04 декабря 2010 13:27
Автор: Антонида Бердникова, (г. Нефтегорск Самарской области)
Путевые заметки странствующего обывателя
Сборы и проводы
Все! Решено! Едем на юбилей в Пруды. К любимой сестре Валентине. Билеты заказали через Интернет. Удобство - лучше не придумаешь.
Провожали у подъезда сноха Ирина и муж - гр-у-у-стно-печальный. Зато радовался Артемка. Везут бабушку к поезду, заодно можно пробежаться по магазинам, купить обновки к школе. И он с мамой-папой, вечно занятыми на работе, вырвался в большой город. Себя показать, людей посмотреть. Но тут мама Наташа решила сына оставить для утешения опечаленного деда, но Темка, как и полагается, уперся: «Пусть с дедом побудет брат Андрей. А он, без пяти минут первоклассник, сам будет выбирать школьные причиндалы».
В слепящем сиянии закатного солнца мчимся с сыном Дмитрием курсом на Самару. Сестра Евдокия, усевшись на заднем сиденье, развлекает разговором Тему и Наташу. И у нас с сыном свои разговоры. Пятый год он не видит просвета ни дома, ни на работе. Не помнит, когда был в отпуске. Уговариваю и поругиваю, мол, стукни начальнику по столу или пригрози уволиться. Нужен отдых, а еще более всего нужен своим домочадцам, особенно сыновьям.
Самара встретила нас вечерней суетой загруженных транспортом улиц. Заруливаем на площадку гипермаркета «А-ШАН». Мы с Темкой пытаемся расшифровать столь экзотической название, но на ум почему-то приходят какие-то дурацкие сравнения типа Масяни. Да и некогда голову ломать над такими пустяками. С людским потоком торопливо вливаемся под высокие своды магазинного царства.
По времени закупок товара и стояния в очереди к кассе затраты оказались почти одинаковыми. Наташа с Димой - частые посетители этого магазина, - уточняют для нас, непосвященных, что обычно в вечерние часы «Ошаня» всегда многолюдна, а тут еще и конец недели, и канун Дня знаний.
Да и мы сами убедились, что в основном народ клубился около отсеков-отделов со школьными принадлежностями. И чего тут только не было! Глаза у Темка разбежались: простые тетради не привлекают его взор, нужно с «навороченными» картинками. Ну и, конечно, всякие канцелярско-ученические прибамбасы. И судя по полной корзине, к началу учебного года у внука все будет новехонькое. А еще мебель в недавно отделанной в европейском стиле комнате, ранец, подаренный при выпуске из детского сада, а теперь вот еще и книжки, альбомы, линейки, органайзер.
Глаза, да что там глаза, вся круглая мордашка внука в обрамлении кудряшек, сияет! И от прилива чувств его слегка знобит. Бабушка ворчит: « Это потому, что плохо ешь, вот и трясет тебя. На живот жалуешься. Надо немедленно перекусить». «Потом, потом!- торопит нас Наташа. - Едем на вокзал. Лучше раньше подъехать, чем потом торопиться».
Nоу - Вавилон
И вправду. Пока зарегистрировали билеты, пока нашли свободные места, пока перетащили сумки, время ожидания подачи нашего поезда на перрон сократилось на час.
Вокзал города Самары в любое время суток бодрствует и светится огнями по всему фасаду, словно новогодняя елка. Это высотное здание, взметнувшееся к небу, как перст, отовсюду видно и напоминает Вавилонскую башню. А может быть, в современном понимании это и есть Вавилон - масса народу спешит-торопится уехать или прибыть к месту назначения.
Кругом чистота, покой, словно это вовсе и не вокзал, каким он мне помнится по студенческим годам,- шумным, неряшливым, а какая-то лаборатория для отбора путешественников. Кстати, жаждущих отбыть в разных направлениях в залах немного в этот полуночный час, от того, наверное, и нам как-то поспокойнее сидится в креслах. Горят табло. Мурлычет радио, сообщая, какой поезд прибыл к перрону. И для нас вскоре прозвучало сообщение: «Пассажирский поезд №7 «Самара-Санкт-Петербург» стоит на первом пути первой платформы. Просим пассажиров пройти на перрон. К вашим услугам - эскалатор». Нагруженные сумками, мы двинулись к выходу. Моя сестрица, несмотря на преклонные годы, решила опробовать автоспуск и смело шагнула к самодвижущейся лестнице. Ну а я, с ее и своими сумками, побоялась. Отвыкла что ли от таких благ цивилизации. Мы уж по–старинке… Поклажа вроде бы не тяжелая, но пока дотопали до нашего 13 вагона, употели. Вечно мы, русские, нагружаемся до краев, вот и расплачиваемся отдышкой и усталостью.
Обязательная проверка билетов уже у самого вагона. Проводницы в красивых форменных костюмах вежливы и милы. Приятно и нам, мигом улетучивается наша суетливость и озабоченность. Особенно после того, как увидели, что в вагоне чисто, уютно, а после того, как состав тронулся в путь, заработали кондиционеры. Раздали постельное белье, пригласили отведать свежезаваренного чаю. Не жизнь, а сплошное удовольствие. Но на часах уже полночь. Звонок домой с коротким сообщением, что мы устроились на ночлег благополучно. Гуд бай, Нефтегорск!
Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Едет поезд запоздалый...
Из справки: Куйбышевская железная дорога — одна из крупнейших магистралей страны, связывающая центр и запад России с крупными регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Эксплуатационная ее длина — 4751,9 км. Со станций дороги ежедневно отправляются в путь более 100 тысяч пассажиров, производится погрузка свыше 180 тысяч тонн грузов. Ее стальные пути пролегают по территории трех республик и семи областей. На Куйбышевской магистрали более 170 вокзалов и остановочных пунктов.
Обожаю ночное время поездки, когда в вагоне поселяются покой, умиротворение, и только под ногами - тук да тук-перестук - колеса поют колыбельную. Тебя укачивает, убаюкивает этот извечный и завораживающий ритм движения вместе с планетой Земля и ее обитателями. Сладкая истома, ощущения далёкого детства, вселенской любви окутывают все твое естество.
И все же… Ночь в вагоне – это перерывы между сном, дремой и бдением в ожидании, когда очередная партия пассажиров погрузится и угнездится на своих местах. Свет слегка притушен. И голоса попутчиков тоже приглушены. За окном глухая ночь. Темень, хоть глаза выколи. И только кое-где вдали мелькают одинокие огоньки, силуэты мостовых перекрытий, темные провалы лесополос и меж ними - светлые оконца полей и лугов.
Велика матушка Россия, ох как велика, просторна, многолика и разнообразна! Даже ночью чувствуется, как прорывается через расстояние в тысячу с лишним километров наш скорый 107-й, то замедляя, то ускоряя ход, выстукивая колесами на стыках рельсов одну и ту же фразу: « Быстрее, быстрей!».
Под самое утро меня сморил крепкий сон, а когда разомкнула очи, поняла – проснулась оттого, что мы стоим. Откинув занавеску, взглянула на перрон. Какая-то станция. Название невыговариваемое. Беру в руки свой верный «OLIMPYC» и устраиваюсь так, чтобы не отсвечивало стекло противоположного окна. Моя «цифра» ухватывает пейзажи даже на приличной скорости состава. Правда, все, что попадает на первый план, порой бывает смазано, но это так даже интереснее. Чувствуется движение, смена картинок, экспрессия…
От моей возни проснулась Евдокия. Спросонок ничего не поймет. Удивленно спрашивает:
- И чего там такое интересное высмотрела, если глаза от фотообъектива не оторвешь?
-А сама посмотри.
Из огня да в полымя
Все окрестности окутала сизая дымка, и с каждым перегоном она делается все гуще и синее.
Пожары. Горит Россия-матушка, и видно по всему, плохо спасают родимую, если на протяжении нескольких сотен километров по обе стороны полотна то там, то тут видны горелые проплешины луговин, черные проталины лесных полян. А вскоре, в районе Берестянок, задымились, заполыхали прилегающие к железной дороге березки. Стволы с высушенной летним зноем корой занимаются как спички. Прожаренный лес - как порох и горит чадно, словно облитый бензином. Даже могучие дубы-силачи сдаются под натиском всепожирающего пламени. Практики-специалисты знают, что при устойчивом верховом пожаре огнем охвачены не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя распространяется со скоростью 5-8 километров в час, охватывая весь лес от почвенного покрова и до вершин деревьев.
Видеть всю эту безотрадную картину мучительно больно. И мы со старшей сестрой вспоминаем, как в детстве и юности ходили в башкирский лес за ягодой малиной, как по берегам юркой горной речушки собирали смородину, лакомились в долах и оврагах ежевикой. Лесная обитель нас кормила, поила, баловала, а большей частью спасала от недоедания. Своими драгоценными дарами она поднимала нас, детей военного и послевоенного времени, и мы старались не оставаться в долгу. Весной, как только стаивал снег, всей школой снаряжались в дальние башкирские деревеньки, в окрестностях которых в начале 60-х годов закладывались сосновые посадки. Они давно выросли, превратились в большой и надежный дом для многочисленных его обитателей.
В десять лет мы, третьеклассники, помогавшие взрослым на заготовке дров для школы, стали свидетелями лесного пожара и самыми активными участниками борьбы с огнем. Помнится, как яростное пламя изгоняло со своих мест всякую птицу, тварь, мелких насекомых. Мы словно собственной кожей чувствовали, как жухли, сникали под всепожирающим натиском цветущие травы, кустарник, а черемушник и калина, росшие по краю полянки, вспыхивали разом, превращаясь в огненные шары.
В это знойное лето не обошла беда стороной и лесные окрестности малой моей родины. Районная газета сообщала, что пожары полыхали сразу в нескольких местах, подбираясь к нашей деревеньке почти вплотную. Выходит, никто не застрахован от этой страшной напасти. На одном из сайтов прочитала вот такое горькое резюме: «Окончание сверхжаркого июля 2010 года "ознаменовалось" огромным лесным пожаром. Очевидными причинами стали: разгильдяйство отдыхающих ("бычки", костры, мусор - бутылки), неподготовленность населения к ликвидации возгораний, неспособность государственного аппарата организовывать работы, как по предотвращению чрезвычайных ситуаций, так и по их ликвидации, глобальное потепление, возникшее в результате парникового эффекта, который прогрессирует благодаря загрязнению окружающей среды продуктами и отходами человеческой деятельности.
Эти причины очевидны. Вопрос - как дальше жить, как исправлять произошедшее, как бороться с нашими недостатками? Научила ли нас чему-нибудь сложившаяся ситуация? Кто что думает об этом?»
Пока все эти жгучие вопросы остаются без ответа, если не считать некоторых правительственных мер по усилению пожарной и лесной служб кадрами и техникой. Давно бы пора! В 60-70-е годы даже в нашей маленькой деревеньке был лесник, и попробуй без его разрешения срубить хотя бы осинку. Пожары в лесу по вине людей считались чрезвычайными. Если что-то загоралось, то только из-за грозы. Сегодня российские леса буквально заполонены туристами, отдыхающими, а то и всяким бродячим сбродом…
Ну а те, кто никого и ничего не боится, после пожарных авралов устроили свои авралы. Спустя неделю, когда мы возвращались домой тем же маршрутом, увидели, как на многие километры вдоль железнодорожного полотна работают с горельником. Спиленные стволы сосен были подготовлены к погрузке. «Вот это оперативность! - удивился кто-то из пассажиров нашего вагона. - Слышали версию о поджогах? Скорее всего, кое-где и такое было. Они выгодны прежде всего тем, кто за копейки скупает обгоревший лес и продает кругляк на пиломатериалы. А потом ещё и неплохой навар имеет с обустройства и восстановления спаленных участков леса. Так-то вот на пожарах греют руки наши оборотистые дельцы».
… Подъезжаем к Сасово – крупной железнодорожной станции. Дымка усиливается, ближние дома еще видны, дальние едва угадываются. Видим на просеке какую-то технику. Около тягача толкутся два мужика и… все. Километров через тридцать – новый очаг лесного пожара. Сообщения портала «Карта помощи пострадавшим от лесных пожаров 2010 в России» подтверждают наши визуальные наблюдения: «По состоянию на 14 — 15 августа в районе Сасово действует шесть больших очагов пожара. Некоторые из них блуждают по лесам. Пожары заходят из Нижнего и Мордовии. Если на неделе будет ветер — будет все очень плохо».
В вагоне, благодаря работающим во время движения кондиционерам, прохладно, зато за окном - под сорок с плюсом. И все же, самые заядлые курильщики, несмотря на духоту в тамбурах, выходят курить. Открывают двери и бросают окурки, которые подхватывают воздушные потоки и уносят прочь, к лесным дебрям, мелькающим за окном. Вот вам и первые поджигатели. Проводница почему-то помалкивает и показывается из своего купе только на редких остановках. Молчит и поездное радио. Особенно жутко стало на душе, когда наш состав прорывался через огневые рубежи, которые держались до самой Рязани.
Из справки: на долю лесных пожаров приходится около 60 процентов всех древостоев, ежегодно погибающих от негативного воздействия всего комплекса антропогенных и природных факторов. Это означает, что из 30 млн. га гарей и погибших насаждений в лесном фонде России около 17 млн. га должны составлять гари.
Сидим и обсуждаем ситуацию с пожарами и прикидываем для себя, а как поступили мы на месте начальника поезда, если бы отвечали не только за безопасность пассажиров, но и за то, что происходит в непосредственной близости движущегося состава? «Да тут все просто, - рассуждает сосед. - По всему пути есть свои вешки – километры. Разве трудно сообщить на ближайшую станцию, что там-то дымит, а здесь - горит и полыхает. Не думаю, что на такие сигналы местные власти не отреагировали бы…»
За так называемое «реагирование» правительство расщедрилось поощрить собственные ведомства. Всего на премии было выделено без малого два миллиарда рублей. Эта сумма сравнима с расходами на создание системы видеонаблюдения строительства новых поселков погорельцам в регионах России. А всего на тушение пожаров было израсходовано 19 миллиардов рублей - почти в десять раз больше, чем было заложено на эти цели.
…И снова после короткой остановки наш экспресс мчит нас, уже по пензенской земле. Проезжаем старинный город Ломов. Дымка пожарищ по-прежнему густая, темно-сизая, затем тона ее постепенно меняются, светлеют, притухают. Пошел березняк, липы, клены. От жары ветки понурые, с наметившейся желтизной, хотя до наступления осени еще целых два месяца. Природа как бы приказывает белоствольным красавицам сбросить свой убор во имя спасения и сбережения сил для будущего сезона.
Среди лесного царства видим много завалов сушняка. Не случайно в первую очередь начинают полыхать порубочные остатки, сухая трава, не вывезенная древесина, деревья, усохшие после предыдущих пожаров. Лесники знают, что на таких запущенных гарях и вырубках лес практически не возобновляется. И когда еще появится надежда, что ростки новой жизни все-таки со временем возродятся на этих запущенных участках?..
Дорогая, милая Россия, объятая огнем пожаров, распростертая на пепелищах сгоревших поселков, деревень, весь этот жаркий сезон лета и ранней осени не в состоянии мобилизовать всех твоих обитателей на повсеместную бдительность и осторожность везде и во всем. Не доходит до нашего сознания, что не столько жара спровоцировала пожары, а наше наплевательское отношение к природе, к миру, дарованному нам Создателем.
Глаза радуются и отдыхают, когда видят и созерцают купы деревьев, цветочные поляны, нивы с созревающими хлебами. И хочется крепко зажмуриться, когда взор натыкается на седые проплешины, где еще вчера колосилась пшеница, а сегодня похозяйничал «красный петух».
Легкие нашей страны серьезно повреждены огнем. Когда еще затянутся каверны? Упадут ли на обожженную землю спасительные капли дождя, уронит ли птица, принесет ли попутный ветер семечко, чтобы хотя бы через десяток лет поднялся на гарях подлесок? Какой невосполнимый урон нанесен птахам, их молодому потомству, зверям, насекомым, травам, злакам… Масштабы бедствия будем подсчитывать годами, а то и десятилетиями…
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: