Виталий Вильчик: "ВАЗ будет работать, город будет жить!"
С секретарем политсовета городского отделения партии «Единая Россия» Виталием Вильчиком мы встретились после очередного заседания антикризисного комитета, который он возглавляет. Естественно, что основными темами беседы были ситуация в Тольятти, на Волжском автомобильном заводе и меры по преодолению финансового кризиса.
– Виталий Андреевич, над чем работает антикризисный комитет городского отделения партии «Единая Россия»?
– В первую очередь над тем, чтобы как можно меньше людей лишились работы. Надо смотреть правде в глаза: сокращения будут. Наша задача – минимизировать возможные потери. Чтобы и городские предприятия выжили, и люди не пострадали. Эта линия проводится руководством страны, главами регионов.
Мы на АВТОВАЗе не пошли по пути сокращений. Наша задача – сохранить коллектив и не вносить смуту в жизнь города и завода. То же самое, считаю, должны сделать другие предприятия. Абсолютно недопустимо, когда руководство, прикрываясь кризисом, ищет пути сокращения персонала, отступая при этом от норм закона. Об этом мы не раз говорили с директорами крупнейших предприятий, с мэром города Анатолием Пушковым.
Второе направление, которому будет уделять внимание антикризисный комитет – контроль над потребительскими ценами. Кризис придал остроту этому и без того актуальному вопросу. Наши сельчане сдают мясо по цене не более ста рублей за килограмм. Мы с вами покупаем его в магазинах и на рынках почти за триста рублей. Кому идет разница? Посредникам. Необходимо приблизить производителей продукции к потребителям. Устраивать ярмарки, заключать прямые договора – так, как было в свое время у нас на заводе. Мы помогали пяти сельскохозяйственным предприятиям и получали от них напрямую мясо, хлеб, гречиху, картошку. Потом, в годы перестройки, все это порушили. Но почему мы не можем вернуться к хорошо проверенной схеме?
И еще один шаг, который необходимо предпринять даже не для преодоления кризиса, а для перспективы: развивать территорию. Город задыхается без новых земель. Их надо покупать, реквизировать (если владелец, например, обанкрочен) и строить вокруг завода новые микрорайоны, предприятия, реализовать идею технопарка. Это дополнительные рабочие места, это жилье, которого сейчас катастрофически не хватает.
– Насколько реально исполнение этих планов?
– Честно говоря, хочется иногда пригласить всех руководителей крупных предприятий, городских организаций, городской администрации и кулаком лупануть: работаем в таком ключе! Так, как это было в советское время. Однако сейчас нашей власти не хватает на этом уровне. Как я, представитель АВТОВАЗа, могу учить работать председателя колхоза, директора предприятия или мэра? Успех в преодолении кризиса и реальное исполнение намеченных планов сейчас во многом зависят от эффективности власти. Почему я в списке «Единой России»? Да потому, что мы как раз и собираем такой кулак, которым можно будет стукнуть и сказать: прекратить распри и перетягивание одеяла на себя! Все работают на город! Все – начиная от рядового жителя и заканчивая мэром и директором АВТОВАЗа. Профессионалы в своей сфере и единомышленники – вот две главные черты кандидатов в депутаты городской думы Тольятти от «Единой России» как по списку, так и по одномандатным округам.
– Как вы справляетесь с кризисом на АВТОВАЗе? Когда заработает конвейер?
– Конвейер, как и говорили, заработает 2 февраля. Все пусконаладочные работы проведены. К выходу на линию все готово.
Можно было организовать работу в одну смену по четыре часа. Но Борис Сергеевич Алешин принял решение работать по шесть часов четыре дня в неделю в две смены. Этот вариант самый невыгодный для экономики завода, но стратегически правильный: он позволяет уйти от сокращения персонала.
В целом ситуация на заводе непростая, изначально связана с большой кредиторкой по поставщикам. В прошлом году мы вместо намеченных 955 тысяч автомобилей изготовили 932 тысячи. Из-за финансового кризиса порядка 120 тысяч автомобилей оказались нереализованными. В первую очередь мы закрыли долги по зарплате и налогам, а вот на поставщиков не хватило. В январе ожила розница, мы распродали часть остатков и частично рассчитались с поставщиками. Четкого прогноза на февраль нет на всех уровнях. Впервые в жизни и истории завода мы вынуждены перейти на месячное планирование. Но наш ресурс наготове. Как только рынок оживет, мы можем перейти на нормальный режим. Хоть в феврале.
– Что с выплатой четырнадцатой зарплаты и соблюдением условий коллективного договора?
– Четырнадцатая зарплата будет выплачена, как и было обещано на годовой конференции. Средства уже зарезервированы – порядка одного миллиарда рублей. Коллективный договор пролонгирован. Никакого ухудшения по сравнению с прошлым годом нет, наоборот, есть некоторые пункты, которые улучшают прошлогодние договоренности.
– Были в истории завода кризисные ситуации, похожие на эту?
– Был кризис 2002 года, но мы его пережили достаточно легко. Может быть, потому, что до этого справились с кризисом 1998 года. Вот там действительно было страшно. Объем выпуска упал до 540 – 570 тысяч машин. Из трех линий работала одна, да и то в одну смену. Денег нет, на всех уровнях бартер. Я садился на свой личный автомобиль и ездил доставать сигареты, продукты, одежду. Пока не привезешь – конвейер стоит.
Сейчас легче, никакого сравнения. У нас есть свой план действий плюс еще ряд решений, которые были приняты Владимиром Путиным для поддержания отечественного автопрома и повышения тарифов на ввоз подержанных иномарок. Нас поддерживают правительство России, руководство области. В этой непростой ситуации нам надо объединить силы на уровне города. И тогда мы добьемся главного: чтобы наш Тольятти развивался, хорошел. А горожане жили не хуже, чем в Самаре, Питере или Москве.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »