Темпы подготовки техники к весенне-полевым работам сегодня выше, чем в предыдущем году
О сложностях с подготовкой к весенне-полевым работам и вариантах их решения рассказывает руководитель управления технической политики минсельхоза Самарской области Геннадий Чугунов. «Темпы подготовки техники к весенне-полевым работам сегодня выше, чем в предыдущем году. Мы идем с опережением графика на две-две с половиной недели. Это же касается и обеспеченности горюче-смазочными материалами», - заявил он.
- Геннадий Петрович, сейчас много говорят о раннем начале полевых работ. По словам некоторых специалистов, ждать осталось всего две недели. Готовы ли к этому хозяйства и, прежде всего, в техническом плане?
- Темпы подготовки техники к весенне-полевым работам сегодня выше, чем в предыдущем году. Мы идем с опережением графика на две-две с половиной недели. Это же касается и обеспеченности горюче-смазочными материалами. На сегодняшний день в целом по области готовность машинно-тракторного парка составляет по тракторам – 89%, по посевным и почвообрабатывающим машинам – на уровне 92%, и мы ставим перед собой задачу на начало весенне-полевых работ обеспечить 100-процентную готовность по основной технике, задействованной в посевной кампании.
По горючему обеспеченность хозяйств на сегодня составляет 83%, и это самый высокий показатель за постсоветский период. К сожалению, не везде ситуация складывается благополучно. В части подготовки машинно-тракторного парка серьезные проблемы возникли у ГУП «Областная МТС». Их показатели ниже среднеобластных: по тракторам – где-то на уровне 70%, по сеялкам, культиваторам – на уровне 71-74%. Это связано с тем, что у подразделений областной МТС отсутствовали оборотные средства, и, по сути, по-настоящему готовить технику МТС начала только в марте.
пределенные сложности у предприятия имеются и с обеспеченностью ГСМ. Такие же проблемы у компаний «СВ-Агроинновация», «Продимекс», «Русский хмель». Завоз топлива там до сих пор не организован на должном уровне, хотя возможности у них были. Всего месяц назад дизельное топливо стоило на уровне 10 тысяч рублей за тонну, а сегодня уже цена составляет порядка 16 тысяч 100 рублей. Почему эти компании не воспользовались столь выгодной ситуацией, непонятно.
- А эти проблемные компании выражают желание сеять?
- Чтобы зарабатывать, необходимо производить продукцию. Значит, сеять. Это понимают все. Мы пытаемся разрешить эту ситуацию. По всем районам Самарской области проводились взаимопроверки, в результате которых, кстати, и всплыли эти проблемы. На заседаниях оперативных штабов совместно с главами районов мы заслушиваем рабочие планы всех предприятий с тем, чтобы выработать решение в каждом конкретном случае. Никто не заинтересован в том, чтобы крупные компании находились в таком положении.
Но в любом случае, в области имеется достаточный машинно-тракторный парк для проведения всего объема сева, который запланирован в рамках областной программы развития АПК, а значит, мы сможем решить вопросы проведения работ в оптимальные сроки независимо от ситуации в отдельных предприятиях.
- Однако, если эти предприятия, как областная МТС, обрабатывают более 100 тысяч гектаров, это не может не вызывать тревоги. Почему у государственного предприятия, где недавно сменилось руководство, вдруг возникли такие проблемы?
- Проблемы были и раньше, не зря же Минсельхоз области вышел с инициативой о смене руководства в МТС. Нас не устраивало, как была организована работа в этой структуре. Прежде всего, речь об убытках, которые допускало предприятие, о высоких затратах, которые несла МТС, и о неэффективном использовании сельхозтехники, когда областные комбайны убирали хлеб не в Самарской области, а на юге страны. Менеджмент был явно недостаточного уровня.
Министерство сельского хозяйства инициировало проверку в областной МТС, результатом которой стала смена руководства. Та ситуация, которая складывается сегодня, нас тоже тревожит. Хотя есть заверения уже новых руководителей МТС о том, что все земли, которые обрабатывались в прошлом году, будут обработаны и засеяны, уровень готовности МТС пока не позволяет на это рассчитывать. Не хватает семян, удобрений, горючего, не отремонтирована вся техника. Мы выходили с предложениями о стабилизации положения в областной МТС.
- Есть информация, что областная МТС может потерять часть техники за долги, в частности, перед ОАО «Самараоблагропромснаб»…
- Кредиторская задолженность у областной МТС действительно высокая. Они должны за запасные части порядка 4,8 миллиона рублей, за горючее, которое бралось ранее на 28 миллионов рублей. И конечно, большая просроченная задолженность за технику, которая была поставлена на условиях лизинга – порядка 525 миллионов рублей. Мы это знали и раньше, но этот вопрос не вызывал опасений, поскольку существовало предложение Минсельхоза и Минимущества Самарской области о проведении взаимозачета с лизинговой компанией «Самараоблагропромснаб».
огласно этому предложению та техника, которая находится в облМТС на условиях лизинга на общую сумму 1,1 миллиарда рублей, должна была в рамках взаимозачета перейти в уставной капитал областной МТС. Таким образом, та просроченная задолженность, которая существует, и потенциальная на 600 миллионов рублей – за технику, сроки расчета за которую пока не наступили, была бы погашена. Решение есть, но теперь всё зависит от того, как быстро будет действовать руководство МТС. Мы оказали максимум содействия МТС и по отсрочке платежей перед коммерческими банками. Достигнута договоренность, что пока банки не будут предъявлять претензии, и есть решение о выделении областной МТС государственной гарантии Правительства Самарской области в размере 500 миллионов рублей.
Полученные под эту гарантию средства будут направлены на расчет с коммерческими банками и пополнение оборотного капитала. Уже есть положительное заключение Минфина, и от руководства МТС требуется только активизировать работу по получению госгарантии и получению кредитов.
- Но «Самараагропромснаб» собирается изъять часть техники у МТС?
- Та техника, которая сегодня находится на балансе облМТС, в период весенне-полевых работ изыматься не будет. Об этом мы договорились с руководством «Самараоблагропромснаба». И такого, чтобы мы потеряли технику облМТС, не произойдет ни при каком раскладе. Хуже обстоит дело с техникой бывшего ГУП «Самарский сахар», который находится в стадии банкротства. По нашему замыслу, высокотехнологичные машины «Самарского сахара» должны были перейти в областную МТС.
Часть техники там тоже приобреталась в лизинг через компанию «Самараоблагропромснаб», и схема предполагалась аналогичная – взаимозачет. Но никакого ответа на наше предложение от областной МТС не поступило, и сегодня та техника «Самарского сахара», которая была в лизинге, изымается лизинговой компанией за образовавшуюся задолженность. Больше того, если областная МТС не предпримет никаких шагов по осуществлению взаимозачета, мы можем потерять и ту технику «Самарского сахара», которая сегодня находится в залоге у Внешторгбанка. А это современные тракторы и сеялки, которые очень пригодились бы МТС для проведения весенне-полевых работ.
- Возвращаясь к вопросам подготовки посевной. Проблемные компании, перечисленные Вами, это практически все крупнейшие производители и инвесторы самарского АПК. В связи с теми сложностями, которые они испытывают, нет опасений, что область не справится с поставленными задачами по севу?
- Мы не считаем, что события будут развиваться в пессимистическом ключе. Мы все равно будем добиваться решения озвученных мною проблем. Сейчас министерство подключает к этой работе глав районов, не скрывая от них существующие сложности, с тем, чтобы они решали вопросы с обработкой земли на своих территориях. Думаю, те меры, которые предпринимает сегодня министерство сельского хозяйства и сами инвесторы, дадут результат. Сегодня еще есть время и возможность поправить ситуацию, поэтому о том, что область не справится с задачами по севу, даже речи быть не может.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »