24 сентября 2009 12:34
Автор: Вадим Арефьев (г. Москва)
УПС «Крузенштерн»: хроника кругосветки 2005-2006 годов
Беседы с капитаном
10.17. РЕКЛАМА И СПОНСОРЫ
19 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной со скоростью 7,5 узлов, курсом 260 градусов. Судно находится в 380 милях восточнее от подводной горы Алекс, Индийский океан. Глубина под килем 3100 метров. Дистанция до порта Порт-Луи 635 миль. Погода: температура воздуха 26 градусов, температура воды за бортом 28 градусов. Атмосферное давление 760 мм рт. ст. Небольшая облачность, без осадков. Ветер восточного направления 6-7 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
- Все так же. Единственно, что меняется – это расстояние до острова Маврикия. Остальное – все без изменений. Разве что – паруса поставили.
-Не только. Кожух от привода Дэвиса отлакировали – сияет, как рояль. Ватервейсы чистят и красят – блестят, как новые.
-Ну, что же – работа идет.
-Интересно, из чего изготовлены ватервейсы. Это какой-то особо прочный цемент?
- Нет, из обыкновенного цемента.
-Но ведь по ним вдоль бортов стекает морская и дождевая вода, плюс вибрация судна…
- Ничего особенного – все это выдерживает самый обычный цемент. А если и возникают какие-либо небольшие трещины – цементируем и красим заново.
-Хотелось бы поговорить сегодня о рекламе, которую мы несем на борту судна и о наших основных спонсорах…
-Спонсор у нас один – это «Рособоронэкспорт». Соответственно и рекламу в портах захода мы несем «Рособоронэкспорта». Поднимаем флаг этой организации, разворачиваем рекламный модуль.
-Наверное, не просто было найти такого надежного и мощного спонсора?
-Ну, конечно, сложно.
-А как это произошло?
-Ну, во-первых, не я, естественно, искал этого спонсора. Его помог нам найти наш министр – Гордеев Алексей Васильевич. Со своей стороны я могу лишь сказать, что иметь такого спонсора – это, конечно же, счастье. Эти средства «Рособоронэкспорта» помогли нам закрыть проблемы с финансированием – с доплатой экипажу. Все-таки экипаж, благодаря этой помощи, получил солидную прибавку к валютному обеспечению. И, конечно же, без такого спонсора нам было бы тяжело сформировать экипаж, да и осуществить само кругосветное плавание.
-Очевидно, эта помощь не безвозмездна. Надо полагать, что «Крузенштерн» отрабатывает эти спонсорские средства?
-Да, мы их отрабатываем.
-Логотип «Рособоронэкспорта» видят во многих странах?
-Конечно. Наверное, можно было бы и лучше отработать с рекламой «Рособоронэкспорта». Нои эффективность ее воздействия не всегда была достаточно высока. Дело в том, что не всегда мы открыто стояли в портах наших заходов. Например, на Гавайях, в Гонконге, Сингапуре власти предпринимали особые меры безопасности, связанные с угрозой терроризма. А в Европе – эти вопросы решались более благоприятно. И реклама «Рособоронэкспорта», естественно, работала там более эффективно.
-А непосредственно Вам какие-либо вопросы, связанные с деятельностью «Рособоронэкспорта» задавали в портах заходов?
-Да, и неоднократно. Как правило, эти вопросы задаются военными атташе, которые многократно бывали на борту «Крузенштерна».
-А был ли спонсор в прошлом кругосветном плавании?
-В прошлой кругосветке у нас спонсора не было. В этом отношении, нам было значительно сложнее. Но тогда и время было несколько иным. Все-таки те события – десятилетней давности.
-Наверное, тогда еще в памяти людей жили советские общественные отношения и само слово «спонсор» было инородным?
-Да, думаю, что так и было.
-И рекламы на борту тогда не было?
-Не было. В то время еще можно было найти экипаж за относительно мизерные средства. А сейчас уже – не найдешь.
-А у нас в этом походе только один генеральный спонсор, а иных нет?
-Может быть, они и есть. Но их вклад, по сравнению с «Рособоронэкспортом», не значителен. Были, конечно же, некоторые организации и фирмы, которые нам помогли. Допустим компания «Исток» помогла нам своей продукцией, некоторые другие.
-А футболки с логотипами компании «Мегафон» или общественного движения «Наша страна», которые были вручены курсантам и экипажу – это обычный подарок?
- Эти организации, конечно же, не являются нашими спонсорами. В данном случае их футболки и бейсболки скромный подарок экипажу и курсантам. Наверное, приятно им как-то себя отметить в кругосветном плавании.
10.18. ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ
20 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и парусами со скоростью 8,5 узлов, курсом 260 градусов. Судно находится в 100 милях северо-восточнее от острова Родригес, Маврикий. Глубина под килем 3000 метров. Дистанция до порта Порт-Луи 430 миль. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 28 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Пасмурно, моросящий дождь. Ветер восточного направления 6-7 метров в секунду.
- Итоги дня, Олег Константинович?
-Одна хорошая новость – не так уж далеко осталось нам идти до островов, до Маврикия.
-Дождь сегодня идет целый день…
-Да, это тоже радует. Давно дождя не было. Прохладнее стало. Ветер сегодня был. Шли целый день под парусами. К вечеру, к сожалению, он «зашел», включили машину. В целом день был удачным. Новостей с берега нет – суббота. В остальном – все идет по-старому.
-Хотелось бы сегодня поговорить об исторических точках или вехах нашего маршрута. Насколько он совпадает с маршрутом кругосветного плавания Ивана Федоровича Крузенштерна? Или при выборе пути это совпадение играло второстепенную роль?
-Нет, это не совсем так. Все дело в том, что наше кругосветное плавание приоритетно посвящено 60-летию Великой Победы. Поэтому, в первую очередь, мы планировали наши заходы в страны антигитлеровской коалиции. Собственно говоря, мы туда и заходили. Но и, безусловно, мы придерживались основного маршрута следования экспедиции под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Может быть, не с абсолютной точностью, но все-таки придерживались. Как видите, Англию мы посетили, на Канарские острова – зашли. Единственно, в Бразилию мы не зашли, так это не от нас зависело. Однако, в материковой части этой страны экспедиция Крузенштерна не была.
-Они заходили на бразильский остров Санта-Катарина?
-Да. Туда был заход. Там Юрий Федорович Лисянский на шлюпе «Нева» менял мачту. А так, в принципе, мы придерживаемся основного маршрута. Крузенштерн заходил на Камчатку, а мы зашли во Владивосток. Поэтому приблизительно маршрут плавания у нас совпадает.
-На оставшемся пути у нас будет остров Святой Елены, где был похоронен офицер команды Крузенштерна – лейтенант Головачев. Не планировалось ли как-либо почтить его могилу?
-К сожалению, на этот остров зайти мы не сможем. Маршрут мы изменить уже не сможем. Никто нас туда не пустит. Если позволит ветер, то, возможно, в относительной близости с этим островом мы и пройдем. Но, если говорить честно, я не уверен, сохранилась ли могила лейтенанта Головачева на этом острове.
-А посещение Таллинна, бывшего Ревеля, где покоится прах адмирала Крузенштерна, тоже не было запланировано?
-В Таллинн заход не планируется, поскольку у нас, на уровне министерств иностранных дел, не самые лучшие отношения с Эстонией. Для нас это, конечно же, досадно. Хотелось бы туда зайти. Тем более что некоторые из членов экипажа в советское время жили, учились и работали в Таллинне. Безусловно, у нас есть желание побывать в Таллинне и соборе, где похоронен и Крузенштерн, и Беллинсгаузен. Но, как говорится, планы есть планы, а жизнь есть жизнь.
10.19. ЗАХОД И ШВАРТОВКА
21 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и парусами со скоростью 8,5 узлов, курсом 260 градусов. Судно находится в 90 милях северо-западнее от острова Родригес, Маврикий. Глубина под килем 3500 метров. Дистанция до порта Порт-Луи 270 миль. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 27 градусов. Атмосферное давление 762 мм рт. ст. Пасмурно, без осадков. Ветер северо-восточного направления 5-6 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
-Положительно. Ветер нам сегодня благоприятствовал. С утра поставили паруса и идем без машины. Средняя скорость около шести с половиной узлов. Это нас устраивает. Отыграли сегодня учебные тревоги.
- Наверное, весь комплекс основных учебных тревог сегодня был сыгран?
-В принципе, да. Все это предполагалось по графику. Надо было на практике отработать некоторые дополнительные действия. В частности отрабатывали приемы по борьбе с терроризмом. В том числе – пожарные шланги разворачивали.
-Что бы смывать «пиратов» за борт?
-Честно говоря, с нашим давлением в системе подачи воды, вряд ли мы их смоем.
-Тут, скорее всего, «смывать» их придется врукопашную с помощью нагелей…
-Да, скорее всего. А так, новостей сегодня ниоткуда нет – воскресение. Идем в графике. До Маврикия сто сорок миль осталось пройти. Можно сказать – уже добрались. Завтра буду связываться с нашим посольством на Маврикии. Обговорим некоторые детали и вопросы, и – будем туда заходить.
-Хотелось бы узнать, как технически осуществляется заход в порт? Когда и кем, например, заказываются буксиры?
-Вопросы захода в тот или иной порт, в основном, решают наши агенты. Мы даем информацию нашему агенту о том, какое у нас судно, сообщаем, что мы можем швартоваться, допустим, только правым бортом, что парадный трап у нас только по правому борту, и что нам обязательно нужно два буксира. И, далее, уже наш агент с портовыми властями все эти вопросы обговаривает. Раньше, конечно же, агентов у нас не было. Приходилось непосредственно самим связываться с властями в том или ином порту захода. Все это было довольно-таки хлопотно. Но сейчас эти вопросы решаются проще. Этим теперь занимаются агенты и получают за эту работу деньги.
-А как происходит непосредственно сама швартовка судна?
-Процедура самой швартовки у нас хорошо отработанна. Обычно мы швартуемся с двумя буксирами, поскольку у нас на судне никакого подруливающего устройства нет. А поскольку во время швартовки мы работаем с буксирами – на борту в это время находится лоцман. То есть – мы руководствуемся его указаниями. Но, все равно, за все отвечает капитан.
-А каким образом подаются швартовые канаты?
-С помощью выброски. Вначале подается сама выброска, затем к ней подвязываются швартовые концы – и подаются на берег. Там обычно находятся рабочие, которые эти швартовы крепят.
-А на борту у нас две швартовые команды?
-Да, две – на корме и на баке. На баке швартовой командой руководит второй помощник капитана Околокулак Павел Евгеньевич, а на корме – третий помощник Ромашкин Евгений Николаевич.
-Наверное, работа с выброской – дело непростое? Можно в кого-либо и попасть?
-Ну, конечно, можно. Поэтому те, кто стоит в это время на берегу, должны «не зевать».
-Говорят, что наш парусный мастер, Лев Николаевич Орлов, «поразил» однажды выброской зазевавшегося немца?
-Да, был такой случай. Но вины Орлова в том нет. Портовые власти должны были обеспечить свободное пространство на причале во время швартовки судна.
-Интересно, а как швартовались суда сугубо парусного флота? Например, в период экспедиции Крузенштерна? Буксиров тогда не было…
-В то время и суда были совсем иными. Водоизмещение у них было гораздо меньшим, допустим, двести тонн. Швартовка таких судов осуществляется значительно легче. А в ту пору, когда наш «Крузенштерн» был еще «Падуей» – уже работали буксиры.
-А как парусные суда отходили от причала? «Ловили» ветер?
-Да, в основном, «ловили» соответствующий ветер. Бывало, что отходили и с помощью специальных якорей, которые заводили на шлюпках. Многое тут зависело от места стоянки, от господствующего ветра, от течения. Разные могли быть факторы.
-И мы могли бы отойти от стенки без помощи буксиров?
-Конечно, могли бы.
-Под действием ветра?
-Можно – под действием ветра, можно – на шпринге. Масса есть способов.
-А что такое – отойти на шпринге?
-Это, когда, допустим, кормой прижимаемся к причалу, а нос – отваливаем от стенки.
10.20. НИКОЛА ЛЕТНИЙ
22 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной и парусами со скоростью 8,4 узла, курсом 260 градусов. Судно находится в 60 милях северо-восточнее от острова Маврикий. Глубина под килем 4000 метров. Дистанция до порта Порт-Луи 90 миль. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 27 градусов. Атмосферное давление 765 мм рт. ст. Переменная облачность, без осадков. Ветер восточного направления 6-7 метров в секунду.
- Как день прошел, Олег Константинович?
-Во-первых, у нас сегодня большой праздник – сегодня День Святителя Николая или, как его еще называют – Никола Летний.
-Я Вас поздравляю!
-И я Вас поздравляю. Николай Чудотворец – это наш святой. Он покровитель всех моряков на водах. Иконы с Его Образом всегда у нас на борту. Так что – наш Святитель Николай всегда с нами. Во-вторых, у нас был сегодня банный день. Приводили себя в порядок – подкрашивались, чистились, стирались. Целый день идем под парусами. Ветер нам позволяет «крутиться» вокруг острова Маврикий. На одну треть мы его уже обогнули. Думаю, что перед отбоем будем ложиться в дрейф. Осталось нам пройти всего семнадцать миль. С портовыми властями сегодня не связывался. И так все ясно. Завтра в восемь утра мы уже готовы взять на борт лоцмана.
- Все, наверное, уже в мыслях на берегу острова Маврикий?
-Наверное. Но работа и учеба у нас идут по плану. Все без изменений. Для экипажа и курсантов сегодня медицинскую «лекцию» прочитали. Поступила информация, что на острове есть опасность тропической лихорадки. Хотя, я думаю, что оснований для серьезных опасений тут нет. Это, все-таки, курортная зона. Карантина здесь нет – поэтому все будет нормально. Курсантов проинструктировали о том, что здесь могут быть акулы – что бы далеко не заплывали. Конечно же, удержать их от купания не получится – все равно они пойдут на пляж. Тем не менее, всех предупредили о мерах безопасности. Надеюсь, завтра приход оформим и в увольнение пойдем.
- Кто-либо из гостей ожидается к нам на борт в Порт-Луи?
-Я получил информацию о том, что наше посольство планирует провести обычную экскурсию для представителей дипломатической миссии иностранных государств на Маврикии. Наше посольство здесь небольшое.
-То есть дня «широко» открытых дверей мы здесь не планируем?
-В принципе, планируем. Но все будет зависеть от того, где мы будем стоять. Если нас поставят, допустим, на закрытом терминале – то ничего не получится, а если будет открытая стоянка, то и посетители у нас будут. Хотя большого потока людей ожидать, думаю, не приходится. Туристы здесь, в основном, отдыхают на пляже. Короче говоря, посмотрим и сориентируемся уже на месте.
-Значительная часть Индийского океана уже позади. Насколько успешно мы прошли этот путь?
-В принципе, мы прошли его, как и предполагали. Пассат, конечно же, был, но не сильный. А нам нужно было идти со средней скоростью – семь с половиной узлов. Поэтому, часто приходилось включать машину.
-А чем, на Ваш взгляд, наиболее интересен остров Маврикий?
-Это тропический остров вулканического происхождения. Он находится почти на двадцатом градусе южной широты. А наиболее интересен он тем, что считается одним из самых привлекательных мест мирового туризма.
- Какая-то экскурсионная программа у нас во время захода планируется?
-Сама по себе стоянка у нас небольшая. Двадцать третьего мая мы заходим, а утром двадцать шестого мая – уже отход. Думаю, что каждый проведет эти дни по своему плану. Ясно, что основная масса экипажа отправится на пляж. Будут купаться, загорать. И, конечно же, людям нужен отдых.
-Говорят, что Маврикий «живет по московскому времени»?
-Да, там тот же часовой пояс, что и в Москве.
-Всякий раз при заходах в иностранные порты нас встречают наши агенты. А как мы их находим? Заранее заключаем договор?
-Да. Судовладелец заранее заключает с ними договор на обслуживание судна.
-Но ведь в каждом регионе мира агенты разные…
-Обычно договор заключается с какой-либо «головной» агентирующей фирмой. Их не так много. Они работают по всему миру. А далее, уже эта «головная» фирма, через своего субагента, работает с нами.
МАВРИКИЙ
с 22 по 26 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00.(22-го мая) Судно следует к месту взятия лоцмана для захода в Порт-Луи, Маврикий. Дистанция до порта Порт-Луи 7,5 мили. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 27 градусов. Атмосферное давление 767 мм рт. ст. Ясно. Ветер восточного направления 6-7 метров в секунду.
Остров Маврикий
Остров Маврикий – называют королём Индийского океана. Остров сказочной роскоши. Белоснежные песчаные пляжи, коралловые рифы, бирюзовые волны Индийского океана и глубокая синева вод вокруг острова, изумрудная зелень тропиков.
Остров Маврикий – одно из самых молодых государств мира и входит в Содружество, возглавляемое Великобританией. Соответственно главой государства на острове также является английская королева. Маврикий является безвизовым государством. Площадь острова 2045 квадратных километров. Он имеет вулканическое происхождение. Столица – город Порт-Луи. Остров находится рядом с юго-восточным побережьем Африки и островом Мадагаскар, в 1500 километрах от Сейшельских островов. Маврикий – красивый остров, окруженный прекрасной лагуной с широкой полосой почти белых песчаных пляжей и с невысоким горным плато, едва достигающим 900-метровой высоты, в центральной части. Береговая линия острова окружена одним из самых больших, коралловым рифом в мире и имеет протяжённость 330 километров.
Природа действительно уникальная. Здесь часто после непродолжительного дождя в немыслимой синеве неба вдруг появляются сразу несколько радуг – такие картины природы можно увидеть только на Маврикии. На этом маленьком острове растет более 80 видов пальм, около 60 видов манго, огромные баобабы, райское дерево, на котором созревают тяжеленные плоды (считается, что человек, которому упадет на голову такой плод, попадает сразу в рай). Кокосы и бананы на Маврикии никого не удивляют, а ананасы считаются почти сорняком. Местное чудо – многоцветная земля Chamarel – удивительным образом несмешивающиеся, даже после дождя, слои розовой, желтой, оранжевой, коричневой и голубой почвы. Брелок, наполненный такой землей – популярный сувенир с Маврикия.
На протяжении веков сюда съезжались люди со всех континентов и стран мира. Так что в праздничном календаре Маврикия индусские праздники сменяются мусульманскими, христианскими, тамильскими, китайскими…. Огромное число архитектурных сооружений и памятников культуры, природные сокровища, в частности удивительнейший подводный мир – всё есть на острове в изобилии.
Это, прежде всего, Морской исторический музей (в большом здании колониальной архитектуры, построенном в 1771 году, расположена коллекция предметов, относящихся к временам корсаров: карты, пистолеты, огромный корабельный колокол, а также экспозиция фарфора времен Восточно-Индийской компании и филателистическая экспозиция), ботанический сад в Памплемусе (в 11 километрах от столицы острова расположен третий в мировой классификации ботанический сад, занимающий 25 гектаров), Музей Маврикия (здесь можно узнать, что из себя представляет птица додо – символ острова, которая, к сожалению, была полностью истреблена людьми ещё в 17 веке), парк птиц «Казела Берд», фантастическая каменная глыба на горе Пиерер Бос, потухшие вулканы Гран Бассин и Тру-о-сэр и многое другое.
Остров Маврикий был впервые открыт арабами в 975 году и назван Динаробин, что означает «Серебряный остров». А в 1510 году на Маврикий высадились португальцы, в составе экспедиции Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды в 1498 году. Они использовали остров лишь как промежуточную остановку для своих кораблей по пути в Гоа и Малакку. Только голландцы предприняли первую попытку колонизации острова. В 1598 году вице-адмирал Вайбрандт Ван Варвик высадился на острове, присоединил его к владениям Нидерландов и дал ему мя в честь своего правителя Мауриса, Принца Оранского. Около сорока лет здесь не было голландской колонии, а только торговое поселение для кораблей, следующих на остров Ява. Основанная колония, однако, не процветала, и в 1710 году голландцы покинули остров, оставив ему в наследие завезенных африканских рабов, яванских оленей, диких кабанов, табак и сахарный тростник, истребив прекрасные леса черного дерева и знаменитую птицу додо, которая является символом Маврикия.
В 1715 году остров оккупировали французы, а в 1810 году – англичане. Независимость Маврикий получил только в 1968 году, войдя в Британское Содружество. С 1992 года остров провозглашён республикой, хотя до сих пор остаётся в Содружестве.
Экскурсии на Маврикии
Чудесный Сад Памплемусс и Столица Порт-Луи.
Старейший ботанический сад южного полушария – основная достопримечательность этой экскурсии. Этот сад известен ботаникам всего мира и в нём собрана замечательная коллекция уникальных и экзотических растений, например дерево Талипо, цветущее раз в 60 лет, 80 видов пальм и гигантская лилия Регия-Виктория Амазонка, раскрывающая свой бутон ранним утром. Эта экскурсия – тончайшее сочетание прошлого и настоящего, позволит вам также насладиться видами столицы Порт-Луи, являющейся одновременно главным портом государства.
Прошлое, настоящее и вечность.
Визит в столицу Порт-Луи, являющуюся богатой смесью современности и традиций, оставит вас довольными: Китайский квартал, Мусульманский пригород, старинный Французский район... Из коммерческого центра «Кодан» вас ожидает путешествие морем по северо-западному побережью до Большого Залива (Гранд-Бэй), где для вас будет накрыт вкусный обед. Затем вы откроете для себя Мыс Кап Малёрэ, где расположена мирная рыбачья деревушка с чарующим видом на небольшие северные острова. Экскурсия заканчивается в ботаническом саду «Памплемусс», считающимся одним из самых красивых в мире.
Прогулка на катамаране.
Это уникальная прогулка по океану на борту катамарана «Акварель». Западное побережье (Залив Тамарэ) не только одно из самых красивых на острове, но также является пристанищем дельфинов, которых часто можно там увидеть. Смотрите во все глаза! Также вы насладитесь плаванием, сможете понырять в маске в манящем своей бирюзой океане. Во время остановки у Кокосового острова, на катамаране для вас будет накрыт обеденный стол.
Магическое прошлое.
Домен-ле-Пай, находящийся недалеко от столицы, это живое напоминание колониального прошлого Маврикия. Традиционный танец Сега встретит вас своими ритмами, а визит на сахарный завод, где гигантский бык приводит в движение механизм для размалывания сахарного тростника, не оставит вас равнодушными. После обеда в ресторане, расположенном в великолепном колониальном доме, вы поедете в Эрека, где посетите колониальный дом-музей, чудесный сад и красивые водопады, что и закончит ваше путешествие в старину.
Под волшебными парусами.
Это путешествие не стоит пропускать! Великолепные виды по пути к водопадам Большой Реки юго-восточного побережья ни с чем не сравнимы! Вас ожидает вкусный обед, накрытый на катамаране «Океан», и остановка на Оленьем острове, который считается поистине Райским. А что лучше такого места, чтобы поплавать, понырять, позаниматься любыми видами водного спорта, а то и просто позагорать на белопесчанном пляже.
Райский Остров.
Легендарный Олений остров – реальное приглашение поразвлечься. Это настоящий тропический сад с длинной тесьмой белопесчанных пляжей, омытых бирюзовыми водами океана. Здесь имеются все виды водного спорта. Можно взять на прокат скоростной катер и, рассекая водные просторы, отправиться к островкам и водопадам. В одном из ресторанов Оленьего острова вы сможете пообедать, и время, проведённое здесь, останется незабываемым.
Вкус подлинности.
Юг Маврикия – это часть острова, наиболее сохраненная в своём естественном состоянии. Спящий вулкан «Тру О Серф», священное озеро Гранд Бассэ, уникальная семицветная земля Шамарэль и захватывающие дух виды Ущелья Чёрной Реки... Вы получите много удовольствия от этой экскурсии контрастов! Также вы остановитесь в Стеклянной Галерее, где метод переработки стекла стал настоящим искусством. Путешествие заканчивается в Птичьем Парке «Казела», раскинутом на 20 акрах земли и насчитывающем более 140 видов птиц с пяти континентов. В Кёрпипе, втором по размерам городе государства, вам представится возможность посетить алмазную фабрику, мастерскую макетов кораблей, а также бутик уникальных шёлковых ковров ручной работы, после посещения которого переносишься в сказочный мир «Тысячи и одной ночи».
Чайная Дорога.
Проезжая по Чайной Дороге, вы откроете для себя традиционную сторону Маврикия. Вы посетите частные владения и колониальный дом «Дез Обино», построенный в 1872 году и чайный завод, где посмотрите как происходит переработка чайного листа. После обеда в колониальном доме «Сэнт о Бэ», вы поедете на плантацию экзотических растений антэриумов и ванили, а также попробуете маврикийский чай.
Морское путешествие.
Хотите почувствовать себя Робинзоном Крузо? Тогда не пропустите поездку на необитаемый остров Габриэль, находящийся к северу от Маврикия. Девственные белопесчанные пляжи, бархатные воды прибрежного океана так и приглашают вас поплавать и понырять. Обед подаётся на борту катамарана.
По следам Авантюр.
Практика активного отдыха в «Охотничьем владении» предусматривает прогулку по лесу с редкими видами растений, полям сахарного тростника, по разбитым на предгорье плантациям бананов, ананасов и папай.
В ресторане «Панорамур», расположенном на высоте 500 метров над уровнем моря, вам предложат выбор вкусных блюд, в том числе блюда из оленины, дикого кабана и салат из сердцевины пальмы.
Шоппинг – «Экстраваганза».
Остров Маврикий – это настоящий рай для любителей шоппинга, в чём вы убедитесь сами, выбрав эту экскурсию. Вам предложат широкий выбор ювелирных изделий, драгоценных камней, изысканных шёлковых ковров, которые являются настоящим произведением искусства, макетов кораблей и товаров народного промысла. Хорошей ценой и продукцией высокого качества славятся магазины «Duty Free».
Скрытые сокровища.
Экскурсия начинается с посещения бесценных сокровищ Музея деревни Майбу, которые поведут вас в глубь истории Маврикия. Эта деревня удивит вас своим тропическим шармом и историческими достопримечательностями. Небольшое судно перевезёт вас на остров Эгрет, где гнездятся редкие виды Маврикийских птиц, и возрождается эндемичный лес. В охотничьих владениях с уникальным видом на побережье, вас ожидает экзотический обед.
Запад на катамаране и птичий парк «Казела».
Перед вами откроется живописная панорама западного побережья с зелёными ландшафтами и бирюзовой гладью океана. Это лучшая возможность рассмотреть горные пейзажи и морские просторы в компании дельфинов! Невозможно отказаться от купания в прозрачно-бирюзовой воде, а, ныряя с маской, вы ближе ознакомитесь с флорой и фауной Индийского океана. Далее следует посещение птичьего парка «Казела», где вы увидите 90 водоплавающих птиц и около 1500 диких, а также представлен разнообразный животный мир: Обезьяны, тигры, лемуры, кенгуру и гигантские сухопутные черепахи. Обед предлагается в ресторане с красивым видом на западное побережье.
Подводная магия и наслаждение шопинга.
Утренняя прогулка под водой в «Тру О Биш» или погружение на подводной лодке «Блю сафари», чтобы приблизиться к тихому и красочному подводному миру Индийского океана. Обед в экзотичном отеле «Колониал Бич», повысит настроение. Затем – шоппинг в самой туристической деревушке на Маврикии Гранд-Бей, пестрящейся гостиницами, ресторанами, кафе, барами и различными магазинчиками на любой вкус. В торговом центре продаются изделия как местного, так и импортного производства.
Путешествие на закате солнца.
Западное побережье, несомненно, вам подарит самые неповторимые моменты. Во время этой романтической прогулки по вечернему океану, вы сможете наблюдать незабываемое представление захода солнца.
Попробуйте Маврикийский коктейль под приятное музыкальное сопровождение, который вам придаст ощущение сбывшейся мечты.
ГЛАВА 11. ПОРТ-ЛУИ – КЕЙПТАУН
11.1. СОРОК ЛЕТ БГА
26 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно ошвартовано в порту Порт-Луи, Маврикий. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 27 градусов. Атмосферное давление 765 мм рт. ст. Ясно. Ветер восточного направления 6-7 метров в секунду.
-Как прошла стоянка на Маврикии, Олег Константинович?
-Стоянка была хорошей во всех отношениях. Экипаж отдохнул – что и требовалось после длительного перехода через Индийский океан. Все, кто пожелал, искупались в водах Индийского океана. Каждый занимался тем, что ему хотелось. Кто-то фотографировал экзотические виды острова, кто-то купался и загорал на пляже, кто-то ходил по сувенирным магазинам и лавкам. То есть – все было хорошо.
- Вам лично понравилось?
-Конечно, понравилось. Правда, я, в основном, находился на судне.
-Но, хотя бы, искупаться-то удалось?
-Да. Примерно, на час я выехал на пляж и, конечно же, искупался. Получил массу удовольствия.
-Какие-то встречи были на судне?
-День открытых дверей был у нас двое суток. Людей было не очень много. Хотя довольно оперативно прошла информация о нашем заходе в средствах массовой информации. Тем не менее, на борту судна побывали около двух тысяч посетителей. В основном это были местные жители. Хорошие публикации прошли в маврикийской прессе о посещении «Крузенштерном» Порта-Луи. Наше посольство на Маврикии тоже хорошо отработало свою программу. Посол тут, как мы уже говорили – женщина.
-Единственная женщина в ранге российского посла – Иванова Ольга Яковлевна?
-Да. С ней мы встречались, разговаривали. Хороший прием провели на борту «Крузенштерна» для аккредитованных представителей иностранных дипломатических миссий. То есть – поставленные перед нами руководством задачи, считаю, мы выполнили.
-Запасы воды и продовольствия здесь не пополняли?
-Нет. Пока у нас всего достаточно. Воду и продукты мы возьмем уже в Кейптауне.
-А о чем был разговор с нашими посольскими работниками? Как они живут на этом красивом, но далеком от России острове?
-Конечно же, живут они на далеком от России острове. Определенная оторванность от родной земли здесь ощущается. В России, например, нет прямых авиалиний на Маврикий. Но, судя по разговорам, собираются открыть такую авиалинию – Маврикий-Москва. Сейчас в Москву полетела делегация во главе с министром культуры Маврикия с тем, что бы активизировать приток на этот остров российских туристов. В целом, отношение к России и у местных жителей и у руководства страны очень хорошее.
-А наши соотечественники живут на острове?
-Да, живут. Но – их не так много. На Маврикии немало различных специалистов, которые учились в Советском Союзе. Например, капитан порта Порт-Луи – учился в Высшем Одесском мореходом училище. Не только моряки. Встречался я здесь и с одним стоматологом, который получил образование в нашей стране. Сейчас так же проговариваются варианты обучения маврикийских студентов в Балтийской государственной академии. По-крайней мере, заинтересованность в этом у местных властей есть. Среди проблем, конечно же, отмечается отдаленность.
-Если будут прямые авиарейсы, то, может быть, не так и далеко?
-Дело не столько в расстоянии, сколько в стоимости, например, такого отдыха. Тут, как не крути, а все же, допустим, на Канарских островах отдохнуть будет дешевле. Маврикий – курорт дорогой.
-В период нашей стоянки на Маврикии – 25-го мая – Балтийской государственной академии исполнилось сорок лет…
-Да, эту круглую дату мы встретили на Маврикии. В связи с этим, некоторым членам нашего экипажа были вручены медали и грамоты.
-В том числе и капитану Олегу Константиновичу Седову, с чем я Вас и поздравляю…
-А я – Вас. Конечно же, в стенах родной Академии чествования прошли более широко и активно. Но мы отмечаем эту дату в походе и, соответственно, скромнее, по-походному.
-Тем не менее, к нам специально прилетел поздравить экипаж с этой датой представитель руководства БГА – товарищ Палецкий…
-Да, это было приятно. Думаю, что любой из нас, не без удовольствия, выполнил бы такую высокую и почетную миссию.
-А как прошел сегодняшний день?
-Нормально, как и положено. Сегодня в девять утра мы покинули гостеприимный Маврикий. Сейчас идем под парусами. Курс – на Кейптаун. Средняя скорость на этом участке похода должна у нас быть не менее шести с половиной узлов, что бы мы десятого июня пришли в Кейптаун. Эту скорость мы должны выдерживать. Пройдет еще несколько дней, и, думаю, будет уже прохладнее. Ветер пока нам благоприятствует. Но в районе мыса Доброй Надежды, скорей всего он будет противным. В принципе, экипаж настроен на то, что бы поскорее этот мыс обогнуть и идти уже носом на север. Там уже дорого нам предстоит в сторону дома.
11.2. СУДОВЛАДЕЛЕЦ
27 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной со скоростью 8 узлов, курсом 245 градусов. Судно находится в 25 милях южнее от острова Реюньон, Франция. Глубина под килем 3000 метров. Дистанция до порта Кейптаун 2160 миль. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 28 градусов. Атмосферное давление 765 мм рт. ст. Ясно. Маловетренно.
-Итоги дня, Олег Константинович?
-К сожалению, ветра нет. Полный штиль. Укатали паруса. Идем под одной машиной. Впереди нас ждет плохая погода.
-Циклоны?
-Да, циклоны. Хотя идти до зоны их активного распространения еще около восьмисот миль. Возможно, к тому времени, что-то там и успокоится. Но, по-крайней мере, сам циклонический фронт если не сегодня ночью, то завтра точно должен уже подойти к нам. Идем мы в том направлении. А так – все по старому. Курсанты учатся, несут вахты, работают. Все уже в ожидании, когда будем пересекать траверз мыса Доброй Надежды. Сегодня суббота – никаких новостей с берега нет.
- Вижу, что паруса плотно укатали. Надо полагать в ближайшее время ветра не предвидится?
-Да, в ближайшее время ветра не ожидается. А, если он и будет, то – встречный.
-Хотелось бы уточнить, что входит в понятие «судовладелец». Каковы его права и обязанности, сфера ответственности и подчиненности?
-Судовладелец – это организация, которая владеет судном. Тут все понятно – от слова «владелец». Отвечает судовладелец за все то, что связано с эксплуатацией этого судна, деятельностью его экипажа. Судовладелец является юридическим лицом. Поэтому все, что связано с финансами, с зарплатой – этими вопросами занимается судовладелец. В сфере его ответственности так же – ремонт судна, кадровый подбор и, соответственно, оформление документов экипажа. Это лишь основные области деятельности судовладельца. Само по себе понятие судовладельца – достаточно емкое.
-Судовладельцем «Крузенштерна» является Балтийская государственная академия. Это, естественно, государственная организация. То есть, в данном случае, Академия исполняет роль управленца государственными средствами при эксплуатации судна?
-Совершенно верно.
-И, надо полагать, Академии, как судовладельцу, приходится отчитываться за выделяемые средства?
-Конечно. Таковым ревизионным органом для Академии является Агентство по рыболовству.
-То есть – над судовладельцем существует вертикаль государственной власти?
-Да, существует. В данном случае для нас она выглядит так: наверху Агентство, далее Академия, которая выступает в качестве судовладельца, и затем уже непосредственно само судно и его экипаж.
-Насколько я знаю, сейчас уже обговариваются вопросы ремонта судна, после завершения кругосветного плавания. Ожидается капитальный ремонт?
-Нет, не капитальный. Ремонт будет промежуточным.
-И уже заранее просчитываются необходимые для этого средства?
-Конечно. Естественно, что денег как всегда не хватает. Сейчас нам прислали расценки. Составили ремонтные ведомости. Предстоит своеобразный тендер, то есть выбор судоремонтного предприятия, где мы этот ремонт мы и осуществим.
-Но на заводе «Янтарь» Вы бы не хотели в этот раз ремонтироваться?
-Нет, на «Янтаре» не хочу.
11.3. ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
28 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной со скоростью 7,5 узлов, курсом 245 градусов. Судно находится в 260 милях восточнее от острова Мадагаскар. Глубина под килем 4200 метров. Дистанция до порта Кейптаун 1980 миль. Погода: температура воздуха 25 градусов, температура воды за бортом 28 градусов. Атмосферное давление 767 мм рт. ст. Небольшая облачность, без осадков. Маловетренно.
-Итоги дня, Олег Константинович?
-Следуем в нужном нам направлении. Ветра нет. Временами налетает дождь. Идет большая зыбь – значит где-то на юге «хорошо» штормит. Сегодня смерч наблюдали.
-Словно огромная змея сползла с неба прямо в океан…
-Да. Сегодня несколько таких «змей» вокруг нас крутилось. День, в целом, прошел спокойно. Информации ниоткуда сегодня не поступало, поскольку были выходные дни. Думаю, завтра уже буду связываться с агентирующей фирмой в Кейптауне. Будем обговаривать вопросы, связанные с заходом судна. До захода осталось двенадцать дней.
-Интересно, какова основная причина возникновения смерчей?
-Думаю, что в этом районе океана они возникают из-за значительной разницы давления в верхних и нижних слоях атмосферы.
-Мы входим в какую-то особую зону Индийского океана?
-Ничего особого здесь нет. Просто в этом районе океана на данный момент наблюдается повышенная циклоническая активность. А смерчи – и в Москве могут быть. В свое время – в парке в Сокольниках смерч целую «просеку» сделал.
-И все-таки интересно и тревожно было следить за движением сегодняшних смерчей…
-Ну, это были, конечно же, далеко не самые сильные смерчи. Они быстро возникали, и так же быстро затухали. Это же – не как в Соединенных Штатах – сумасшедшие торнадо, которые дома разваливают. Мы наблюдали несколько иное явление в природе.
-Говорят на острове Ява, который мы относительно недавно миновали, прошло мощное землетрясение…
-Да, там недавно было мощное землетрясение. Оно разрушило там древнюю столицу на юго-востоке острова. Центр землетрясения пришелся, чуть ли не на самый густонаселенный район на земном шаре. Там плотность населения достигала более тысячи человек на один квадратный километр. В этом месте и был эпицентр землетрясения. Хотя, само по себе, оно не было очень сильным – около шести баллов по шкале Рихтера. Но его последствия – трагические.
-Хорошо, что мы «своевременно» миновали этот опасный район…
-Ну, нас-то бы это землетресение не коснулось.
-Все равно – беспокойный там район. Где-то в том же районе сильный ураган, говорят, прошел…
-Тропический ураган прошел южнее. А цунами – не было.
-Вчера ночью мы прошли французский остров Реюньон, приближаемся к Мадагаскару. Есть ли какие-либо характерные особенности для этого района мореплавания?
-Каких-либо особых трудностей в этом районе, наверное, нет. Погода здесь хорошая. Могу сказать, что два-три дня мы еще пройдем довольно спокойно, а далее нам может немного «достаться». Хотя, может быть, и нет. Посмотрим, как там будет циклон проходить. Возможно, мы прижмемся к берегу и уйдем от него.
- Метеорологические карты к нам регулярно приходят?
- Конечно.
-Вокруг Мадагаскара довольно много островов. Есть с французскими названиями: Жуан-ди-Нова, Провиденс, Анжуан, Альфонс. Есть даже остров Европа, остров Мафия. В Мозамбикском проливе – Коморские острова. Есть с детства знакомое название – остров Занзибар. Интересно, все эти острова курортного типа – вроде Маврикия?
-Наверное. Но более точно я сказать не могу. Потому, что обычно интересуюсь теми островами или портами, куда нам предстоит зайти. Единственно, могу сказать, что на ближайшем острове Реюньон, который мы вчера прошли – сильная эпидемия тропической лихорадки.
-По электронной почте к нам поступили вопросы и пожелания от читателей сайта «krugosvetka.ru».
-Да, пришло приятное сообщение от Майке. Мы знакомы с ним уже лет пятнадцать.
-А откуда он?
-Из Германии. Он раньше ходил у нас на «Крузенштерне» в качестве иностранного практиканта. Он свободно владеет русским языком. Желает нам счастливого плавания.
-Есть информация от А. Коноваленко: «Я был курсантом в кругосветном плавании на барке «Крузенштерн» в 1995-96 годах. Нас тогда называли – «военморами». Сейчас я капитан 3-го ранга. Служу в Москве. У меня вопросы: общаются ли в Интернете участники первого кругосветного плавания? Есть ли у них свой сайт и, если есть, то какой? Нет ли возможности организовать встречу участников того кругосветного плавания?»
-Могу сказать, что всю информацию об этом можно получить у президента Морской молодежной лиги – Вьюгина Сергея Владимировича. Он систематически поддерживает контакты с участниками первого кругосветного плавания.
-А как ему с ним связаться? Через Оргкомитет?
-Можно проще. У Вьюгина есть свой сайт: «mml.ru». Там указаны все контактные телефоны.
-И сегодня еще один вопрос, который поступил через раздел «Контакты сайта». Вопрос задает журналист Ольга, фамилия не указана: «Можно ли журналистам присоединиться к вам на какой-либо участок плавания? Как это сделать»?
-Направлением к нам на борт судна занимается Оргкомитет. По этому вопросу необходимо связаться с его представителями А.В.Логиновым или С.В. Вьюгиным. Они владеют данной информацией. Их контактные телефоны можно найти на сайте «krugosvetka.ru».
11.4. ЭКОЛОГИЯ
29 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под машиной со скоростью 8 узлов, курсом 250 градусов. Судно находится в 80 милях восточнее от мыса Итобара, остров Мадагаскар. Глубина под килем 4700 метров. Дистанция до порта Кейптаун 1790 миль. Погода: температура воздуха 24 градусов, температура воды за бортом 27 градусов. Атмосферное давление 767 мм рт. ст. Сплошная облачность, без осадков. Ветер восточного направления 7-8 метров в секунду.
-Как день прошел, Олег Константинович?
-Как обычно. Понедельник – день тяжелый: то – ставим паруса, то – убираем. Ветер есть – ставим, ветра нет – включаем машину. Так и чередуем. Антициклон в этом районе образовался довольно обширный. Погода нам, можно сказать, благоприятствует. Ветер пока попутный. Никакой информации с берега сегодня не было. В этом смысле, сообщить особенно нечего. Начали уже постепенно принимать у курсантов зачеты.
-Каков, на Ваш взгляд, уровень подготовки нынешних курсантов, по сравнению с прежними?
-Эти, можно сказать, посильнее. Все-таки основную массу этого контингента составляют курсанты высшего учебного заведения. Чувствуется, что эти ребята более эрудированные.
-В основном, это курсанты из Балтийской государственной академии?
-Конечно.
-И учебный процесс для этих курсантов, пришедших из стен родной Академии, более понятен?
-Учебный процесс, в принципе, везде одинаков. У нас же здесь не идет сам процесс непосредственно высшего образования.
-Состав преподавателей, наверное, несколько иной?
-В данном случае, это – то же не имеет существенного значения. Главное здесь для курсантов – практика.
-Хотелось бы сегодня поговорить об экологии Мирового океана. Наблюдаете ли Вы какие-либо его существенные экологические изменения?
-На мой взгляд, в океане действуют законы саморегулирования и самоочищения. Где-то – убывает, а где-то прибывает. В одном районе, допустим, было грязнее – стало чище, в другом было чище, а стало – грязнее. О каком-либо глобальном изменении Мирового океана я ничего сказать не могу. Для этого необходим специальный анализ ученых. А из собственного опыта, могу сказать, что, допустим на Балтике сейчас стало почище, а районе Северного моря, в районе пролива Па-де-Кале – грязнее. В принципе, все меняется.
-В последнее время в природе и, в частности, в океане происходит довольно много различных катаклизмов: цунами в Юго-восточной Азии, наводнения в Америке и в Европе. Нет ли у Вас ощущения, что мир идет к экологической катастрофе?
-Не могу утверждать, что подобные разрушительные явления связаны именно с экологическими проблемами. Может быть, в данном случае, действуют какие-либо иные, не подвластные человеческому разуму, природные закономерности. Например, сейчас говорят, что «озоновая дыра» постепенно затягивается и, что скоро она совсем исчезнет, хотя вредных выбросов в атмосферу меньше не стало. Трудно сказать, в чем основная причина природных катаклизмов. Да, в некоторых районах Мирового океана они случаются наиболее часто. Например, сейчас проявляет повышенную активность подводный разлом в юго-восточной части Тихого океана. Остров Яву недавно «трясло». Но, только ли в экологии ли здесь причина, я утверждать не берусь.
-То есть, на Ваш взгляд, проблемы, обозначенные в Киотском соглашении об ограничении вредных выбросов в атмосферу, не столь значительны для жизни людей, и радикально не меняют к худшему среду нашего обитания?
-Честно говоря, я не берусь об этом судить. Могу лишь сказать, что влияние, безусловно, есть, но – не в глобальном масштабе. Понятно, что мы подписали Киотское соглашение. Но, другие экономические мощные страны – его не подписали. Например, тот же Китай об этом и не помышляет.
-Или – Соединенные Штаты Америки…
-Да, и США. Хотя, в основном-то, по количеству вредных выбросов в окружающую среду, именно Китай дает больше всех «копоти». И о строительстве каких-либо серьезных очистительных сооружений они пока и не думают. Пока «матушку-природу» они серьезно загрязняют. Наверное, до тех пор, пока не наступит у них какой-либо кризис. А он, думаю, при таком насилии над природой, обязательно наступит. Это – очевидно. Даже, когда мы проходили у границ Китая, видно было насколько там море загажено.
-Наше учебное судно относится к рыбопромысловому флоту. Истощились ли, на ваш взгляд, за последние десятилетия запасы рыбы в океане?
-Я бы так не сказал, что рыбные запасы океана истощаются. Истощаются лишь те районы, где интенсивно «работали». Допустим, то же – Северное море. Мы же загубили его у себя. В итоге там был многолетний запрет на вылов. Только сейчас начинают понемногу ловить. Тоже самое – вычерпали почти всю рыбу у побережья Западной Сахары. Сейчас там судов гораздо меньше – стала появляться рыба. А, в целом по запасам рыбы в океане, могу сказать, что где-то они убывают, где-то прибывают. Важно не допускать хищнического, тотального лова рыбы. Это, действительно, важно.
-То есть – перспективы у нас не такие уж и «темные»?
-Ну, конечно. Да и вообще, нельзя жить так, чтобы видеть в перспективе только конец Света.
11.5. СКОРОСТЬ
30 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 10,5 узлов, курсом 245 градусов. Судно находится в 50 милях восточнее от мыса Андавака, остров Мадагаскар. Глубина под килем 2000 метров. Дистанция до порта Кейптаун 1600 миль. Погода: температура воздуха 24 градусов, температура воды за бортом 26 градусов. Атмосферное давление 768 мм рт. ст. Пасмурно. Сплошная облачность, без осадков. Ветер восточного направления 12-14 метров в секунду.
-Итоги дня, Олег Константинович?
-Сегодня мы вошли в периферийную зону антициклона. Здесь большой градиент, сильный ветер – идем со скоростью одиннадцать узлов.
-С такой скоростью в Индийском океане мы еще не шли.
-Да, скорость хорошая. Ветер нам позволяет идти под всеми парусами. Правда, он уже немного «заходит». Мы, соответственно, перебрасопились. Идем хорошо. По-крайней мере, нас все это устраивает. Новостей с родных берегов пока нет. На судне все по-прежнему: учеба, работа, вахта.
-А из Кейптауна нет известий?
-Есть. Связывался я с нашим генеральным консульством в Кейптауне. Они нас там уже ждут. Возможно, там будет встреча с ветеранами – морского конвоя в Мурманск. Наши консульские работники планируют пригласить их к нам на судно.
-А эти ветераны – жители ЮАР?
-Да, сейчас это жители Южноафриканской республики. Но, в прошлом, они, думаю, были гражданами Великобритании. То есть встреча предстоит с английскими ветеранами Второй мировой войны.
-Есть несколько уточняющих вопросов. С помощью какого прибора у нас определяется скорость судна?
-Для этого у нас есть доплеровский лаг. Он определяет скорость судна с точностью до метра в секунду. Работа этого прибора напрямую связана со спутником. Спутник постоянно дает нам и точное местонахождение.
-То есть этот лаг у нас не механического действия, как было раньше, а электронного?
-Конечно. Сейчас у нас на судне установлено современное навигационное оборудование. В том числе и для определения скорости судна.
-А с помощью какого прибора определяется скорость ветра?
-Скорость ветра определяется с помощью анемометра. Причем этот прибор дает нам показания, как истинного ветра, так и вымпельного.
-А чем они отличаются друг от друга?
-Направлением.
-Сегодня целый день шла какая-то необычная разнонаправленная волна…
-Здесь получается две волны. Одна встречная – это океанская зыбь, которая идет оттого, что где-то впереди нас довольно сильно штормит. А вторая волна – ветровая. Она, в данном случае, вызвана попутным ветром, и идет к нам с кормы. Поэтому встреча этих волн и создает здесь своеобразную толчею.
-А есть ли у нас прибор, который определяет скорость течений? Иначе говоря, как узнать насколько нас течением сносит в ту или иную сторону?
-На судне постоянно идет обсервация. То есть – ежесекундное определение точного местоположения. С помощью этой системы обсервации «GPS» и происходит расчет сноса судна под действием течения или, например, воздействия ветра.
-И все эти данные идут к нам со спутника?
-Да, все данные обсервации мы получаем с помощью навигационного спутника.
11.6. УМЕНИЕ ВЫЖИТЬ
31 мая 2006 года
Оперативная информация по состоянию на 7.00. Судно следует под парусами со скоростью 7,5 узлов, курсом 235 градусов. Судно находится в 195 милях юго-западнее от мыса Сент-Мари, остров Мадагаскар. Глубина под килем 4300 метров. Дистанция до порта Кейптаун 1390 миль. Погода: температура воздуха 23 градуса, температура воды за бортом 26 градусов. Атмосферное давление 770 мм рт. ст. Ясно. Ветер восточного направления 8-10 метров в секунду.
-Как день прошел, Олег Константинович?
-Хорошо прошел. Поскольку ветер есть попутный. Движки не работают, механики отдыхают. А так – все работают. С парусами работаем, на палубе идут работы. Все идет согласно плану. С нашими посольскими работниками в Кейптауне сегодня не связывался. В принципе, нет особой нужды получать от них сейчас информацию. На следующей неделе, с понедельника, будем с ними активно связываться. Будем уже обговаривать время захода, точное место стоянки, когда у нас пройдет День открытых дверей, когда надо будет принимать на борту ветеранов Северного конвоя. Все это будет на следующей неделе. А пока – новостей нет.
-За кормой у нас остался большой остров Мадагаскар…
-Да, мы уже далеко от него ушли.
-Сейчас у нас курс уже на Кейптаун, на мыс Доброй Надежды?
-До мыса Доброй Надежды нам еще далеко. Хотя, конечно же, наш генеральный курс – на южную оконечность африканского материка.
-Мы пойдет туда напрямую или «прижимаясь» к берегам Африки?
-Пойдем оптимальным курсом. То есть, конечно, будем стараться идти кратчайшим путем, но с учетом ветра, что бы двигаться под парусами. На данный момент ветер позволяет нам идти туда кратчайшим путем.
-Хотелось бы сегодня расспросить Вас о правилах или способах выживания на море. Существует ли для этого специальная подготовка?
-Конечно же, существует. Любой, поступающий к нам на работу член экипажа, будь то – матрос, моторист, буфетчица и другие – все они проходят специальную подготовку по использованию спасательных средств. Еще на берегу, они изучают устройство спасательных средств. Начинается изучение с индивидуальных спасательных средств. Все это отрабатывается на практике: Когда, например, загорается сигнальная лампочка, как пользоваться свистком, как правильно надеть спасательный жилет, как его закрепить. Все это очень важно. Поскольку, допустим, неправильно надетый жилет может травмировать человека, когда он, например, с борта судна прыгает в воду. Обучение пользованием этими средствами во всех деталях начинается еще на берегу. Далее происходит обучение использованием коллективных средств спасения: как устроен спасательный плот, чем он оборудован, как его приводят в рабочее состояние. Тут все отрабатывается до мелочей, вплоть до умения пользоваться рыболовными снастями или сигнальной пиротехникой, которые то же входят в комплект спасательного плота.
-Вижу, что и на судне идут постоянные занятия…
-Да, у нас отрабатываются учебные тревоги по оставлению судна. Каждый член экипажа выстраивается по этой тревоге у своего плота. У каждого спасательного плота есть свой командир, который обязательно проверяет наличие всех, кто расписан на этот плот. Но, в данном случае, это лишь тренировочные учебные тревоги. Сама предварительная подготовка применения спасательных средств осуществляется на берегу. У нас в постоянной готовности находятся тридцать четыре спасательных плота – каждый вместимостью на двадцать человек.
-Есть еще и шлюпки…
-Шлюпки у нас считаются дежурными спасательными средствами. Они предназначены для аварийных случаев – когда, например, надо спасти человека, упавшего за борт. А, основными коллективными спасательными средствами считаются – плоты.
-Оказавшись на плоту в море, люди, как правило, испытывают трудности с питьевой водой. Есть ли ее запасы на спасательном плоту.
-Да, небольшие запасы пресной воды там есть. Кроме того, плоты так оборудованы, что у них есть специальные «карманы» для сбора пресной воды во время дождя.
-А что собой представляют рыболовные снасти на этих плотах?
-Это обычные рыболовные снасти для лова рыбы в условиях океана. Это – прочная леска, грузила, крючки, блесны. Все, как положено. То есть в состав каждого плота входит пищевой рацион, пиротехнические средства для подачи сигналов бедствия, запасы воды и рыболовные снасти.
-А имеет ли спасательный плот достаточную остойчивость?
-Конечно. Он сконструирован таким образом, что его, практически, невозможно перевернуть.
-И волной не может захлестнуть?
-Так он же – закрытый.
-То есть сверху у него прорезиненный полог в виде палатки?
-Если говорить образно, то можно сказать, что так.
ПРИЛОЖЕНИЕ К БЕСЕДЕ
«УМЕНИЕ ВЫЖИТЬ»
Из Инструкции
на тыльной стороне шлюпочной карты
Советы Алена Бомбара
«Экипаж судна, оставшийся без провианта в море с умеренной или теплой температурой воды, может избежать смерти от истощения, если будет располагать, хотя бы частично, следующим снаряжением:
1. Одной или несколькими мелкими сетками размером от метра до двух на двадцатиметровом тросе для вылавливания морской фауны и отцеживания саргассовых водорослей.
2. Несколькими пятидесятиметровыми шнурами, оканчивающимися латунными поводками длиною около пяти метров с большим крючком и искусственной наживкой для ловли тунцов.
3. Небольшой острогой, чтобы гарпунить морских окуней, и несколькими блестящими крючками, на которые окуни ловятся иногда даже без всякой наживки».
Море в любой момент может дать морскую воду, рыбу и планктон.
Рыба может быть ядовитой и непригодной в пищу. Это надо иметь в виду.
Пресную воду даст рыба. От пятидесяти до восьмидесяти процентов веса рыбы приходится на воду. Именно эта влага и должна спасти от жажды. Для этого в рыбе делается глубокий надрез вдоль хребта, и жидкость высасывается ртом.
Кроме того, ночью в результате конденсации можно собрать до пол-литра воды. Вода скапливается на дне шлюпки, и если в нее еще не попала морская вода, то с помощью губки можно собирать пресную воду.
И, конечно, больше всего прессой воды может дать дождь, который обязательно надо собирать.
Соленую воду можно пить лишь в течение пяти дней, так как в дальнейшем употребление ее может привести к нефриту. Однако после недельного приема пресной воды можно снова начать пить морскую воду, но не более пяти дней подряд.
На рассвете можно собирать летучих рыб. Ночью они натыкаются в темноте на парус и падают на тент.
Необходим ежедневный осмотр шлюпки. После осмотра шлюпки надо полчаса отвести на гимнастику, чтобы сохранить силу мышц и гибкость движений. Затем важно уделить минут десять-двадцать сбору двух чайных ложек планктона, необходимого для предотвращения цинги.
Для сбора планктона можно заменить плавучий якорь планктоновой сетью, которая будет одновременно служить плавучим якорем, и собирать пищу.
Потерпевший крушение должен сам стремиться к тому, чтобы его заметили.
Потерпевший крушение не должен снимать одежду, даже если она промокла.
Самый ответственный момент – это высадка на берег.
Ступив на берег, надо помнить, что первая трапеза ни в коем случае не должна быть слишком поспешной и обильной, иначе она может оказаться смертельной. Можно принять все, что предложено из жидкого, но надо остерегаться твердой пищи.
Тяжелая борьба с голодом сменяется, как ступишь на берег, борьбой с перееданием.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: