07 ноября 2010 23:09
Автор: Анатолий Шутов, доктор исторических наук (г. Москва)
Россия в жерновах истории
Глава первая
1.6. СНГ: «цивилизованный» разброд
Долго будет родина больна...
А.Блок
Содружество Независимых Государств –– первое в истории межгосударственное объединение, образовавшееся на руинах великой державы, и представляющее собой антиисторический эксперимент, связанный с волюнтаристским отходом от более высокой (социалистической) стадии социального развития к отживающей (капиталистической), стоящей на ступеньку ниже. Это попытка изменить поступательный ход истории, основанный на объективных законах всемирной эволюции, равносильный иллюзиям бывших советских руководителей повернуть вспять течение сибирских рек. В первом случае эксперимент антиисторичен, во втором –– противоестественен.
Совершённый же в Вискулях акт противозаконен и аморален, и представляет собой далеко не цивилизованный разброд его участников.
Содружество Независимых Государств объединило 12 государств с населением в 280 млн. человек. На долю стран СНГ приходится 10% мирового промышленного потенциала и 25% разведанных природных ресурсов планеты; занимает одно из ведущих мест в мире по разведанным запасам нефти и природного газа, угля и руд, цветных и редких металлов, калийных солей и другим ископаемым. В России и Белоруссии расположены крупнейшие в мире лесные массивы, а запасы калийных солей на их территории имеют мировое значение. Кроме того, каждая страна СНГ обладает значительным промышленным потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой, доставшимися от СССР. Однако трудно говорить об СНГ как о содружестве, состоявшемся геополитически и экономически. Разрушены кооперационные, хозяйственные связи между бывшими республиками. Свою роль разводящего СНГ в какой-то мере сыграло, а объединителя –– нет. Все страны СНГ, кроме России, являются унитарными, считают эту модель государственного устройства наиболее приемлемой для обеспечения внутренней политической стабильности и сохранения своей территориальной целостности. Азербайджан, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина имеют в своем составе автономные образования, которые однако не влияют на их статус как унитарных государств.
Пожалуй, самым тяжким последствием Беловежского сговора, о чём не любят говорить его участники и апологеты, явилась драма 25 миллионов российских соотечественников (в основном русских),[1] оказавшихся в положении вынужденных иностранцев. Уже по одной этой причине нельзя было разрушать великую державу, а люди, совершившие этот акт, не достойны ни оправдания, ни милосердия; те же, кто защищает или оправдывает их, сами становятся соучастниками преступления.
Дикие проявления национализма, характерные для периода становления стран СНГ, создали для вынужденных мигрантов невыносимые условия. С самого начала национализм получил антирусскую и антироссийскую окраску. Притеснения русских, издевательства над ними стали повсеместным явлением. Например, в Таджикистане русских грабили, насиловали, убивали, на митингах в Душанбе можно было встретить крайне враждебные лозунги, типа: «Русские! Не уезжайте –– нам нужны рабы!» В Молдавии толпа националистов насмерть забила 16-летнего русского подростка Д. Матюшина за то, что он осмелился говорить по-русски.[2] В Грузии руководящим лозунгом стал расистский тезис: «Грузия –– для грузин!» По свидетельству печати, президент Туркмении Ниязов делал неоднократные заявления: «Не покупайте квартиры у русских, они всё равно достанутся вам (туркменам) даром».[3]
И действительно в период массового отъезда русских из Туркмении Ниязов своим указом запретил на десять лет всякие операции по продаже квартир. Тот же, кому удавалось продать квартиру, обязан был из полученной суммы 45% в качестве налога отдать государству. Причём запрещалось вывозить автомобили, мотоциклы и другую недвижимость, вплоть до ковриков. Особенно ухудшилось положение наших соотечественников в 2003 г., когда с Туркменбаши российское руководство заключило сроком на 25 лет выгодное газовое соглашение, был подписан протокол об отмене в республике двойного гражданства. Русских, избравших российское гражданство, обязали покинуть Туркмению в течение двух месяцев. В результате «сотни тысяч наших соотечественников оказались в положении изгоев, вынужденных терять собственность и срочно покидать Туркмению».[4]
Прискорбно, что даже в кровнобратской Украине (особенно в её западной части) уже с первых шагов «нэзалэжности» стало нормой воинственное нагнетание в средствах массовой информации антироссийских настроений. Подспудно, на лженаучном уровне вырабатывалась идеология превосходства украинства и украинцев, делались попытки корректировки истории. Создан фильм «Молитва о гетмане Мазепе» (режиссёр Ю. Ильенко), в котором предателя и угнетателя Украины превратили в национального героя, до неузнаваемости исказив образ Петра1. Ультранационалистические круги выставляли территориальные притязания к России на часть Брянщины (Стародуб, Клинцы), Курской, Воронежской, Белгородской областей, Кубань.[5] Военных преступников, пособников гитлеровского фашизма, осужденных Нюрнбергским трибуналом за массовое уничтожение мирных жителей в составе дивизий СС, начали отмывать от крови и возносить в средствах массовой информации как национальных героев (Н. Михновский, К. Коновалец, С. Бандера, Р. Шухевич и им подобные). А профессор В.И. Масловский, известный специалист по проблемам ОУН-УПА, после опубликования в Москве книги «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны» 26 октября 1999 г. был убит во Львове в подъезде своего дома. Националистические организации совершали преступные акции в Киеве, Львове, Ровно, Ужгороде, Ивано-Франковске, Тернополе, Чернигове, Виннице против всех «инакомыслящих», в том числе против русских общественных организаций; устраивали погромы кафе, в которых звучала русская речь и музыка, киосков с русской книгой и фонограммами. Так, 13 февраля 1993 г. во Львове в помещении русского театра бойцами УНСО (около 500 человек в форме) было разогнано с применением физической силы совещание представителей пяти русских культурных обществ Львовской, Ивано-Франковской и Черниговской областей Украины. Причем это происходило в то время, когда в Москве открывался Украинский культурный центр.
Антирусская и антироссийская вакханалия в Галиции принимала самые разные формы. В частности, во Львове улицу М.Ю. Лермонтова переименовали в улицу Д. Дудаева, улицу А.С. Пушкина в Чупрынки (кличка командира УПА Шухевича). Подобное наблюдается не только на Львовщине, но и на Ивано-Франковщине, Тернопольщине, Волыни. Исчезли улицы с наименованиями Суворова, Ушакова, Бехтерева; снесены памятники выдающимся деятелям русской культуры и общей истории, оскверняются могилы воинов, павших в годы Великой Отечественной войны (Н. Кузнецову во Львове). День Победы чуть ли не ежегодно превращается в шабаш антирусских сил. Антироссийские эксцессы в стиле фашистских штурмовиков –– отличительная особенность националистов Львова. В 2002г. (год парламентских выборов) русские организации и движения на Украине подвергались систематическим нападениям. Во Львове поджигали Русский культурный центр, разгромили магазин «Русская книга», в Белой Церкви нападали на лидеров РДУ, в Киеве забрасывали бутылками с зажигательной смесью штаб Русского блока и т.д. Нечто подобное совершалось в 2004г. в период свершения «оранжевого» путча.
Уродливые формы приняла украинизация в сфере языка и культуры. Происходит резкое сокращение школ с русским языком обучения. В Киеве к середине 2007г. осталось только шесть русских школ. Имеются области, в которых нет ни одной русской школы. В украинских школах русский язык или не изучают, или изучают с пятого класса (один час в неделю). Русская литература вошла в курс «иностранной». Гоголя и других классиков русской литературы изучают в переводе на украинский язык. Подобная ретивость, доходившая до казусов, уже встречалась в украинской практике. Так, известный украинский интеллектуал (Х1Хв.) П. Кулиш пытался перевести Библию на украинский язык. Перевод послужил материалом для юмора. Чего стоит, например, только одна фраза перевода: «Хай дуфае Сруль на Пана» (Да уповает Израиль на Господа).[6]
Дикие выходки национализма, нарушение прав российских соотечественников наблюдались без исключения во всех странах СНГ сразу же после развала СССР. Словно по команде началось выдавливание русских с руководящих постов и ограничение их доступа к наиболее значимым должностям. Этот курс стал основой кадровой стратегии лидеров стран СНГ. В результате повсюду сложилась однотипная этническая картина власти. Так, в парламенте нынешней Киргизии из 75 мест лишь три занимают русские, хотя и составляют 13% населения страны. В парламенте Узбекистана из 250 депутатов –– шесть русских и три украинца, а в правительстве все должности занимают только узбеки.[7]
Характерным явлением стало применение фактического запрета на профессии, негласное ограничение на приём русских в престижные вузы, готовящие кадры для властных структур. Например, в Казахстане студенчество почти на 90% состоит из казахов, на престижных факультетах –– международного права, международной журналистики и других –– русских фактически нет: даже делопроизводство в русских школах ведётся на казахском языке.
