Состояние детского дорожно-транспортного травматизма на территории Самарской области по итогам 11 месяцев 2011 года
За 11 месяцев 2011 года на территории Самарской области зарегистрировано 446 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 18 детей погибли и 468 получили ранения различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП с участием детей не изменилось, число погибших увеличилось на 100%, раненых снизилось на 4,3%.
Рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних зарегистрирован в городах Тольятти на 16,8% и Чапаевск на 16,7%, в муниципальных районах Сызранский на 66,7%, Шигонский на 200%, Кинель-Черкасский на 18,2%, Безенчукский на 150%, Похвистневский на 11,1%, Сергиевский на 83,3%, Ставропольский на 4%, Богатовский, Кошкинский, Исаклинский, Клявлинский, Алексеевский и Пестравский на 100%, Нефтегорский, Приволжский и Волжский на 50%.
В соответствии с анализом 84 ДТП (18,8% от всех ДТП с детьми), они совершены по неосторожности детей. В них 94 ребенка получили ранения различной степени тяжести (20% от числа травмированных детей), 3 ребенка погибли (16,6%). За аналогичный период прошлого года по вине детей совершено 107 ДТП (23,9%), в которых ранены 119 ребенка (25,4% от числа травмированных детей), погибших нет.
Рост ДТП, совершенных по вине несовершеннолетних, зарегистрирован на территории городов Тольятти (на 33,3%) и Сызрань (на 50%), муниципальных районов Богатовский, Клявлинский, Безенчукский, Ставропольский (на 100%) и Похвистневский (на 50%).
За 11 месяцев 2011 года в дорожно-транспортных происшествиях погибли 18 детей. Из них 5 – в качестве пешеходов (2 – г.Самара, 1 – г.Сызрань, 1 – Кинельский район и 1 – Красноярский), 9 – будучи пассажирами (1 – Волжский район, 1 – К.Черкасский, 4 – Сызранский, 1 - г.Тольятти, 1 – Сергиевский район и 1 – Богатовский район), 4 ребенка были водителями мото-велотранспорта (1 – Богатовский район, 1 – Волжский, 2 – Ставропольский). По своей вине погибли 3 ребенка: 1 пешеход – г.Сызрань (переход проезжей части вне пешеходного перехода), 1 велосипедист – Волжский район и 1 – Богатовский район (выезд на проезжую часть).
Основным видом ДТП с участием детей являются наезды на пешеходов (48,8%, аналогичный период прошлого года – 55,6 % от всех ДТП с участием детей). Самой распространённой причиной таких ДТП является переход проезжей части в неустановленном месте (9,6% от всех наездов на пешеходов-детей) или вне пешеходного перехода (7,3%).
Из общего количества пострадавших детей за 11 месяцев т.г., 203 несовершеннолетних пострадали в качестве пешеходов (41,7% от всех пострадавших), при этом 5 детей погибли и 198 получили травмы. 54 ребенка-пешехода пострадали по своей вине, остальные по вине взрослых (11,5% от всех травмированных). За аналогичный период прошлого года пострадали 242 ребенка-пешехода (53,1% от всех пострадавших), при этом 2 ребенка погибли и 240 получили ранения.
68 детей пострадали в качестве водителей (13,9% от всех пострадавших детей), 3 ребенка погибли и 65 были травмированы. За аналогичный период прошлого года в качестве водителей пострадали 44 несовершеннолетних (9,6% от всех пострадавших детей), 44 получили ранения, погибших нет.
215 несовершеннолетних пострадали в качестве пассажиров (44,2% от всех пострадавших детей), при этом 10 детей погибли и 205 получили ранения различной степени тяжести. Пострадавшие в ДТП дети-пассажиры находились в большинстве случаев на заднем сиденье справа – 69 детей, на заднем сиденье слева – 57 детей, на заднем сиденье посередине – 36. На переднем пассажирском сиденье находилось 18 несовершеннолетних. За аналогичный период прошлого года пострадали 206 детей-пассажиров (45,2% от всех пострадавших детей), при этом 7 детей погибли и 199 были ранены. Пренебрежение водителей использованием специальных детских удерживающих устройств зафиксировано при оформлении каждого 6-го ДТП с участием детей-пассажиров (14 ДТП или 3,1% от всех ДТП с участием детей). За аналогичный период прошлого года в каждом 14-м ДТП с участием несовершеннолетних-пассажиров не использовались ДУУ (13 ДТП или 2,9% от всех ДТП с участием детей).
В основном участниками ДТП становятся подростки в возрасте от 11 до 16 лет (191 ребенок).
Максимальное число происшествий случается в период времени с 14 до 18 часов. Самыми аварийными днями недели стали вторник, среда и суббота.
Среди основных нарушений, допущенных детьми и ставших причиной ДТП, преобладают:
1. Переход через проезжую часть в неустановленном месте – 21 ДТП, что составляет 4,7% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 31 ДТП или 7,8%);
2. Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода – 16 ДТП, что составляет 3,5% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 17 ДТП или 3,8%);
3. Неподчинение сигналам регулирования – 8 ДТП, что составляет 1,7% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2011г. – 6 ДТП или 1,3%);
Основные нарушения ПДД водителями, ставшие причиной ДТП с участием детей:
1. Несоответствие скорости конкретным условиям – 171 ДТП, что составляет 38,3% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 158 ДТП или 35,4%);
2. Несоблюдение очередности проезда – 71 ДТП, что составляет 15,9% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 62 ДТП или 13,9%);
3. Нарушение правил проезда пешеходного перехода – 48 ДТП, что составляет 10,7% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 45 ДТП или 10%);
4. Отсутствие права управления транспортным средством – 25 ДТП, что составляет 5,6% от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 23 ДТП или 5,1%);
5. Нарушение правил обгона – 14 ДТП, что составляет 3,1 % от всех происшествий с детьми (11 мес. 2010г. – 7 ДТП или 1,5%).
Так, например, рост по всем показателям детского дорожно-транспортного травматизма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зарегистрирован на территории города Тольятти, где количество ДТП, погибших и раненых в детей возросло на 16,9%, 100% и 3,7%, соответственно. Наряду с этим наблюдается рост числа дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине самих детей (на 33,3%). Однако по результатам обследования школ на предмет работы с детьми по обучению ПДД установлено, что только в 48 из 82 имеется кабинеты по БДД. Причем большую часть из них можно с трудом назвать специализированными кабинетами, т.к. информация по БДД там вывешивается время от времени. В городе нет ни одной детской автоплощадки, полностью оснащенной необходимым оборудованием. 18.08.2010 постановлением мэрии г.о. Тольятти № 2254-п/1 утверждена долгосрочная целевая программа "Дети городского округа Тольятти" на 2010-2020гг. В рамках Программы на проведение мероприятий по профилактике ДДТТ в 2011 году выделено всего 8 тысяч рублей – и это на целый год.
Рост числа дорожно-транспортных происшествияй, совершенных по неосторожности детей наблюдается на территории города Сызрань (на 50%). Однако администрация города, а именно органы образования, формально относятся к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения с детьми («Внимание-дети!», «Безопасное колесо» и др.), переложив все на плечи Госавтоинспекци. В городе отсутствуют детские автоплощадки (имеется 1 площадка на территории ОУ СОШ №33, но не отвечающая современным требованиям, материально техническая база давно устарела). Из 30 школ, расположенных на территории городского округа, только в 2-х имеются полностью оборудованные классы по БДД.
На территории Волжского района также наблюдается рост ДТП с участием детей, совершенных по их вине (на 16,7%). Кроме того, зарегистрирован рост по числу таких ДТП, по травмированным и погибшим в них несовершеннолетним на 50%, 100% и 38,5%, соответственно. Однако территориальные органы образования не уделяют должного внимания оборудованию школ материалами по обучению несовершеннолетних ПДД. Как показали проверки, только в 10-ти образовательных учреждениях из 23, уголки по БДД отвечают современным требованиям обучения.
На территории г.о. Похвистнево и м.р. Похвистневский зарегистрировано 10 ДТП с участием детей, 12 несовершеннолетних получили травмы. По сравнению с АППГ зарегистрирован рост ДТП по их количеству на 11,1% и раненых в них детей на 50%. Также наблюдается рост ДТП, совершенных по неосторожности детей (на 50%). Большая часть ДТП зарегистрирована в районе Похвистневский. Негативные аспекты, способствующие совершению ДТП, – недостаточное понимание администрацией района серьезности вопроса по обеспечению БДД. Так, в 2008 году наряду с городской программой, принята районная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения до 2015 года». На проведение мероприятий по предупреждению ДДТТ в рамках программы ежегодно закладывалось всего по 13 тыс.рублей, и те выделены не были. Правда, в текущем году деньги были выделены в сумме 40 тыс. рублей и то после непосредственного вмешательства Госавтоинспекции. Наблюдается явное равнодушие со стороны глав поселений как в вопросах обустройства УДС вблизи образовательных учреждений, так и в отсутствии планирования работы по данным вопросам аппаратом администрации района, в том числе председателем комиссии по БДД района, который одновременно является и заместителем главы администрации района по вопросам ЖКХ. Кроме того, со стороны руководства Северо-Восточного управления министерства образования и науки до сих пор не рассмотрен вопрос о создании базовых образовательных учреждений по обучению ПДД детей.
На территории Сергиевского района наряду с увеличением всех показателей детской аварийности на дорогах (по ДТП на 83,3%, по погибшим на 100% и раненым на 71,4%), зарегистрирован рост автоаварий, в которых усматривается вина детей на 100%. Однако заинтересованности со стороны администрации в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма нет, а наоборот, согласно Постановлению Главы м.р. Сергиевский №723 от 28.06.2011г. были внесены изменения в Постановление №1128 от 26.10.2009г. «Об утверждении районной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в м.р. Сергиевский Самарской области до 2015 года», в котором изменена позиция, касающаяся источников и объемов финансирования, а именно – сокращено финансирование программы на 2011 год с 1 084 тыс. руб. до 484 тыс. рублей.
Для решения вопросов по снижению уровня детского травматизма и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий необходимо понимание этой проблемы всеми министерствами и ведомствами. Необходимо использовать все возможные ресурсы и рычаги воздействия на сложившуюся ситуацию.