21 августа 2009 19:23
Автор: Вадим Арефьев (г. Москва)
УПС «Крузенштерн»: хроника кругосветки 2005-2006 годов
Беседы с капитаном
8.9. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
15 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 5 узлов, курсом 245 градусов. Судно находится в южной части Восточно-Китайского моря в 35 милях южнее мыса Бяоцзяо, Китай. Глубина под килем 35 метров. Дистанция до порта Гонконг 150 миль. Погода: температура воздуха 19 градусов, температура воды за бортом 25 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Пасмурно, без осадков. Ветер северо-северо-западного направления 5-7 метров в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
- Провели учебный совет. Можно сказать, что прошел первый день полноценного учебного процесса. На учебном совете сегодня всех выслушали. Все, кто желал, высказались о недостатках в учебной программе. В плане учебы – все идет в стабильном режиме. Команда судна занималась, как и положено, рабочими вопросами. Шли под парусами, брассопились. В конце рабочего дня основные паруса укатали. Сейчас идем под стакселями и одной машиной. Этой ночью будем переводить часы на один час назад – спать будем на час больше. Судов вокруг нас много. Завтра в семь утра будем брать на борт лоцмана для захода в Гонконг. Сегодня суббота – с берега никакой информации не поступало. Вот, собственно, и все.
- Порядок на палубе сегодня наводили перед заходом…
- Это – как обычно. Да и особого порядка-то не наводили. Так – слегка прибрались.
- Объявление о большом расходе воды прозвучало сегодня по громкой связи.
- Это было обычное объявление. Просто курсанты еще не привыкли экономно расходовать пресную воду. Надо было их на это настроить.
- Сегодня утром метрах в двадцати от кормы прошла китайская шхуна. Это было опасно?
- Для нас, думаю, нет. Если это и было опасно – то для них.
- Потому, что их судно значительно меньше нашего?
- Конечно.
- Интересно, почему они так рисковали?
- Для рыбаков – это частое явление. Слишком плотно они тут ловят рыбу. Да и судно у них, в общем-то, маневренное.
- Четыре мощных предупредительных гудка мы им все же подали.
- Ну, конечно. Надо же было их предупредить. Тем более мы не совсем понимали их маневр.
- А оформлена ли страховка у нашего судна?
- Обязательно. Мы застрахованы в компании «Альфа страхование». Они застраховали весь экипаж и само судно.
- Почему Вы сделали выбор именно этой компании?
- В принципе, компанию выбирал не я, а судовладелец.
- А приходилось Вам сталкиваться в морской практике, когда страховая компания выплачивала средства за тот или иной ущерб?
- Конечно, приходилось.
ГОНКОНГ
с 16 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00.(16 апреля) Судно следует под машиной к месту взятия лоцмана для захода в порт Гонконг, Китай. Глубина под килем 35 метров. Погода: температура воздуха 20 градусов, температура воды за бортом 25 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Пасмурно, без осадков. Маловетренно.
по 19 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00.(19 апреля) Судно ошвартовано в порту Гонконг, Китай. Погода: температура воздуха 23 градуса, температура воды за бортом 26 градусов. Атмосферное давление 763 мм рт. ст. Сплошная облачность, туман. Ветер слабый северного направления 2-3 метра в секунду.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
«ГОНКОНГ»
Общая информация.
«Гонконг», в переводе с китайского языка – ароматная гавань. В прежние времена здесь цвел душистый лотос. Поэтому – так и назвали. Сейчас Гонконг то же полон ароматов, но уже не цветочных. Пахнет здесь сушеными морепродуктами и пряностями. Повсюду очень специфический запах.
До 1997-го года Гонконг был колонией Великобритании.
Гонконг расположен на 238 больших, средних и малых островах.
Климат.
Субтропический климат Гонконга четко делится на времена года. Температура воздуха варьируется от +26-33С летом до +10-20 С зимой.
Большая часть территории находится в зоне умеренного климата с жарким летом и мягкой зимой. На юго-западе и на южном острове Хайнань – тропический климат. Наиболее холодно зимой в северо-восточном и восточном Китае.
Время.
На всей территории Китая действует пекинское время. Разница во времени с Москвой: зимой +5 часов, летом +4 часа.
Язык.
Государственный язык – китайский (ханьский). Китайский язык относится к тибетско-китайской семье языков, он является также одним из 5 рабочих языков ООН. Помимо ханьцев, остальные национальности Китая в большинстве своем имеют свой национальный язык. Общепринятой письменностью является китайская иероглифика. Иероглифы существуют более 6000 лет и используются как в Китае, так и на Тайване, в Гонконге и Сингапуре. В Гонконге английский язык остается одним из двух официальных, все надписи продублированы. Английский язык один из официальных языков. Поэтому надписи, указатели и другая информация на английском языке обязательны в Гонконге.
Религия.
Число верующих составляет свыше 150 миллионов человек. В Китае существуют различные религии, главными являются даосизм, буддизм, ислам, православие и католичество. Китайское правительство проводит политику свободы совести. Любые нормальные религиозные отправления охраняются Конституцией и законами.
Валюта.
Кредитные карты. Основной денежной единицей Китая является юань (RMB). 1 юань равен 10 цзяо (jiao) или 100 фэням (fen). Курс юаня к доллару устанавливается государством. 1US$=8,2 юаня. В обращении находятся банкноты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 юань, 5, 2 и 1 цзяо, а также монеты в 1, 2 , 5 фэней и 1 юань. Обменять валюту можно в гостиницах и банках. При наличии справки об обмене юани можно обменять в доллары США при выезде из страны. Большинство основных валют, имеющих хождение в мире, принимаются в китайских банках и отелях. К оплате принимаются кредитные карты: American Express, JCB, Visa, Master Card и Diners Club. Однако, многие расходы внутри страны, в том числе и транспортные, оплачиваются наличными. Ввоз и вывоз иностр. валюты в страну не ограничен. Вывоз национальной валюты ограничен 5 тысячами юаней.
Национальная валюта Гонконга – гонконгский доллар, жестко привязан к американскому доллару. 1$ US=7,8 НК $ (гонконгский доллар). В 1 НК$ – 100 центов. Выпускаются банкноты достоинством 1, 5, 10, 50 и 100 гонконгских долларов и монеты – 1, 5, 10, 50 центов. По курсу, без комиссии можно произвести обмен лишь в обменных пунктах, особенно в индусских. В аэропорту и банках большая комиссия. В стране имеет хождение только национальная валюта. К оплате везде принимаются кредитные карточки, но цена товара при оплате наличными ниже.
Гонконг самый безопасный город мира.
Гонконгские полицейские постоянно патрулируют по городу и поддерживают порядок так, как это было при Британском правлении. Гонконг располагает совершенной системой здравоохранения. Приезжим гостям не требуется делать никаких прививок.
Кухня.
Для китайской кухни характерны богатство ассортимента, свежие продукты, парное мясо и высокое мастерство кулинаров. Отведать ее можно в многочисленных ресторанах, кафе, закусочных. Настоящая китайская кухня – это строгое сочетание инь и янь, а также гармония несочетаемых, на европейский взгляд, вкусов и ароматов. Самая распространенная гуандунская кухня знаменита кисло-сладкими блюдами, сычуаньская – острыми подливками, одно из популярных блюд «юйсян жоусы» – мясо с ароматом рыбы. Совершенно неповторима вегетарианская кухня, имитирующая мясные и рыбные блюда, приготовленные из сои. Шедевр столичных поваров – утка «по-пекински», которая готовится более 24 часов в особом температурном режиме. В Китае очень популярны многочисленные виды пельменей. Самые экзотичные блюда – суп из ласточкиных гнезд, жареные медвежьи ладошки и «Лунхудоу» (Борьба дракона с тигром), которая готовится из вегетарианской леопардовой кошки и змеи. Порядок подачи блюд отличается от европейского: сначала подаются холодные закуски, затем горячие блюда, рис, в завершении подается суп. Вместо хлеба подается рис, который рекомендуется есть вместе с горячими блюдами. В Китае принято кушать палочками, однако по желанию посетителя дадут столовые приборы. В больших и средних городах в последние годы быстрое развитие получили закусочные.
Транспорт.
Самым удобным видом передвижения является такси. В Гонконге самый большой в мире парк 2-этажных автобусов. В центре острова курсируют 2-х этажные трамваи. Надпись «subway» означает подземный переход, а метро следует искать под надписью «MTR». Метро – самый недорогой, чистый и безопасный транспорт. При входе в метро нужно выбрать станцию, автомат покажет сумму монет, которую необходимо в него бросить. Билет сохраняйте до конца поездки, т.к. при выходе его нужно будет пропустить через считывающее устройство турникета. Весь транспорт ходит четко и часто, но наземный в часы пик может попадать в пробки.
Праздники.
Традиционные праздники определяются по лунному календарю и приходятся на разные числа. Однако в КНР это относится только к празднику Нового года по лунному календарю или Празднику весны, отмечаемому в период с середины января до середины февраля. К другим важным традиционным праздникам относятся: Юаньсяо (праздник Фонарей) в 15-й день первого месяца по лунному календарю, Цинмин (один день с 4 по 6 апреля) – День поминовения предков. Праздник Луны или середина осени (середина восьмого лунного месяца). Все прочие традиционные праздники связаны с религиозными культами и не являются официальными.
Крупными национальными праздниками являются День образования КНР (1 октября) и Международный день трудящихся – 1 мая.
Культура Гонконга
Гонконг остается верен своим культурным корням, древним обычаям и традициям. Фестивали дают великолепную возможность познакомиться с местными религиозными обрядами. Празднества, посвященные наступлению Китайского нового года, открывают очередной лунный год красочным парадом на воде и великолепным фейерверком над заливом Виктория. Только в Гонконге можно увидеть фестиваль Чеунг Чау Бун, который проходит на острове Чеунг Чау и во время которого по улицам несут шесты с сидящими наверху детьми. Самые зрелищные празднования устраиваются в Гонконге во время фестиваля Середины Осени в честь самой полной луны в году. Вечером семьи с горящими фонариками идут в парки, на пляжи и в горы наблюдать величественное полнолуние.
Безусловно, в Гонконге организуются и многие другие фестивали и культурные мероприятия. Представления китайской оперы, концерты традиционной музыки и постановки, демонстрирующие китайские культурные традиции, проходят регулярно и повсеместно.
Магазины Гонконга
Если говорить об абсолютном разнообразии и количестве товаров и о развлекательной стороне осуществления покупок, то Гонконг можно сравнить с огромным базаром. Сверкающие торговые центры с шикарными магазинами, торгующими эксклюзивными вещами ведущих мировых дизайнеров и всемирно известных модных марок, соседствуют с оживленными вещевыми рынками, где можно приобрести одежду на каждый день. А экзотические деревенские рынки и торговые улочки придают дополнительную остроту «торговому раю». Кроме того, европейским гостям нравится бывать в магазинах при фабриках и на оптовых складах, где можно сделать удивительно выгодные покупки. Конкурентные цены, беспошлинный режим и первоклассные магазины помогут сделать поход за покупками незабываемым.
Валюты многих стран мира и дорожные чеки можно легко поменять и обналичить в банках, обменных пунктах, в гостиницах и крупных магазинах, разбросанных по всему Гонконгу. Большинство продавцов говорят по-английски и всегда готовы дать профессиональный совет покупателям.
Интересные места в Гонконг Айланде
Victoria Peak – «Пик Виктория»
Это первый объект, который посещают туристы. Ежегодно его посещают 6 миллионов человек. Пик Виктория является самой высокой точкой острова (552 метра), с вершины которого можно полюбоваться великолепным видом на Гонконг. А если побывать на пике засветло, то можно увидеть ослепительную панораму всего острова Гонконг, пространство новых территорий, Коулун и вершины гор, виднеющиеся вдали. Вид с Пика Виктория ночью на тысячи огней небоскребов вызовет у Вас захватывающее чувство и волнение. На Пике Виктория Вы найдете множество фантастических развлечений, возможности для шоппинга и посещение ресторанов. Самый удобный способ добраться до Пика – на железнодорожном фуникулере. Он был построен в 1888 году. Садясь в фуникулер, старайтесь занять передние места, предпочтительнее с правой стороны – это самое выгодное место, с которого Вы сможете наблюдать «простое, но внушительное зрелище». Фуникулер работает с 7.00 до полуночи, с десятиминутным интервалом, ежедневно, без выходных. Гуляя по Пику, не забудьте куда-нибудь зайти пообедать. Обычно большой популярностью у туристов пользуются кафе Deo и ресторан Movenpick Marche. Вам будет предложено интернациональное меню, и Вы сможете любоваться великолепным видом на Гонконг.
Madame Tussaud’s – Музей восковых фигур Мадам Тюссо.
Является самым популярным туристическим объектом на Пике. Здесь Вы можете увидеть сотни восковых фигур, которые поразительно похожи на своих персонажей в реальной жизни. Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Гонконге является продолжением идеи уже существующего такого музея в Лондоне. Вам представиться возможность постоять рядом суперзвездой кун-фу – Джеки Чан, пожать руку самому президенту Hu Jintao или спеть вместе с группой Beatles. Музей делиться на 7 различных секций, каждая, из которой, имеет свою тематику. 1 секция – «Мир движения».
Здесь Вы увидите кинозвезду юмора Чарли Чаплина, мастера восточных единоборств – Брюса Ли, sex-bomb – Мэрлин Монро, а также Альфреда Хичкока, Харррисона Форда. 2 секция – «Спорт».
Она не очень большая. Здесь Вы можете увидеть David Beckham, Muhamed Ali. 3 секция – «За сценой».
Посетители могут увидеть, как создаются восковые фигуры, весь процесс от самого начала до конца. 4 секия – «Торжественные вечера, события». Здесь представлены кинозвезды, которые привлекают себе особое внимание, это такие как Элизабет Тейлор, Шер, Сильвестр Сталлоне, Мел Гибсон, Брэд Питт. 5 секция – «Холл Великих Людей».
Это самая большая секция. Здесь представлены В.А.Моцарт, В.Шекспир, П.Пикассо, принцесса Диана, Билл Клинтон, Амстронг, Энштейн, Генри Вилл и его шесть жен. 6 секция – «Комната ужасов».
Посетители обычно очень быстро проходят эту комнату, так как здесь представлены ужасные отвратительные образы. На входе с правой стороны скульптура Саддама Хусейна, далее – гильотина и колесо пыток. 7 секция – «Легенды музыки». Здесь можно увидеть легендарного Элвиса Пресли, Мадонну, Майкла Джексона, Фреди Меркурии, и звезд мировой эстрады – Spice Girls, Филл Коллинз.
Government House – здание правительства.
Находится в уютном саду, и официально являлось резиденцией Британского губернатора в Гонконге. Здание было построено в 1855 году и перестраивалось японцами во время оккупации Гонконга во время Второй мировой войны. Двадцать пять Британских губернаторов жили там до 1997 года. Сегодня это здание используется для проведения выставок, концертов и для приема высокопоставленных гостей. Напротив здания, четыре раза в год для всех посетителей открыт сад Рододендарий и Азалий.
Sheung Wan & Western – Шенгван Вестерн.
Это типичный традиционный квартал Гонконга «китайский городок», который живет своей разнообразной жизнью. На его извилистых улочках можно ощутить национальный колорит жизни. Здесь находится бесчисленное множество магазинчиков, лавок, экзотических рынков. Все посетители обязательно должны посетить, так называемую, «Cat street». Это рай для ценителей антиквариата. Антикварные магазины здесь забиты различными вещичками. Это идеальное место для покупки подарков и сувениров.
Central Escalator – Уличный эскалатор.
Это самый длинный в мире уличный эскалатор. Это новый вид общественного транспорта, поднимающийся по самым крутым склонам Пика Виктория. Он проходит среди кварталов с самыми фешенебельными домами, среди дорогих магазинов, ресторанов, кафе и баров.
Hong Kong Botanocal and Zoological Gardens – Ботанический и Зоологический Сад.
Основан в 1864 году. Вся территория разделяется улицей Albany Road – на восток от нее в основном располагаются теплицы и птичьи вольеры, а на запад – животные. Зоосад был присоединен к ботаническому в 1975 году. Этот зеленый островок в каменных джунглях Гонконга – любимое место тренировок страстных поклонников тай-цзи. Тут можно увидеть все атрибуты парка викторианских времен, включая музыкальный киоск из кованого железа.
HongKongPark – Гонконгский парк.
Этот зеленый анклав площадью 8 га – один из самых необычайных парков мира. Ограниченный с одной стороны стеной небоскребов, а с другой – горами, он поражает причудливой красотой. Предумышленно он был создан так, чтобы выглядеть как угодно, только не естественно. Парк был разбит на месте старых трущоб и открыт в 1991 году. Здесь построен небольшой центр пластических искусств, теплица с влажным тропическим лесом и огромный вольер, закрытый сеткой, над которым можно прогуляться по подвесной дороге. Любуясь разноцветными попугайчиками, а также пытаться увидеть с 20-метровой высоты, какую-нибудь, редкую птицу, скрывающуюся среди буйной растительности в кронах деревьев. Еще один очаровательный уголок парка – Cotton Tree Lane с экзотической растительностью. С обрывистых откосов парка между небоскребами квартала Адмиралти виден порт.
Jardin House – Джардин Хаус
52-этажный серебряный монолит с 1750 круглыми окнами – первый в Гонконге настоящий небоскреб, построенный в 1973 году.
GoldenBauhinia – Золотая Бохиния.
Это изваяние было поставлено в ознаменование возращения Гонконга Китаю и создание САР. 6-ти метровый золотой цветок (его еще называют «вечноцветущая бохиния») стала символом современного Гонконга. (Бохиния – разновидность орхидеи, растущей в Китае и Индии).
Flagstaff House Museumof Teaware – Музей Чая.
Находится на территории Гонконгского парка. Музей размещен в одном из самых старых колониальных домов Гонконга – Флагстаф – Хаус (построен в 1846 году), где раньше находилась резиденция главнокомандующего британскими вооруженными силами. Постоянная экспозиция посвящена китайской чайной посуде. В ней представлена необыкновенная коллекция из 600 заварочных чайников и предметов для чайной церемонии. Она охватывает период с эпохи западных Чжоу (1051-771 годы до н.э.) до наших дней. В небольшом музейном магазинчике продаются небольшие чайники причудливых форм (в виде листьев лотоса, ствола бамбука), копии старинных чайников и прекрасные творения современных мастеров, а также книги о чайной церемонии.
Ocean Park – Океанографический парк.
Осматривать парк можно даже на машине. Это самый большой парк аттракционов и развлечений в Юго-Восточной Азии. Из парка открывается изумительный вид на 234 острова гонконгского архипелага и на побережье острова Гонконг, который напоминает французский Лазурный Берег. Посещая различные аттракционы парка, можно провести в нем целый день. Срединное царство – это китайский Диснейленд, где представлена 5000-летняя китайская история. Самый последний аттракцион парка – это Атолл – риф, самый большой в мире аквариум. Он представляет собой целый мир с экзотическими рыбами и коралловым рифом. Аквариум с акулами – это огромная прозрачная чаша, через которую проложен 11 метровый прозрачный туннель, по которому прогуливаются посетители, желающие поближе разглядеть акул. Можно посмотреть выступления дельфинов, касаток и водоплавающих птиц. Здесь также есть вольер для бабочек. Есть и аллея динозавров, где представлено 17 макетов этих гигантский ящеров. Парковая башня, высотой 72 метра, откуда открывается изумительный вид. В парке вы можете прокатиться на русских или американских горках, на большом колесе обозрения и на аттракционе «полет орла». В детском павильоне – игры, спектакли, аттракционы, предназначенные для самых маленьких. Водный мир (Water World) находится в непосредственной близости от Океанографического парка – это центр водных развлечений. Он оборудован огромными водными горками и гигантскими бассейнами.
Noonday Gun – «Полуденная пушка».
Это береговое орудие – один из немногих сохранившихся признаков колониального прошлого и главная достопримечательность района. Их пушки стреляют каждый день ровно в полдень – отсюда и название. Откуда взялась традиция, точно никто не знает. Одна из версий – по полуденным выстрелам моряки сверяли корабельные часы.
Central Plaza – Сентрал Плаза.
78-этажный небоскреб, высотой 374 метра. Он стоит на польдерах, отвоеванных у моря. Здание построено в 1992 году. Это самый высокий небоскреб в Азии и пятый по величине в мире. Одетый в стекло золотого, серебряного и терракотового цвета, этот небоскреб производит ослепительное впечатление. Панорамный вид на порт Виктория и порт Коулун с 46-го этажа – ошеломляющий. Сентрал Плаза к тому же выполняет функцию часов – самых больших в мире. Между шестью вечера и полуночью буйство цветов освещения пирамиды на верху здания поистине умопомрачительное.
Man Mo Temple – Храм Манн Мо.
Это самый старый храм в городе (построен в 1847 году), посвященный двум даоистским богам: Ману – богу литературы, он держит в руках кисточку, и мо – богу войны, его легко узнать по красному лицу сабле. Мо является также покровителем ресторанов, ссудных контор, гонконгской полиции и триад. Внутренне убранство храма интересно различными многочисленными курительницами для благовоний из меди и латуни и резными стульями, на которых носят изображения богов во время процессий.
ГЛАВА 9. ГОНКОНГ – СИНГАПУР
9.1. НЬЮ-ЙОРК В АЗИИ
20 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной со скоростью 7,5 узлов, курсом 195 градусов. Судно находится в северной части Южно-Китайского моря в 30 милях южнее острова Сячуаньдао, Китай. Глубина под килем 80 метров. Дистанция до порта Гонконг 1340 миль. Погода: температура воздуха 24 градуса, температура воды за бортом 28 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Ясно, маловетренно.
- Как прошла стоянка в Гонконге, Олег Константинович?
- Особенно рассказывать не о чем. Стоянка была короткой – всего три дня. Тем не менее, за трое суток кое-что мы успели сделать. Экипаж отдохнул. Хотя, в принципе, он еще и не устал за десять суток перехода от Владивостока. Но – все равно передышка была. Посмотрели город. Сравнили Владивосток с Гонконгом.
- На мой взгляд, не просто сравнивать эти два города…
- Напротив – сравнить очень легко. Отличаются они друг от друга – кардинально. Плановые задачи по заходу мы все решили. Нам была нужна вода – ее запасы мы пополнили. Краску – то же здесь закупили.
- Краска хорошая?
- Да, именно та, которая нам и нужна. Ее мы не могли найти во Владивостоке. Так, что теперь краской мы до конца рейса обеспечены.
- Как встреча прошла с нашими дипломатами?
- Нормально. Встретились с представителями нашего генконсульства в Гонконге.
- В предпоследний день?
- Да, в основном, в предпоследний день. Хотя с некоторыми из них мы и раньше встречались. Поговорили, пообщались. Вот, собственно, и все по заходу. Выставка, посвященная 60-летию Великой Победы, на борту была развернута. Народа было не так уж и много. Но – человек восемьсот, тысяча в день открытых дверей все же нас посетили.
- И в книге отзывов у нас появились иероглифы…
- Да. Китайцы поделились своими впечатлениями.
- О чем рассказывали наши посольские работники?
- Рассказали о том, что образ Гонконга – это, конечно, не Китай в целом. Это – две разные «вещи».
- Гонконг – это своеобразный Нью-Йорк в Юго-Восточной Азии?
- Прежде всего – это свободная экономическая зона. И, действительно, если с чем-то сравнивать, то Гонконг более всего напоминает именно Нью-Йорк. Наши дипломаты тут, конечно, активно работают. Хотя российская колония здесь небольшая.
- Тем не менее, кто-то из наших коммерсантов появлялся у нас на борту…
- Ничего удивительного. В Гонконге находится Школа бизнеса. Сюда приезжают наши соотечественники для обмена опытом. И случаи эти не единичны.
- Что и говорить – впечатления от Гонконга надолго останутся в памяти. Однако наш поход продолжается – мы уже более суток в море. Каковы итоги прошедшего дня?
- Все у нас нормально. Минувшие сутки прошли в рабочем режиме. Самое главное, чтобы курсанты сейчас не обгорели на солнце.
- Да и перепад температур произошел значительный. С минус четырех во Владивостоке – до плюс сорока в Южно-Китайском море.
- Ну, что же? Все-таки – это не сразу, а за десять суток. Две недели было на адаптацию организма. Хотя простуженные курсанты у нас уже есть. Они же сидят у кондиционеров, а потом выскакивают на палубу. Вспотеют, а затем сразу вновь в прохладу. Что поделаешь? Кое-кто уже глотает «пилюли».
- Под всеми парусами сегодня идем. Даже бизань-мачту полностью вооружили…
- Это, так – в учебных целях паруса поставили. Поскольку курсанты с парусами еще работать не умеют. Играем сейчас парусные авралы, в основном, с целью тренировки. Ветер-то слабенький.
- Один из парусных авралов старший штурман Ерёмченко Михаил Петрович объявил в честь старшего боцмана Осова. Сегодня Сергею Викторовичу исполнилось тридцать лет.
- Да, сегодня у старшего боцмана день рождения.
- Не скажите несколько слов о нем, в связи с этой его круглой датой?
- Круглая дата? Нормальный у него и возраст, и дата. А вообще-то он у нас уже прижился на этой должности. Хотя по образованию он радиоспециалист. Заканчивал он Балтийскую государственную академию, радиотехнический факультет. «Радистам» сейчас тяжело устраиваться на работу, поскольку в настоящее время идет повальное сокращение этой специальности. Поэтому он пришел к нам вначале матросом, затем стал боцманом, и теперь – старшим боцманом работает. Нормально работает – это все что я могу о нем сказать.
- То есть в свои тридцать лет он достиг высот старшего боцмана?
- Тридцать лет – это, вообще-то, немалый возраст. В эти годы уже – полками и дивизиями командовали. Возраст, в данном случае, не критерий.
- Впереди у нас Сингапур. Когда ожидается заход?
- Двадцать девятого апреля согласно графику мы должны будем туда зайти. Это – по графику. А там – посмотрим.
- Жара, наверное, с приближением к экватору будет нарастать?
- Жара-то, может быть, и не будет нарастать, а влажность – точно повысится.
9.2. ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА
21 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и парусами со скоростью 5 узлов, курсом 175 градусов. Судно находится в центральной части Южно-Китайского моря в 100 милях восточнее острова Хайнандау, Китай. Глубина под килем 2800 метров. Дистанция до порта Сингапур 1108 миль. Погода: температура воздуха 29 градусов, температура воды за бортом 31 градус. Атмосферное давление 758 мм рт. ст. Малооблачно, ветер восточного направления 4-5 метров в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
- Довольно прилично мы уже отошли от Гонконга. Идем по Южно-Китайскому морю. Сегодня у курсантов и всего экипажа был банно-санитарный день. Конечно, надо было бы вчера – в чистый четверг провести банный день, но так сложились обстоятельства, что провели мы его только сегодня. В принципе, баня или парилка сейчас у нас прямо на палубе. Жара. Периодически, когда позволяет ветер, ставим паруса. Хотя ветра сейчас почти нет. Идем, в основном, под машиной и стакселями.
- Приближаемся к Парасельским островам. Для Китайского моря у них совсем не китайское, а, скорее, русское название. Интересно, что это за острова?
- Это небольшие китайские коралловые и песчаные острова. Высота их – три-пять метров над водой. К России, несмотря на название, они отношения не имеют. Некоторые из этих островов частично населены. На одном из них есть метеостанция. В принципе – обычные острова. Могу сказать, что близко к ним подходить не рекомендуется, потому что в этом районе идет активное рыболовство. А более подробно об этих островах можно почитать в Лоции.
- Сегодня в штурманской рубке на компьютере я впервые увидел не только плоскостное изображение этих островов, но и трехмерное, объемное.
- Да, при помощи компьютерной графики у нас есть возможность наблюдать вертикальный разрез, в данном случае, Парасельских островов и морского дна в этом районе.
- Наступили жаркие времена, и я уже не раз подумал – как хорошо, что у нас есть кондиционеры. Не расскажите, как на судне устроена система охлаждения воздуха?
- У нас в жилые помещения экипажа охлажденный воздух подают специальные «Климаты». А в курсантские кубрики выведены дейкинги. В принципе, с охлаждением наша техника пока справляется. Конечно, не совсем равномерно по каютам поступает охлажденный воздух. Где-то – прохладно, где-то – не очень. Воздух-то идет по каналам. И, в зависимости от удаления от охлаждающих установок, температура в помещениях несколько меняется. Но, в целом, все пока работает нормально.
- А как обстоят дела с охлаждением в машине?
- А в машине у нас – только вдувная вентиляция. И температура там сейчас более пятидесяти градусов.
- Выходит, что там работают «жаропрочные люди»?
- Ну, что тут поделаешь? В данном случае мы имеем то – что имеем. А мотористы и механики – люди к жаре привыкшие.
ПРИЛОЖЕНИЕ К БЕСЕДЕ
«ПАРАСЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА»
Парасельские острова – коралловые, расположены в 37 милях к западу от Главного морского пути. Острова делятся на две группы: северо-восточную – острова Амфитрайт и юго-западную – острова Кресент. Отдельно от этих двух групп лежат острова Линкольн и Трайтон, а так же несколько скал, рифов и банок.
В хорошую погоду плавание между Парасельскими островами несложно. Некоторые низкие острова и островки опознаются благодаря пальмам, а рифы обнаруживаются по надводным скалам, цвету воды или бурунам. Исключением являются банки Нептун, которые заметить крайне трудно. Во время плохой погоды или тумана плавать в этом районе Парасельских островов не следует.
Среди Парасельских островов есть несколько якорных мест, на которых можно становиться на якорь только с подветренной стороны островов.
Парасельские острова часто посещаются, здесь можно найти съедобные растения и дикорастущие плоды.
Течение в районе Парасельских островов идет обычно в направлении установившегося северо-восточного или юго-западного муссона. В период смены муссонов при слабых ветрах неустойчивых направлений течение непрерывно меняет свое направление, а скорость его иногда достигает двух узлов.
Острова Амфитрайт являющиеся северо-восточными из Парасельских островов, лежат на двух обширных осыхающих рифах, разделенных глубоководным проливом шириной 3,5 мили. На северном из этих рифов последовательно с запада на восток лежат небольшие песчаные острова Уэст-Санд, Три, Норт-Айленд, Мидл-Айленд, Саут-Айленд, островок Саут-Санд и несколько других островков. Все они поросли травой, а некоторые покрыты мангровыми зарослями; на острове Три приметна пальма. На южном рифе расположены остров Вуди-Айленд и островок Роки-Айлет.
Остров Линкольн высотой шесть метров, поросший кустарником и деревьями, расположен вблизи северо-восточной кромки обширной банки с глубинами менее 200 метров в 24 милях к юго-востоку от острова Вуди-Айленд и является восточным из Парасельских островов. Северо-восточный берег острова Линкольн утесистый. Остров Линкольн хорошо опознается на экране радиолокатора с 18 миль.
Остров окаймлен осыхающим коралловым рифом шириной до 3 кабельтовых. На 1,3 мили к северо-западу и на 14 миль к югу от него тянется коралловый риф с глубинами менее 20 метров, усеянный подводными скалами; риф не обследован, и пересекать его не рекомендуется. В пределах 33 миль к юго-западу от острова Линкольн глубины на обширной банке очень не равномерные, здесь лежит много банок.
По донесению, на острове имеется пресная вода.
Башня приметная находится на северо-восточном берегу острова Линкольн.
Скала Пирамид высотой 5,2 метра расположена на банке с глубинами менее 20 метров в 7,2 мили к юго-западу от острова Линкольн. Скала имеет конусообразную форму и издали похожа на джонку. На северной кромке банки в 1 миле к северу от скалы Пирамид глубина 12,8 метра.
Острова Кресент находятся в 37 милях к юго-западу от островов Амфитрайт. Острова Кресент представляют собой группу низких песчаных островов и многочисленных коралловых рифов. Острова покрыты густой растительностью и видны с 10 миль. В лагуне, находящейся между островами и рифами, дно очень неровное; здесь лежат коралловые банки с глубинами 3-10 метров и подводные скалы. В лагуне при северо-восточном муссоне можно стать на якорь; при юго-западном муссоне в нее проникает зыбь.
Остров Мони высотой 6 метров, поросший кустарником и являющийся западным из островов Кресент, расположен в западной части кольцеобразного кораллового рифа, на котором лежит еще несколько островков.
Этот риф отделен от основной группы островов Кресент проходом шириной 1,5 мили, посредине которого лежит скала глубиной 1,8 метра. На северном и южном берегах острова Мони имеются сооружения, похожие на буровые вышки.
Риф Антелоп осыхающий лежит в 3,9 мили к северо-востоку от острова Мони. На юго-восточной оконечности рифа расположен островок.
Остров Роберт высотой 8 метров находится в 5,5 мили к северо-востоку от острова Мони. На острове Роберт есть строение, а юго-восточного берега – пирс. На южном берегу острова стоит башня. На острове имеются родники.
Остров Патл высотой 9 метров расположен в 1,8 мили к северо-востоку от острова Роберт. На острове Патл имеются мангровые заросли и кустарник. Посредине острова стоят два больших и несколько меньших зданий. На западном из больших зданий установлена ажурная башня с флагштоком. Между этим зданием и юго-западной оконечностью острова стоит приметный столб. На юго-западной оконечности острова приметна гробница. На острове находится метеорологическая станция; есть пресная вода.
На острове после дождя местами происходит вредное испарение от гуано.
Остров Драммонд, или Цзиньциндао, высотой 3 метра находится на южной кромке обширного осыхающего рифа в 8,7 мили к юго-востоку от острова Патл. Грунт между островом Драммонд и рифом Обсервейшен нечистый; здесь лежит несколько песчаных островков.
Остров Дункан высотой 5 метров коралловый, расположен в 1,5 мили к юго-западу от острова Драммонд. У западного берега острова Дункан на осыхающем рифе лежит островок. Остров покрыт кустарником. На южном берегу его приметны две пальмы, вблизи которых есть родник. На острове стоят несколько зданий и флагшток.
Остров Трайтон высотой 3 метра песчаный находится в 35,5 мили к юго-западу от рифа Пассу-Кеа и является юго-западным из Парасельских островов. Остров окаймлен коралловым рифом шириной 0,5-1 мили. Глубины на рифе не более 1,8 метра; его мористая кромка приглуба. По донесению 1988 года на острове Трайтон находится приметное белое здание.
Затонувшее судно с частями над водой лежит на рифе у западной оконечности острова Трайтон.
9.3. ЖАРКО
22 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и косыми парусами со скоростью 7,5 узлов, курсом 200 градусов. Судно находится в Южно-Китайском море в 60 милях юго-восточнее от Парасельских островов, Китай. Глубина под килем 2500 метров. Дистанция до порта Сингапур 1009 миль. Погода: температура воздуха 28 градусов, температура воды за бортом 29 градусов. Атмосферное давление 758 мм рт. ст. Ясно, ветер восточного направления 4-6 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
- День прошел в жаре, в связанных с ней неудобствах, и в работе. Температура воздуха – с утра за тридцать, а к обеду – значительно выше. Так что – очень жарко. Но, несмотря на жару, готовим судно к покраске. Отбиваем старую краску, шкурим, чистим. Эта подготовительная работа займет, примерно, неделю. А сама покраска, думаю, начнется у нас уже после Сингапура.
- То есть – покраска в море сам по себе процесс не простой?
- Самое главное – это качественно подготовить поверхность тех или иных деталей к покраске. Все надо тщательно отбить, зашкурить, обезжирить, потом загрунтовать и только тогда – красить.
- А отбивают краску клеваком?
- Да, клеваком. Затем зачищают скребком, далее металлической щеткой, потом металл обрабатывается антикоррозийной жидкостью, а после этого – грунтуют.
- А какие по составу краски используются на судне?
- В основном, это синтетические краски. Красимся мы в основном краской одной и той же фирмы. Это «Jotun». Краска очень хорошая. Она многократно апробирована в морских условиях. Найти ее было непросто. Мы не нашли ее ни в Латинской Америке, ни на Гавайях, ни во Владивостоке. Купили мы ее только в Гонконге, хотя в Европе ее можно купить свободно. Эта краска во всех отношениях нам походит. И если бы мы сейчас использовали другую краску, то у нее, наверняка, был бы какой-нибудь оттенок другой.
- А какие по цвету у нас используются краски?
- Основные краски – это черная и белая. Есть, конечно же, и другие, но в меньших объемах: желтая, зеленая, красная.
- А где на судне они хранятся?
- Для этого у нас существует специально выделенное помещение – малярка. Там, безусловно, все для этого оборудовано. Предусмотрены все меры пожаробезопасности, хорошая вытяжка, вентиляция. Отвечает за хранение краски у нас подшкипер Майоров Игорь Александрович.
- нет ли каких-нибудь новостей с берега?
- Новостей никаких нет – суббота. Идем под машиной. Ветра нет. Погода здесь, как и десять лет назад, штилевая. Думаю, что и после Сингапура значительных перемен в погоде не будет до тех пор, пока не выйдем в район пассата. Так что в этих широтах здесь – жара и безветрие. Единственно, что несколько оживляет общую картину – это довольно много судов в этом районе.
- Как чувствуют себя вновь прибывшие члены экипажа?
- Понемногу вживаются в коллектив. Вникают в обстановку. Конечно же, им сейчас тяжело. Пополнение, прибывшее в состав палубной команды – это «вчерашние» курсанты. Честно сказать, я еще не всегда могу отличить их от курсантов. Внешне они такие же. Ну, что же? Надо работать с теми, кто у нас есть. Как говорится, вводим в строй молодежь. Жаль только, что по приходу домой они все, скорее всего, от нас уйдут.
- Мы сейчас идем в районе, который считается одним из самых жарких в Мировом океане?
- В принципе, да. В этих районах океана температура воды близка к максимальным показателям.
- Различные малокрылые птицы к нам в гости прилетают. Целое семейство ласточек и местных воробьев под полубаком живет…
- Да, навещают нас. Берег тут относительно недалеко – долетают.
