Управа на управляющих. Властям на местах возвращают функции контроля коммунальной сферы
Осенью местные власти получат новый рычаг воздействия на управляющие компании: они смогут отзывать те организации, которые допускают нарушения при управлении жилым фондом. Таковы требования Жилищного кодекса РФ. По мнению экспертов, эти меры назрели давно: злоупотребления в коммунальной сфере зашкаливают, и на рынке ЖКХ давно пора наводить порядок.
Назревшие поправки
Новые полномочия по контролю жилищно-коммунальной сферы местные власти должны получить осенью. Такие возможности предоставляет им Жилищный кодекс РФ. Соответствующие поправки в этот документ были приняты еще в прошлом году. Их суть сводится к тому, что орган местного самоуправления наделяется правами по инициированию внеплановой проверки деятельности управляющей организации на основании обращения собственников жилья либо председателя совета многоквартирного дома, ТСЖ или ЖСК. Если такая проверка подтвердит невыполнение управляющей организацией условий договора, то орган МСУ не позднее чем через пятнадцать дней с момента обращения должен созвать собрание собственников жилья. И затем в ходе обсуждения с жильцами власти могут решить вопрос о расторжении договора с УК и выборе новой либо вовсе об изменении способа управления многоквартирным домом.
Как пояснил «ВК» председатель комиссии по МСУ, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских, хотя революционные поправки в Жилищный кодекс были внесены еще в 2011 году, механизм для их реализации не был прописан. Именно поэтому местные власти до последнего времени и оставались слабой стороной в отношениях с частными управляющими компаниями и вынуждены были ссылаться на отсутствие рычагов воздействия. По словам эксперта, разъяснения, которые позволят этому механизму реально заработать, должны быть изданы министерством регионального развития РФ или постановлением федерального правительства. «Все ждут, когда заработает этот механизм. Надеемся, что он появится уже в сентябре, как и ряд других новшеств в сфере ЖКХ, - уточнил Виктор Часовских. - Когда эта махина завертится, орган МСУ получит необходимые рычаги влияния на УК».
«Эти поправки в Жилищный кодекс не что иное, как сигнал органам МСУ о том, что они не вправе отмахиваться от проблем граждан в сфере ЖКХ. Чиновники должны принимать деятельное участие в их разрешении. До появления этой нормы представители исполнительной власти дистанцировались от решения этих вопросов и оставляли жителей один на один с УК», - прямо заявил «ВК» депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
Тот факт, что сегодня закон оставляет собственников жилья один на один с управляющими компаниями, признает и руководитель рабочей группы по ЖКХ в Самарской городской думе Вера Попова. «Сейчас исполнительная власть объективно не может вмешиваться в отношения между собственниками и УК», - констатирует она.
Сложившаяся практика
Отметим, что процедура смены управляющей компании, не справляющейся со своими обязанностями, сейчас прописана и в действующем законодательстве. Жилищный кодекс дает право собственникам жилья на общем собрании выбрать не только другую УК, но даже и сам способ управления домом. Кроме того, работают механизмы смены коммунальных организаций через суд при серьезных нарушениях условий договора. Однако и эти варианты «смены власти» несовершенны.
«В Самаре существует 42 УК, многие из которых работают только на бумаге. Отсутствие конкуренции на этом рынке делает процедуру смены УК практически невозможной», - делает вывод Михаил Матвеев.
Виктор Часовских также отмечает, что сами УК зачастую используют возможность смены власти в доме в своих интересах. Так, при проведении общих собраний нередки различные махинации, проводятся нелегитимные собрания. «Но за этим сейчас следит жилищная инспекция, у которой есть право оспорить незаконное собрание. К тому же готовятся и изменения в Уголовный кодекс - там появится статья об ответственности за подделку протоколов общих собраний собственников жилья», - говорит эксперт.
Реакция на местах
Представители органов местного самоуправления, которые после окончательного вступления в действие поправок в Жилищный кодекс получат рычаги для наведения порядка на рынке ЖКХ, неоднозначно оценивают грядущие изменения.
Так, на взгляд мэра Сызрани Виктора Хлыстова, сейчас в законе не прописаны четкие критерии, при которых органы МСУ получают полномочия по работе с УК. «В Жилищном кодексе не определено, какое количество жильцов дома должно обратиться с жалобами к местной власти или в течение какого срока должны длиться нарушения со стороны УК. Закон нуждается в доработке или хотя бы в разъяснениях, - говорит он. - Отсутствие четких критериев и механизмов - это коррупциогенный фактор. Я уверен, что решать вопрос о смене УК должен суд».
Глава администрации Ленинского района Самары Сергей Семченко признает, что сегодня возможности и полномочия органов МСУ, в частности территориальных, в отношениях с УК сильно ограничены. Однако, говоря о вверенной ему территории, Сергей Семченко отмечает, что «в вопросах закрытия тяжких брешей» администрации удается воздействовать на УК. Но главной проблемой, по мнению Семченко, остается недостаточная прозрачность в деятельности таких организаций. «Мы должны обеспечить эту прозрачность, - говорит глава администрации района. - Более того, я убежден, что полномочия районных администраций в этом вопросе должны быть расширены, равно как и ответственность». Причем чиновник уверен, что управлять процессами в ЖКХ из единого центра в городе невозможно, да и спрос, в конечном счете, тоже всегда с территориальных органов МСУ, поэтому полномочия по контролю за УК надо передать именно на уровень районных администраций.
Спикер Самарской городской думы Александр Фетисов также уверен, что полномочиями по контролю УК должны быть наделены в том числе администрации районов города. «Они ближе к людям, им проще решить проблемы горожан. Если же они не будут справляться с этой работой, тогда к ней должна привлекаться администрация города», - заключил он.