. Ежели у теперешних штамп-серийщиков наберется таланта, энергии, запала, не говоря о запасе, хотя б на минуту такой игры, - уже хорошо. Не говоря про зрительскую отдачу – эту вечную «пятиминутку» благодарной памяти. Пять минут, даже минута – но навсегда!
Умер рано, но славно. Баня, коньячок. Уснул и остался. В вечности…
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: