23 марта 2010 10:36
Автор: Антонида Бердникова (г. Нефтегорск)
Лицо в толпе
Доктор Ганс Рорбах утверждает, что есть такая действительность, в которой обитает Бог. «Я Тот, Кто Я есмь», - говорит Христос о Себе, то есть Он есть постоянное настоящее.
Рождаясь, начиная понимать себя, свое место в жизни, мы по своей наивности и простоте тоже склонны считать, более того, глубоко убеждены в том, что мы также есть постоянное настоящее, а все остальное – преходящее...
И живем мы с этой мыслью до той поры, когда вдруг начинаем ощущать всю тяжесть забот, тревог, волнений и опасностей, давящую ношу прожитых лет. И только тогда мы неожиданно начинаем понимать такие пронзительно откровенные слова Михаила Пришвина: «Радости жизни нельзя навсегда удержать у себя: радость приходит и уходит, как гость». Как и мимолетная радость, ибо все мы на земле - только гости ее, и наша постоянность – не более чем юношеское заблуждение, конец которому приходит, увы, так скоро и так незаметно».
… На одной из старинных улочек, спускающихся к Подолу, мы неожиданно встретили старого шарманщика. Шли съемки какого-то фильма про дореволюционную жизнь, и уголок старого Киева на короткое время превратился в съемочную площадку киностудии имени Александра Довженко.
Поняв, что идут съемки, решили заснять на фотопленку самые колоритные кадры. Точнее будет, мы только наблюдали за профессиональными движениями фотокорреспондента из Красноармейска Николая Синелева. Глаз его фотообъектива буквально прикипел к живописной фигуре шарманщика. К слову сказать, он был почти без грима. Говорят, что режиссер нашел этот персонаж в ближайшей «Едальне». Но каков был типаж! Зачарованные, мы стояли у его шарманки и не могли глаз отвести от лица этого мужика с жиденькой бороденкой, с пропитым голосом и с каким-то жалостливо-бесшабашным взором. «Войдя в роль», шарманщик начал канючить у прохожих: «А подайте бедному Васюте копеечку!»
Вспомнив персонажи сказки Толстого «Золотой ключик» - Кота Базилио и Лису Алису, мы расхохотались ‚ и не без удовольствия кинули в шляпу несколько рублевок.
Смешной и памятный эпизод, но где теперь мы, а где Киев? И что чувствуют сегодня киевляне и самаряне, всматриваясь в этот, можно с уверенностью сказать, пророческий снимок? Шарманка нашей истории крутится с большими потугами, сильно фальшивит. Нищий шарманщик устал просить милостыню, проигрывая один и тот же поднадоевший мотивчик типа «Ах, милый мой Августин, Августин, ах, мой милый...». И уж мало кто, если только ради любопытства, остановится и кинет попрошайке рубль, а кто-то карбованчик, левчик и еще черт знает что…
Но в каждой бывшей республике бывшего СССР, в каждой столице и маленьком городке есть такой шарманщик, до чертиков уставший играть нам слащаво-утешительное: «Потерпите еще - завтра, может быть, станет полегче»… Кому и где? Может быть, в странах бывшего зарубежья, где тоже поверили другим лукавым шарманщикам?
…Лицо в толпе. Вглядитесь друг в друга. Мы так сильно изменились за последнее время, так разительно стали подражать тому лукавому кинематографическому старику. Мы жалуемся на испорченный инструмент и скверную музыку, мы недовольны скупыми прохожими, не желающими кинуть в протянутую шляпу несколько грошей. Но нас эта роль почему-то устраивает, она стала нашим лицом, образом жизни и мыслей. С нетерпением ждем, нет, не праздников и юбилеев, знаменательных дат и прихода весны, отпуска и поездки на дачу... Нет, мы с остервенением ждем новой прибавки к пенсиям и зарплатам, к окладам и пособиям. Мы разучились реально оценивать, сколько же стоит наше самое драгоценное достояние: работа, мозги, опыт и мастерство.
Мы перестали обращать внимание и не считать потерянное время на работе, украденное в больнице, в магазине, потому что туда мы уже не обращаемся, а потихоньку сбегаем.
Всем нам смертельно хочется выжить, и поэтому мы делаем вид, что такая шармановская прожитуха нам нравится, нас она устраивает. От получки - до пенсии, от пособия по безработице - до подаяния - и никакой гордости, и никакого достоинства.
Как же так получилось, что почти каждый из нас оказался на обочине, на паперти, в роли просящего и дожидающегося? Старый шарманщик молчит. С натугой он крутит ручку испорченной машины в надежде, что и на этот раз его пожалеют и кинут в картуз несколько монет. На нищету нашу всеобщую.
Ну а к чему тут «Я Тот, Кто Я есмь?». Зачем Бога гневить и Христа поминать, о радости познания жизни и своей уникальности говорить? Да просто не надо забывать об этой мудрой истине и помнить всегда. Несмотря ни на что, - мы есть мы - постоянное настоящее, и нельзя позволять себе унижаться и просить милостыню, менять правду на кривду, а красоту - на богатство, любовь - на унижение. Нельзя. Слышите, люди! «Человек живет и рождает новое, - писал на закате своей жизни великий писатель и жизнелюб Михаил Пришвин, - и от него остается навсегда то небывалое, что он рождает словом, делом, помышлением, поклоном даже; и пожатием руки, или только улыбкой посылаемой».
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: