Экономичная и эргономичная. Программа утилизации подстегнула спрос и рост производства
Итак, в последний день прошлого года официально завершился самый грандиозный в истории отечественного авторынка проект поддержки – государственная программа утилизации. Поначалу скептики высказывали сомнения в ее эффективности. Когда же после первых месяцев результаты превзошли самые смелые ожидания, те же критики поспешили заявить, что, мол, все это было затеяно исключительно для поддержки АВТОВАЗа. Но это абсолютно не так.
На равных условиях
Как известно, проект был разработан и реализован Правительством РФ, которое выделило на программу почти 30 миллиардов рублей. В результате Минпромторг оформил 595 тысяч свидетельств об утилизации. То есть, наш автопарк избавился от 595 тысяч единиц автохлама, каждая из которых имела как минимум десятилетний возраст, и пополнился почти таким же количеством новых автомобилей с экологическим классом не ниже «Евро-3». Программа утилизации стартовала 8 марта 2010 года – на этом тогда настоял лично премьер Владимир Путин, тем самым значительно ускорив введение в действие проекта. Уже по итогам 2010 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом. В 2011 году рост оказался еще значительнее – 39 процентов. Конечно, далеко не все новые машины были проданы по утилизационным свидетельствам. Но именно эта программа подстегнула коммерческие продажи. В результате даже те потенциальные покупатели, кто совсем недавно не торопился с приобретением машины, поспешили в автосалоны просто из опасения: «А вдруг не достанется?».
Правительство обеспечило равные условия участия в программе всех марок и моделей, производимых в России, – в общей сложности несколько десятков наименований автомобилей. А в итоге больше всего продал АВТОВАЗ – около 75 процентов. Действительно, крупнейший отечественный автопроизводитель с помощью программы заметно поправил свои дела – в обмен на утилизационные свидетельства реализовав более 432 тысяч LADA, а продажи марки выросли по итогам 2010 года на 48 процентов, по итогам 2011-го – еще почти на 11 процентов. Конечно же, эти показатели не были случайными. АВТОВАЗ оказался среди участников программы единственным, кто смог обеспечить нормальную работу всех процессов, связанных со сдачей старой машины в утиль и покупкой новой. На старте проекта в числе его реализаторов было 124 дилерских центра LADA, к финишу это количество выросло до 304. Почти 20 из них даже организовали в своих автосалонах рабочие места для представителей ГИБДД и организации-утилизатора. Такая схема на первых порах (пока хватало автомобилей) позволяла клиентам за один день снять с учета старую машину, сдать ее на утилизацию и уехать из автосалона на новой. Фактически Правительство благодаря АВТОВАЗу обеспечило главную социальную составляющую программы утилизации – новую машину смогли купить даже те, кто к тому времени и мечтать об этом перестал.
Кроме того, АВТОВАЗ в рамках реализации госпрограммы выступил еще и как утилизатор, для чего получил соответствующих статус. Для переработки автохлама с заводом сотрудничали 17 предприятий-утилизаторов. Но главные задачи такой деятельности АВТОВАЗа были все же другими - хотя Россия не входит в число стран-лидеров по автомобилизации населения, вопросы о необходимости куда-то девать отслужившие машины стали звучать все чаще. Тот же АВТОВАЗ проблемой создания системы рециклинга вышедших из эксплуатации транспортных средств занимается далеко не первый год. И если есть желание быть автомобильной державой мирового уровня, надо быть готовыми к тому, что когда-то автохлам придется перерабатывать тем, кто выпускает машины — как это принято в странах с развитым автомобилестроением.
Положительный тренд
В ходе программы утилизации вместе с ростом спроса на автомобили увеличилось и их производство. Это заставило активизироваться поставщиков, которых у одного только АВТОВАЗа более 800 по всей стране. Пусть не всех из них смогли сразу восстановиться после кризиса, но совершенно очевидно – положительный тренд и здесь налицо. То есть от целенаправленных усилий правительства выиграл и весь сегмент нашей экономики в целом.
По предварительным подсчетам, каждый проданный по программе утилизации автомобиль LADA принес в российский бюджет в среднем 85 тысяч рублей различных сборов и налогов. То есть от одного только АВТОВАЗа отдача в этом проекте превысила 36,7 миллиарда рублей. Получается, что если правительство и выбирало тольяттинский автозавод в фавориты программы утилизации, то не на роль «любимчика», а в качестве тяговой силы, которая в случае чего вытянула бы весь проект.
Кстати, в сравнении с другими странами российская программа утилизации оказалась самой экономичной. Например, власти Германии на подобный проект первоначально выделили 1,5 миллиарда евро с последующим увеличением финансирования до 5 миллиардов. Итальянское правительство направило на эти цели 2 миллиарда евро. Во Франции бюджет похожей программы исчислялся 6 миллиардами евро. Затраты же России в пересчете на эту валюту составили менее 750 миллионов, которые вновь заставили говорить о нашем автомобильном рынке как о будущем мировом лидере. То есть если думаешь в позитиве, предпочитаешь быть «за», а не «против», многое начинает действительно получаться.