11 июня 2010 00:10
Автор: Мариам Ахундова (Азербайджан)
Кавказский треугольник
«Конфликт вокруг Нагорного Карабаха в свете турецко-армянского процесса. Взгляд из Азербайджана» – так называлась прошедшая в Москве пресс-конференция, в ходе которой эксперты из Азербайджана – директор Центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской Республики Эльхан Нуриев, депутат Милли меджлиса, председатель партии Демократических реформ Асим Моллазаде и политолог Расим Мусабеков рассказали общественности о том, как в их стране воспринимается процесс турецко-армянского урегулирования, и представили свои варианты устранения противоречий в азербайджано-армянских отношениях.
«Конфликт, к сожалению, продолжается и до сих не урегулирован» – с этих слов начал свое выступление Эльхан Нуриев. Азербайджан готов к диалогу и принял так называемые «мадридские принципы» урегулирования конфликта.
Игра Армении вокруг турецко-армянского сближения оказалась бесполезной. Несмотря на давление России, США и других великих держав, Турция проявила принципиальность и прагматизм – ее власти четко дали понять, что прогресс в отношениях с Арменией невозможен без урегулирования карабахской проблемы. Это стало полным провалом дипломатической позиции Армении в контексте урегулирования турецко-армянских отношений.
В то же время выросла роль Турции в регионе, что отметил президент России Дмитрий Медведев в ходе своего недавнего визита в эту страну. Очевидно укрепление и улучшение отношений Турции и России и очевидно, что они будут и дальше развиваться в позитивном направлении. Турция становится региональным лидером и важной мировой державой. Укрепляются отношения Турции с Азербайджаном.
«Мы за укрепление отношений Турции и Армении», – отметил Асим Моллазаде, добавив, что для достижения прогресса в отношениях с соседями Армении нужно выполнить свои международные обязательства. Он напомнил, что Турция одной из первых признала независимость Армении. Между двумя государствами развиваются торговые отношения, в Турции живут и работают десятки тысяч граждан Армении – их уже в два раза больше, чем граждан Турции армянского происхождения.
Голодные и злые соседи никому не нужны. Границу же с Арменией Турция закрыла в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН, предписывавшей освобождение оккупированных территорий Азербайджана. Вернуть захваченное Ереван готов только при условии отказа Азербайджана от Карабаха и еще двух районов, что неприемлемо для Баку.
Уже почти 20 лет главы государств и международные организации пытаются урегулировать конфликт. Дмитрий Медведев организовал несколько встреч между президентами Азербайджана и Армении, подписан ряд международных соглашений, сформирован пакет документов, известных как «мадридские принципы». Результат всех этих усилий – молчание Армении, которая просто перестала отвечать на мирные инициативы Азербайджана и посредников.
Асим Моллазаде посещал Карабах в составе комиссии Минской группы ОБСЕ, встречался с представителями армянской политической элиты и с местными жителями. Многие молодые армяне впервые в жизни видели живого азербайджанца, им было интересно, что он скажет и что предложит. Причем эти люди вели себя куда более адекватно, чем их руководство. Из этой и других встреч эксперт вынес мнение о том, что есть две Армении – виртуальная и реальная. Виртуальная, ведомая прежде всего армянской диаспорой Запада, живет иллюзорными идеями о великой Армении, тормозит мирные инициативы и не заинтересована в решении конфликта – армянский народ должен вечно за что-то бороться и вечно страдать в соответствии с геополитическими фантазиями этих людей. И есть реальная Республика Армения – государство со множеством тяжелых, нерешенных и нерешаемых проблем. Реальная Армения стала заложницей своих «виртуальных» националистов. Страна отрезана от важных транспортных и нефтегазовых проектов, лишена нормального железнодорожного сообщения, не имеет возможности участвовать в экономической жизни Южного Кавказа и соседей. Представители армянской политической элиты откровенно говорят о том, что страной управляет «карабахский клан», что это «не наше» руководство, которое не волнуют интересы собственно Армении и ее народа – куда важнее удовлетворение своих военно-политических амбиций.
Расим Мусабеков отметил, что армяно-турецкое урегулирование и открытие границ невозможно и неэффективно без открытия всех границ на Южном Кавказе. Пока не решен вопрос освобождения оккупированных территорий, будет и дальше закрыта граница Армении с Азербайджаном. Закрыта «фронтовая» граница между Азербайджаном и его оккупированными районами. Закрыта граница между Грузией и самопровозглашенными Абхазией и Южной Осетией. Закрыта граница между Россией и Грузией. И куда в таком случае поедет этот условный армянский поезд? Урегулирование отношений Армении и Турции, таким образом, представляется невозможным без стабилизации ситуации на всем Южном Кавказе.
Асим Моллазаде считает надуманными заявления армянской стороны о том, что освобождение оккупированных территорий невозможно без гарантий безопасности для проживающих там армян. Прежде всего вопросы безопасности надо решать после отвода войск. Он напомнил, как решили вопросы безопасности армяне – благодаря этому решению азербайджанцев нет ни в Карабахе, ни в других оккупированных районах, ни в Армении. В то время как в Азербайджане (без учета Карабаха) проживают до 35 000 армян. В Баку сохранилась армянская церковь и библиотека при ней – в Карабахе всюду натыкаешься на развалины мечетей. Азербайджан вовсе не собирается решать армянский вопрос теми же методами, какими «добрые» соседи решили азербайджанский. Пусть в Карабахе будет широкая автономия, пусть будет свободная экономическая зона, пусть будет конкуренция бизнес-проектов и инвестиций. Тогда будет видно, что может дать Карабаху Азербайджан, а что – Армения. Баку готов инвестировать колоссальные суммы в экономику региона. Среди проектов мирного экономического развития – повышение уровня и качества жизни, инновации, модернизация.
Азербайджан – самое экономически развитое государство на Южном Кавказе. По всем данным – суммарный и подушевой ВВП, зарплаты, уровень жизни, экономический рост, модернизация, инвестиции и другое – показатели Азербайджана в разы выше, чем у Армении и Грузии. Армения не может дать Карабаху ничего, кроме лживых обещаний. В то время как Азербайджан динамично развивается и серьезные перемены заметны не только в Баку, но и в районах, Карабах и другие оккупированные районы представляют собой территорию развалин, заброшенных сел, городов-призраков и разбитых дорог, населенную нищими, безработными людьми – заложниками большой политики. Достаточно напомнить, что подушевой ВВП Азербайджана превышает показатели Карабаха в семь раз.
Экономические проблемы населения Карабаха невозможно будет решить без масштабных азербайджанских инвестиций. Азербайджан заинтересован в участии Армении и армянской общины Карабаха в экономической и социальной жизни страны. Но азербайджанцы Карабаха и других оккупированных территорий имеют право вернуться в свои дома согласно международному праву. Нельзя говорить о «выборах» и «правах» Карабаха, если по факту представлены права одной этнической группы, а остальные изгнаны и не считаются имеющими какие-либо гражданские или человеческие права.
«Безнравственно говорить о гарантиях безопасности только и исключительно для армян», – добавил Расим Мусабеков. Нельзя говорить о безопасности 45 000 армян, игнорируя более чем миллион изгнанных со своих земель азербайджанцев. Вопрос в другом – Армения не скрывает, что оккупированные земли удерживаются в качестве рычага давления на Азербайджан. Логика проста – земли захвачены, Азербайджан поставлен перед свершившимся фактом, нравится это ему или нет, вернуть земли силой он не сможет, а мирное возвращение возможно только в случае официальной уступки части оккупированных территорий. Азербайджан ставят перед выбором: или он будет и дальше упрямиться – и потеряет семь районов, или признает право силы – и потеряет часть из них. Суть этой политики – и дальше продолжать бессмысленные переговоры и тянуть время годами и десятилетиями.
Однако Азербайджан уже не тот, что был в начале 90-х. Его экономика мощнее армянской в шесть раз, численность вооруженных сил выше в шесть раз, население больше в три раза. Азербайджан не пытается возобновить военные действия не потому, что боится повторения позорных поражений начала 90-х, а потому, что не хочет новой войны в регионе. Потому что новая кровь, новые жертвы снова отбросят армяно-азербайджанское урегулирование на десятилетия назад. Потому что Баку не хочет осложнения отношений с Москвой и не хочет, чтобы конфликт вышел из дипломатических границ. Потому что Азербайджан не хочет увеличения военных расходов – они и так слишком велики для небольшой страны.
Продолжающаяся десятилетиями ситуация «ни войны, ни мира» ослабляет и дестабилизирует политическую и экономическую ситуацию на Южном Кавказе. Территориальная целостность Азербайджана признается мировым сообществом, и вопрос так или иначе должен быть урегулирован. Оккупированные территории должны быть возвращены – мирным или военным путем. Терпение Азербайджана небезгранично. Если Армения считает, что, удерживая силой азербайджанские земли, она навязала Азербайджану выбор – отказаться от Карабаха и Лачина или от всех оккупированных районов, то тогда он будет действовать решительно. Но если будет война – то это будет выбор Армении, а не Азербайджана.
источник: сайт «Азербайджанский конгресс»
Нагорный Карабах
Нагорно-Карабахская Республика (НКР) – государство, образовавшееся в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и армянонаселенного Шаумянского района. Столица Карабаха - город Степанакерт.
НКР была провозглашена 2 сентября 1991 года в полном соответствии с основополагающими нормами международного права и советским законодательством.
Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах) - расположен на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении.
В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) – древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязычных кавказских горских племен.
После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что до позднего средневековья не повлияло на этническую картину в регионе. Правобережье Куры вместе с Арцахом оставалось полностью армянонаселенным.
Лишь в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами.
Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями – меликами, сумели сохранить фактический суверенитет.
Столетиями отражая нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти. С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями, в том числе с монархами Петром I, Екатериной II и Павлом I.
В 1805 году территория исторического Арцаха, формально получившая название Карабахского ханства, вместе с обширными районами Восточного Закавказья «на веки вечные» перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским (1828г.) договорами между Россией и Персией.
Период мирной жизни продолжался до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе новых государств, Нагорный Карабах в 1918-1920 гг. превратился в арену жестоких войн между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.
Сразу после установления Советской власти в Армении Ревком Азербайджана признает «спорные территории» – Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань, неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.
На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на «спорные территории» и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921 г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.
Однако руководство Азербайджана возобновило свои притязания на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б) в 1921 году под непосредственным давлением Сталина и вопреки состоявшемуся акту цессии, с процедурными нарушениями принимает решение об отторжении Нагорного Карабаха от Армении с условием формирования на этих армянских территориях национальной автономии с широкими правами в составе Азербайджанской ССР.
Армянское большинство Нагорного Карабаха неоднократно обращалось с письмами и петициями к центральным властям, требуя аннулировать антиконституционное и неправовое решение 1921 года и рассмотреть возможность передачи Нагорного Карабаха в состав Армении.
С 1988 года в Карабахе началось мощное национальное движение. Армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. 20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу о выходе из состава Азербайджана и принятия в состав Армении.
В ответ на это начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.
2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. В ноябре 1991 года, вопреки всем правовым нормам, Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении НКАО, который Конституционным судом СССР был квалифицирован как противоречащий Конституции СССР.
10 декабря 1991 года, всего за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе в присутствии международных наблюдателей состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения - 99,89% - высказалось за полную независимость от Азербайджана.
На последовавших за этим парламентских выборах 28 декабря был избран парламент НКР, который сформировал первое правительство. Правительство независимой НКР приступило к исполнению своих обязанностей в условиях абсолютной блокады и последовавшей за ней военной агрессии со стороны Азербайджана.
Активные боевые действия в Карабахе длились с осени 1991 года по май 1994 года. Во время войны Армии Обороны НКР удалось освободить большую часть ранее оккупированных Азербайджаном территорий НКР, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана, превращенных в огневые точки. Благодаря созданию зоны безопасности была снята непосредственная угроза мирному населению.
В мае 1994 года при посредничестве России Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого была достигнута договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.
В 1992 году для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс, призванный добиться окончательного решения карабахского вопроса.
источник: сайт «Новости-Армения»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: