Артем Спиваков: "Свои производители не обеспечивают запросы ритейлеров"
Вступление России в ВТО меняет правила игры не только для производителей, но и для продавцов их продукции. О том, в каком состоянии сейчас находятся местные игроки рынка, рассказал новый директор Средневолжского филиала X5 Retail Group ( группа - владелец сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Артем Спиваков.
«Люди не выдерживают»
- Каковы итоги прошлого года для Средневолжского филиала X5 Retail Group и какие задачи стоят в 2013 году?
- В 2012 году нам удалось открыть 23 магазина разных форматов в Самарской области. Тем самым своих целей по открытию мы достигли, но могли открыть и больше. На 2013 год поставлены близкие цели – открыть несколько десятков магазинов. В большей степени пока мы открываем магазины в крупных городах. Это - Самара, Тольятти, Сызрань, Чапаевск, Новокуйбышевск. Но, естественно, больше хотелось бы охватить районные центры области. Практически везде уже есть «Магнит», а мы пока представлены не везде. Так что для экспансии простора много, да и до доли 25% на рынке еще далеко.
- Что мешает развиваться?
- Серьезная проблема развития рынка - человеческий фактор. Игроков рынка и магазинов все больше и больше, а кадровый ресурс не бесконечен. Качественный уровень кандидатов падает. Приходится дополнительно обучать кадры. В некоторых случаях процесс «дошлифовки» кадров растягивается до года. Все это время проблемы на себе ощущает наш покупатель, что не есть хорошо. Все процессы в магазинах постоянно оптимизируются, нагрузка на одного человека растет, и новый человек в этой системе, когда все это видит, как правило, не выдерживает. Особая проблема - административный персонал. Процент людей, которые «с улицы» пришли на руководящие должности и остались в компании, очень маленький. Кадровый кризис особенно заметен в процессе обучения. Как правило из группы обучающихся в 25 человек хорошо, если в конце остается 6 человек. Причем еще вопрос, сколько из них останется работать после того, как они «окунутся» в работу реального магазина.
- Какова сейчас ситуация со свободными площадками?
- Это еще один сдерживающий фактор развития. Дефицит площадок заставляет пересматривать отношение к стандартам магазинов. Если раньше мы говорили, что нам нужно 300-350 кв. м на торговый зал, то сейчас мы уже понимаем, что где-то можно взять и меньше, где-то у дома поставить магазин. Ритейлеры сегодня борются практически за любую выгодную точку.
Развиваться через постройку собственных помещений тоже не просто. Особенно в Самаре - здесь практически нет подходящих свободных земельных участков. И в этом - сильный контраст между областной столицей и Тольятти, где есть крупные гипермаркеты федеральных игроков.
Экспансия новых игроков и активное развитие ритейла в регионе подогревают цены на коммерческую недвижимость, причем зачастую необоснованно. Ведь если количество магазинов увеличивается, то и товарооборот размывается. Если раньше один магазин приносил одну сумму прибыли, то теперь их пять, и каждый дает в 2-3 раза меньше. По-хорошему и стоимость аренды должна уменьшаться, чтобы экономика объектов выдерживала. По факту же цены только растут и растут.
«Конкуренция сводится к снижению
цен»
-Как вы оцениваете потенциал развития
рынка?
- В нашей стране потенциал развития ритейла еще очень большой. Единственный город, который близок по насыщенности магазинами к европейским показателям э- то Санкт-Петербург. Там порядка 40 гипермаркетов, а может быть, уже и больше. Но это все равно меньше, чем в Европе, где, выходя из гипермаркета, вы можете встретить двери в другой гипермаркет.
- Соответственно, и уровень конкуренции там другой?
- В первую очередь конкуренция строится за счет собственных продуктов. За границей в каждой сети свои торговые марки, которые занимают 70-90% ассортимента. Люди приходят в магазин за конкретным товаром, который не смогут найти в другом. В России же пока товары примерно одинаковые во всех магазинах, и конкуренция сводится к снижению цен.
- У российских ритейлеров тоже есть собственные торговые марки. Как ситуация с ними?
- В этом плане на региональном рынке лучше всех позиции у «Магнита». В
столичном регионе, наоборот, наши позиции более прочные. Есть бренд «Красная
цена», под которым продаются самые дешевые хлеб и молоко. Когда в столице
«Красная цена» только появилась, в магазинах были представлены еще 5-6 игроков,
но через год за счет цен и качества «Красная цена» вытеснила их всех. Чтобы
такое произошло и в Самарской области, нужен сильный местный игрок, который бы
был способен обеспечить продукцией весь Приволжский регион. Но пока
желающих взяться за этот проект нет.
-В чем сложности сотрудничества с местными производителями?
- В совместной работе есть ряд проблем. Первая из них - качество. Мы идем от покупателя. Что покупателю нужно, то мы и завозим. Но очень часто мы видим: есть продукт, который нужен покупателю, наш коммерческий департамент связывается с производителем. Но в итоге эти переговоры затягиваются, они могут вестись полгода, в некоторых случаях год: то бухгалтера нет, то директор в отпуске, то он сменился.
Или бывает приходят и говорят: «Мы хотим работать». Приносят
качественный товар, договариваемся о совместной работе. Начинаются поставки,
наши «качественники» берут товар с полок, а там ничего общего с тем, что
показывали. Поставщики из-за того, что не могут обеспечить объемы, начинают
фальсифицировать продукцию, удешевлять ее. А у нас выбирает
покупатель.
- Кого из местных производителей можете выделить?
Самарская область – крупный регион и при этом, казалось бы, очень развитый. Но на самом деле не все так однозначно. Местному рынку не хватает таких продуктов, как мясо и птица. Практически весь ассортимент этих товаров, представленный в наших магазинах, привозной. Есть немного «Обшаровки», чуть-чуть «Тольяттинской птицефабрики» - одни названия остались, а по факту производители не обеспечивают нужных объемов, достаточных для бесперебойного снабжения всех магазинов торговой сети. В наших магазинах местные продукты – это так называемый «фреш»: фрукты, овощи, хлебобулочная продукция, молоко, колбасные изделия.
«В гипермаркете работает 6
человек»
- Может ли конкуренция в рамках ВТО заставить «оживиться» местных игроков?
- Конечно, можно заполнить полки наших магазинов товарами из-за границы в больших, красивых упаковках. Можно даже закупить их очень дешево. Но если они будут некачественные, это все пролежит до конца своего срока годности и благополучно будет списано - их просто не будут покупать. Покупатели предпочтут проверенную местную продукцию. Наверное, поэтому масштабной экспансии пока нет.
Хотя я не исключаю, что иностранные игроки будут пробовать заходить на
рынок. В первую очередь у них есть перспективы в тех регионах, где слабо
представлены местные производители. Например, у иностранных производителей
колбасных изделий есть шансы в регионах, где нет собственного производства
колбас и где едят сейчас завозные продукты от «Царицыно» и «Микоян». Есть шанс
заменить эти бренды, особенно если все это будет еще подкреплено масштабной
рекламой и дегустациями.
- Как будет меняться сам ритейл в ВТО? Какую планку задает европейский рынок?
- Все жизненные процессы однозначно будут оптимизироваться. В пример можно привести стандартный немецкий гипермаркет, где работает всего 6 человек. Ночью в магазин приезжает фура, человек, который привез продукцию, открывает сам магазин, завозит на тележках продукцию. В 5 утра приходят сотрудники. Весь товар уже в шоу-боксах: его нужно только вставить в витрины, освободив от упаковки. Выложили на прилавки и торгуют. Просрочку товаров проверяет специально нанятая компания, а не персонал. Это идеал оптимизации процессов на сегодняшний день.