Политика «сжигания мостов» с Россией и их выстраивания с Америкой охватила и Узбекистан. Дело дошло до того, что в городе Фергана снесли единственное здесь православное кладбище, а на этом месте, заасфальтировав, создали площадь. Правда, после договора о стратегическом партнёрстве с Россией, подписанного в ноябре 2005 года, русские ощутили некоторые положительные перемены: заработали русские школы, стало вестись преподавание на русском языке в вузах, в театрах вновь начали ставить русских классиков. Думается, эта тенденция будет развиваться, хотя и умеренными темпами, поскольку для республики и её лидера русский фактор предпочтительнее американского и китайского во всех отношениях и не ограничивает суверенной политики Узбекистана.
В результате массового исхода русских соотечественников из стран СНГ значительно сократилось их численность и составляет уже не более 17 млн. человек. В Армении русских вскоре вообще может не быть, в таком же направлении развивается ситуация в Азербайджане и Таджикистане. Остаются здесь те, кто не имеет возможности выехать из-за отсутствия средств, профессии или ввиду преклонного возраста. Так, в Таджикистане до 1990г. проживало почти 450 тыс. русских, а в 2007-м –– менее 50 тыс. Причин выезда много: и дискриминация, и материальная нужда, и лишение русской духовности. Хотя русский язык признан здесь языком межнационального общения, однако число русских школ резко сократилось: существуют только две в Душанбе и по одной в Ходженте и Курган-Тюбе.
Бесправное или полубесправное положение русских в странах Центральной Азии во многом объясняется пассивной позицией российской власти, которая больше заботится об экономических выгодах своих компаний, чем об участи соотечественников. Правда, в первые годы после развала СССР ситуация с соотечественниками зависела прежде всего от творящегося политического хаоса в некоторых странах СНГ. Так, в Азербайджане царил полный произвол по отношению к русским. В результате лишь за один год независимости в 1992 г. почти половина русского населения (более 140 тыс.) была вынуждено бежать в Россию. Русских лишали жилья, присваивали их имущество, подвергали оскорблениям, физическому насилию, увольняли с работы из-за их этнической принадлежности, не разрешали приватизировать квартиры, чинили препятствия по обмену или продаже жилья. Бесспорно, такая политика проводилась с ведома властей и была направлена на вытеснение русских и других неазербайджанцев из страны. Правители Азербайджана не предпринимали никаких мер и равнодушно взирали на то, как русских выгоняли из их собственных квартир и заставляли уезжать в Россию. Известно много случаев, когда у русских просто отнимали паспорта, уничтожали их и после этого выгоняли из квартир.[8]
Посольство России в Азербайджане обращалось по всем актам произвола в отношении русского населения в Верховный Совет Азербайджана и Министерство юстиции, привлекало внимание к тому, что подобные действия находятся в противоречии с духом и буквой Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой относительно гарантии неприкосновенности российских соотечественников. Посольство направляло в парламентскую комиссию по вопросам государственного строительства и правовой политики список лиц, обращавшихся в посольство по поводу творимого беззакония, и ходатайствовало перед азербайджанской стороной о недопущении подобных действий. Азербайджанская сторона постоянно заверяла, что будут предприняты соответствующие меры, однако никаких конкретных действий по восстановлению законности и справедливости так и не наблюдалось.[9]
Особенно жуткие картины насилия и издевательств над русскими и русскоговорящими наблюдались в Грузии, в частности на территории Сухуми, контролируемом тогда грузинскими военными формированиями. Квартиры и частные дома русских подвергались разграблению. Жителей силой выгоняли из принадлежавших им домов и заселяли грузинами. Путем насилия изымали документы у русских, армян, греков, превращая их в заложников. С марта по апрель 1993 г. в Сухуми проводились массовые облавы русских и армян. После оскорблений, издевательств и избиений задержанные в принудительном порядке отправлялись на всевозможные тяжелые работы. Немало русских и других негрузин погибло во время проведения этих варварских акций.[10]
Верховный Совет Российской Федерации в своём решении от 4 сентября 1992 г. осудил ввод вооружённых формирований Грузии в Абхазию, эскалацию ими военных действий, гибель людей, мародёрство и грабежи мирного населения. Вместе с тем Верховный Совет отметил «особо отрицательную роль» в негативных процессах на Северном Кавказе, в дестабилизации ситуации в регионе Министерства иностранных дел Российской Федерации (Козырев А.В.), Министерства обороны Российской Федерации (Грачёв П.И.) и Государственного Комитета по национальной политике Российской Федерации (Тишков В.А.).[11] Не понятно, с какой недоброй целью на восьмой день сухумского кровопролития была (по инициативе Козырева) перекрыта граница между Абхазией и Краснодарским краем. В результате путь к отступлению русских (а их в то время в Абхазии насчитывалось 80 тыс. человек) был преграждён пограничным кордоном.
Правда, МИД России и Посольство РФ в Тбилиси неоднократно обращали внимание грузинской стороны на недопустимость противоправных действий в отношении российских граждан. Так, по линии МИД РФ было направлено 8 вербальных нот в МИД Грузии с указанием конкретных фактов и требованием их рассмотрения. Министр РФ и его представители выступали с соответствующими официальными заявлениями от 15 и 17 декабря 1992 г., 25 февраля и 29 апреля 1993 г.[12] Но Тбилиси не реагировал на протесты. Бездеятельность грузинского руководства развязывала руки экстремистам, толкала их на новые преступления.
Ныне единственная страна в СНГ, в которой в полной мере соблюдаются права русских, –– это братская Белоруссия. По инициативе А.Г. Лукашенко в 1996 г. на основе проведённого референдума были внесены изменения в Конституцию страны и записано, что русский язык (наряду с белорусским) является государственным. Большинство населения республики считает русский язык родным, свыше 80% граждан используют его во всех сферах жизни. В учебных заведениях страны (высших и средних) преподавание на 90% ведётся на русском языке.
Представляется новым явлением в постсоветской истории –– перемещение центра социальной справедливости и гуманитарного притяжения из России в Белоруссию. Уже не в единичных случаях, а в массовом порядке молодые люди из России едут учиться в вузы Белоруссии на бюджетной основе, получают стипендии, места в общежитиях –– наравне с белорусскими студентами. В последнее время общее число обучающихся россиян в Белоруссии ежегодно составляло 1,5 тыс. и более человек: из Смоленской, Брянской областей, Сибири и других регионов.
Откровенную дискриминационную политику по отношению к русским проводят на протяжении всей постсоветской истории власти прибалтийских республик, прежде всего Латвии и Эстонии. Инициирование роста националистических и национал-социалистических настроений (вплоть до осквернения могил советских воинов), нарушение общепризнанных норм международного права, в том числе норм Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и соответствующих актов Совета Европы –– все это при непротивлении ОБСЕ, того же Совета Европы и других международных организаций стало нормой жизни прибалтийских республик. В Латвии из 2,3 млн. постоянных жителей треть составляют русские, которые фактически лишены политических прав, являются «негражданами». В Эстонии из 1,3 млн. жителей 30% составляют русские. Из них около 200 тыс. имеют документы «неграждан», 30 тыс. вообще без прав и документов со статусом «нелегалы». Доходы эстонцев на 30-40% выше, чем у русских, а безработица среди русских почти в два раза выше, чем у эстонцев. Словом, русские здесь низведены до уровня низшей расы, словно проживают на оккупированной фашистами территории. Им запрещается занимать 60 должностей (запрет на профессии), в том числе быть полицейским, судьёй, адвокатом, нотариусом, пожарным, пограничником, не разрешено участвовать в муниципальных выборах. В 2007 г. власти Эстонии открыто надругались над памятником советским воинам –– Бронзовым солдатом –– в центре Таллина. И ничего. Москва утёрлась от плевка «чухонцев».
В Латвии и Эстонии идёт возрождение фашистско-расистской идеологии: с середины 1990-х годов здесь возбуждено более 150 уголовных дел по обвинению ветеранов МГБ и МВД в «преступлениях против человечности и геноциде».[13] Зато торжественно, при участии высокой власти происходит открытие памятников фашистам, пролившим немало крови мирных жителей. В 2003г. был открыт мемориал «Waffen SS» в местечке Лестен, здесь же открыли братское кладбище латышским эсэсевцам и стали именовать «древней святыней Латвии». Их не смущает (а Европа помалкивает в довольной ухмылке), что СС признана Нюрнбергским трибуналом преступной организацией.
В защите русских за пределами России МИД стремился задействовать все средства, не противоречащие международной практике. Защита прав человека перестала быть внутренним делом государства. В 1993 г., когда грузинские власти не реагировали на российские протесты в отношении нарушения прав русского населения, МИД РФ поставил вопрос перед соответствующими правозащитными подразделениями ООН и ОБСЕ, но улучшения тоже не наступило.
Дело в том, что Запад –– гроссмейстер по двойным стандартам. Он скрупулёзно отслеживает нарушения прав народов по всему свету, но его не только не волнуют нарушения прав русских, а даже доставляют нездоровую радость. Зверства чеченских бандитов над русским населением в Чечне, злодейское истребление ими сотен тысяч русских абсолютно игнорируются западными «правозащитниками». Более того, тех, кто защищает русских, выступает против террора и насилия, Запад пытается причислить чуть ли не к международным преступникам и готов открыть судилище над ними.
Решение проблемы соотечественников –– процесс, конечно, многоплановый, и он не может протекать по одному единственному сценарию. Но решать эту проблему конструктивно и гуманно никто, кроме России, не может и не будет. Она не сумела вовремя при поспешном демонтаже СССР оговорить гарантии гражданских прав этнических россиян, оказавшихся за пределами своей исторической родины, поэтому именно она и должна исправить допущенную историческую ошибку.
Представляется правомерной точка зрения, что отношения со странами СНГ и Балтии должны быть адекватными положению в них наших соотечественников. Тем более что здесь не надо прибегать к каким-либо радикальным мерам. Есть немало цивилизованных способов воздействия, признанных международным сообществом, одним из которых должно стать ограничение транзита через Прибалтику российских экспортных товаров и резкое сокращение импорта прибалтийских государств. Названные меры не могут не дать положительного эффекта, потому что очень чувствительно скажутся на бюджете этих стран.
Мы же, к сожалению, все никак не можем перейти от слов к делу: и долги им прощаем, и энергоносители продаем по льготным ценам, и с помощью транзита наполняем их бюджеты,[14] и даже не делаем попытки поднять на заседании Совета глав государств СНГ хотя бы один конкретный вопрос нарушения прав российских соотечественников. Ограничиваемся общими фразами и обтекаемыми формулировками. Положение Основного закона (ст.61, п.2) «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами» остается безответственной риторикой. Более того, более 90% российских грузов идёт через прибалтийские порты Эстонии, Латвии, Литвы (чувствуется сильное лобби в российских кругах) и даже заморожено строительство нового морского порта в Ленинградской области. Кроме того, в России делают деньги около 400 эстонских фирм, благодаря России в Эстонии появились собственные миллиардеры, и в благодарность России снесли «Бронзового солдата».
Хотя внутреннее экономическое положение и меняющаяся система международной безопасности диктуют сегодня необходимость ужесточения миграционной политики России, однако это не должно касаться соотечественников, пожелавших вернуться на свою историческую Родину. Для них двери родного дома должны быть всегда открыты.
Должны. Однако слишком высокий порог родного дома, трудно переступить через него. Почти по Данте: надо пройти «ад» и «чистилище» юридических и чиновничьих рогаток, чтобы обрести российское гражданство. Зато «пришельцы» из стран СНГ, прежде всего из Закавказья, добиваются этого без проблем, обживают города России, в особенности Москву. Как пишет профессор Леонов Н.С., «демократические» городские власти при Юрии Лужкове стали открыто торговать правом жить в столице. Была установлена сумма, уплатив которую, мигрант становился законным москвичом».[15] Словно Москва не столица России, а мэрская вотчина.
Россия –– великая и богатая страна не только по меркам СНГ. Десятки миллиардов долларов ежегодно вывозятся за рубеж. Почти 500 млрд. долларов золотовалютного запаса России и Стабилизационного фонда отправлены в США для процветания американской экономики и проведения внешнеполитических авантюр. В России с каждым годом увеличивается число миллиардеров: в 2007 г. их было 53. Как грибы после дождя, растут по всей России роскошные дворцы и замки «новых нерусских». Если бы малую толику всех этих богатств употребить в защиту соотечественников, в интересах беженцев и вынужденных переселенцев, то тяжелая и острая проблема, созданная Беловежским предательством, могла бы в значительной мере продвинуться к своему положительному решению.
С учётом глубоких исторических корней и компактного проживания большого числа русских в странах СНГ и Балтии было бы справедливо, в соответствии с международным правом, создать русские территориально-национальные автономии: в западном, северном и восточном Казахстане (столицы: Уральск, Целиноград, Усть-Каменогорск), в восточной и юго-западной Украине (столицы: Харьков и Белгород-Днепровский), в Эстонии (столица Нарва), Латвии (столица Даугавпилс), в Литве (столица Вильно –– Вильнюс).
Создаётся впечатление, что СНГ превращается в некое подобие региональной резервации, словно кем-то наложено «табу» (вообще-то так оно и есть) и на собирание (интеграцию) бывших советских земель, и на выход за пределы организации. А ведь логика выживания такова –– надо не только сохранять остатки СНГ, но и не вариться только в собственном соку, а подумывать о перспективе –– о возможном расширении рамок СНГ. Любой прогресс в этом направлении способен притормозить центробежные тенденции в СНГ, повысить роль Содружества на международной арене и дать новые стимулы превращению СНГ в полноправного субъекта международного права.
Расширение и укрепление интеграции –– закон выживания. Взять, к примеру, хотя бы НАТО. Без расширения своих рамок альянс, в условиях отсутствия внешних угроз, неизбежно начнёт деградировать, а у европейских государств возобладает протестное понимание ненужности военного присутствия в Европе Соединённых Штатов. Расширение НАТО на Восток открыло ему второе дыхание, военно-промышленный комплекс получил новый допинг для наращивания вооружений.
Для нас расширение СНГ –– это не только противовес экспансии НАТО. У нас есть и другие задачи, более широкие и гуманные, созидательные по своей сути, означающие для России –– возрождаться и утверждаться. Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, так называемые непризнанные государства, –– это же исконные российские территории, с них надо начинать, исходя из воли народов и с учётом нарушенного Закона (1990 г.) о выходе союзных республик из состава СССР (статус ассоциированного членства в СНГ весьма удачно подходил бы для них). Есть и другие дружественные нам государства, благосклонно относящиеся к этой идее.
Современный кризис в СНГ, отсутствие прогресса в интеграционных процессах во многом объясняются тем, что большинство президентов освоились с суверенитетами, стали извлекать из них максимум собственных выгод и меньше всего думать о стратегических интересах Содружества. Вместе с тем ощущается давление пережитков старого тоталитарного режима, влияние его родимых пятен, когда амбиции партийного босса ставились во главу всех других интересов. А, как известно, руководителями в странах СНГ стали в основном все те же партийные боссы с большими амбициями и отсутствием каких-либо сдерживающих начал. Происходящая смена лидеров сохраняет преемственность нравов.
О нравственном уровне президентов стран СНГ, их «принципиальности» свидетельствует занятая ими позиция в связи с агрессией США против Югославии и Ирака. Лишь только один Лукашенко назвал оккупантов собственным именем. И что бы ни говорили о нем, его авторитет в стране достаточно высок, потому что президент ставит на первое место не свое благо, а интересы народа и государства. В стране самая низкая преступность из всех стран СНГ, борьба с коррупцией и воровством ведется последовательно и бескомпромиссно, нет олигархов-миллиардеров. Начиная с 1994 года, Запад и российские прозападные круги не прекращают попыток дискредитировать Лукашенко, но безуспешно: получаемые им на выборах стабильно 75-80 % голосов избирателей не нуждаются в комментариях.
Такую социальную безопасность, как в Белоруссии, не смогли создать лидеры ни в одном государстве СНГ, включая Россию. Фактически от воли лишь отдельных высоких должностных лиц зависит решение ключевых вопросов, которые определяют блага и безопасность всего народа. В Белоруссии нет, а в России процветает бесконтрольный вывоз из страны валюты олигархами (до 30 млрд. долл. ежегодно) и незаконными мигрантами, главным образом из стран СНГ (около 6 млрд. долл.). Кроме того, незаконные мигранты создали огромную социальную напряженность в отношениях с жителями России, оказывают пагубное влияние на моральное и физическое состояние российского общества. Массированное распространение наркотиков среди молодежи при попустительстве российской исполнительной власти ускоряет процесс вымирания населения. Нормализацию обстановки следует начать прежде всего с ликвидации коррупции российских (особенно московских) чиновников, по вине которых в стране обитают миллионы незаконных выходцев из Закавказья.
Общим интересам отвечал бы отход нынешнего верхнего эшелона российской власти от инерции прошлого и осознание необходимости строить отношения со странами СНГ на новой, паритетной основе. Равноправие и партнерство, проявляющиеся в стремлении находить решения возникающих проблем к общей выгоде и без ущерба друг другу, в проведении открытой и взвешенной внешней политики, основанной на взаимном доверии и учете национальных интересов каждого члена Содружества, прежде всего, от соблюдения этих традиционных принципов зависит стабильность межгосударственных связей, прочность добрососедства. Лидерство в Содружестве определяется не декларациями, а экономическими достижениями, прочным государственным правлением, социальными завоеваниями, результативной внешней политикой и широким международным признанием.
Доверие к России возрастет в случае проявления ее лидерами большего уважения и терпимости к внутренним порядкам и ходу реформ в других республиках, недопустимости односторонней интерпретации различных сторон жизни, составляющих суверенную компетенцию государств. В открытой дипломатии, средствах массовой информации целесообразно делать акцент на те моменты, которые сближают нас. В то же время неправомерно «не замечать» критических оценок со стороны общественности, правящих кругов стран СНГ происходящих процессов в России. Так, официальные СМИ нередко стараются замалчивать или ретушировать негативное отношение республик СНГ к российскому опыту приватизации, когда львиная доля общенародного богатства оказалась в руках ловких дельцов, а так называемая ваучеризация стала обманным трюком по отчуждению народа от созданной им собственности. Российские верхи не прислушиваются к критическим замечаниям «младших» братьев по поводу пропаганды на российском телевидении жестокости, насилия, разврата, бездуховности –– всего того, что развращает народ, понижает его нравственный уровень.
Неправомерно и то, что накопленный опыт проведения реформ в странах СНГ не занимает достаточного места в российском аналитическом процессе. Имеется немало оригинального по созданию государственности, преобразованию социально-экономической жизни в каждой стране СНГ. Например, в Туркмении, отказавшейся от форсированных методов «шокотерапии», сохранились государственное планирование, система государственного материально-технического обеспечения предприятий, госзаказ, колхозы и совхозы. Базовые промышленные отрасли –– нефть, газ, транспорт –– находятся под государственным контролем, и передача их в частные руки не предвидится. Приватизации подвержены прежде всего мелкие предприятия сферы услуг, легкой промышленности, строительства и агробизнеса. Допускается участие иностранцев в приватизации, однако приоритет остается за гражданами республики.
В стране уделяется внимание развитию социальной сферы. За годы независимости полностью газифицирована вся территория республики (затраты составили 4 млрд. долл.). Хотя средняя заработная плата в 2007 г. составляла 2500 руб. в месяц (в переводе на русские деньги), однако установлены почти астрономически низкие цены на основные продукты питания и услуги по сравнению с Россией. Отменена плата за пользование газом, электроэнергией, водой; по символическим ценам продается хлеб; установлены низкие цены на общественный транспорт (месячный проездной билет в общественном транспорте –– 5 руб., поездка на такси в пределах города –– 5––10 руб., 1 литр бензина –– 50 копеек), малая, фактически условная квартплата; существует система бесплатного образования, медицинского обслуживания; происходит регулирование государством цен на производимую и реализуемую продукцию, инвестирование и строительство целого ряда крупных народнохозяйственных объектов при опоре на собственные силы. Построены современный международный аэропорт, первый в стране сахарный завод в Мары, введена в эксплуатацию туркмено-иранская железная дорога. Все это положительно характеризует ситуацию в Туркмении и отличает ее от обстановки в некоторых странах СНГ, где идут кровавые межнациональные разборки, галопируют цены, продолжается развал экономики.
В то же время, в интересах социального прогресса, нельзя оставаться равнодушным к возрождению в Туркмении и других странах Центральной Азии феодально-байских порядков, дискриминации российских соотечественников. «Перекосов» в освещении внутренней жизни каждого государства СНГ быть не должно. Нужна объективная информация, дающая правильное представление о характере происходящих процессов, как позитивных, так и негативных.
Не уделяется внимания изучению и обобщению имеющегося в некоторых республиках опыта по привлечению иностранных инвестиций; деятельности предприятий малого бизнеса, совместных предприятий; борьбе с правонарушениями и организованной преступностью, их профилактике; формированию правовых основ взаимоотношений работодателей и наемных работников, предупреждению конфликтов и социальных взрывов; решению проблем соотечественников и упорядочению миграционных процессов; по изучению роли и влияния политического плюрализма и конфессионального сотрудничества на многосторонние и двусторонние отношения в рамках СНГ, на положение русскоговорящего населения, на общий политический климат в той или иной стране и т.д.
Для России, других стран СНГ может представлять интерес существующее в Киргизии законодательство о частной собственности на землю, одобренное всенародным референдумом. Граждане, имеющие право пользования приусадебными и садово-дачными участками, получают их в частную собственность бесплатно. Земля, находящаяся в государственной собственности, перераспределяется с учетом интересов государства, граждан и местных сообществ на основании норм, установленных законодательством, а на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения вводится мораторий сроком до пяти лет. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, совместным предприятиям и другим предприятиям с участием иностранных лиц запрещается совершать куплю-продажу земли. В частной собственности могут находиться мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а все остальные природные ресурсы являются государственной собственностью.
Объективная информация о положении дел на постсоветском пространстве –– ключ к взаимопониманию и сближению. Позитивный опыт одной страны может представиться ценным и для других республик СНГ, в том числе для России, и быть использован ими при проведении и корректировке собственных реформ. И, что особенно важно, повысится уровень доверия между ними, кризис которого ощущается достаточно остро.
(Продолжение следует)
[1] Русскоговорящие в странах СНГ идентифицируют себя с русскими.
[2] Российская газета. 2002. 26 февраля.
[3] Цит. по: Калинина Н.В. Российская диаспоральная политика в странах СНГ. М., Научная книга. 2005. С.91.
[4] Независимая газета. 2003. 30 апреля.
[5] Архив внешней политики РФ. Ф. 878. Оп. 4. Д. 76. П. 47. С. 66.
[6] См.: Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М. 1996. С.191.
[7] См.: Калинина Н.В. Указ.соч. С.79.
[8] Так, гражданку Толстову Н.Ю., проживавшую по адресу: ул. Нахичеванская, д. 41, кв. 57, Низаминского района гор. Баку, выгнали из квартиры, отобрали паспорт и аннулировали. А в паспортном отделе полиции ей заявили: если «армяне уехали из Баку с деньгами, то русские уедут без денег и без паспортов«. –– Архив внешней политики РФ. Фонд 878. Опись 3. Дело 56.Папка 23. С.78.
[9] Архив внешней политики РФ. Ф.878. Оп. 5. Д. 56. П. 23. С. 79.
[10] Архив внешней политики РФ. Ф.878. Оп.4. Д. 51. П. 42. С. 145.
[11] Архив внешней политики РФ. Фонд 878. Опись №3. Дело № 65. Папка № 26. С.65.
[12] Архив внешней политики РФ. Фонд 878. Оп.4. Д.51. Папка 42. С.145.
[13] Независимая газета. 13.02.06.
[14] Суммарный грузопоток трех балтийских стран более чем на треть осуществляется за счет России. В результате маленькая Латвия выдвинулась в число ведущих государств по поставкам на международные рынки газа, нефти, металла. В то же время у нас недогружен Калининградский порт (на 25%). На его долю приходится лишь 5% грузов, перерабатываемых в балтийских портах бывшего СССР: Таллине, Венспилсе, Риге, Клайпеде.
[15] Леонов Н.С. Крестный путь России. С.350.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: