Экологической катастрофы в Самарской области нет
Вопросы охраны окружающей среды с каждым годом приобретают все большую актуальность. О проблемах в области охраны окружающей среды и путях их решения корреспонденту «ВК» рассказал заместитель руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области Александр Тергалинский.
Ухудшений нет
- Александр Сергеевич, как вы оцениваете общее состояние экологии в области? Какие проблемы, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?
- Никакой экологической катастрофы и даже ухудшения экологической ситуации сегодня в области не наблюдается. Однако есть ряд проблем, которые решаются с разной степенью результативности. Первая и самая главная проблема, с которой мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно, — это загрязнение воздуха автотранспортом. Сегодня в области находятся порядка 927 тыс. грузовых и легковых автомобилей, валовый сброс загрязняющих веществ от которых составляет 700 тыс. тонн в год. Естественно, мы не можем прогнозировать резкое сокращение транспортного потока либо строительство современных транспортных развязок, которое решило бы эту проблему. Это должна быть долгосрочная и планомерная работа, которая потребует много сил и средств.
Другая актуальная проблема — это нерациональное использование предприятиями попутного газа, который образуется при добыче углеводородного сырья. Самарская область активно участвует в федеральной программе по переработке попутного газа. Основным владельцем факельного хозяйства в Самарской области является ОАО «Самаранефтегаз». Ежегодный объем попутного газа на объектах компании превышает 400 млн кубометров. Компания разработала специальную газовую программу на 2008—2011 годы, которая была утверждена «Роснефтью». Программа позволит к 2012 году достичь уровня использования попутного газа до 96% от объема добычи. В этой части «Самаранефтегаз» проводит большую работу, которая уже сегодня дает ощутимые результаты.
Объекты без экспертизы
- Не секрет, что в течение ряда лет допускались систематические нарушения по строительству коттеджей в водоохранной зоне вблизи города Самары и других районах области. Как регулируется строительство в водоохранных зонах сегодня?
- Единого мнения по поводу того, можно ли строить дома в водоохранных зонах, не было никогда. Одни были противниками такого строительства, другие поддерживали его, мотивируя это тем, что люди испокон веков селились у водоемов. Сегодня законодатель пошел навстречу последним. В 2006 году был принят новый Водный кодекс. В старой редакции говорилось о том, что в водоохранных зонах строительство запрещено и разрешается только после проведения государственной экологической экспертизы. Теперь же кодекс не запрещает строительство в водоохранных зонах при условии соблюдения природоохранного законодательства.
Определенная проблема, на мой взгляд, кроется в том, что начиная с 1 января 2007 года, когда новый Водный кодекс вступил в силу, объекты малоэтажного строительства перестали быть объектами государственной экологической экспертизы. Водным кодексом также не предусмотрено согласование проекта строительства с уполномоченным органом в области водных отношений. Следовательно, проверить коттедж на этапе строительства, а тем более посмотреть проект строительства, экологи не могут. В итоге выявление нарушений происходит, когда строительство уже завершено. Между тем, размах желаний у некоторых владельцев коттеджей очень велик: строятся бассейн, баня, дом в несколько этажей. По объемам водоснабжения и водоотведения такой коттедж можно сравнить со средним жилым домом в черте города. В этой связи управление Росприроднадзора не единожды направляло в Москву свои предложения по введению института государственной экологической экспертизы в водоохранных зонах либо обязанности по обязательному согласованию проекта строительства с соответствующими ведомствами. Но законодатель наш разворачивается не быстро, и на данный момент этот вопрос еще не решен.
Что же касается организованных коттеджных застроек в водоохранных зонах, то все они находятся у нас на контроле. Такие поселки проверялись не единожды как нами, так и прокуратурами различных уровней. Застройщикам поселков, где были выявлены нарушения, вынесены административные штрафы, выданы соответствующие предписания. И мы следим за тем, чтобы они были исполнены должным образом.
В установленный срок
- Как складывается судебная практика по делам о правонарушениях и преступлениях в сфере природопользования? Как часто удается привлечь жителей области к ответственности за нарушение природоохранного законодательства?
- Наше ведомство ведет работу по двум направлениям контроля. Во-первых, это проведение плановых проверок, план которых утверждается приказом нашей службы в Москве. Во-вторых, это выезды на внеплановые проверки, которые проводятся на основании жалоб, запросов, требований прокуратур, органов власти, жителей и т.д. Так, в первом полугодии 2009 года управление провело 185 проверок, по результатам которых выявлено 213 нарушений по разным направлениям контроля. Общая сумма наложенных штрафов за первое полугодие составила 1 млн 515 тыс. руб. Рассмотрено также 230 административных дел, и общая сумма штрафов — 2 млн 766 тыс. В случае, если в ходе проверок обнаруживались какие-либо нарушения, мы выдавали предписания, обязательные к исполнению. По опыту работы могу сказать, что практически все эти предписания выполняются в установленный срок.
- Считаете ли вы необходимым на законодательном уровне ужесточить меры ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования?
- Самый высокий штраф за нарушения в области природопользования сегодня составляет 250 тыс. руб. и может быть наложен по статье 8.2 - обращение с отходами. Однако в условиях кризиса применять эту статью достаточно сложно. Нужно понимать, что посредством штрафов наносится достаточно серьезный финансовый урон предприятиям, которые и без того работают из последних сил. Если же говорить о субъектах малого и среднего бизнеса, то после наложения административного штрафа может вообще встать вопрос о закрытии предприятия. Но главное — наложение штрафа не поможет добиться цели. Ведь в итоге нарушители не будут принимать никаких действий на устранение правонарушений — у них на это не хватит средств.
Я считаю, что штрафы необходимо ужесточать дифференцированно. Целесообразно разделить применение административной ответственности для юридических лиц малого и среднего бизнеса и юрлиц крупного бизнеса. Для «малышей» можно снизить минимальную штрафную планку до 30-50 тыс. руб. Что же касается нарушений в сфере недропользования и водных ресурсов, то считаю ужесточение наказаний целесообразным. Ведь от того, как мы будет решать эти проблемы, будет зависеть, какую воду мы будем пить через 10-15 лет.
Наказание - это не самоцель
- Существуют ли экономические механизмы, создающие заинтересованность природопользователей в энергосбережении и охране природной среды?
- В Самарской области принята целевая программа по созданию условий для внедрения энергосберегающих технологий. В январе этого года состоялось заседание комитета по нефтехимии и экологии Самарской Губернской Думы, на котором обсуждался вопрос по изменениям федерального законодательства в части стимулирования энергосберегающих технологий. Так вот, там было заявлено, что в Российской Федерации все еще недостаточно механизмов для того, чтобы стимулировать этот процесс.
Сейчас существуют лишь механизмы, смягчающие правонарушения. К ним, в частности, относится признание нарушителем своей вины. Однако, к сожалению, смягчающим обстоятельством не является вложение нарушителем средств в различные природоохранные мероприятия. То есть, при рассмотрении дел тот факт, что предприятие осуществляет рекультивацию земель, занимается переработкой, вкладывается в экологические мероприятия, не учитывается. На мой взгляд, этот подход нуждается в коррекции. Очевидно, что если предприятие решает вопрос, не стоит применять к нему максимальные штрафные санкции. Наказание — это не самоцель. Важно своевременное устранение нарушений и, как следствие, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду.
Естественно, вопрос охраны окружающей среды невозможно решить одним управлением, одной структурой. И мне очень приятно отметить, что взаимодействие федеральных и региональных органов в Самарской области находится на высоком уровне. На территории области создана коллегия по взаимодействию федеральных органов, налажена работа с министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. Мы делаем общее дело, и у нас не возникает амбиций по поводу того, кто из нас больший «природоохранник». Благодаря этому нам удается решать проблемы в комплексе.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »