Школы Самары и Тольятти ждут серьезные перемены
На недавней встрече с тольяттинскими педагогами губернатор Николай Меркушкин сообщил, что местные средние учебные заведения вскоре перейдут в ведение региона. Перевод школ в новый статус, в частности, позволит более эффективно использовать бюджетные средства.
История вопроса
В начале
2000-х годов в Самарской области был создан механизм государственного
управления образованием. И только два муниципалитета отказались войти в
эту систему - Тольятти и Самара.
С одной стороны, это давало департаменту образования основание
самостоятельно принимать решение по отдельным вопросам. С другой - была
явная зависимость от мэрии и необязательная подотчетность и подчиненность
городскому управлению министерства образования и науки Самарской области. Это
зачастую приводило к неразберихе и организационной путанице, что не лучшим
образом сказывалось на качестве образования.
Сейчас в регионе, за исключением Самары и Тольятти, действует следующий
принцип. За субъектом РФ закрепляется создание государственных
общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные
программы; непосредственное управление государственными общеобразовательными
учреждениями в целях обеспечения прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного и общего образования; финансирование расходов
государственных школ на оплату труда работников, на учебники и учебные пособия,
технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды;
назначение директоров школ.
За органами местного самоуправления закреплено обеспечение наличия зданий и
помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по
образовательным программам общего и дошкольного образования; предоставление в
безвозмездное пользование государственным общеобразовательным учреждениям
зданий и помещений для организации в них образовательного процесса по основным
общеобразовательным программам; оплата коммунальных услуг.
Законодательством об образовании не предусмотрены реальные полномочия органов
местного самоуправления в части содержательного и организационного влияния на
систему образования. При этом органы местного самоуправления Самарской области
обладают серьезными рычагами влияния, связанными с учредительством,
финансированием, назначением руководителей учреждений подведомственной системы
образования, но ответственность за качество образования несет министерство
образования и науки.
Выход из тупика
Недостаточная эффективность региональной образовательной системы напрямую была
связана с отсутствием реальных полномочий у областного министерства по
формированию единой политики в сфере образования, поскольку Тольятти и Самара
выбивались из системы. А ведь это самые крупные общеобразовательные центры
в губернии.
Поворотным пунктом в решении этой проблемы стала встреча главы региона Николая
Меркушкина с тольяттинскими педагогами. На ней губернатор дал «добро» на
объединение тольяттинских школ в единую образовательную систему. Для учеников и
их родителей процесс реформы пройдет практически незаметно.
«Мы давно ждали такого решения, - говорит заместитель директора школы N94 Елена
Кондрашова. - Это логический выход из организационного тупика, в котором
оказалась городская образовательная система. Очень надеемся, что тольяттинское
управление министерства сможет решать все вопросы более оперативно и
эффективно».
В отношении образовательных учреждений Тольятти рассматривается
возможность передачи школ вместе с объектами недвижимости. В этом случае
орган местного самоуправления теряет все полномочия и полностью прекращает
финансирование объектов образования. Данные обязательства переходят на
областной уровень.
Перемен, мы ждем перемен
По словам заместителя руководителя Поволжского управления Натальи Карякиной,
нынешняя система, которая сейчас действует практически во всех образовательных
округах, позволяет оперативно и эффективно реагировать на все возникающие в
учебных заведениях вопросы.
Впрочем, самарское педагогическое сообщество с тревогой
ждет перемен. Школы областного центра должны перейти в
подчинение министерства после того, как этот процесс будет завершен в
Тольятти.
«На мой взгляд, когда были районные, а позже межрайонные отделы образования,
власть была ближе к проблемам рядовой школы, - считает директор самарской школы
N176 Елена Девятова. - Сейчас разрыв между общеобразовательными учреждениями и
министерством станет еще больше. Хотя с другой стороны, вероятно, значительно
улучшится финансирование. Впрочем, делать выводы рано. Посмотрим сначала, как
пройдет процесс переподчинения региону в Тольятти».
С реализацией реформы проблем не будет, говорят в министерстве. Будут
оформлены и зарегистрированы новые уставы учреждений, получены новые печати,
реквизиты. В течение полугода после регистрации новых учреждений будут
проведены процедуры государственной аккредитации и лицензирования.