9.4. ПАСХА
23 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и косыми парусами со скоростью 7 узлов, курсом 210 градусов. Судно находится в Южно-Китайском море в 160 милях восточнее от мыса Кега, побережье Вьетнама. Глубина под килем 2800 метров. Дистанция до порта Сингапур 870 миль. Погода: температура воздуха 30 градусов, температура воды за бортом 30 градусов. Атмосферное давление 758 мм рт. ст. Ясно, ветер юго-восточного направления 4-6 метров в секунду.
- Христос Воскресе, Олег Константинович!
- Воистину Воскресе!
- Как прошел праздничный день?
- Ну, что? Сегодня – Пасха. На судне праздник. Но работы продолжаются. Выходного дня в море быть не может. Поэтому все заняты своими делами. Продолжается подготовка к покраске. В принципе, все без изменений. Жара. Рыбаков вокруг нас много. Объезжаем их, маневрируем. Повсюду сетки стоят, буи. Рыбацких снастей здесь немеряно. Хотя, сто с лишним миль от берега, а мелких судов здесь много. Во внутренних помещениях стало жарко. В кубриках-то еще – терпимо, а в каютах уже под тридцать градусов. Влажность высокая.
- К медикам, в связи с перегревом, не обращаются за помощью?
- С простудой обращаются, а с перегревом, вроде бы, нет. Грузным людям сейчас тяжеловато, а остальным – более-менее.
- Сегодня по всей России звонят колокола, православные люди отмечают самый большой праздник – Светлое Христово Воскресение.
А чем, на Ваш взгляд, является вера для современного моряка?
- Я не могу сказать, что для абсолютного большинства современных моряков вера стала путеводной звездой. Это понятно. Как говорится, все мы родом из детства. А оно в нашей стране, в недавнем прошлом было атеистическим. В душе-то люди, конечно же, верили. Но какого-либо православного образования никто из нас не получал. В последние полтора десятилетия в этом смысле некоторые перемены происходят. Но, что такое – пятнадцать лет? Этого, конечно же, мало. Тут должны пройти годы и годы. А об отношении к вере могу сказать, что в трудную минуту в море, надеешься только на Бога. Что тут говорить? Это – так. На мой взгляд – это хорошо, когда веришь, что Господь тебя хранит от беды. Наша молодежь в своем большинстве, от этого понимания, к сожалению, далека. Тем не менее, все с утра сегодня друг друга с Пасхой поздравляли. По-крайней мере не забыли об этом празднике. Не выветрилось это у них из головы.
- И наши повара постарались сегодня…
- Да, повара постарались. Все, как положено – куличи испекли, яйца покрасили.
- В этот день на судне отмечает день рождения наш завпрод Александр Сергеевич Игнатьев. Не скажите несколько слов о нем?
- Да. Так совпало, что у него сегодня день рождения. В прошлом он – военный. Пришел к нам на судно, конечно же, не от хорошей жизни. Даже и на военную пенсию, на берегу сейчас нормально не проживешь. Поэтому он пошел к нам завпродом. Вначале он был у нас мотористом. В общей сложности он работает на «Крузенштерне» уже года три.
- С задачами справляется?
- Справляется. Человек он аккуратный. В провизионке у него – порядок.
9.5. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
24 апреля 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и косыми парусами со скоростью 6 узлов, курсом 205 градусов. Судно находится в Южно-Китайском море в 90 милях восточнее от мыса Шундау, побережье Вьетнама. Глубина под килем 1800 метров. Дистанция до порта Сингапур 720 миль. Погода: температура воздуха 30 градусов, температура воды за бортом 30 градусов. Атмосферное давление 758 мм рт. ст. Ясно, ветер юго-юго-восточного направления 2-3 метра в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
- Все без изменений. Идем согласно графику. Сегодня поступила лишь одна информация, и то – негативного характера. На данный момент для стоянки «Крузенштерна» в Сингапуре нет места у стенки. Созваниваюсь с нашим посольством – будем решать эту проблему. Если не получится ее решить, то будем стоять на якоре. Это – плохо. Тогда, конечно же, и фотовыставку местному населению мы не покажем, и увольнение у курсантов и у экипажа будет «скомкано», а так же будут проблемы с доставкой на борт воды и продуктов. Такие, на сегодняшний день, невеселые новости.
- На доске объявлений видел приказ о проведении инвентаризации на судне. Что это за мероприятие?
- Инвентаризация – это перепись судового имущества.
- А цель его заключается в то, что бы проверить – все ли на месте?
- Наверное, можно так выразиться.
- Не бывает, например, при смене курсантского состава, что какое-либо имущество теряется?
- А что тут может потеряться: трусы, носки, башмаки? Инвентаризация – это проверка наличия основных средств, которые есть на судне.
- А есть ли на судне человек, который бы исполнял обязанности «главного тыловика»?
- Такого человека у нас нет. Есть – материально ответственные лица. В судомеханической части – это второй механик Гичкин Сергей Леонидович. За вещевое имущество отвечает подшкипер – Майоров Игорь Александрович.
- А, за продовольствие?
- Продовольствие не относится к числу основных средств и основных материальных ценностей. Это – расходные средства.
- И еще один вопрос несколько иного характера. По-сути, в каждом порту мы разворачиваем фотовыставку. А как родилась идея ее создания?
- Это было уже давно. Еще в тот период, когда мы планировали само кругосветное плавание, посвященное 60-летию Великой Победы. Именно тогда и родилась идея подготовить эту фотовыставку. Мы же должны были как-то показать в иностранных портах историю Великой Отечественной войны. Фотовыставка, в данном случае, это оптимальный вариант. Поскольку кинофильмы на борту судна мы не можем показывать. Дни открытых дверей на «Крузенштерне», как известно, проходят в светлое время суток. Поэтому мы и остановились на идее создания этой фотолетописи.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: