Новые дороги губернии - это качество, объемы и темп
Второй год подряд из областного и федерального бюджетов на самарские дороги
выделяются беспрецедентные суммы - такого объема дорожных работ в новейшей
истории губерния еще не видела. И казавшаяся прежде невыполнимой задача -
привести областную дорожную сеть в нормативное состояние - теперь для
регионального правительства стала реально достижимой.
Ремонт днем и ночью
Что такое хорошая дорога? Каждый
знает, что это, прежде всего, качественное асфальтобетонное покрытие, которое
не требует ремонта уже через год. А специалисты со знанием дела добавят, что
высокую степень устойчивости к разрушениям под воздействием транспортного
потока и климатических условий имеет щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). В
общем, поэтому Николай Меркушкин и дал указание Минтрансу - с этого года во
всех видах дорожных работ в губернии использовать именно ЩМА. Благо, с
финансированием сейчас проблем нет - оно значительно увеличилось, в том числе
за счет получения средств из федерального бюджета. Впервые за многие годы у
региона появилась реальная возможность решить извечную российскую
проблему.
Вдумайтесь в цифры: по сравнению с 2012 годом объем финансирования ремонта
дорог в Самарской области вырос почти в 2 раза. Если в 2012-м году на дорожное
хозяйство региона было направлено 10,8 млрд рублей, то уже в 2013-м - 18,7 млрд
рублей, а в этом году сумма составила 21 млрд рублей. Объем ежегодно выделяемых
средств из областного бюджета на ремонт местных дорог вырос в 4 раза. Как и в
прошлом году, на субсидии муниципалитетам в рамках целевой программы
«Модернизация и развитие автодорог местного значения в Самарской области» в
этом году выделено 4,2 млрд рублей. Два года назад эта сумма была чуть более 1
млрд рублей.
Самара получила из облбюджета 2,5 млрд рублей. Субсидии городу на ремонт 11
улиц, протяженностью 17,4 км, начало реконструкции ул. Луначарского, ремонт 71
дворовой территории и 80 проездов к ним составили 1,5 млрд рублей. Еще 1 млрд
рублей выделен на ремонт Московского шоссе - этот масштабный ремонт начался еще
весной, но ведется и днем, и ночью. Директор компании-подрядчика ООО
«Самаратрансстрой» Сергей Сурков отмечает, что дорожные строители по максимуму
стараются уменьшить и шумовую нагрузку, и просит горожан с пониманием
относиться к временным неудобствам.
«Мы сами ездим ежедневно этими же дорогами и стоим в пробках, но это временная
необходимость на пути к качественным дорогам, которых так ждали автовладельцы»,
- пояснил Сурков. Замглавы областного Минтранса Александр Ликомаскин отмечает,
что работы выполняются качественно и с опережением графика. «По данному участку
нареканий к подрядчику нет, - говорит замминистра. - Соблюдается температурный
режим, необходимый для качественной кладки первого слоя асфальтобетонной смеси.
Строителям поставлены достаточно короткие сроки, и, надо сказать, они успешно
укладываются в них».
Ждать завершения работ жителям Самары осталось недолго - строительство завершат
до 31 октября. При этом все участки будут открывать постепенно - но сразу по
завершении работ на каждом. Так, участок около рынка «Караван» откроют не
позднее 2 августа. Кстати, смесь ЩМА, выбранная для основания Московского шоссе
позволит эксплуатировать дорогу гораздо дольше.
Федеральные трассы
Врио министра транспорта и
автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин отмечает, что контролировать
качество выполнения дорожно-строительных работ в регионе стали жестче. «Для
того, чтобы транспортные артерии области функционировали в полном объеме,
должны быть нормальными федеральные дороги и примыкающая к ним областная сеть -
единый транспортный комплекс», - пояснил он, проверяя, как идет ремонт
федеральной трассы М5 «Урал».
По словам главного инженера управления ФКУ «Большая Волга» Баянслу
Искиндировой, несмотря на то, что автомобильные дороги федерального значения,
особенно М-5 «Урал», являются для нашего региона основными транспортными
артериями, федеральным дорогам Самарской области уделялось мало внимания - не
было финансирования из федерального бюджета.
Но два года назад ситуация изменилась. И здесь - снова говорящие цифры: в 2012
году после строительства, капитального ремонта и ремонта, в эксплуатацию
введено 79,3 км федеральных дорог на сумму 2,5 млрд рублей, в 2013 году - уже
173,6 км и на сумму 6,1 млрд рублей. На этот год предусмотрено отремонтировать
98,9 км автомобильных дорог, и построить транспортные развязки с путепроводами
на общую сумму 9,4 млрд рублей. И все это - на федеральные деньги.
«В увеличении финансирования объектов строительства, капитального ремонта и
ремонта автомобильных дорог в Самарской области большая заслуга Николая
Меркушкина - благодаря его способности убеждать федеральные власти осознали
необходимость финансирования, - поясняет Баянслу Искиндирова. - В прошлом году
участок М-5 «Урал» протяженностью 10 км между городами Тольятти и Самара уже
переведен в категорию «Магистраль». На открытии участка присутствовали Николай
Меркушкин и министр транспорта России Максим Соколов».
Дороги автограда
В Тольятти на ремонт местных дорог в
прошлом году из облбюджета был выделен 1 млрд рублей - просто гигантская сумма,
к освоению корой город был не готов. Конкурс за право отремонтировать шесть
городских дорог выиграла уже печально известная фирма «ЭкспертЭнерго», в
результате контракт был сорван, что и привело к суду между подрядчиком и
мэрией.
Этот вопиющий случай в своем послании Николай Меркушкин отметил особо.
»Пресечены и будут далее пресекаться попытки выхода на торги фирм, не имеющих
техники, людей, да и самого желания работать, - заявил он. - Из-за фирмы в
Тольятти, имеющей только стол и ручку, в этом году не были отремонтированы
объекты улично-дорожной сети на сумму 102 млн рублей. И более того, по одной из
дорог был снят верхний слой асфальта, и сейчас она на зиму осталась вскрытой.
Если будут морозы и оттепели, то, может, придется не только верхний слой, а
полностью всю дорогу делать. А это будет примерно в три раза дороже».
В этом году на ремонт дорог Тольятти снова получил миллиард. По словам
руководителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Тольятти Павла
Баннова, новый контракт выиграл другой подрядчик, который уже приступил к
ремонту той самой дороги по улице Ларина, о которой говорил глава региона.
«Победитель открытого аукциона «Самардорстрой» - проверенный подрядчик с
большим опытом работы, за плечами которого целый ряд крупных, качественно
выполненных ремонтов, - отметил Баннов. - Объем финансирования был пересчитан,
с учетом того ущерба, который нанес недобросовестный подрядчик в прошлом году,
приведя дорогу в фактически аварийное состояния. Общая сумма контракта на 21
городскую дорогу в Центральном, Комсомольском и Автозаводском районах Тольятти
составила 379,5 млн рублей. По контракту срок окончания ремонта установлен 25
октября. В течение 2-3 недель, к середине августа, дорога будет
отремонтирована».
Отметим, что прошлом году компания «Самарадорстрой» отремонтировала в Тольятти
15 участков дорог на 534 млн рублей. Подрядчики возлагают большие надежды на
новый федеральный закон о госторгах (44-ФЗ), который не даст возможности
выиграть серьезный контракт фирме, не имеющей опыта, техники, специалистов и
отношения к данному виду работ. Например, в арсенале компании «АВТ-Дорстрой»,
которая ремонтирует трассу М5 под Тольятти, более 350 единиц современной
техники, производственная база с ремонтно-механическими мастерскими и более
1000 человек персонала. Есть также 4 асфальтобетонных и 2 цементобетонных
завода, собственные битумохранилища и железнодорожные подъездные пути для
доставки материалов.
По словам директора компании Натика Джабраилова, процедура участия в
торгах с каждым годом совершенствуется, что позволяет добросовестным подрядным
организациям уверенно планировать свою деятельность на перспективу.
Помощь райцентрам
А вот на участке автотрассы
Самара-Бугуруслан (Р 225) грандиозная реконструкция проведена по программе
«Модернизация и развитие автодорог местного значения в Самарской области».
Полотно расширено с 7 до 9 метров, а вместе с обочиной это 15 метров. Категория
автодороги повышена с 3-й на 2-ю. В рамках проведенной реконструкции возвели 5
мостов.
Новая обводная дорога построена у села Кинель-Черкассы - теперь большегрузы
движутся, минуя населенный пункт. Село избавилось от комплекса проблем,
связанных с логистикой, экологией и безопасностью. Долгие годы дорога и
транспортная развязка на ней проходила через село Кинель-Черкассы, являясь для
его жителей постоянным источником дискомфорта и повышенной опасности. Для
местного населения трасса была большой проблемой - в одном транспортном потоке
двигались и транзитные большегрузы, и школьные автобусы, и общественный
транспорт, и личные автомобили.
Исполняющий обязанности директора кинель-черкасской школы №3 сельский
учитель Алексей Стародубов поясняет, что транспортное кольцо - в сотне метров
от школы - всегда было источником повышенной опасности. «У нас 320 детей, из
которых больше сотни ребятишек мы подвозим из четырех соседних сел и
вертолетного полка, который находится в Кинель-Черкассах, - говорит он. -
Раньше здесь был большой поток транспорта - по трассе «Самара-Бугуруслан» ездит
очень много, в том числе из соседней Оренбургской области. Теперь водителям
школьных автобусов спокойно выезжают на кольцо, перед которым стояли подолгу,
из-за чего ученики опаздывали на уроки, и домой приезжали поздно. А ведь рядом
еще и детский сад «Колосок», и сельхозтехникум. Через это кольцо еще учеников
2-ой школы подвозят - в общем, все мы ждали, когда появится обводная
дорога».
По словам первого замадминистрации Кинель-Черкасского района Вячеслава
Гончарука, в последние два года проблемы сельчан слышат, знают и помогают их
решать.
«Деньги на развитие дорожной сети направляются из федерального и
областного бюджетов, и выделяются в равных пропорциях каждому поселению, -
поясняет Гончарук. - Программа развития автодорог позволяет приводить в порядок
не только межмуниципальные автотрассы - мы сегодня активно ведем работы по
ремонту дорог внутри самого района».
Новые технологии
Николай Меркушкин отмечает, что
качество дорожного ремонта стало значительно выше. «Масштабные работы ведутся
по всем основным магистралям - на Москву, Уфу и Оренбург. В этом году будет,
наконец, открыт Кировский мост, в следующем начнется строительство
Фрунзенского. В Тольятти начнется возведение трехуровневой эстакады при въезде
на плотину Жигулевской ГЭС. Уже проектируют мост через Волгу в районе Климовки,
который станет альтернативой магистрали М-5 и снизит автомобильный трафик на
плотине, - говорит глава региона. - Подрядчики начали закупать новую, самую
современную технику, формировать профессиональные бригады дорожных строителей.
Меняется отношение к делу – и сразу виден результат: качество ремонта
становится выше, дорожное покрытие не трескается и не проваливается через сезон
и может служить годами. Этого мы будем добиваться от всех дорожных
строителей».
Современная техника - это что-то: например, ресайклер регенерирует основание
дорожного полотна. Он взрыхляет верхний слой, перерабатывает его, добавляя
связующие компоненты. Эта масса набирает прочность, слой дороги при этом не
снимается, а остается на месте. И уже на него кладется асфальт.
По словам генерального директора ООО «Амонд» Александра Ишутина, в Татарстане
давно применяют метод холодной регенерации, и видно, что после регенерации
качество дорог улучшилось. «Метод фрезерования, который применяется, укладка
асфальта в 2-3 слоя, не дает такого эффекта, - объясняет он. - Фрезерование
делает слой тонким, его приходится наращивать и сетка трещин на нижних слоях
при этом остается. Сверху кладут новый асфальт, и трещины на следующий год
проецируются на верхний слой. Дороги, отремонтированные по технологии
регенерации, имеют больший ресурс. Такой техники в регионе должно быть как
можно больше, поэтому мы собираемся купить еще один».
Ишутин также отмечает, что усилился контроль Минтранса за подрядчиками. Уж
он-то знает - у компании в этом году три крупных контракта. «Требования
жесткие, но справедливые - и это уже сказалось на качестве».