Дмитрий Азаров: «Мы не стали замораживать программы»
Министр природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрий Азаров, подводя итоги уходящего 2009 года, сосредоточился, прежде всего, на законах, которые удалось отстоять его ведомству; уточнил, где в губернии будут располагаться промышленные зоны, а также ответил на вопрос – удалось ли ему выполнить наказ губернатора и сделать министерство «зубастым».
"У нас уже побывали инвесторы из Европы"
- Выделите самые главные задачи, которые министерству удалось решить, несмотря на кризисный год?
- Пожалуй, одна из первоочередных задач, которые мы для себя намечали в начале 2009 года, касалась устранения пробелов в региональном законодательстве, которые накопились за предыдущие годы. И важным достижением в этой связи и министерства, и правительства области, и депутатов губернской думы стало принятие Закона «Об охране окружающей среды».
Не менее значимым для нас стало утверждение Закона «О недрах», который позволил создать очень внятную, прозрачную систему аукционов и недропользования в губернии.
И, конечно же, знаковым для нас событием стало принятие программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории области».
- Почему эта программа является знаковой?
- Проблема отходов является одной из главных, она волнует всех без исключения жителей области. И мы взяли на себя обязательство в кратчайшие сроки разработать такую программу и утвердить ее, что, собственно, и сделали. И, несмотря на негативное влияние экономического кризиса и, как следствие, приостановку действия некоторых важных для областного бюджета направлений, программу «Совершенствование системы обращения с отходами…» нам удалось четко представить и отстоять.
Более того, подход, который лежит в основе программы, в том числе и по созданию кластеров, в России применен впервые. Хотя для нас было очевидным, что именно его здесь надо использовать. Ведь кластер включает в себя концентрацию производств, сырья, мощностей по переработке, которые можно расположить в одном месте. Тем более что трансграничные перемещения отходов, как правило, экологически неоправданны. Не случайно за нашим опытом, разработками уже едут люди из разных регионов страны.
- Эта программа довольно дорогая, на ее реализацию предполагается потратить 8 млрд рублей…
- Программа долгосрочная – рассчитана до 2020 года. Из 8 млрд рублей 4 млрд составят средства областного бюджета, порядка 170 млн рублей – вложения муниципальных образований. Остальную часть мы планируем покрыть за счет частных инвесторов.
- То есть ее вполне реально профинансировать?
- Могу вам сказать, что программа уже вызвала интерес региональных, инорегиональных инвесторов, бизнесменов из европейских стран. У нас уже побывали инвесторы из Италии, Германии, Франции, Австрии, Голландии – часть из них предлагают для внедрения свои технологии. Но другая часть, что особенно радует, готова на прямые инвестиции в экономику региона, и конкретно в эту сферу. Например, немецкие специалисты отметили, что такого комплексного подхода к решению вопроса нет нигде. Ведь комплекс предусматривает создание нормативной базы, инструментов для частно-государственного партнерства, формирование промышленных зон. А последние, к примеру, предусматривают выкуп и формирование земельного участка, формирование инженерной инфраструктуры за счет средств областного бюджета. С тем чтобы частный инвестор приходил на все готовое и размещал свой объект.
Это интересно иностранным инвесторам, тем более что в России зачастую не так легко решить вопросы оформления земли, а здесь мы все берем на себя.
- А вы можете назвать конкретных инвесторов, проявивших интерес?
- Могу вам сказать, что на одно направление работы уже есть два-три претендента. Но называть их сегодня - значит срывать переговорный процесс. Никаких преференций никому мы выдавать не будем, мы намерены четко анализировать представленные проекты, независимо от именитости претендентов.
- А чем еще привлекательны условия, которые вы намерены предложить инвесторам?
- Для бизнеса важны определенные индикаторы: если они видят системный подход, долгосрочность программы, понимают, что со стороны правительства Самарской области будет административная поддержка, они начинают уверенно смотреть в будущее. К примеру, в Тольятти уже есть реальная конкуренция за вывоз и сортировку отходов. В Самаре, думаю, уже в начале 2010 года мусоросортировочная станция появится – это уже плоды системного подхода и создания для бизнеса индикаторов.
«Чище в городах может стать хоть завтра»
- А где в губернии будут располагаться упомянутые промышленные зоны?
- Мы планируем создание трех промзон. Двух около Самары и одной – недалеко от Тольятти.
- А на какое расстояние они будут отнесены от городов?
- Это решение будет принято после обследования площадей городских округов. А для его проведения муниципалитеты должны подготовить схемы санитарной очистки территорий. Затем после согласования с областным правительством должна родиться региональная схема, в которой будут прописаны вопросы по размещению всех объектов.
- Почему для размещения таких зон были выбраны именно Самара и Тольятти?
- Ответ прост: здесь формируется наибольший объем отходов. Строить завод, например, в Алексеевке экономически невыгодно. Ведь он заранее обречен на убытки.
- Муниципалитеты должны подготовить схемы очистки за свой счет?
- Мы уже заложили в бюджете на 2010 год средства на частичное софинансирование этих работ - до 80% средств, которые муниципалитеты потратят при разработке таких схем, мы им компенсируем. Более того, мы готовы помогать муниципалитетам и строить полигоны, и создавать контейнерные площадки, и закупать необходимую спецтехнику, учитывая всю важность темы.
Помимо этого, схемы по очистке позволят ответить на вопросы: а сколько нам нужно контейнеров, спецтехники для перевозки, какая переработка отходов нам нужна на территориях?
- Можно ли прогнозировать, когда в Самаре и Тольятти станет чище? К 2020 году?
- Максимальный эффект будет достигнут, когда после всех подготовительных работ начнется финансирование конкретных объектов захоронения отходов, формирования промзон и приведения законодательства Самарской области в соответствие с теми мерами, которые обеспечат приоритет переработки, утилизации отходов над их захоронением.
А чище в городах станет, когда главы городов начнут заниматься этими вопросами каждый день. То есть хоть завтра. Мы готовы им помогать, но все за них, к сожалению, сделать не сможем.
«В водоохранных зонах часто самовольно захватываются земельные участки»
- Бюджет министерства на следующий год составляет 101 млн рублей. Хватит ли этих средств для осуществления всех необходимых задач и проектов? Какие программы пришлось «заморозить» вследствие экономического кризиса?
- Изначально мы предполагали больший объем финансирования на 2010 год. И встали перед дилеммой – либо приостановить деятельность программ, разработанных в недрах министерства в целом, либо искать другие варианты. И такой вариант нашли: мы не стали замораживать программы, мы просто увеличили сроки их реализации. Все они продуманны, и мы не видим смысла их отменять.
- В 2009 году свою работу возобновила межведомственная комиссия по контролю за состоянием и использованием водоохранных зон Самарской области, расскажите о результатах ее деятельности…
- Наибольшими полномочиями в природоохранной сфере в соответствии с действующим законодательством обладают федеральные структуры - это и Росприроднадзор, и Ростехнадзор, и Роспотребнадзор, и природоохранная прокуратура. Поэтому теснейшее взаимодействие между всеми ведомствами - федеральными и региональными - было необходимо.
И подводя итоги 2009 года, могу сказать, что ее результаты весьма впечатляющие. Комиссия проверяла не отдельные предприятия, а целые муниципальные образования на предмет соблюдения природоохранных норм. При этом межведомственная комиссия не ставила задачу оштрафовать и наказать, главная задача – показать главам муниципальных образований те проблемы, которые у них образовались, и те рычаги воздействия, которые помогут их исправить. Об эффективности работы межведомственной комиссии в 2009 году может говорить и тот факт, что губернатор дал поручение повысить ее статус.
- Каковы все-таки конкретные результаты работы комиссии?
- Результаты разные. Очень заметны те территории области, которые хотят снять с себя ответственность и не берутся за накопившиеся проблемы, и также те, кто действительно ищет способы их решить.
Так, по итогам работы комиссии больше всего нарушений и, соответственно, штрафов было вынесено по Самаре. Также благодаря работе комиссии было выявлено, что в водоохранных зонах на территории Самары часто самовольно захватываются земельные участки, возводятся жилые объекты, что на самом деле происходит по причине бездействия органов местного самоуправления в части осуществления земельного контроля. Тяга людей к воде естественна. И загвоздка в том, что строить в водоохранной зоне не запрещено, там существуют всего лишь определенные ограничения. И муниципалы спрашивают у нас – как мы будем регулировать этот вопрос? Но ведь необходимо понимать очевидные вещи: городские власти формируют документы территориального планирования города и имеют возможность прописывать условия, при которых застройка в водоохранных зонах не приведет к нарушениям природоохранного законодательства.
- А как муниципальные районы относятся к рекомендациям комиссии?
- Отношение муниципалов к высказанным рекомендациям было видно по итоговому совещанию, которое проводил губернатор. Кто-то из муниципалов пытается отстраниться от этой работы, кто-то справляется с ней уже сейчас. Здесь мы либо все вместе объединяем усилия и решаем задачу, или каждый делает вид, что это не его полномочия, и задача остается невыполненной.
- Какой проект вы бы могли выделить, помимо вышеперечисленных?
- К примеру, в 2009 году при министерстве открылась лаборатория – ГУ СО «Природоохранный центр». Теперь у нас наконец-то есть свой инструмент замеров, проведения экспертиз, лабораторных исследований. Мы можем оперативно реагировать на ситуации с выбросами, предъявлять нарушителям на основании полученных результатов претензии в суде. В наших планах сделать работу лаборатории круглосуточной.
- Зачем?
- Зачастую именно по ночам производятся сбросы в реки, выбросы в атмосферу, причиняется другой вред окружающей среде, и нужно, чтобы нарушители закона знали, что мы бдительности не теряем даже ночью. И вообще, люди законопослушные должны чувствовать свое превосходство над нарушителями закона. Если ты построил дом в неположенном месте, сбросил в реку отходы – сиди и бойся, к тебе придут! С замерами, с протоколами - по-другому не будет!
Кроме того, в 2009 году был завершен начатый в 2007-2008 годах проект по уточнению границ особо охраняемых территорий регионального значения (ООПТ). В этом году мы закончили оформление 105 ООПТ и планируем утвердить их площади на заседании правительства.
- Для чего это нужно?
- Некоторые ООПТ были сформированы 40 лет назад, но до сих пор существовали только на бумаге. Не проводилась их инвентаризация, не утверждались границы, соответственно, эти территории и не охранялись. Теперь ситуация изменится: закрепление юридического статуса позволит сохранить биологическое разнообразие ООПТ.
«Минприроды не будет смотреть на фамилии»
- На какой стадии находится законопроект по передаче полномочий по экологическому контролю с регионального уровня на уровень органов местного самоуправления?
- Мы уже рассмотрели законопроект на заседании профильного комитета губернской думы, на котором было рекомендовано принять документ в первом чтении. На наш взгляд, муниципалитеты когда-то совершенно неправильно лишили этих полномочий. Вместе с тем при возвращении этих полномочий на местный уровень координирующая роль областного правительства останется. Более того, мы заложим в закон механизм отзыва этих полномочий, который будет срабатывать в тех случаях, когда территории не будут справляться.
- Мэрия Самары претендует на леса, находящиеся в черте городского округа, - на 8,1 тыс. га. Насколько обоснованны, по вашему мнению, их претензии, и возможна ли в перспективе передача им такой объемной территории? Сможет ли муниципалитет использовать территорию лесов по своему усмотрению?
- Для этого необходимо в соответствии с федеральным законом осуществить перевод земель лесного фонда в земли поселений. В конце мая глава города обратился к губернатору с инициативой перевести земли городских лесов (эти
- Смогло ли министерство, по вашей оценке, в течение 2009 года выполнить наказ губернатора и стать «зубастым»?
- Одно могу сказать. В Самарской области сегодня гораздо больше людей, чем это было год назад, десять раз подумают, прежде чем нарушить природоохранное законодательство, — это 100%.
- Вы имеете в виду не только рядовых граждан, но и руководителей предприятий, территорий?
- Да, потому что они знают, что Минприроды не будет смотреть на фамилии. Да и в целом у жителей губернии отношение к экологическим вопросам изменилось. И это я тоже считаю нашим достижением.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »