В Самаре прошла "Неделя мирового агробизнеса"
В конце марта на базе Самарской государственной сельхозакадемии прошло масштабное мероприятие - "Неделя мирового агробизнеса", в котором приняли участие представители министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, десятков российских и иностранных компаний и агрофирм, научного сообщества.
Не время расслабляться!
Инициатором проведения мероприятия традиционно стала Самарская государственная
сельхозакадемия. Цель проекта - создать инновационную рабочую площадку для
обмена опытом в сфере АПК.
Более пятисот специалистов приняли участие в работе круглых столов и выставке
новейших образцов сельхозтехники. Среди них не только аграрии из Самарской
области, но и представители ведущих сельхозпредприятий из других регионов, а
также компаний из Нидерландов и Казахстана.
В числе почетных гостей мероприятия - губернатор Самарской области Николай
Меркушкин, министр сельского хозяйства и продовольствия региона Виктор
Альтергот, представители финансовых кругов, образовательной сферы и
общественности.
Открывая пленарное заседание сельскохозяйственного форума, Виктор Альтергот
сообщил о том, что по итогам 2013 года 92% хозяйств губернии стали
рентабельными. Министр рассказал, что по состоянию на 26 марта
сельхозпроизводителям региона на поддержку АПК перечислено 770 млн рублей.
Альтергот отметил и позитивную динамику в животноводстве и растениеводстве
губернии.
Глава региона Николай Меркушкин, однако, указал собравшимся на то, что не стоит
успокаиваться и предстоит еще масштабная работа. "Самарская область за
последние 20 лет в десять раз сократила производство по ряду позиций, в
частности, в животноводстве, - отметил губернатор. - По некоторым
принципиальным позициям мы должны сделать просто огромные скачки".
Синергетический эффект
Понимая всю обоснованность слов губернатора, "Ассоциация мясной и
перерабатывающей промышленности" (АМПП) Самарской области вышла с предложением
объединить усилия всех заинтересованных сторон для достижения максимальных
результатов. Председатель Ассоциации Олег Кузичкин так сформулировал главную
задачу АМПП: "Организовать систему отношений, при которой все участники цепочки
работают в рамках долгосрочных контрактов со своими потребителями и
поставщиками, четко выполняя условия контрактов, как с количественной, так и с
качественной точки зрения".
Стратегия деятельности АМПП - организация бизнес-цепочки, предусматривающей
взаимовыгодное объединение участников процесса производства мясной продукции,
начиная с поставки племенных животных и системы откорма скота и заканчивая
продажей готовой продукции конечному покупателю. То есть это кормовая база,
животноводческие комплексы, хозяйства и фермеры, мясопереработчики, трейдеры.
Покупатель диктует условия трейдерам, трейдеры - мясопереработчикам и так далее
по всей цепочке. Преимущества такой системы очевидны: во-первых, на рынок
поставляется товар, полностью соответствующий требованиям потребителей с точки
зрения ассортимента, объемов, качества и цены, - это залог получения
конкурентных преимуществ перед внешними участниками рынка уже на этом этапе.
Во-вторых, система долгосрочных контрактов позволит производителям сельхозсырья
планировать свои показатели прибыли и, соответственно, спокойно кредитоваться
под эти контракты, брать оборудование в лизинг и так далее, что дает
возможность модернизировать производство, вводить инновации и повышать
эффективность. В-третьих, кооперация и объединение интересов в рамках
Ассоциации позволит из разрозненных небольших участников рынка создать крупного
игрока, который может за счет объединения финансовых потоков получать
специальные условия и наиболее выгодные цены у поставщиков кормов,
сельхозтехники и прочего.
В ногу со временем
Не оставила Ассоциация без внимания и такой немаловажный момент, как
информационная площадка, которой выступил созданный недавно сайт. "Мы надеемся,
что сайт АМПП станет площадкой для общения участников АПК, позволит формировать
общественное мнение, доносить до людей в простой форме важную, но достаточно
сложную для понимания информацию, выведет взаимодействие участников рынка на
принципиально иной уровень, создаст для сельчан новые рынки сбыта", -
подчеркнул Олег Кузичкин.
Со стороны АМПП все эти программы - вовсе не альтруизм. "Мы, равно как и
прочие участники рынка, кровно заинтересованы в эффективных местных
поставщиках, которые смогут бесперебойно поставлять нам сырье требуемого
качества, вместо того, чтобы привозить его за тысячи километров из других
регионов", - отметил Кузичкин.
В рамках этой инвестиционной деятельности АМПП также планирует
организовать централизованную юридическую, правовую и организационную помощь
представителям крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств, совместно
со специалистами министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской
области, а также специалистами Самарского регионального ресурсного
центра.
Необходимы: коммуникация, квалификация, капитал
Олег Кузичкин, председатель "Ассоциации мясной и
перерабатывающей промышленности" Самарской области:
- Каковы основные рычаги решения проблем, которые стоят сегодня перед
животноводством нашего региона?
- Что тормозит реализацию перечисленных задач, которые обозначают и президент с
губернатором? Три "К": коммуникация, квалификация, капитал!
Коммуникация между всеми участниками процесса должна быть надежной, достоверной
и эффективной. Для реализации этой задачи мы на днях запустили портал
Ассоциации. С его помощью будет осуществляться информирование участников
самарского АПК о программах государственной поддержки. Через систему
электронных досок объявлений сельчане смогут покупать и продавать товары
соответствующей направленности, для оптовиков и крупных поставщиков там
предусмотрена интернет-биржа, там же будут все главные новости регионального
АПК, прогнозы, исследования рынка, мониторинг цен, юридическая помощь,
информация о кредитных, лизинговых и страховых программах для сельчан и многое
другое.
- Второе "К" - это квалификация. Что вы под этим подразумеваете?
- Это так называемый "кад-ровый голод". Здесь необходимо сотрудничество
передовых компаний с учебными заведениями. Члены Ассоциации мясной и
перерабатывающей промышленности, и в первую очередь группа компаний "Фабрика
качества", начали совместную подготовку специалистов и переподготовку кад-ров,
повышение квалификации. Уверен, надо привлекать и другие компании к подготовке
специалистов. В среднесрочной и долгосрочной перспективе это выгодно
всем.
- А что насчет третьего "К" - капитала?
- Агросектор в России, и Самарская область не исключение, сложно назвать
передовым в плане технического оснащения и применяемых технологий. Модернизация
- это необходимость сегодняшнего дня, независимо от того, вступает Россия в ВТО
или с этим повременят. На наш взгляд, необходимо рассмотреть возможности
увеличения инвестиций со стороны государства и варианты упрощения кредитования
со стороны финансовых институтов под гарантии государства.