28 августа 2009 09:22
Автор: Антонида Бердникова (г. Нефтегорск Самарской области)
Линия жизни
Владимира Семеновича Федорова знаю давно, с 70-х годов, когда он крепко держал руль районного народного образования, добиваясь с педагогическими коллективами школ района и города почти стопроцентной успеваемости учащихся. Именно в годы его руководства наибольшее число выпускников поступали в вузы, не говоря уж о техникумах, а сколько ребят и девчат учились в вечерних школах…
Тогда я работала в сельхозотделе редакции и тоже училась заочно в Казанском государственном университете. После «вечерки», которую я закончила на отлично, всего с одной четверкой по физике, сложно было как-то сразу подняться на более высокую ступень образования. Помогли мне преодолеть неуверенность, поверить в свои знания и обрести упорство два человека. Мой коллега Виктор Котов направил мои стопы в Казань, помогая сдавать экзамены, зачеты, а Владимир Федоров первые два курса «тянул» вместе со мной все контрольные и курсовые по русскому языку и практической стилистике.
Никто из нас троих тогда не знал, что с нами станется, что выйдет со временем из нас. И так получилось, что В.Г.Котов (ныне покойный) стал основателем и первым редактором кабельного телевидения на ВАЗе, В.С.Федоров – основателем и первым директором частного самарского издательства «Кредо». Свои высотки за этот отрезок пути взяла и я. Журналистика стала для нас троих объединяющим элементом, и локоть друг друга мы чувствовали так, словно нас сама судьба надолго соединила вместе.
И это чувство локтя наиболее ярко проявляется в минуты, когда узнаешь, что твой добрый и давний знакомый потихоньку - помаленьку пишет прозу, издает книги. У В. Федорова вышло сначала два сборника: «Сиреневый туман» и «Линия жизни». Они, как заметил в предисловии самарский писатель Иван Никульшин, во многом автобиографичны, но это обстоятельство никоим образом нельзя поставить в укор их автору. Зачем выдумывать персонажи, случаи, события, рисовать то, что плохо знаешь, если сама жизнь во всем своем разнообразии дарит нам такие сюжеты, что только успевай переваривай да кристаллизуй в набросках, называемых житейскими сюжетами.
«Линия жизни» по Федорову – это становление характеров, поиски истины, размышления о жизни. Вот 21-летний директор принимает руководство вечерней школой, а его ученики, возрастом в два раза старше, потешаются над «школяром»: разве такие директора бывают – уж больно молод!
Уроки, школьные вечера отдыха, выпускные, поездки на буровые и промысла, где трудятся его ученики, - многое, до боли знакомое – это же о нас, первопроходцах 60-70-х годов, повествует автор. И не только романтикой веет со страниц повести «Моя вечерка», но и напряженными буднями молодого поселка нефтяников и строителей, заботами учителей и учеников Ветелковской – то бишь нашей Ветлянской средней школы.
И куда бы ни забросила нас судьба, дай срок, вернемся мы к своим истокам и поклонимся родным местам, скажем спасибо людям, которые помогали всем нам в начале биографии.
Думается, доброе дело исполнил на этой земле писатель Владимир Федоров, тепло, сердечно и искренне повествуя о своих земляках, осваивающих большую нефтехимию. Впрочем, более профессиональную оценку его творчества дает Иван Никульшин в рецензии «Щедрость сердца», с которой эта книга и открывается. А мне бы хотелось еще добавить, что его коллега довольно точно вывел формулу творчества Владимира Федорова - щедрость сердца, а еще – работа беспокойного ума, биение благодарной памяти.
Ко всему сказанному можно добавить, что в последние годы В.С.Федоров написал еще несколько книг, в которых эпизодически или напрямую касается жизни и творчеству своих земляков. В романе «Уренгойский огонек», адресуемом автором тем, «кто всю свою сознательную жизнь посвятил школе», мы снова встречаемся с нефтегорцами, переехавшими на работу в Новый Уренгой. Угадывается в главном герое Владимире Сергеевиче Фадееве все тот же беспокойный характер бывшего директора Ветелковской школы, только условия теперь на Крайнем Севере несколько другие. Благодаря старым учительским связям и доброй дружбе с коллегами перебирается Фадеев из уютной Самары ближе к Полярному кругу. И вместе с земляками, при их поддержке и помощи берется снова за директорство с самого начала строительства новой школы.
Член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Иван Никульшин пишет о романе: «Название произведения символично. «Уренгойский огонек» - это не просто огонек долго не гаснущий настольной лампы в кабинете человека, отдающего большую часть суток работе и оставляющего лишь немного времени на общение с близкими и на сон для восстановления сил. Это – и внутренний светоч, незримо пробивающийся наружу и влекущий к себе людей не равнодушных, а стремящихся к поиску нового, интересного, неординарного. Вот таким огоньком души и зажигает окружающих людей герой романа Фадеев».
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: