18 октября 2010 22:28
Автор: Владимир Клименко (г. Самара)
Под покровом Божией Матери
О трагических событиях, связанных со смертью алтарника Самарского Покровского кафедрального собора инока Анатолия, я узнал в случайном разговоре с одной из прихожанок храма лет шесть назад. Об этом монахе восторженно рассказывала мне и соседка по дому, утверждая, что многие верующие относились к нему как к святому, излучавшему неземную силу духа и доброту. Говорили о нём и как о человеке, обладавшем даром пророчества, приводили разные факты. Отнёсся к услышанному, признаться, как к легенде, но принял близко к сердцу – люди зря говорить не будут.
Образ инока Анатолия так удивительно точно, живо описывали любящие его люди, что я вспомнил его – полноватого, небольшого росточка седовласого старичка, похожего на доброго сказочного гнома. Вспомнил даже, что ряска его была чем-то испачкана, будто он вытирал об неё пальцы, которыми тушил догоравшие свечки. Запомнил и ковыляющую походку, говорившую о болезни ног монаха, отстоявшего только ему ведомое количество часов, дней и ночей в молитве перед Богом. Вспомнил его печальный взгляд…
Да, много лет назад именно его я видел в кафедральном соборе. Спустя годы родилось стихотворение, посвящённое иноку Анатолию:
1.
Он как божественный телёнок
Гулял свободно по собору,
И улыбался как ребёнок
Всем прихожанам без разбору.
Любил с капусткой пирожки,
Чаёк с конфетками «Коровка»,
И хромовые сапожкú –
Его давнишняя обновка.
Церковной челяди смешки,
А то и злобу он терпел.
«Вам корешки, а мне вершки», -
Он тихо, улыбаясь, пел.
И с трепетом войдя в алтарь,
За всех грешных мирян молился.
Он был заправский пономарь,
Но этим, право, не гордился.
2.
У злобы нет конца и края,
Свершился тайный приговор…
Он всё простил им, умирая,
Сокрыв от мира их позор.
3.
Инок Анатолий, им… всё недосуг,
То ли ещё будет среди божьих слуг.
Одних позабыли, других проклянут,
А на место лобное Совесть поведут.
Понимая, что всей правды о мирской и церковной жизни Анатолия Сергеевича Денисова – инока Анатолия мне не узнать в силу многих обстоятельств, я решил искать самых близких ему людей, кто был рядом последние годы его жизни. Только они могли сообщить мне нечто потаённое. И мне удалось найти таких людей. Их имена и фамилии раскрывать не буду – так мы договорились. Этим людям верить можно. Вспоминая инока Анатолия, они плакали, крестились, подтверждая этим чистоту своих слов и чувств.
Первая собеседница:
- Анатоличка… Я его так называла. Хорошо, что вы вспомнили о нём. Он того заслуживает. В душе он как маленький ребёнок был, радовался, что с пяти лет во храме. Большое уважение пронёс через всю жизнь к маме, которая в раннем детстве повернула его к вере, к особому взгляду на мир, к служению людям. Поэтому он говорил иногда про церковников: «Есть люди, которые служат, а есть, которые работают…» Иногда он смеялся, говорил: «Много приходят в храм послушников, священников, архимандритов, владык, а мы лучше в тени…»
Его можно назвать сильным молитвенником, хранителем храмовых тайн, предметов культа, мощей святых, например, к коим он относился с особым трепетом. Он и сам был олицетворением святости. После его смерти Покровский собор навсегда утратил неповторимую атмосферу трогательности, доброты и открытости.
Кто бы ни пришёл в собор, он всё объяснит, подскажет, не будет осуждать, в чём ты одет, как накрашена женщина, покрыта её голова платком или нет, первый ли ты раз пришёл или сто первый; он подойдёт, расскажет о каждой иконе, как отправить тот или иной обряд. Это был домовичок, хозяин кафедрального собора.
За своё служение он получал мизерные денежки. Питался в церковной столовой. Любил печеники, конфетки «Коровка», мороженое, иногда шоколадки. Жил он на улице Садовой, недалеко от Покровского собора, отдельно от родственников в деревянном двухэтажном частном доме. На первом этаже дома семья Денисовых когда-то занимала три комнаты. Когда родители умерли, Анатолий перебрался в бывшую комнату старшего брата, метров восемь площадью. В ней стояла кровать, столик и тумбочка с книгами. Другие комнаты пустовали. Самое ценное, что было в его каморке, это он сам. Над кроватью, что характерно, висел большой плакат с изображением страстотерпцев – семьи царя Николая II, в изголовье много небольших икон.
Последние годы за ним, насколько мне известно, ухаживали внучатая племянница – дочь старшего брата Наталья, Лидия – сноха, жена младшего брата, а также племянница-крестница Людмила.
Умер инок Анатолий 23 февраля 2002 года в день рождения патриарха Алексия II. Архиерея нашего в Самаре, естественно, не было. До этой трагической даты были всякие события…
Много лет назад Анатоличка попадал в больницу имени Пирогова. У него была «рожа» на ноге. Сам инок говорил, что «поцарапал ногу, оно и приключилось…».
2001 год. Зима. Крепкие морозы. 31 декабря он поздно вечером пошёл в собор помолиться, но около трёх часов простоял у ворот храма, закрытых на замок. Как он потом говорил: «Я и вернуться не могу домой, и уйти не могу…» Почему церковная челядь не открывала ворота, непонятно. Отмечали новый год, наверное. А инок замерзал под иконой Покрова Божией Матери. Отморозил ноги. Простудил лёгкие. Потом, когда его наконец-то заметили, от ворот до алтаря тащили, положив на большую металлическую лопату для уборки снега, потому что сам он передвигаться не мог.
На утро инок Анатолий оказался в своей простуженной каморке. У него сильно болели обмороженные ноги, держалась высокая температура, но он отказался от услуг «скорой помощи», только принимал благословение о. Николая (Одинаркина) – своего духовника, к которому относился с уважением. Нашлись люди, которые сообщили о случившемся владыке Сергию, который в это время принимал гостей в своём доме на Ульяновской. Люди надеялись, что о. Сергий даст какие-то распоряжения своим помощникам о помощи иноку. Но не дождались…
Коли так пошатнулось здоровье, коли последнее время молитвенник Анатолий тяжело переживал о чём-то, значит, что-то его беспокоило в церковной жизни. Но он молчал, хранил свои переживания в себе.
…Отпевали его в Покровском соборе. Похоронили на старом городском кладбище.
Конечно же, его могли похоронить в пределах храма, в котором он служил всю свою сознательную жизнь. И он желал этого. Близким людям признавался: «Мне бы хотелось остаться на территории храма. Но, наверно, не получится…»
Для этого о. Сергий должен был принять особое решение. Не принял. И его похоронили рядом с отцом и матерью.
…
На кресте его могильном написано: «Инок Анатолий (Денисов) 11.07.1926 – 23.02.2002».
…
Не вспоминают «работники» Покровского собора про инока Анатолия, на могилку его не приходят. Забыли. Коротка память. А ведь божий был человек.
Вторая собеседница:
- Родился инок Анатолий 11 июля 1926 года в селе Бестужевка Кузоватовского района Ульяновской области. Он был средним из трёх сыновей. Семья верующая, особенно мать Мария. В тридцатых годах семья переехала в Самару. Отец Анатолия был очень хорошим закройщиком, работал в ателье при управлении железной дороги. Жили на Садовой, 66.
Как Толя стал верующим? Его старший брат Валентин - участник финской войны, офицер. Потом был участником японской компании. Домой вернулся контуженным, больным человеком. Когда же его забирали на войну, мать попросила Анатолия три раза прочитать Евангелие. Он это сделал и стал верующим до конца дней своих. В его архиве осталось много школьных тетрадок, исписанных молитвами. Учился он в школе №24 Ленинского района, окончил семь классов в 1941 году. В армию его не взяли по здоровью, медицинские комиссии его браковали несколько раз. После школы он поступил в Индустриальный техникум и окончил его по специальности техник-механик по ремонту оборудования. В Трудовой книжке первая запись датирована 1948 годом. На предприятиях он поработал мало, больше года не задерживался, а то и меньше. Судя по справке в трудовой книжке, в 1954 году он устроился сторожем в Покровский собор. Вскоре тайно был пострижен в монахи при митрополите Мануиле. К нему очень тепло относился батюшка Иоанн Снычёв. Анатолий красивым был парнем. Девки сами приходили к нему свататься, а он от них прятался – нельзя монаху видеться с ними по такому поводу.
31 декабря 2001 года после службы он решил вернуться в храм – читать записочки, переданные верующими. Был мороз. Челядь церковная, похоже, загуляла, ворота не открывали. На ногах у него были войлочные ботинки кое-как зашитые, холодные. Он и отморозил ноги, простояв под иконой Покрова Божией Матери больше двух часов, пока его не заметили и не открыли ворота. Началась гангрена обеих ног.
В храме у него были недоброжелатели. Анатолий боялся владыку Сергия, потому что тот вел себя по отношению к нему высокомерно и даже грубо. Когда с ногами приключилось, родственница одна пошла к церковному старосте, бывшему семинаристу, просить о помощи. Владыки тогда не было, уезжал в Москву. Староста сказал, что Сергия нет, а без него они ничего делать не будут, сами, мол, справляйтесь, как можете. Только о. Николай (Одинаркин) почти ежедневно посещал, причащал больного Анатолия, утешал его разговором и молитвой.
В каморке его было холодно. Печка давно развалилась, топить её было нельзя.
Добрые люди пытались помочь лекарствами, врачи приходили, делали уколы, но было поздно. Он очень страдал от боли. Незадолго до смерти инока крестница Людмила переехала на жительство в соседний дом на ул. Садовой, тут же забрала его к себе из каморки и ухаживала за Анатолием до самой смерти. Чтобы ему было легче, включала магнитофонную запись, звучал Псалтирь, и он умолкал. Как только запись заканчивалась, он опять начинал стонать.
Отец Николай (Одинаркин) в отсутствие Сергия справил похороны по-доброму. Ночь гроб с телом и. Анатолия стоял в храме, над ним молились. А утором с хором церковным и молитвой прощались с ним в Покровском соборе прихожане и церковный люд…
После смерти Анатолия рассказывали, каким он был провидцем и добрым человеком. Вот один случай из жизни. В голодных девяностых годах одна бедная прихожанка в полном отчаянье пошла в Покровский собор, а навстречу ей – инок Анатолий с буханкой хлеба. Знал, что ей надо. После сердечной беседы с монахом ей стало легче, жизнь потихоньку наладилась, как она потом говорила.
…Много денег приносили в храм прямо в мешках местные олигархи для епархии. На «отмыв», надо полагать, грехов своих. Куда уходили эти деньги, никто не знает, кроме церковной верхушки. Но не нашлось денег на помощь бедному иноку Анатолию, преданно служившему Богу.
В ведомости храмовой, как говорят очевидцы, он только расписывался, но денег не брал, а оставлял на нужды храма. Получал он и пенсию, но и её раздавал бедным, а некоторые бессовестные люди выманивали у него деньги под любым предлогом, пользуясь его добротой и доверчивостью. Был среди таких выманивальщиков и местный семинарист.
…
По свидетельству медицинского работника, посещавшего инока Анатолия, у него было запущенное системное заболевание – сахарный диабет в тяжёлой форме. «Практика показывает, - говорит она, - что у большинства подвижников, людей, берущих на себя страдания людей, как правило, это заболевание прогрессирует. - Но лечение он не принимал, отказался наотрез, отдавшись воле божией. Его смерть связана не с обморожением ног, конечно, а с сахарным диабетом. Ему предлагали ампутацию, но он отказался. Медикаментозное лечение не помогало.
Он был настоящим подвижником. После его смерти в судьбах людей, общавшихся с ним, много чего произошло…»
…
В каморке инока Анатолия хранились редкие книги. Он не только много читал, размышлял о вере и неверии в Бога, он всем своим существом сопереживал горести и несчастья людей. Он с раннего детства был истинно верующим человеком. Последние годы жизни его немощный организм разбивали боль и страдания от каждодневного видения того, как священники, на которых должны равняться и служители церкви, и прихожане, пренебрегают Законом Божьим, предаются греху, превращают Церковь в инструмент добывания денег не только на нужды паствы, но и ради личной наживы. Не об этом ли писал в трудах своих архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник, писатель, поэт, архиепископ Иоанн (Шаховский), предупреждая о грехопадении своих коллег, в том числе и российских, которые его, мягко говоря, недолюбливают: «Общая греховность мира влияет на снижение церковной культуры в церквах. Они заражаются «государственностью» и, «оставляя первую любовь свою» (Откр. 2,4), живут лишь отражением, бледным духом Церкви… Это одна из обычных и опасных болезней их земной истории».
«На земле, где ложь лукаво сочетается с истиной и зло так заманчиво смешивает себя с добром, даже Евангелие может благовествоваться не по-евангельски и защищать веру Твою люди могут безбожно… Одним законничеством и фарисейством убивается дух Твоей кроткой Истины, и остается в мире тогда одна ее безжизненная оболочка…».
(Из труда о. Иоанна (Шаховского) «Тайны церкви»).
Убеждён, что инок Анатолий читал его труды и разделял его взгляды.
Он, стоявший на низшей ступени церковной иерархии, как мог, боролся с фарисейством, бескультурьем, алчностью в своей среде. Но церковные чиновники воспринимали его не как равного собрата по вере, мудрого человека, молитвенника, а как юродствующего монаха, смеялись над ним, унижали его прилюдно. Много тайн церковных унёс с собой в могилу инок Анатолий. Земля ему пухом. И пусть вечно помнится имя его!

•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: