Сделать стартовой
 
Самара, Форум РИА Смара Обсуждения, Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Новости / В регионе / Политика и Власть

16:36 24 октября 2012

Заседание правительства Самарской области. Итоговое сообщение

Заседание правительства  Самарской области. Итоговое сообщение

24 октября под председательством вице-губернатора –председателя Правительства Самарской области Александра Нефёдова состоялось очередное заседание Правительства Самарской области. Члены кабинета министров заслушали информацию об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2012 года и ожидаемых итогах развития за 2012 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Кроме того, был одобрен проект закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», который теперь поступит на обсуждение депутатов Самарской Губернской Думы.


Объем валового регионального продукта за 2012 год должен составить 937,6 млрд. рублей и по этому показателю Самарская область практически выйдет на докризисный уровень 2008 года

Доклад об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2012 года и ожидаемых итогах развития за 2012 год, прогнозе социально-экономического развития Самарской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов представил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко.

По словам министра, в 2012 году экономика Самарской области продолжила динамику роста - в большинстве отраслей и сфер экономики региона наблюдаются положительные изменения основных показателей. Со значимой динамикой развиваются сфера индивидуального потребления и инвестиционная деятельность. Однако темпы роста по показателям производства значительно замедлились по сравнению с 2011 годом, а по некоторым значениям ниже среднероссийских. «Это означает, что факторы посткризисного восстановительного роста экономики области, которые действовали последние два года, практически исчерпаны», - констатирует А.В.Кобенко.

Это обстоятельство отразилось и на рейтинге Самарской области. Если по уровню социально-экономического развития область входит в тройку лидеров ПФО, то по динамике развития мы утрачиваем свои позиции, что в дальнейшем не может не сказаться на снижении параметров экономического потенциала региона.

Ослабление позиций Самарской области подтверждается рейтингом, проводимым Министерством регионального развития Российской Федерации. Самарская область в 2012 году занимает лишь 57 место по сводному индексу социально-экономического развития, ухудшив свой рейтинг по сравнению с декабрем 2011 года (43 место), и входит в группу 50 регионов, где социально-экономическая ситуация оценивается хуже среднероссийской. «Наша задача на ближайшие годы – вернуть Самарской области статус региона первой десятки российских субъектов по интегральной оценке социально-экономического развития», - подчеркнул министр.

В целом за 2012 год объем валового регионального продукта составит 937,6 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года на 5,5%. По этому показателю, наиболее комплексно отражающему развитие, регион практически выйдет на докризисный уровень 2008 года (99%), а по объему промышленного производства, обороту розничной торговли, реальной заработной плате превысит этот рубеж. В инвестиционной и строительной сферах спад не только компенсирован, но и превышен уже в 2011 году.

Важнейшей тенденцией 2011-2012 годов, которая имеет тенденцию к продолжению, стала диверсификация экспорта – впервые в современной истории Самарской области доля нефти и нефтепродуктов составила менее 50% экспорта области. Это связано со значительным расширением поставок продукции машиностроения, а также продукции химической промышленности. Тем не менее, индекс промышленного производства за 9 месяцев составил лишь 101,2%.

В целом индекс производства в промышленном комплексе региона в 2012 году оценивается в 101,6% с ростом практически во всех его подотраслях.

Рентабельность продукции в среднем по области составила в 1 полугодии 11,8%, что превышает среднероссийский уровень, но на 1 процентный пункт (пр.п.) ниже уровня прошлого года.

Производство продукции сельского хозяйства составит в текущем году 100,5% при ожидаемом показателе в среднем по России – 95,6%. Вместе с тем остается нерешенной проблема по обеспеченности населения Самарской области продуктами питания животного происхождения, произведенными на территории региона. Доля самарской продукции по молоку и мясу составляет около 50%, яйцу – 22%. В Самарскую область ежегодно ввозится более 90 тыс.тонн мясопродуктов, 400 тыс.тонн молокопродуктов, 600 млн.шт. яиц.В текущем году в регионе продолжается позитивная динамика инвестиций. В целом за 2012 год, по оценке областного министерства, темп роста инвестиций вдвое превысит показатель по Российской Федерации, а общий объем капиталовложений в Самарской области составит около 237 млрд. рублей. Наиболее значительно – более чем в 3 раза - возрос уровень прямых иностранных инвестиций. Наибольший их объем был привлечен в автомобильную отрасль за счет вложений альянса Рено-Ниссан и продолжения реализации проектов в Самарской области иностранными компаниями – производителями автокомпонентов.

Однако по объему инвестиций на душу населения Самарская область - на 36 месте в России и на 3-4 месте в ПФО. А именно этот индикатор определяет дальнейшее развитие региона.

Общий объем средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения в 2012 году, прогнозируется на конец года в объеме около 17,2 млрд. рублей. При этом доля инвестиционных расходов в общем объеме расходов областного бюджета увеличится на 1,6 пр.п по сравнению с предыдущим годом, когда данный показатель составлял 12,6%. Главная задача здесь состоит в увеличении эффективности областных инвестиций, всемерной их экономии и оптимизации. При тех же объемах необходимо иметь значительно больший результат. До конца года необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию порядка 70 социально значимых объектов.Вследствие роста производства и инвестиций положительные тенденции отмечаются и в сфере занятости населения. Растёт спрос работодателей на рабочую силу, что подтверждается увеличением среднесписочной численности работников (на 0,7%) и значительным количеством вакансий, более чем в 2 раза превышающим число безработных граждан. Размер общей безработицы опустился до рекордно низкой отметки – 2,7% - это минимальный показатель в ПФО и один из самых низких в России. Уровень зарегистрированной безработицы – менее 1%. Такие процессы позволяют ожидать в целом за 2012 год прирост численности занятых порядка 0,4%.

В текущем году региональный потребительский рынок характеризуется достаточно стабильной инфляционной ситуацией. За 9 месяцев индекс потребительских цен составил 104,6%, что соответствует среднероссийскому уровню и является одним из самых низких в ПФО. В целом за год уровень инфляции оценивается в 106,6%.

Продолжился рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, которая достигла по итогам 8 месяцев 20,2 тыс. рублей (109,5% в реальном выражении). Тем не менее, средняя заработная плата в регионе на 22% ниже среднероссийского уровня, область занимает лишь 3-4 места в ПФО.

Результатом роста благосостояния по итогам текущего года может стать снижение численности бедного населения более чем на 41 тыс. человек (с 15,3% до 14,0% от общей численности населения региона) и увеличение численности относительно обеспеченного населения (так называемого «среднего класса») на 39,2 тыс. человек (с 39,0% до 40,2%).

Правительством Самарской области продолжается реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». За 8 месяцев 2012 года введено 359 тыс. кв. метров жилья (84,5 % к аналогичному уровню 2011 года). Ожидаемый ввод по итогам года определен в объеме 1461 тыс. кв. метров (109,8 % к уровню 2011 года). Планируется предоставить государственную поддержку 3880 семьям. По объему ипотечного жилищного кредитования Самарская область занимает лидирующую позицию в Приволжском федеральном округе – за восемь месяцев он составил 15,4 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Однако, по-прежнему, в очереди на улучшение жилищных условий продолжает стоять 16224 молодых семей и 12644 льготных категорий граждан.

В текущем году продолжалась работа по созданию условий для эффективного развития человеческого потенциала в регионе. За 8 месяцев т.г. на 12 тыс. человек снизилась очередность на поступление в детские сады. Продолжающаяся модернизация системы общего образования позволит к концу 2012 года создать комфортные условия обучения для 60% обучающихся, обеспечить охват горячим питанием 80% школьников, обновить парк школьных автобусов на 70 единиц, подготовить к работе по новым стандартам образования около 4 тыс. педагогов. Выполнено соглашение с Министерством образования и науки РФ о доведении средней заработной платы учителей в IV квартале т.г. до среднего уровня по экономике за 2011 год (18600 рублей).

В рамках программы модернизации здравоохранения предусмотрен капитальный ремонт 216 объектов, будет закрыта потребность в фельдшерско-акушерских пунктах в населенных пунктах с численностью населения более 250 человек.

В этом году, как и на протяжении последних лет, демографические процессы в Самарской области преимущественно благоприятны. Растет рождаемость (за 8 месяцев текущего года родилось на 1,4 тыс. детей больше, чем за аналогичный период прошлого года), сокращается смертность (умерло почти на 5% меньше, чем в январе-августе прошлого года). В 4-х муниципальных образованиях области наблюдается естественный прирост населения (г.о. Тольятти, м.р. Большечерниговский, Волжский и Ставропольский). В целом по области естественная убыль сократилась почти на 40%. В результате в текущем году численность населения снизится незначительно – на сотые доли процента.

«Экономическому развитию региона должен быть придан больший динамизм, оно нуждается в новом инвестиционном наполнении, способном модернизировать производственную и социальную базу Самарской области, раскрыть и нарастить ее преимущества, обеспечив при этом конкурентоспособность региона на российском и международном уровнях», - подчеркнул министр.

Прогноз социально-экономического развития региона на 2013-2015 годы разработан в 2-х вариантах. Первый вариант – умеренно-оптимистичный, предполагает умеренные темпы роста базовых секторов экономики, невысокий инвестиционный и потребительский спрос. Учитывает нестабильную ситуацию на мировом и российском рынке товаров и услуг. По данному варианту среднегодовой темп роста валового регионального продукта в 2013-2015 гг. прогнозируется на уровне 104,7%.

Второй вариант – форсированного роста – это целевой вариант. Он предполагает улучшение бизнес-климата, существенное повышение деловой и инвестиционной активности, более значительный рост уровня жизни населения. Среднегодовой рост экономики области в 2013-2015 годах составит 107,2%. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП может увеличиться с 25,3% в 2012 году до 28,7% в 2015 году.

Основные варианты прогноза (первый и второй варианты) исходят из сохранения позитивных тенденций восстановления мировой экономики.

При разработке прогноза учитывались и возможные риски – ухудшение динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), снижение цены на нефть, замедление роста российской экономики. Для таких условий проработан кризисный вариант развития.

В условиях нестабильной экономической ситуации в мире, неослабевающей угрозы разрастания финансовых проблем на российский рынок было принято решение использовать для разработки областного бюджета первый, умеренно-оптимистический вариант прогноза. Но руководство области видит свою задачу при реализации социально-экономической политики в достижении основных параметров второго, форсированного варианта прогноза.

Тем не менее, по обоим основным вариантам позитивная динамика развития в прогнозном периоде ожидается практически во всех секторах и сферах экономики области. Это дает основание ожидать роста стоимостной оценки объема валового регионального продукта в текущих ценах с 937,6 млрд. рублей в 2012 году до 1,38 трлн. рублей по второму варианту прогноза, т.е. почти в 1,5 раза.

За три года ВРП Самарской области в сопоставимых ценах увеличится на 14,8% и 23,1% в зависимости от варианта прогноза, в том числе в 2013 году на 4%-6,6%. Темпы роста экономики Самарской области на протяжении всего прогнозного периода будут опережать среднероссийские (9,2% и 17,2%).

Валовой региональный продукт на душу населения в Самарской области может увеличиться с 292 тыс. рублей в 2012 году до 407 тыс. рублей в 2015 году по первому варианту прогноза и до 430 тыс. рублей по второму варианту прогноза. Это позволит сократить отставание Самарской области от среднероссийского уровня с 80,9% в 2009году до 85,4% по первому варианту и 87,3% по второму варианту прогноза к концу 2015 года.

К 2015 году планируется достичь роста производительности труда в 1,3 раза против 2011 года, что позволит выполнить поставленную Президентом РФ цель достижения в 2018 году темпа роста в 1,5 раза.

Прогноз учитывает как создание новых рабочих мест, так и модернизацию действующих. В соответствии с Указом Президента РФ в области необходимо создать и модернизировать к 2020 году 500 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.

Среднегодовой уровень официальной безработицы на протяжении прогнозного периода по форсированному варианту не превысит 1,2%.

За прогнозный период прирост объемов инвестиций в основной капитал по первому варианту прогноза составит 21,2%, по второму варианту – 42,2%. Объем инвестиций должен составить за три года 1 триллион рублей, причем по варианту форсированного роста, темпы роста инвестиций будут превышать общероссийские.

Достижение этой цели будет обеспечиваться реализацией крупномасштабных проектов в автомобилестроении, нефтепереработке, химии, сельском хозяйстве, производстве стройматериалов, добыче полезных ископаемых.

В настоящее время портфель только крупных инвестиционных проектов, которые уже реализуются или планируются к реализации в Самарской области, составляет порядка 740 млрд. рублей. Успешная реализация всех значимых инвестиционных проектов позволит вдвое сократить отставание региона от среднероссийского показателя объема инвестиций на душу населения.

С целью привлечения российских и иностранных инвесторов необходимо решить амбициозную задачу - создать на региональном уровне эффективную систему безопасности инвестиций и их административной поддержки, а также обеспечить реальную работу стимулирующих мер.

Перед регионом стоит еще одна важнейшая задача – существенное увеличение объема привлекаемых федеральных ресурсов, и, в первую очередь, инвестиционных ресурсов. В целом за прогнозный период федеральные инвестиции в регион должны вырасти не менее, чем на треть, а в текущих ценах – почти вдвое, а доля федеральных инвестиций должна вырасти до средних значений по ПФО - 8-9%.

Бюджетная инвестиционная политика Самарской области на 2013-2015 годы должна определяться необходимостью оптимизации расходов и снижения объемов незавершенного строительства, в том числе, должна быть исключена практика вложения средств в проекты без четкого, продуманного результата.

Наряду с задачей усиления инвестиционной активности в ближайшие годы в регионе серьезно стоит задача повышения эффективности действия региональных институтов развития, как в сфере инновационного развития, так и в области поддержки предпринимательства. Предполагается создание недостающих элементов поддержки инновационных компаний, в том числе - реальных инструментов финансирования инвестиционных проектов на ранних стадиях (формирование фонда посевных инвестиций и фонда прямых инвестиций).

Рост промышленного производства региона в 2015 году по отношению к 2012 году составит 125,3% по форсированному варианту прогноза, что весьма значительно превышает прогноз по Российской Федерации (114,3%).

Увеличение валовой продукции сельского хозяйства предусмотрено в прогнозе на 14,1%.

В ближайшие три года на цели развития дорожного хозяйства предусмотрено направить более 25 млрд. рублей. Это позволит увеличить протяженность и пропускную способность автомобильных дорог, обеспечить дорогами с твердым покрытием сельские населенные пункты, которые пока не имеют круглогодичной связи с автодорогами общего пользования.

В приоритетном порядке продолжится реализация социально-демографической политики. По форсированному варианту демографического прогноза впервые за многолетний период возможен рост численности населения с 2013 года. За три года она вырастет на 5,3 тыс.человек - 0,2% относительно 2012 года. Это произойдет за счет увеличения миграционного прироста, который будет превышать сокращающиеся естественные потери населения.В 2015 году планируется довести значение показатель продолжительности жизни граждан до среднероссийского уровня - 71-72 года (сейчас по оценке 68,7 лет).

В 2015 году по сравнению с 2012 годом рост потребительских цен может составить 118%. По второму варианту прогноза динамика реальной заработной платы в регионе (120,7%) может несколько превысить среднероссийский показатель (120,0%). В номинальном выражении среднемесячная начисленная заработная плата в 2013 году может составить 23-23,5 тыс. рублей, в 2015 году - 28-30 тыс. рублей.

Рост благосостояния работающего населения области, а также увеличение среднего размера пенсионных выплат (в 1,33 раза за три года) будут способствовать сокращению доли бедного населения. По второму варианту прогноза уровень бедности снизится с 14% в 2012 году до 12,8% в 2015 году.

В сфере образования в 2013 году в соответствии с Указом Президента РФ должно быть осуществлено доведение средней зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования. Будет продолжена работа по развитию системы дошкольного образования. К 2016 году предполагается полностью решить задачу по ликвидации очерёдности в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

С 1 января 2013 года все муниципальные учреждения здравоохранения Самарской области будут переведены в областную собственность и получат статус государственных учреждений. Одновременно предусматривается переход на одноканальное финансирование учреждений здравоохранения из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В сфере физкультуры и спорта основной задачей остается повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, который в настоящее время составляет 18% от норматива. В 2013-2015 годах в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2010 – 2018 годы» предполагается ввести в эксплуатацию более 60 спортивных объектов. Это позволит увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом с 16% в 2011 году до 22,2% в 2015 году.

Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области А.В.Кобенко: «Мы будем надеяться на лучшее, но во все прогнозы по расходам мы вставили пессимистический вариант. То есть мы в определении доходной и расходной части бюджета идем по умеренно-оптимистическому варианту, чтобы не завысить наши ожидания по расходам. Но, с другой стороны, все цели, включая показатели муниципальных образований, и задачи для себя будем ставить исходя из форсированного варианта развития. Безусловно, делаем акцент на развитии инвестиционного потенциала, на создании условий для инвесторов, на изменении инвестиционного законодательства. Это, пожалуй, основные задачи, которые мы должны реализовывать».


Утверждён проект областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

На заседании Правительства Самарской области был рассмотрен и утверждён проект закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». По словам заместителя председателя Правительства – министра управления финансами Самарской области Сергея Станиславовича Кандеева в основу формирования бюджета на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов легли стратегические приоритеты, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, и основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области. Среди них укрепление экономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости, создание условий для оказания качественных государственных услуг, а так же разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.

Доходы областного бюджета в 2013 году запланированы в объёме 109,5 млрд. рублей (в 2014 году – 120,5 млрд. рублей, в 2015 году – 134,4 млрд. рублей), расходы – 106,9 млрд. рублей (в 2014 году – 119,5 млрд. рублей, в 2015 году – 132,1 млрд. рублей).

При формировании доходной части бюджета были учтены средства, которые поступят в региональный бюджет из бюджетов других уровней. Это дотации из федерального бюджета (1 млрд. 94 млн. рублей) и субсидии из местных бюджетов сверхобеспеченных муниципалитетов (5,8 млн. рублей). 95% налоговых доходов областного бюджета следующего года формируется из четырёх основных налогов: налог на прибыль организаций (44%), налог на доходы физических лиц (25%), налог на имущество организаций (11,8%), акцизы по подакцизным товарам (14,4%).

Сергей Кандеев отметил, что при планировании бюджетных расходов учитывались важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед областью. «Предусмотрены ассигнования на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Так опережающими темпами в планируемой трёхлетке будет обеспечено повышение заработной платы врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, педагогическим работникам образовательных учреждений, социальным работникам и работникам культуры, - пояснил министр. - Удельный вес расходов на оплату труда в общем объёме бюджета в 2013 году составит 36,8%, в 2014 году – 38,7%, в 2015 году – 37,5%».

В 2013 году будет продолжено строительство и реконструкция сети дошкольных образовательных учреждений, школ и общеобразовательных центров, строительство объектов физической культуры и спорта.

Всего расходы капитального характера планируются в размере 15,3 млрд. рублей.

В предстоящие три года областной бюджет будет являться одним из основных инструментов повышения темпов экономического роста. В расходной части областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования не только на социально ориентированные мероприятия, но и на поддержку сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, развитие дорожной сети, строительство IT-«Жигулёвской долины».

Проекту закона «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», подготовленному Правительством Самарской области, предстоит обсуждение в Самарской Губернской Думе.


Вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области А.П.Нефёдов: «По многим позициям территория должна наверстывать упущенное и стремиться к большему развитию. Задачи на 2013-15 годы очень большие, имеющие социальную направленность. Это, например, повышение зарплат работникам бюджетной сферы, перевод медицинских учреждений на содержание областного бюджета. Это – огромная материальная база, сложнейшие технические, организационные вопросы. Работа нам с вами предстоит серьезная, и надо с самого начала настраиваться на ее исполнение».
Источник: Департамент информационной политики Администрации Губернатора Самарской области

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия