31 августа 2009 09:03
Автор: Антонида Бердникова (г. Нефтегорск Самарской области)
Танцы и песни на фоне грозы и заката
Надежда Кадышева - имя, вставшее вровень-с именами прославленных русских исполнительниц Лидии Руслановой, Екатерины Мордасовой, Жанны Бичевской, Людмилы Сенчиной, Евгении Смоляниновой, не нуждается в особой рекламе. Всенародная любимица, тем более, уроженка Самарской области, она давно покорила сердца почитателей народной песни. Настоящим праздником и чудесным подарком от руководства ОАО «Росскат» стало для жителей не только Нефтегорска, сел района, но и наших ближних соседей из Алексеевки, Борского, Богатого недавний концерт ансамбля «Золотое кольцо» и его солистки Надежды Кадышевой.
Полуторачасовая программа, начавшись с таким же по времени опозданием из-за сильного дождя, лившего почти весь этот день, ни на миг не омрачила настроение зрителей и почитателей этого прославленного и любимого коллектива. Искрометность, задор, великолепное исполнительское мастерство, какой-то особый приподнятый настрой артистов – все вместе и по отдельности получили самую высокую оценку огромного зала, расположившегося под открытым вечерним небом. Да, звучали в большинстве своем знакомые и полюбившиеся песни, наигрыши, былины, но как раз это и больше всего роднило тех, кто собрался на площади у большой сцены, и тех, кто на этой сцене играл песню. Именно играл, а не «ломал комедию» под фонограмму перед простаками-провинциалами.
Впечатлений от концерта хватит нефтегорцам на долгие годы, а потерявшаяся в толпе маленькая Настенька будет рассказывать своим внукам о том, как сама Кадышева приобняла ее за вздрагивающие от рыданий плечи и попыталась по микрофону помочь девочке отыскать ее маму в большой десятитысячной толпе.
Есть что рассказать и журналистам нашей газеты по этому знаменательному и памятному поводу. Например, перед самым приездом Кадышевой, когда дождь припустил с новой силой, вдруг обнаружилось, что нет подходящего зонта для того, чтобы встретить певицу, как говорится, у самого трапа. Пока бегали-искали, (нашли только черный), свою помощь предложила автор этих строк со словами: «А возьмите мой, веселенький!» Так что, со временем, может быть придется отдавать свой зонтик в местный музей - как же, реликвия!
Но если говорить всерьез, то нам просто удалось уговорить администраторов ансамбля Ларису и Диму, чтобы они договорились с главными запевалами их коллектива - самой ли Кадышевой или руководителем «Золотого кольца» и супругом Надежды Александром Григорьевичем Костюком - об интервью нашей газете. Кстати, сделать это было не очень-то легко, так как после непрерывного ливневого потока вдруг «закоротило» электрооборудование, установленное на открытой сцене специально для большой зрительской аудитории. Команда, занимавшаяся монтажом, запаниковала, честно предупредив, что во время концерта что-то в сложных переплетениях проводов может отказать и снова «закоротить». С трудом, но решили переносить всю концертную «амуницию» в зал. На это ушло более часа, в течение которого на площади собралось столько народа, что всем стало понятно - в зал всех не вместить. Значит тогда, вопреки предупреждениям электриков, концерт давать на улице. В такие моменты лучше под горячую руку не попадаться, так как всем этим весьма «нервическим» процессом управлял сам руководитель. И все-таки Александр Григорьевич сумел выкроить с десяток минут драгоценного времени, чтобы рассказать о своем «детище», поделиться планами на будущее, поразмышлять о непростой судьбе, выпавшей на долю русской народной песни.
- Александр Григореьвич, хотелось бы особо подчеркнуть, что Ваше творчество, Ваш коллектив в большой чести у нефтегорцев. Стоит только посмотреть поздравления по местному телеканалу в честь дней рождения, чтобы лишний раз убедиться - больше половины заказываемых по заявкам зрителей песен, написаны Вами, исполняются руководимым Вами коллективом. Так что знайте, насколько высок рейтинг вашего творчества! И мы рады видеть все вас на нефтегорской земле не просто в гостях, а с почетной духовной миссией.
По просьбе наших читателей, расскажите о своем коллективе, а еще о том, как часто «докатывается» «Золотой кольцо» до сельских глубинок? Чувствуете ли Вы, ощущаете ли биение самобытного народного творчества, в том числе и песенного фольклорного на сельских просторах необъятной России?
- Слышать об этом отрадно, ибо я никогда бы не смирился с тем, что русская песня, особенно старинная, понемногу умирает и отмирает как вид творчества. Пока рождаются наши дети и с младенческой поры тянутся к бабушкиным и мамушкиньм напевам, пока будет родить земля хлеб, до той поры не иссякнут те самые родники народного искусства.
Что касается наших поездок по российским городам и весям, то, как раз именно в этих поездках мы черпаем силы и вдохновение, желание подарить простым людям что-то особенное, красивое и содержательное.
«Золотое кольцо», как и полагаются ему по первоначальному своему предназначению, уже совершило десять полных оборотов вокруг земного шарика. И я затрудняюсь назвать место на карте мира, где мы не побывали, разве только если в Антарктиде или Антарктике, а то практически всюду. Бывая за рубежом, нам показывали не только центральные и знаменитые мегаполисы, но и такие же, как наши, отдаленные и Богом забытые поселения и городки. Канада, Америка, Япония, другие страны и континенты - везде русскую песню принимают так, словно мы - посланцы Мира. А это, по сути, так и есть, ибо песня - лучший дипломат и миротворец.
На днях мы только что вернулись из большого турне по югу России. Особо запомнился праздник Урожая в Кубанском крае. Там мы выступали и в станицах, и в Краснодаре. Наши концерты широко показывали по краевому телевидению. Мы много общались с жителями этой благодатной и гостеприимной земли, в очередной раз, убедившись и порадовавшись за то, что как таковой Богом забытой глубинки уже нет. Люди начитаны, много знают, видят, и оценивают настоящее творчество не хуже знатоков. Народ ведь чутко улавливает всякую фальшь и неправду, лукавство и подражание под «фольк». Именно из его уст можно услышать истинную оценку всего того, что пишется и сочиняется, как исполняется. И если мои песни поют, называя их народными, как некрасовские «Коробейники», значит, мы попали в самое «яблочко».
И еще одно интересное наблюдение. Люди устали от тарарамной музыки - тяжелого рока, песен-однодневок, фонограммного сюсюканья и заигрывания со зрителем. Он, этот зритель, тоскует по хорошей музыке, душевной песне, красивому танцу, умным стихам, хорошим театральным постановкам. А это значит, люди тоскуют еще и по доброте, отзывчивости, милосердию и открытости. И сколько бы ни раскручивали шоумены безголосых певичек, сколько бы ни рекламировали их внешние данные, затмевая тем самым бездарность, настоящее искусство всегда безошибочно распознается и принимается народом.
Вот вы заговорили о рейтинге наших песен. Скажу о том, что Надежда Кадышева,
согласно многим опросам, занимает одну из верхних ступенек пьедестала самых популярных и любимых исполнительниц народных песен. Именно у нее, единственный в России национальный коллектив, насчитывающий более сорока человек. И этот уникальный коллектив не покидает сцену уже на протяжении двадцати лет!
- Расскажите, как раскручивалась ваша сценическая карьера?
-Начинали мы свою песенную стезю вчетвером еще студентами. Сегодня, как видите, у нас сплоченное, дружное и большое семейство. Поделюсь с нефтегорцами нашей
общей радостью - мы построили национальный театр народной музыки и песни «Золотое кольцо». Если будете в центре Москвы, на Тимирязевской 17, то милости просим к нам в гости. Театр располагает залом на 500 зрительских мест. Очень красивый и уютный. В России, хочу заметить, такого еще никто не создавал. Слава Богу, у нас получилось!
- Какой импульс в работе дают Ваши контакты и встречи с творческими коллективами, зрителями?
- Нам очень много пишут, у нас просят поддержки и предлагают творческое сотрудничество. И мы только этому радуемся. Взять, к примеру, город Сочи, сплошь курортно-отдохновенный, где такая публика отдыхает, что ой-ой-ой, где на отдыхе иностранцев и россиян местные жители зарабатывают себе на жизнь, и, казалось бы, им всем не до простых песен и плясок. И что мы там получили? Единственный наш коллектив, который в самый горячий сезон загаров и курортных романов, имел на протяжении всех выступлений полный аншлаг. Значит, все, что мы наработали за годы, что сочиняем, пишем и исполняем, сегодня востребовано, не смотря на ранги и чины, вкусы и запросы.
Особая аудитория – это, конечно же, дети. Они – наш главный барометр. Если детвора, распахнув глаза и раскрыв рот, восторженно глазеет на нас, подпевает, танцует, моментально входя в ритм мелодии, танца, песни, значит, все в порядке!
А послушайте, что поют у нас на вечеринках, свадьбах, торжествах, в семейных застольях?
Народное, чтоб за сердце брало, слезу вышибало, душу наизнанку выворачивало и все естество заставляло трепетать от боли, радости и красоты. Разве возможно такое, чтобы кто-то запел из Майкла Джексона или даже из любимых «Битлов»? Все поют свое, родное и задушевное.
Это у нас в генах и дай-то Бог, чтобы было это в нас неистребимо!
- Берете ли в работу старинушку или предпочитаете только свое творчество?
-Львиную долю в наших концертных программах занимают именно народные старинные песни, баллады, которые пелись еще в начале 19 века. Что такое фольклор? Это чисто народное творчество, без каких-либо примесей. И мы не чураемся этого богатейшего пласта, наоборот, охотно и бережно его разрабатываем. Но, что касается местечковых, старинных песен, то мы не ставим задачу обзаводиться музейными реликвиями. Я рад, что живут в народе эти редкостные самобытные изюминки, и пусть живут! Слава Богу, что их хорошо исполняют народные фольклорные коллективы, пропагандируя и популяризируя, как это делается и на Нефтегорской земле..
Наш зритель – это люди не только зрелого и пожилого возраста. Нас любит молодежь и для них русская песня в нашей аранжировке, с нашей подачи становится более понятной, узнаваемой и своей. Сочетание подлинно народного голоса России и современных аранжировок и обработок и дают нам преимущество над другими, подобными нашему, коллективами.
Однажды мой отец, прослушав в нашем исполнении старинные песни, сказал: «Все просто замечательно. Но! Это я уже сто раз слышал. Тут за вас предки постарались. А на что вы сами способны? Чем таким особенным, своим вы можете блеснуть?» И я с ним согласился. Каждый коллектив несет что-то свое, он имеет свою песню. И у Надежды Кадышевой есть свое, присущее только ей песенное поле, и зритель идет именно на ее шлягеры. Сегодня в постоянном концертном репертуаре находится 50-60 песен, только в записях насчитывается 400 или даже 500. Что касается предпочтения тому или иному произведению, то для нас значимое и любимое, что исполняется с душой, сердечно, тепло и очень искренне.
-Творческая карьера у каждого служителя сцены когда-то да завершается. Есть ли у Вас наследник, кому Вы можете передать свой жезл композитора, исполнителя и руководителя коллектива?
-Ой, вопрос сложный. Отвечу так. Сын наш Григорий и играл, и пел с нами на сцене. Сейчас он оканчивает Государственный университет управления, специализируясь на управлении персоналом. В театре пробует себя уже в этом новом качестве. И здесь для него работы - непочатый край. У нас ведь многоликий коллектив: это и ансамбль танцев - сегодня вы его увидите на сцене во всем блеске. Это и детский театр. Вообще, у нас множество самых разных направлений и задумок. Но то, что мы делаем, московская мэрия уже окрестила уроками доброты. И к вам мы привезли самые любимые детворой Москвы ростовые куклы. А еще впервые нефтегорский зритель увидит молодежный коллектив, который имеет свое красивое и самобытное название - «Потешная палата». В его составе поют студенты и выпускники знаменитой в России Гнесинки. Так что есть кому подхватить эстафету и продолжить наше дело!
- Скажите, а не тяжело Вам и коллективу «Золотого кольца» нести не только большой груз концертов, устройство театра, но еще и всенародной популярности?
-Нет, совсем необременительно. Это я говорю к тому, что человек, когда по-
настоящему отдается любимой работе, и у него что-то получается на «пятерку», то ему некогда думать о популярности. Но если ты сидишь где-то на троне, тогда - да. Нам в поездках недосуг об этом думать и на это оглядываться. Может быть, вы не поверите, но каждый концерт мы волнуемся, словно перед премьерой. Стараемся работать с полной выкладкой сил и профессионального мастерства, не разделяя публику на «солидную» или, скажем, рангом пониже… Для нас зритель, пусть даже в самой дальней глухомани, всегда зритель, и между нами, артистами и залом, я это чувствую, всегда протягивается незримая, но прочная нить душевного понимания, единения и сердечного родства. Поверьте, это ничем другим заменить нельзя, поэтому и ценится особо. Если такое случается часто, то, значит, у тебя долгая творческая жизнь. Сколько у нас было кумиров на час, любимцев на одну песню - вспомните-ка. Сошел со сцены, исчез с экрана – забыли, да и не помнили...
-Давайте от столь серьезной темы перейдем на более легкую и, можно сказать, ностальгическую. В народе ходит история о том, как на Вашей с Надеждой свадьбе вы же сами себя веселили, а соседи, не зная об этом, потом судачили, на какие такие шиши
бедные студенты-молодожены оплатили выступление какого-то знаменитого столичного ансамбля. Если можно, то расскажите, как на самом деле все происходило?
-То были годы благословенного развитого социализма (смеется). Мы играли свадьбу в Мелитополе, на моей малой родине. У родителей там свой дом. Так вот, привезли аппаратуру, установили ее, петь должен был то ли ди-джей, то ли тамада... И надо случиться такому, что вся их «бандура» перегорела. Мы с Надюшей не растерялись. Я ей говорю, мол, давай подзаправимся за праздничным столом, а после я - за баян, а ты давай голос на полную катушку включай. Ну и дали жару!
Гуляют у нас несколько дней, и вот уже на следующее утро собралось полгорода, и люди говорят: «Пошли к Костюкам, у них артисты дюже знатные на свадьбе играют. Чего бы и нам не послухать?» Многие просто не знали, что мы – жених и невеста. Переодевшись, мы, наверное, чем-то смахивали на московских артистов. Отсюда и слух пошел. Но нам приятно вспоминать нашу молодость, наши надежды и планы, которые сбылись и осуществились.
-Александр Григорьевич, может быть, Вы и не придаете большого значения, но на сцене, судя по концертам и видеозаписях, Вы - и композитор, и исполнитель, и музыкант, - всегда как-то держитесь в стороне от яркой, и я бы сказала, ослепительной звезды первой величины - солистки ансамбля Надежды Кадышевой. Я так полагаю, что это и есть тот самый надежный тыл, надежней которого у нас, представительниц слабого пола, и быть не может?
-Женщинам в жизни всегда труднее и сложнее, чем нам, мужчинам. Надежде ведь никто не создавал имидж. Она у нас такая, какая есть и в жизни, и дома... От всего рутинного я стараюсь ее оберегать. Талант - обретение хрупкое, ранимое. Надо, чтобы за плечами кто-то стоял и всегда мог подставить свое плечо, что я и стараюсь делать.
- От всей души благодарю Вас, уважаемый маэстро, за содержательную беседу и в заключение несколько пожеланий нашему городу и его жителям.
- Желаю всем доброты и любви друг к другу, к своей Родине. Поездив по свету, начинаешь остро понимать, что Россия у нас одна, и важно сквозь гул оваций не забыть о том, что у тебя есть великая страна и ее богатое духовное наследие, традиции, напевы наших отцов и матерей. Нам есть чем гордиться! Нашим хлебом насущным и хлебом духовным. Нам есть что беречь и охранять. Молодости, задора, энергии вам всем, чтобы поднять Россию до уровня мировых держав и в этом большой порукой была и всегда будет народная песня!
Лето 2007
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: