А-ТУ самарской сборки
Авиапарк России может быть полностью обновлен в ближайшие десять лет. Такой прогноз сделал в начале октября глава Росаэронавигации Александр Нерадько на заседании кабинета министров.
Как заявил Нерадько, ряд авиакомпаний, прежде всего те, что летают за рубеж, уже установили бортовое оборудование, соответствующее международным требованиям и закупают самолеты с уже новыми приборами. Поэтому, к 2015 году авиапарк может полностью обновиться. В результате к 2025 году предполагается полностью интегрировать российскую аэронавигационную систему с международной. Поэтому в ближайшие годы главного российского авиаперевозчика "Аэрофлот" и многие региональные авиакампании ожидает массовое выбытие магистральных самолетов - Ту-134 и Ту-154, на которые приходится по разным оценкам от 30-50% самолетного парка России. По мнению экспертов, авиаперевозчикам в настоящий момент нужны магистральные самолеты вместимостью от 70 до 150 человек с дальностью полета до 3000 км. Они заменят старые "тушки" на внутрироссийских маршрутах и рейсах в Европу и ближнее зарубежье. Но кто их будет поставлять пока не ясно. Если власти не помогут, то скорее всего выиграют иностранные производители.
По словам специалистов, российский авиапром с годовой выручкой 70 млн долларов не имеет шансов выиграть в этом тендере, если только правительство не обеспечит его бюджетной поддержкой в прямой и косвенной форме на 1,5 млрд долларов до 2010 года. Но россияне все же надеются, что авиакампании сделают выбор в их пользу. Во всяком случае, для этого в последние время есть все предпосылки. В частности, в ближайшее месяцы крупный заказ на строительство среднемагистральных лайнеров Ан-140 получит акционерное общество «Авиакор». Должен увеличиться объём заказов акционерному обществу «Моторостроитель» на производство авиационных двигателей. Депутаты Государственной Думы, недавно побывавшие на самарских заводах, обещали что содействие в развитии будет оказано и другим предприятиям отрасли.
По словам генерального директора самарского авиационного завода Сергея Лихарева, между авиастроителями и властью создается серьёзный деловой союз. «Нас поддерживает губернатор Константин Титов. Но не какими-то разовыми подачками, а создаёт условия для работы. В прошлом году Губернская Дума с подачи правительства Самарской области приняла закон о реструктуризации части налоговой задолженности. В текущем году мы этим эффективно воспользовались. И на конец 2006 года у нас вообще не будет налоговой задолженности – впервые за очень много лет. А если бы не помощь региональной власти, кто знает, возможно, предприятие уже было бы банкротом»,-говорит господин Лихарев. АН-140, скорее всего, станет основным продуктом «Авиакора». Во всяком случае, заказы от различных авиакомпаний и ведомств уже имеются. Стоит напомнить, что один из самарских среднемагистральных самолетов активно эксплуатируют на маршруте Якутск-Хабаровск. Но на заводе думают и о перспективах. Например, на территории предприятия уже вновь работает филиал знаменитого конструкторского бюро имени Туполева. «У нас с этим КБ сейчас прекрасные взаимоотношения. К нам должен приехать генеральный директор Игорь Шевчук. Среди прочих вопросов мы обсудим и вероятность изготовления перспективного короткофюзеляжного авиалайнера Ту-204СМ. Наше предприятие его вполне может выпускать. Но прежде необходимо очень внимательно посмотреть его технические характеристики, оценить возможности сбыта. Утверждают, что этот самолёт реально сможет конкурировать с аэробусом А-320. Если это так, то стоит браться за изготовление машины», -рассказал глава «Авиакора». Правда, не исключено, что самарские cамолетостроители начнут работать в кооперации с зарубежными авиапроизводителями. Как уверяют некоторые эксперты если наша страна вступит в ВТО, то, скорее всего, именно это и придется сделать«Одним из условий вступления России стало открытие рынков для зарубежных производителей, в том числе и в авиационном секторе. Но Россия пока пытается сохранить для себя бонусы в этом вопросе», – охарактеризовал ситуацию аналитик ИК «Финнам» Михаил Пак. Господин Пак замечает, что отечественные предприятия выпускают самолеты, которые пока не могут удовлетворить требования авиаперевозчиков. Машины производства Ильюшина, Туполева очень дорогостоящи в обслуживании и неэкономичны, что в условиях повышения цен на топливо определяет выбор компаний-перевозчиков в пользу зарубежных лайнеров. Поэтому не исключено, что, например, через 5 лет мы увидим самарский самолет совместной сборки под названием А-ТУ.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »