Общие вопросы налогообложения и бухучета
С 1 января 2014 года вводится обязательное досудебное урегулирование всех налоговых споров. Нововведение ускорит сроки рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Также будет усовершенствована процедура электронного документооборота и упрощена бухотчетность в малом бизнесе.
В Налоговый кодекс внесли
изменения
Согласно принятым поправкам, с 1 января 2014 года
вводится обязательное досудебное обжалование всех ненормативных актов налоговых
органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Ранее обязательная досудебная процедура обжалования была предусмотрена только в
отношении решений о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения
(отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок.
Поправки закрепляют достаточно оперативную, менее формализованную и затратную
процедуру рассмотрения налоговых споров по сравнению с судебной.
Согласно им, жалоба подается в налоговый орган, издавший акт. Тот направляет
документ в вышестоящую инстанцию (в порядке подчинения). Обратиться с жалобой
можно в течение года со дня вынесения решения (или с момента, когда лицо узнало
о нарушении своих прав).
Срок рассмотрения жалобы ограничен 15 днями с момента получения (на решения по
результатам проверок - одним месяцем, как и ранее). При необходимости его могут
продлить еще не более чем на столько же.
В ходе рассмотрения жалобы (но только до момента принятия решения) можно
представлять дополнительные документы в подтверждение своих доводов.
Предусмотрена возможность оспорить принятое по жалобе решение в вышестоящий
налоговый орган или в суд. При этом срок обжалования в ФНС России установлен
такой же, как и для обращений в суд, - три месяца с момента вынесения решения
по жалобе.
Одновременно увеличен до одного месяца срок апелляционного обжалования
налогоплательщиками решений о привлечении к ответственности за налоговые
правонарушения (отказе в этом), принятых по результатам налоговых проверок.
Прежний срок (10 дней с момента вручения, а в отношении решений по результатам
выездной проверки КГН - 20 дней) недостаточен для подготовки мотивированной
жалобы.
Исключительно судебная процедура обжалования закрепляется для ненормативных
актов, принятых ФНС России, а также действий или бездействия ее должностных
лиц.
См. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть
первую Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральный закон вступает в
силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Справки оформляем по-новому
Налоговые органы информируют: усовершенствована процедура электронного
документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при
информировании последних о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, а
также предоставлении им иных сведений. Необходимость разработки новых правил
обусловлена обновлением форм и форматов ряда документов. Речь идет о справке о
состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам; справке об исполнении
налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по
уплате налогов, сборов, пеней, штрафов; выписке операций по расчетам с
бюджетом; перечне налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности,
представленных в отчетном году.
Усовершенствована и упрощена сама процедура электронного документооборота.
Так, перечень используемых форматов дополнен форматом PDF. Из списка
электронных документов, которыми обмениваются стороны, исключено подтверждение
о дате получения (оно дублировало информацию других документов).
Если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется ответ, или
приведена будущая дата, ответ составляется на дату регистрации этого запроса в
налоговом органе. В последнем случае ранее в приеме запроса отказывали.
Обновлены форматы представления запросов, обращений, сведений. См. приказ
Федеральной налоговой службы от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196@ «Об утверждении
Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между
налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и
информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным
каналам связи».
Вниманию малого бизнеса!
Теперь составлять бухотчетность можно по упрощенной системе. Субъекты малого
бизнеса вправе самостоятельно решить, формировать им бухотчетность по
упрощенной системе или в общем порядке.
Упрощенная система бухотчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о
финансовых результатах. При этом в них можно включать показатели только по
группам статей без их детализации по статьям. Приведены упрощенные формы
названных отчетов.
При необходимости пояснений к ним составляется приложение. В нем приводят
только наиболее важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое
состояние субъекта или результаты его деятельности. В частности, рекомендовано
раскрыть те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения
порядка формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах
(например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался
ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль). Также целесообразно отразить
сведения о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемые
показателями отчетов (например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в
уставный капитал).
См. информацию Минфина России от 25 апреля 2013 г. «Бухгалтерская отчетность
субъектов малого предпринимательства».
Для подготовки статьи использованы материалы справочной правовой системы
ГАРАНТ.