24 марта 2010 11:09
Автор: Валерий Корниенко (г. Самара)
Давайте «не стрелять» в своё прошлое
Уж сколько раз мы наступали на одни и те же грабли… Мы всё рвем свою историю на «плохую», что была, и «хорошую», которая есть, якобы, теперь. И объясняем наши сегодняшние трудности только своим прошлым…
Большевизм в пылу стремления к всеобщему счастью чуть ли не заклеймил всею предыдущую историю России. В угоду новому миропорядку многим историческим событиям, которые свидетельствовали, что Россия всегда и во все времена имела свои победы и достижения, давалась иная, противоположная оценка.
Но в последующем сам ход истории заставил Советское государство вновь принимать отвергнутые ценности, традиции, опыт – они указами либо репрессиями не отменяются.
Демократическая революция в России или контрреволюция (кому как угодно) конца 20 века решала вопросы собственности, предпринимательства, свободы слова, индивидуальности, творчества. Отвоевывая новые (старые) ценности, революция принялась бороться с социализмом в России не только путем формирования новых социально-экономических отношений, но и путем разрушения ценностей социалистического периода.
С позиций сиюминутности, под личиной объективности, но, по существу, исторического реванша, деятели этой революции стали рушить то, что символизировало прошлый режим. Причём особо одиозные «перестройщики» даже предрекали, что все материальные, морально-нравственные издержки крушения социализма исчезнут, как только вымрут старшие поколения советского народа.
Стоит заметить, что при В.В. Путине подобные страсти стали затихать. При всех сохраняющихся противоречиях современной России, и различия в оценках деятельности В.В. Путина, на мой взгляд, основная его заслуга заключается в стремлении сгладить духовный, идеологический раскол между «красной» и «белой» Россией во имя настоящей России и её будущего. Символов этому множество.
Это принятие «старой» мелодии гимна страны, признание Красного знамени Победы государственным символом.
Сегодня никто из ветеранов не стесняется гордиться советскими наградами, званиями. Торжественные мероприятия в организациях и предприятиях проходят при Красных знаменах, которые вручались трудовым коллективам в советские времена.
7 ноября в последние годы по-прежнему проходят парады, правда, в честь знаменитого парада 1941 года.
Опыт деятельности социальных институтов советского периода, принципы коллективизма, повышения роли государства вновь стали необходимы.
Именно этим сохраняется историческая преемственность поколений, неразрывность исторического времени, без организованных искусственно провалов.
Огромную нравственную, социально-психологическую роль в сохранении живой связи возникшего нового уклада жизни с недавним советским прошлым страны, в жизни каждого конкретного человека играют памятники и названия.
Но страсти по пересмотру, переименованию, перезахоронению, периодически воспламеняют и без того воспаленное сознание некоторых представителей «общественной мысли», средств массовой информации, деятелей культуры или общественно-политических организаций.
Я с негодованием и стыдом вспоминаю телекадры варварского демонтажа памятника Ф.Э. Дзержинскому в Москве беснующимися толпами «победителей». Кого они этим победили? Произвол, преступность, беспризорность, бедность, беззаконие?
Слава Богу, что до последнего времени не предлагалось разрушать в Самаре памятники советского периода! Хотя люди, знающие историю своего города и края, и сейчас могут напомнить об уничтожении многих мемориальных мест Самары, отмеченных в советское время барельефами и мемориальными досками.
Казалось, что и детскую болезнь по переименованию мы прошли. Вспомните, как в 90-е годы мудро и достойно поступили городские власти Самары, не переименовывая улицы в старой части города, а дописывая к ним старые названия.
Однако лавры поборников и «восстановителей исторической справедливости и памяти» на местном уровне по-прежнему не дают покоя нашим современникам. По решению комиссии по переименованию (или культурному наследию), в которую входят вроде бы уважаемые люди, выдающиеся историки и деятели культуры Самары, «Поляна им. М.В. Фрунзе» стала вновь «Барбошиной», а «Овраг Подпольщиков» - «Постниковым».
Спорить не стану, Барбошина поляна, несомненно, название древнее. Но кто мешал дать двойное название?
Врач Постников, бесспорно, заслуживает, чтобы его имя осталось в истории Самары. Но вместо переименования оврага, на мой взгляд, было бы лучшим памятником ему – возрождение властями Самары знаменитой кумысолечебницы его имени. Но для этого нужны совсем другие усилия и средства. А тут можно простенько решить проблему с исторической памятью – переименовать!
Три поколения знает одно название. А власть с подачи «особо проникнутых глубоким историческим видением» говорит:
«Нет! Это неправильно! Мне лучше знать, что вы должны помнить! Будет старое название!»
Чем руководствовались, господа-товарищи?
Я полагаю, что Барбошину поляну в своё время переименовали, сравнив два имени: Барбоша – мифический атаман разбойников давних времен; Фрунзе – выдающийся полководец Красной Армии. Постников овраг переименовали потому, что хотели увековечить место первой маевки рабочих Самары. Но это я так полагаю.
Сегодня переименовывают, вероятно, «руководствуясь исторической памятью». Это конечно главное!
А Фрунзе и подпольщики не историческая память?
Как взвешивалась эта историческая память? Что ценнее? А для кого ценнее? А завтра опять найдутся новые ценители? Благо, если бы наряду с официальными названиями сохранялись, жили бы старые названия. Как жило имя Самара! Но ведь этого не было с Поляной и Оврагом?!
А совсем недавно последовала череда новых переименований: Карбюраторную улицу переименовали в улицу князя Засекина. Зачем?
Конечно! Что для нас индустриализация страны?!
Мы сегодня озабоченны своим началом начал! Князь Засекин – это наше всё!
А если разыщется в архивах генуэзцев либо венецианских купцов путевые дневники какого-нибудь торговца или путешественника, бывавшего на волжских берегах века, эдак, на два пораньше князя Засекина, свидетельствующего о существовании городка либо крепости Самар у слияния двух рек?
Опять будем давать новое название?
Читаю в «Самарском обозрении» № 87 за прошлый год подборку материалов о, якобы, намечающейся реконструкции площади имени В.В. Куйбышева. И что вы думаете? Одному из активных деятелей пресловутой комиссии по переименованию не нравится памятник Валериану Владимировичу Куйбышеву! И он не против, чтобы снести его! Читаешь и думаешь, вроде, человек грамотный, книги пишет! И такую дикость готов сделать! С чего это у него?
Складывается впечатление, что деятелей из комиссии то ли переполняет классовая ненависть, либо таким образом они хотят оставить историческую память о себе любимых?
Болезненное тщеславие! Оставить таким образом память о себе!
А что же ещё можно подумать?
Что за этим стоит? Почему у людей появилась потребность переименовать или, вернее, вернуть старые досоветские названия и перечеркнуть память живущих ныне поколений?
Да! Большевистские переименования были несправедливы, антиисторичны, некультурны и прочее, прочее… А что, нынешние переименование разве другие по сути? Для ныне-то живущих?
Теперь подумайте ещё и о таком!
Символами города и области – крупнейшего центра авиационно-космической промышленности, который в годы Великой Отечественной войны был для страны «вторым Баку» и, по сути, оставался таковым до середины 70-х годов прошлого века, являются… козёл и коза!
Это о новых (вернее старых возвращенных) гербах Самарской области и города Самары!? Значит, всё, что создали поколения людей за годы Советской власти – ничтожно!?
В чём смысл этих возвращений-переименований? Стала богаче наша история? А необходимо ли их возвращать? И всем ли они нравятся? А должны ли они нравиться?
Я веду вот к чему. На мой взгляд, историческая ценность становится ценностью в своё время, историческая справедливость - справедлива для своего времени. Нельзя оценивать и судить прошлое только с позиции нашего сегодняшнего опыта, новых знаний и «привлекать виновных к ответственности» путем разрушения памятников, переименований и тому подобное. Давайте перестанем бороться со своим прошлым. В этой борьбе настоящее никогда не станет лучше, справедливее.
А объективность состоит в бережном сохранении, уважении ценностей прошлого в самом широком смысле. И это есть здоровый консерватизм, который удерживает любое общество от резких сломов, крайностей, большевистских перекосов. К сожалению, нам это никак не удается.
Более древние народы, по сравнению с нами, этот урок усвоили основательно. Если бы Китай устроил разборку периоду маоизма, подобную нашей «перестройке», можно представить, что бы случилось в их стране. Площадь Теньаньмэнь была бы лишь маленьким предисловием возможного хаоса, крови, разорения и горя.
Трагические изломы в истории стран случаются тогда, когда деятели, реально стоящие у власти, и те, что существуют в системе власти, перестают пользоваться историческим опытом, не устраняя его негативные проявления в настоящем. В самом деле! Если бы царизм осуществлял более гибкую политику, то революции бы не было. Если бы КПСС сумела найти адекватные ответы на вызовы времени, то не случилась бы слома? Но это ведь всё из сослагательного наклонения, а его в истории не бывает. Давайте жить с той историей, которая есть. Двух историй не должно быть.
Возвращая забытые имена, восстанавливая историческую память, нельзя перечеркивать жизнь и память новых поколений, ныне живущих, противопоставлять их друг другу. Нельзя вновь устраивать провалы!
Прошлое наше – всё! Нельзя из него выбирать жемчужины! Там были и простые булыжники.
А памятники, названия всегда символизируют лишь своё время. Не надо современные проблемы пронизывать страстями, которые владели людьми в 1917 или 1993 годах, когда памятники сбрасывались с пьедесталов. Не будем вновь и вновь множить свои ошибки.
Давайте «не стрелять» в своё прошлое. Не надо! Там и так уже столько настреляли! Давайте лучше делать сегодня так, чтобы у тех, кто будет оценивать нас в будущем, было меньше причин «пострелять» в нас!
А их, причин для «стрельбы», если посмотреть вокруг, да приглядеться, ой как много!
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: