Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Подробности / Экономика

14:27 05 января 2012

Павел Иванов: «В следующем году доходы бюджета по сравнению с кризисным 2008 годом вырастут на треть»

Уходящий 2011 год показал, что последствия финансового кризиса 2008 года могут быть преодолены за более короткий срок, чем тот, который прогнозировали эксперты. Экономика Самарской области продемонстрировала положительную динамику развития, что позволило региону с оптимизмом смотреть в будущее. Исходя из прогнозов, составлен и бюджет Самарской области, доходы которого к 2014 году вырастут на треть. О финансовых итогах 2011 года и ближайших перспективах в интервью «ВК» рассказал министр управления финансами Самарской области Павел Иванов.

- Как вы считаете, каковы главные итоги уходящего года? Как в этом году чувствовала себя региональная финансовая система? Какие были сложности? Что удалось сделать?

- В 2011 году в Самарской области продолжалось посткризисное восстановление экономики. Как и прежде, основными тенденциями последних лет в сложившихся условиях ограниченности ресурсов стали улучшение качества бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение всех ранее принятых социальных обязательств.

В результате улучшения экономической ситуации в регионе, в том числе финансового состояния организаций в 2011 году, значительно увеличились поступления налога на прибыль организаций, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В целом плановый прогноз по доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений увеличился по сравнению с фактически достигнутым в 2010 году уровнем на 21,6%. С учетом прогнозируемого объема поступлений доходных источников и источников финансирования дефицита областного бюджета объем расходов на 2011 год без учета безвозмездных поступлений в настоящее время запланирован в объеме 98  млрд рублей, что выше уровня фактического объема  расходов за 2010 год на 21,9 млрд рублей. 

Также можно говорить о достаточно стабильном состоянии банковского сектора региона. Итоги развития банковского сектора Самарской области за 9 месяцев 2011 года свидетельствуют о наметившейся тенденции роста большинства банковских показателей, что обусловлено оживлением хозяйственной активности в основных отраслях экономики.

Совокупным результатом деятельности региональных кредитных организаций за 6 месяцев 2011 года стала прибыль в размере 3,8 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2010 года. 

- К 2014 году бюджет Самарской области должен выйти на профицит. При этом доходы бюджета должны вырасти примерно на четверть. А нужен ли нам профицитный бюджет? Некоторые эксперты высказывают мнение, что дефицитный бюджет - бюджет развития. А вы с ними согласны? Могут ли бюджеты 2012-2014 гг. быть скорректированы в сторону увеличения расходов? Почему? За счет чего так сильно вырастут доходы?

- Вы затронули очень интересную тему сбалансированности бюджета. Она всегда являлась дискуссионной среди экономистов и финансистов в научной и практической среде. В мировой экономической теории существуют идеи циклически сбалансированных бюджетов: «Идея циклически сбалансированного бюджета предполагает, что правительство проводит антициклическую политику и в то же самое время обеспечивает сбалансированность бюджета. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно… Достаточно того, чтобы бюджет был сбалансирован в рамках экономического цикла… Для преодоления спада правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия представляют собой положительную антициклическую силу, и правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет» («Экономикс» К.Р. Макконелл, С.Л. Брю, изд. Москва, 2002).

Основной задачей правительства Самарской области в области бюджетной политики является разработка сбалансированного бюджета. При этом мы трактуем это понятие в более широком смысле, чем просто нулевое сальдо между доходами и расходами,  и придерживаемся той точки зрения, что даже дефицитный бюджет может быть сбалансированным с учетом реальных доходных источников и источников финансирования дефицита.

Ежегодно мы пытаемся найти в условиях  ограниченности финансовых ресурсов оптимальное соотношение между обязательными, как правило, текущими расходами, в том числе связанными с исполнением всех социальных обязательств государства, и капитальными расходами, которые составляют основу «бюджета развития».

Планируемое привлечение облигационного займа в 2012 и 2013 годах также вызвано необходимостью поддержания высокого уровня инвестиционных расходов областного бюджета в связи с планируемым Минфином России сокращением объемов бюджетного кредитования субъектов Российской Федерации.

Параметры областного бюджета на плановый период, как правило, значительно меняются в ходе нового бюджетного цикла с учетом исполнения областного бюджета в текущем  финансовом году. Во-первых, будут приниматься новые расходные обязательства Самарской области, во-вторых, возможно появление дополнительных источников финансирования дефицита бюджета. Самое главное в этом вопросе - соблюдать установленные законодательством уровни государственного долга и дефицита бюджета.

Прогноз поступления налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Самарской области на 2012-2014 гг. формируется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании сценарных условий социально-экономического развития Самарской области и основных параметров прогноза социально-экономического развития на 2012-2014 гг.

Прогноз налоговых и неналоговых доходов на 2012 год составляет 93,9 млрд рублей, что на 30% выше поступлений докризисного 2008 года. Рост поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц составил соответственно 118% и 126%. Увеличение указанных налоговых платежей сопоставимо с ростом таких показателей социально-экономического развития Самарской области, как прибыль прибыльных организаций и фонд оплаты труда.

Прогноз поступления доходов 2014 года может быть скорректирован (как в большую, так и в меньшую сторону) в случае изменения финансово-экономической ситуации в целом по Российской Федерации либо в Самарской области, что повлечет за собой изменение параметров прогноза социально-экономического развития Самарской области, а также в случае изменения налогового и бюджетного законодательства. Кроме того, на увеличение доходной части может оказать влияние увеличение  налоговой базы по отдельным налоговым платежам за счет привлечения на территорию Самарской области новых организаций-инвесторов, в том числе в рамках создания Особой экономической зоны и развития моногородов.

- В своей бюджетной политике Самарская область делает особый акцент на социальные проекты. Наш регион находится в лидерах по объемам выделяемых на социальные программы средств. Почему? Сколько в текущем году потрачено на социальные программы? Какие основные программы? Какие планы на 2012 г.? Будет ли увеличиваться доля социальных обязательств?

- Одними из основных задач органов государственной власти является улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, усиление мер социальной поддержки семей с детьми, что соответствует приоритетам развития Российской Федерации. 

Темпы развития экономики Самарской области позволят осуществить все законодательно установленные социальные обязательства перед гражданами.

61% всех расходов областного бюджета в 2012 году предполагается направить на здравоохранение, образование, социальную политику. По сравнению с 2011 годом объем расходов на данные направления расходов увеличен более чем на 8,7 млрд рублей.  При этом основной упор будет сделан, прежде всего, на адресное решение проблем социально не защищенных слоев населения.

В 2012 году проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, а также выплаты на детей, находящихся под опекой и в приемной семье, – с 1 января 2012 года они вырастут на 6,1%. Проиндексированы расходы на осуществление  ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – с 1 июля 2012 года на 15%, также увеличен размер ежемесячного пособия на ребенка.

С целью дальнейшего улучшения демографической ситуации установлен новый вид поддержки граждан, имеющих детей, - региональный «семейный капитал» в размере 100 тыс. рублей при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей.

На фоне экономического роста продолжает увеличиваться уровень оплаты труда в регионе. По итогам восьми месяцев текущего года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата достигла 17,9 тыс. рублей.

С 1 июня текущего года на 6,5% проиндексированы фонды оплаты труда всех работников учреждений бюджетной сферы региона. С 1 сентября текущего года дополнительно повышен на 30% фонд оплаты труда учителей общеобразовательных школ, а также педагогов детских садов, учреждений для детей-сирот и коррекционных образовательных учреждений Самарской области. Кроме того, по аналогии с федеральным бюджетом предусмотрено увеличение с 1 октября 2011 года фонда оплаты труда всех работников бюджетной сферы на 6,5%, за исключением тех, по которым уже состоялось повышение с 1 сентября 2011 года, а также всем работникам бюджетной сферы на 6% с 1 октября 2012 года.

- Как строится долговая политика региона? Сколько планируете занять в следующем году? Не слишком ли велика долговая нагрузка на бюджет? Почему вы отказались от политики заимствования средств у банков? Насколько выгоднее брать деньги в долг с помощью облигаций? Какая экономия?

- Основными задачами долговой политики Самарской области в 2012-2014 годах являются: сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне и привлечение заемных ресурсов на погашение существующих долговых обязательств Самарской области и финансирование инвестиционных расходов областного бюджета.

Дополнительные ограничения по государственному долгу, согласно которым прямой долг не может превышать 40% доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, а общая сумма долга – 45%, позволяют нам сохранять государственный долг Самарской области на умеренном уровне и не допускать потери управляемости долгом. Кроме того, нагрузка по погашению трех последних облигационных займов Самарской области осуществляется в течение нескольких лет, что делает погашение долга более равномерным и безопасным для исполнения бюджета.

Облигационный заем в следующем году предусмотрен проектом закона об областном бюджете на 2012-2014 годы в объеме 15 млрд рублей. В текущем году мы уже разместили пятилетние облигации на сумму 12,2 млрд рублей, и спрос на них превысил предложение, что позволило установить процентную ставку по займу в размере 7,49% годовых, что ниже уровня ставки рефинансирования Банка России, которая составляет 8,25% годовых.

Самарская область, имея безупречную кредитную историю и высокий рейтинг ведущих международных рейтинговых агентств, является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации - эмитентов, чьи облигации пользуются неизменно высоким спросом у инвесторов. 

Так как в 2012 году будет произведено погашение существующих долговых обязательств в сумме 9,85 млрд рублей, с привлечением облигационного займа значительного увеличения долговой нагрузки на областной бюджет не произойдет.

Как правило, при равных условиях стоимость привлечения заимствований в форме выпуска облигаций дешевле по сравнению с банковским кредитованием. Банк, выступающий посредником по сделкам кредитования, включает в стоимость кредита свое вознаграждение, тогда как размещение ценных бумаг происходит на открытом рынке, стоимость услуг участников которого минимальна.

Если в случае изменения рыночной конъюнктуры в 2012 году условия банковского  кредитования станут более выгодными для Самарской области, мы воспользуемся именно этим видом заимствований. При этом министерство управления финансами Самарской области на постоянной основе проводит мониторинг условий банковского кредитования, анализируя сроки и ставки, предлагаемые банками.

- Как вы считаете - насколько оправданы разговоры о второй волне кризиса? Насколько она реальна (особенно учитывая события, которые происходят в Европе)? В Москве уже начались сокращения рабочих мест. А готова ли к очередному кризису Самарская область?

- В последнее время сигналы о второй волне кризиса поcтупают из стран Европейского Союза и США, где наблюдаются проблемы с погашением долговых обязательств. В России накоплен определенный запас прочности и  мер противодействия негативным явлениям в мировой экономике. В распоряжении правительства России и Центрального банка России есть целый набор инструментов для реагирования на кризисные ситуации.

Российские власти проводят сбалансированную экономическую политику, включающую в себя принципы строгой бюджетной дисциплины, повышение эффективности расходов, ограничение роста государственного долга.

В настоящее время правительством Самарской области разработан проект закона Самарской области «О создании резервного фонда Самарской области». Возможность использования такого финансового инструмента  предусмотрена статьей 81.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что средства резервного фонда могут использоваться только в случае недостаточности доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита областного бюджета путем направления на исполнение действующих расходных обязательств региона. Таким образом, вновь создаваемый резервный фонд имеет наиболее актуальное значение в случае изменения экономической ситуации.

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия