14 марта 2008 12:13
Автор: Антонида Бердникова
«Старые песни о главном»
Как рождается и откуда приходит к человеку песенный настрой души? Почему свои радости и печали мы доверяем любимой песне, погружаясь в слова и мелодию и черпая в этом чудесном сплаве силы, уверенность, мужество, находя успокоение и умиротворение? Судьба преподнесла мне драгоценные подарки в виде встреч и знакомств с людьми, которые призваны самим Богом служить песне, оберегать ее, сохранять, передавать ее дальше, как эстафету неугасимого народного творчества.
Но сначала о самом первом знакомстве с песенным наследием моих земляков – простых обитателей русской деревеньки. Мне было всего лет шесть, когда, проснувшись поздней ночью, я услышала с улицы стройные и красивые голоса моих родителей, возвращающихся из гостей. Завороженная мелодией, я припала к обледенелому окну, жадно впитывая слова старинной песни: «Ах, как вспомню твой стан, твой высокий, и огонь твоих карих очей…» Прошли годы, и эта песня стала визитной карточкой нашей семьи, ибо любил ее наш отец, рано ушедший из жизни, сберегала ее целых полвека наша мама, поднявшая и воспитавшая шестерых детей. Через всю свою жизнь пронесла она тихую и нежную любовь к песне, и нас научила чутко прислушиваться к «вздоху ангела в своей душе».
Мы пели в школьном хоре, затем в клубной самодеятельности под руководством талантливого сельского баяниста Володи Есина. Жизнь его сложилась трагично – он рано умер от белокровия. Служил на Дальнем Востоке в какой-то секретной военной части, там и облучился. Вернувшись на малую родину, уже смертельно больной, Володя сколотил хор, занимаясь с нами упорно и творчески. Именно благодаря нашему худруку деревня быстро и легко освоила песенный репертуар начала 70-х годов. Сельские парни, возвращаясь с армейской службы, привозили с собой современные песни и ритмы. Они будоражили нашу жизнь, врывались в наши трудовые будни…
С наступлением сенокоса, когда всей бригадой мы отправлялись в луга, звенели на всю округу и новые, и старинные напевы. Жила деревня в те годы скудновато в материальном плане, зато в духовном наполняла себя до краев.
После школы разъезжалась молодежь по ближним новостройкам. И здесь, несмотря на тяжелый труд штукатуров, маляров, монтажников, плотников, с самой большой верхотуры ударных строек рвались в небо задорные песни. Я записалась в хор при Дворце культуры металлургов. Руководила нашим пестрым разноголосием бывшая жительница Москвы, эвакуировавшаяся в годы войны на Южный Урал, Элеонора Александровна Кириенко. Мы давали концерты на строительных площадках, участвовали в зональных и областных конкурсах. Репетиции под чутким руководством этого опытного дирижера и музыканта дали мне очень много. Я училась понимать, что песня – это, прежде всего, чудесный сплав хороших стихов, мелодии и таланта исполнителя.
Понимание это пригодилось мне в дальнейшей работе, когда пришла в газету. Самое первое мое задание – рассказать о коллективе музыкальной школы. Затем последовал репортаж с фестиваля комсомольской песни. И еще одно ответственное поручение… В наш поселок нефтяников приехала с единственным концертом Раиса Неменова – звезда советской эстрады 70-х годов. Она была нашим кумиром! Именно с этого признания я начала интервью со знаменитостью. Мы много говорили о песенном творчестве, о фольклорном наследии, и я пообещала ей выслать в Москву записи старинных песен нашей деревни. В одной из радиопередач Раиса Неменова рассказала о нашей встрече и о том, что черпает силы из песен, которые ей дарят зрители и почитатели старины.
Казань… Годы учебы в университете запомнились замечательными встречами студенчества с поэтом Робертом Рождественским, композитором Давидом Тухмановым, актером Василием Лановым. Особенно тепло встречала публика Тухманова с его знаменитой песней «Как прекрасен это мир, посмотри!». Настоящим праздником души стал для нас концерт Клавдии Шульженко, проходивший в казанском Дворце спорта. Как потом стало известно, это были последние гастроли знаменитой певицы. А встреча с известным ленинградским поэтом-бардом Евгением Клячкиным в Доме молодежи оказалась прерванной на целых десять лет. Столько времени длился запрет на концерты советских самодеятельных и талантливых исполнителей своих песен. Увидела Евгения уже по телевизору, вскоре газеты коротко сообщили, что поэт, музыкант и исполнитель Евгений Клячкин умер от сердечного приступа.
С молодости я была влюблена в творчество Жанны Бичевской – певицы такого же высокого ранга, что и Владимир Высоцкий, Елена Камбурова, Игорь Тальков и многие другие, гонимые властями за протестный голос, за слово правды и крик совести…
И вдруг судьба дарит мне, спустя столько лет, встречу с моим кумиром и даже не одну, а несколько… Свои концерты Жанна Бичевская посвятила завершению строительства, а затем и открытию в нашем городе храма во имя святой Варвары великомученицы. Наша беседа, конечно же, была посвящена главной теме- песенному творчеству. Почему хорошую песню отодвинули на задворки ради наживы и легкого успеха, что происходит в наших семьях, когда перестают звучать бабушкины напевы, когда малышам вместо колыбельной включают тяжелый рок?
В особом ряду теплых воспоминаний стоят встречи, подготовка материалов о творчестве фольклорных коллективов нашего района. Рябинушка» из Семеновки, «Истоки» –из Утевки, «Березка» - из Зуевки, «Девичник» из дальней степной деревеньки Трофимовки.
У каждого ансамбля свой песенный узор и особая вязь мелодии и слов, но объединяет всех неугасимая любовь к старинным напевам, верность своим истокам и традициям. А еще – родство сердец.
Когда готовила материал о Надежде Деминой, руководителе фольклорного коллектива «Истоки», мне в Утевке сказали, что эта женщина пережила трагедию – потеряла мужа в полном расцвете сил. От горя и отчаяния качнуло вдову к рюмке. И если бы не песня, не ее девчата, теребившие Надежду то на спевки, то на концерты, пропал бы человек. Но кто об этом сегодня вспомнит, у кого повернется язык упрекнуть, когда наслаждается звонкими переливами ее сильного и красивого голоса, чем-то отдаленно схожего на голос ее тезки Надежды Кадышевой.
Потихоньку, но уходят в небытие наши знаменитые песельницы. Вот и моих славных «рябинушек» стало вдвое меньше, но зато как замечательно прорезалась старинушка в репертуаре молодой исполнительницы Марии Степанян из Зуевки, ее воспитанников из детского фольклорного ансамбля!
И еще одна встреча врезалась в память. Минувшим летом в гостях у нефтегорцев побывал прославленный коллектив «Золотое кольцо» под руководством Александра Костюка. И пока солистка и супруга Надежда Кадышева готовилась к выходу на сцену, Александр Григорьевич дал интервью нашей газете. Приведу небольшой фрагмент нашей беседы.
- Александр Григорьевич, вспомнилась одна поэтическая строка самарского поэта Бориса Сиротина, написанная в честь «Песен долгих зимних вечеров» - то есть старинных, которые, к сожалению, забыты, потеряны потому, что вовремя их не записали, не запомнили внуки бабушек и дедушек…
К вам, наверное, приходят люди из глубинки, сумевшие сохранить наследие наших предков, предлагая возродить, напеть старинные песни уже в вашем ключе. Берете ли вы в работу старинушку или предпочитаете только свое?
- Что такое фольклор? Это чисто народное творчество без каких-либо примесей. И мы не чураемся этого богатейшего пласта, наоборот, охотно и бережно его разрабатываем. Но, что касается местечковых песен, то мы не ставим задачу обзаводиться музейными реликвиями. Я рад, что живут в народе редкостные изюминки, и пусть живут, их хорошо исполняют фольклорные коллективы, пропагандируя и популяризируя.
Однажды мой отец, прослушав в нашем исполнении старинные песни, сказал: «Все просто замечательно. Но! Это я уже сто раз слышал. Тут за вас предки постарались. А на что вы сами способны? Чем таким особенным, своим можете блеснуть?» И я с ним полностью согласен».
От этой беседы перекидываю мостик к другой встрече и знакомству с членами ансамбля народной песни «Родные просторы» из оренбургского села Куруил. По приезду в гости к сестре Любаше и зятю Владимиру, которые не представляют свою жизнь в селе без песен и концертов, я получила приглашение на репетицию. Здесь и состоялось свидание с поклонником и почитателем таланта Геннадия Заволокина, и организатором областного фестиваля народного творчества «Играй, гармонь» Николаем Фроловым. Виртуозом-баянистом он стал не по «науке», а по призванию, самоучкой. Игру сельского пастуха из глухой башкирской деревни на гармони услышали гастролирующие артисты из Уфы и так восхитились его талантом, что организовали поступление Фролова в кульпросветучилище. После его окончания Николай Михайлович стал директором сельского Дома культуры и руководителем ансамбля, дипломанта областных и районных конкурсов.
Таких истинных ценителей и преданных поклонников народной песни в российских селах наберется немало, но их с каждым годом становится все меньше и меньше. Уехали из красивого села Богдановка музыкально одаренные сестры Перелыгины, на которых держалась вся самодеятельность сельского Дома культуры. Да и как удержаться на скромных окладах худрука или даже директора клуба? Сфера досуга в наших селах держится в основном на энтузиастах, профессионалы сюда не больно-то рвутся. Тогда как выполнять приоритетные национальные проекты по развитию агропромышленного сектора, строительству, здравоохранению, образованию, демографии, если основное звено- культура - находится в загоне? Кто сегодня выступает с клубной сцены? Дети да старушки, правда, в последние годы активизировались с художественной самодеятельностью и прикладным творчеством социальные работники, но им не привыкать осваивать «смежные» профессии.
Вот и выходит, как поет сегодня деревня, так и живет. Нет организованного досуга – нет и радости в работе.
Значит, надо укреплять в срочном порядке это важное и связующее звено. И подтверждением этого актуального лозунга служат мои заметки на эту тему. Когда ты поешь, то рассказываешь о главном в своей жизни – о любви, печали, радости и обновлении, ибо, сколько бы ты не трудился на этой земле, а душа и сердце всегда просят песню.
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: