Двигатели Кузнецова вновь стремятся к звездам
Этот легендарный конструктор много лет руководил самарским двигателестроением. И даже спустя 102 года со дня рождения Николая Кузнецова многие его разработки по-прежнему актуальны: скоро на мощностях ОАО «Кузнецов» начнется серийное производство модифицированной версии созданного им «лунного» двигателя НК-33. В Самаре состоялись сразу несколько мероприятий, посвященных 102-й годовщине со дня рождения конструктора авиационных, ракетных и наземных двигателей, академика Николая Кузнецова.
На базе ОАО «Кузнецов» прошли памятные встречи и
тематические экскурсии. А вечером в сквере ДК «Чайка» в поселке Управленческий
устроили торжественный митинг с возложением цветов к памятнику легендарному
конструктору и праздничный концерт. Также на мероприятии вручили дипломы
выпускникам филиала СГАУ, работающего на территории ОАО «Кузнецов» и в свое
время созданного по инициативе самого конструктора.
Напомним, 2013 год стал знаковым для самарского двигателестроительного
комплекса. В конце апреля состоялся первый демонстрационный пуск
ракеты-носителя среднего класса «Антарес» с модифицированными «лунными»
двигателями НК-33 – одной из легендарных разработок Николая Кузнецова.
Двигатель ждал своего часа более сорока лет. В начале 1960-х, когда СССР
вступил в «лунную гонку», Сергей Королев вместе с Николаем Кузнецовым
начали создавать ракету, которая смогла бы достать до Луны. Качественно
новый двигатель НК-33 для новой ракеты тогда создали в кратчайшие сроки, но
довести лунную программу до логического итога в СССР было не суждено -
Советский Союз проиграл гонку американцам.
США запустили первые «Аполлоны» к Луне, а в СССР только
приступили к летным испытаниям РН Н-1. Но все четыре попытки запуска потерпели
неудачу, и в 1974 году лунную программу Н1-Л3 свернули.
В наше время знаменитый «лунный» двигатель получил вторую жизнь. Напомним, в
конце апреля со Среднеатлантического регионального космодрома (MARS) в
Вирджинии (США) состоялся первый полет американской ракеты-носителя среднего
класса «Антарес» с двигателями НК-33/AJ26. Сейчас коллектив ОАО «Кузнецов»
готовится к предстоящему в сентябре второму зарубежному старту.
Вполне возможно, в ближайшее время ОАО «Кузнецов» заключит контракт с
американцами для серийного производства модифицированной версии НК-33. В эти
дни в Самаре находится американская делегация, в составе которой и
представители фирмы Аerojet. Они приняли участие в торжественной церемонии,
посвященной годовщине со дня рождения Николая Кузнецова. Как пояснил главный
конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» Валерий Данильченко, американцы
приехали на предприятие для того, чтобы обсудить вопросы технических испытаний
и возобновления серийного производства двигателей. «НК-33 выступает в
американском проекте, мы адаптируем его к РН «Антарес», - пояснил «ВК» Валерий
Данильченко. - Предприятие занимается этим совместно с американской фирмой
Аerojet».
Напомним, американцы уже приезжали к самарским двигателестроителям: в январе
ОАО «Кузнецов» подписало опцион (договор, по которому потенциальный покупатель
получает право, но не обязательство, совершить покупку) с Аerojet на поставку
до 2020 года 50 вновь изготовленных двигателей НК-33. «По НК-33 сейчас идет
успешная работа: планируется запуск серийного производства двигателей», -
подтвердил заместитель исполнительного директора по производству ОАО «Кузнецов»
Александр Лихтинов.
НК-33 пригодился и на родине. Как неоднократно подчеркивал в своих выступлениях
исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин, одной из принципиальных
задач для коллектива самарского предприятия сегодня является реализация проекта
по запуску отечественной ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», в составе
первой ступени которой также используется модифицированный НК-33A. «Безусловно,
советские конструкторы сформировали колоссальный научно-технический задел,
который позволяет и спустя четыре десятилетия применять созданные силовые
установки на современных ракетах», - отмечал ранее генеральный директор ОДК
Владислав Масалов.
Напомним, в начале июня завершились огневые стендовые испытания блока первой
ступени РН «Союз-2-1в», в которых НК-33A вновь подтвердил высокую надежность.
Первый старт самарской РН «Союз-2-1в» производства «ЦСКБ-Прогресс» с двигателем
ОАО «Кузнецов» намечен на сентябрь-октябрь 2013 года.
Валерий Данильченко, главный конструктор ракетных двигателей ОАО «Кузнецов»:
- Двигатель НК-33 сегодня выступает в двух проектах: в российском он используется в РН «Союз-2-1в», а в американском мы адаптируем его к РН среднего класса «Антарес». «Антарес» с нашим двигателем уже совершил первый полет. Вскоре состоится второй старт ракеты-носителя. Сейчас мы обсуждаем вопросы о серийном производстве модифицированной версии двигателя. Сегодня к нам прибыла компанда американских коллег для того, чтобы обсудить вопросы технических испытаний и серийного производства двигателя. РН «Союз-2-1в» уже успешно прошла наземные испытания, и вскоре состоятся первые летные испытания.
Александр Лихтинов, заместитель исполнительного директора по производству ОАО «Кузнецов»:
- Мы отработали полгода, но предварительно уже можно
сказать, что по сравнению с этим же периодом прошлого года финансовые
результаты предприятия улучшились более чем на 30 процентов.
По проекту НК-33 завод продолжает успешно работать, идет запуск серийного
производства.
В ближайшее время будет запущена РН «Союз-2.1в», в составе первой ступени
которой используется модифицированный НК-33А.
Двигатель и ракета прошли все стадии испытания, скоро состоится пуск. Поэтому
можно с уверенностью заявить: у этого двигателя есть будущее.