Прививка от бюрократии. Электронный документооборот упростит жизнь самарцев
С 1 февраля Самарская область стала одной из пилотных площадок, перешедших на систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Новая схема работы госструктур призвана минимизировать бюрократическую волокиту и избавить граждан от изнурительных очередей за справками в различных инстанциях.
Обойдутся без вас
Система межведомственного электронного взаимодействия должна быть внедрена во
всех субъектах РФ с 1 июля 2012 года. Она предполагает, что все необходимые
документы и справки при получении той или иной государственной или
муниципальной услуги органы власти будут запрашивать друг у друга, а не у
обратившегося гражданина. Перед официальным запуском системы ее было решено
апробировать в трех регионах, в числе которых оказалась и Самарская область. Не
в последнюю очередь этот выбор был сделан по причине того, что Самарская
область занимает шестое место в России по проектированию СМЭВ по
государственным услугам и первое - по муниципальным.
В качестве эксперимента с 1 февраля было решено задействовать 20 наиболее
востребованных населением государственных и муниципальных услуг в трех сферах:
социальной защиты, занятости населения и земельно-имущественных отношений.
Теперь 14 видами документов, задействованных ранее в этих сферах, органы власти
в тестовом режиме будут обмениваться друг с другом в электронном виде.
Пережитки прошлого
Таким образом, если раньше для того, чтобы получить ту или иную справку,
необходимо было собрать ряд дополнительных документов, лично обратившись в
орган власти, то скоро эта схема взаимодействия значительно упростится. Помимо
этого СМЭВ призвана сократить количество очередей в различных учреждениях и
организациях.
«В процессе перехода на СМЭВ мы обнаружили, что вполне можем отказаться от
некоторых документов, требуемых сегодня при оказании переводимых нами в
электронный вид услуг, - говорит заместитель председателя правительства
Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи
Станислав Казарин. - Это пережитки, никому не нужное наследие, избавляться от
которого необходимо. Таким образом, происходит оптимизация взаимодействия
общества и государства, власть становится более прозрачной, а жизнь гражданина
- проще и комфортнее».
Посмотреть, как отрабатывается технология СМЭВ, сегодня можно на втором этаже
самарского МФЦ. Здесь работает экспериментальная площадка, где размещаются
различные федеральные ведомства.
«Как в идеале должны проходить документы от одной структуры в другую, насколько
безопасным будет этот процесс, сколько времени он может занять? Центр по
отработке этой технологии дает нам ответы на эти вопросы, - рассказывает
директор самарского МФЦ Александр Иванов. - Мы уже сегодня готовимся перейти на
новый формат взаимодействия с гражданами. И количество структур, включающихся в
эту работу, с каждым месяцем растет».
Скромная статистика
Одним из первых полную готовность перейти на СМЭВ показало региональное
управление Росреестра. С 1 октября 2011 года по настоящее время сюда уже
поступило 2,5 тыс. запросов о выдаче сведений из ЕГРП.
«По сути, это заявители, которые не обратились в наши приемные, - говорит
руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. - При
этом сроки отработки интернет-запросов и запросов, принятых при личном
обращении, одинаковые. А вот размер платы за предоставление этой информации
отличается: справки и выписки, получаемые в электронном виде, дешевле. Однако,
несмотря на это, принятые нами электронные заявления на предоставление
информации из реестра прав составляют около 1% от общего числа обращений.
Согласитесь, статистика довольно скромная, как и в целом по России. В общем,
есть над чем работать».
В основном запросы по каналам межведомственного электронного взаимодействия в
Росреестр приходят от Федеральной миграционной службы, которая тоже заявляет о
своей готовности к работе в электронном формате.
«На данный момент наше программное обеспечение функционирует в тестовом режиме,
- говорит начальник УФМС по Самарской области Валерий Яковлев. - При этом
помимо Росреестра нашими контрагентами выступают МИД России, ФНС России и МВД
России».
Алексей Юрасов, д.э.н., профессор кафедры электронной
коммерции ПГУТИ:
- СМЭВ - это один из элементов «Электронного правительства». Но его задача - не
только в предоставлении государственных услуг в новом формате. В первую
очередь, это комплексная автоматизация всей совокупности процессов управления,
которая преследует цель качественного повышения их эффективности. И для
этого не достаточно только оптимизировать процесс выдачи отдельных справок.
Важно завязать все госорганы в единую систему управления. У них должен
быть некий координационный центр, отслеживающий сбалансированные показатели.
Например, качество жизни населения или конкурентоспособность территории.
И работа этой системы должна быть нацелена на преследование конкретных
целей - демографических, экологических, антикоррупционных и т.д.
Станислав Казарин, заместитель председателя правительства Самарской
области, руководитель департамента информационных технологий и
связи:
- Проектировать систему межведомственного взаимодействия мы начали еще до того,
как об инициативе перехода на СМЭВ было объявлено в Кремле. Благодаря
этому мы попали в тройку «пилотных» регионов, где система заработала на полгода
раньше, чем в целом по стране. В настоящий момент она полностью
спроектирована, список документов, которые мы переводим на СМЭВ, состоит из
120 федеральных, примерно 30 региональных и около
40 муниципальных. Мы понимаем, что из себя представляют государственные и
муниципальные услуги, сколько их и кто имеет право на их получение. Более того,
в процессе перехода на СМЭВ мы обнаружили, что вполне можем отказаться от
некоторых документов, требуемых сегодня при оказании переводимых нами в
электронный вид услуг. Это пережитки, никому не нужное наследие, избавляться от
которого необходимо. Таким образом, происходит оптимизация взаимодействия
общества и государства, власть становится более прозрачной, а жизнь простого
человека - проще.