Сделать стартовой
 
Самара, Форум РИА Смара Обсуждения, Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Новости / В регионе / Политика и Власть

12:09 30 октября 2013

Бюджет Самарской области сохранит социальную направленность

Бюджет Самарской области  сохранит социальную направленность

 30 октября  вице-губернатор – председатель Правительства Самарской области Александр Нефёдов провёл очередное заседание Правительства Самарской области. На заседании были приняты положительные решения по 4 социально значимым вопросам, среди которых прогноз социально-экономического развития региона и проект областного бюджета на 2014-2016 годы.

Подведены итоги социально-экономического развития Самарской области за 8 месяцев 2013 года

Доклад об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – август 2013 года и ожидаемых итогах развития за 2013 год представил министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко.

По словам министра, в январе-августе 2013 года социально-экономическая ситуация в Самарской области характеризовалась позитивной динамикой большинства макроэкономических показателей. Увеличилось производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, объем строительных работ, выросла инвестиционная активность организаций, повысился уровень жизни населения и потребительский спрос. Благоприятная ситуация складывается во внешнеэкономической деятельности. Однако темпы экономического роста замедлились по сравнению с 2012 годом, что обусловлено в основном снижением динамики роста в обрабатывающих производствах и сфере транспорта.

Индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и торговля) в I квартале 2013 года вырос на 2,4% относительно аналогичного периода прошлого года, во II квартале 2013 года – на 2,5% (в IV квартале 2012 года – на 6,5%).

Несмотря на замедление экономического роста, ситуация в Самарской области лучше, чем в целом по Российской Федерации. По динамике темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, внешнеторгового оборота, объема строительных работ, инвестиций в основной капитал, реальных располагаемых денежных доходов, реальной заработной платы Самарская область превышает среднероссийские значения. В регионе уровень инфляции и уровни общей и зарегистрированной безработицы сохраняются на уровне ниже среднероссийских значений.

С учетом сложившихся тенденций развития экономики Самарской области в 2013 году объем валового регионального продукта по оценке в целом за год составит 1054 млрд. рублей и превысит уровень 2012 года на 3,5% в сопоставимых ценах, что выше ожидаемого темпа роста российской экономики (101,8%).

В Самарской области отмечается самый низкий рост цен на потребительском рынке среди регионов Приволжского федерального округа (далее – ПФО). В августе 2013 года сводный индекс потребительских цен на товары и услуги составил 103,9% к декабрю 2012 года, что меньше, чем в среднем по России (104,5%). В целом за 2013 год уровень инфляции на потребительском рынке региона оценивается в 106,0%.

Динамика индекса промышленного производства замедлилась, демонстрируя снижение со 106,4% в январе текущего года до 100,8% по итогам восьми месяцев. Индекс промышленного производства по оценке в целом за 2013 год составит 101,3% к предыдущему году.

Самарская область сохраняет лидирующие позиции среди регионов России в сфере инновационного развития. В 2012 году в Самарской области производство инновационной продукции возросло на 30,8% относительно предыдущего года и составило 242,6 млрд. рублей (24,5% от общего объема отгруженной продукции).

В январе – августе 2013 года объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (28,1 млрд. рублей) увеличился на 6,5% к аналогичному периоду 2012 года (по России – рост на 3,3%). По оценке объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2013 году составит 104,5% к уровню прошлого года.

В первом полугодии 2013 года общий объем инвестиций в основной капитал в Самарской области составил 87,5 млрд. рублей – 120,4% к январю – июню 2012 года. По итогам января – августа текущего года инвестиции крупных организаций увеличились на 24,7% к соответствующему периоду прошлого года.

В текущем году Правительством Самарской области проводится активная работа по созданию на территории региона современных объектов инвестиционной и инновационной инфраструктуры.

Продолжается реализация особо значимого регионального проекта создания ОЭЗ. Начата работа по созданию индустриального и агропромышленного парков в муниципальном районе Волжский.

Инвестиционные расходы областного бюджета в 2013 году составят порядка 16,5 млрд. рублей (100,4% к предыдущему году). Инвестиционные расходы местных бюджетов составят порядка 3,4 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета, направляемые на капитальные вложения на территории Самарской области, - около 12,6 млрд. рублей (139,3% к предыдущему году). Значительный объем привлекаемых инвестиций федерального бюджета в текущем году планируется направить на строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ, строительство и реконструкцию объектов транспортного комплекса, в том числе на реконструкцию и модернизацию международного аэропорта «Курумоч», а также на обеспечение населения Самарской области доступным и комфортным жильем, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В 2013 году ожидается привлечение госинвестиций на реализацию мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанных с проектно-изыскательскими работами в целях строительства или реконструкции стадионов.

Всего в 2013 году инвестиции за счет бюджетных средств в Самарской области оцениваются в объеме 27,7 млрд. рублей.

Тенденция роста инвестиций в Самарской области сохранится до конца текущего года. По оценке общий объем инвестиций в основной капитал в целом за 2013 год в регионе увеличится на 7,6% по отношению к 2012 году и составит 239,4 млрд. рублей.

Стабильная экономическая ситуация, повышение инвестиционной активности и другие объективные факторы привели к позитивным тенденциям развития иностранных инвестиций. В частности, за первое полугодие 2013 года объем прямых иностранных инвестиций увеличился в 3,2 раза. По итогам 2013 года прогнозируется рост иностранных инвестиций на 37,9%, в том числе объем прямых инвестиций увеличится в 3 раза, прочих инвестиций – на 21,1%.

В 2013 году на территории Самарской области продолжилась реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». За восемь месяцев 2013 года на территории Самарской области введено 794,3 тыс. кв. м жилья (49,3% от годового планового задания). Улучшены жилищные условия 663 семей граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, 120 гражданам выданы государственные жилищные сертификаты.

На обеспечение жильем молодых семей Самарской области из бюджетов всех уровней выделено 1,34 млрд рублей. Социальные выплаты будут предоставлены 2238 молодым семьям области. Кроме того, из областного бюджета выделено 199 млн. рублей на компенсаций при рождении ребенка 740 молодым семьям.

Продолжается работа по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. За восемь месяцев текущего года на эти цели из федерального бюджета выделено 202 млн. рублей, что позволит решить жилищные вопросы 181 ветерана.

Продолжился рост рождаемости: за январь – август 2013 года родилось 26,3 тыс. детей – на 3,6% больше, чем за аналогичный период 2012 года, коэффициент рождаемости достиг 12,3 промилле против 11,9 промилле в аналогичном периоде прошлого года. Число умерших в области выросло на 3,7% относительно января – августа прошлого  года. В результате показатель естественной убыли сложился практически на уровне аналогичного периода прошлого года – 2,2 промилле. По оценке до конца 2013 года ожидается улучшение ситуации в сфере народонаселения, поэтому в текущем году численность населения снизится незначительно – на сотые доли процента.

Позитивное развитие экономики области позволило обеспечить сохранение стабильной ситуации в сфере занятости населения области, рост потребности работодателей в рабочей силе и сокращение размеров безработицы. При этом рост занятости отмечен практически во всех видах экономической деятельности производственной сферы. Показатели как общей, так и зарегистрированной безработицы в области – одни из самых низких в России. Уровень безработицы по МОТ за июнь – август текущего года составил 3,1% против 5,3% в среднем по России (седьмое место среди всех регионов) и 4,6% по ПФО (первое место). Уровень зарегистрированной безработицы снизился до минимальных размеров – 0,8% по состоянию на 1 октября 2013 года.

За январь – август 2013 года среднедушевые денежные доходы составили 25,5 тыс. рублей. По данному показателю по итогам первого полугодия 2013 года область занимает первое место в ПФО. Реальные располагаемые доходы населения при этом составили 108,1% к январю – августу предыдущего года. Прогнозируется, что в 2013 году реальные располагаемые доходы сложатся на уровне 101,5%.

В Самарской области сохраняется социальная направленность государственной и бюджетной политики, активно идут процессы модернизации социальной сферы региона, направленные на повышение качества и доступности базовых социальных услуг населению. Структура расходов консолидированного бюджета области характеризуется стабильно высоким удельным весом (более 60%) социальной составляющей.

Финансирование системы образования в 2013 году составит свыше 28,4 млрд. рублей, что значительно (на 17%) выше уровня предыдущего года. Ключевой проблемой в сфере образования остается нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, в первую очередь для возрастной группы от 3 до 7 лет. В текущем году будет создано дополнительно более 15 тысяч мест в дошкольных группах. Уже по итогам восьми месяцев очередность для поступления в детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет снизилась до 6,3 тыс. человек против 12,7 тыс. человек в начале года.

В текущем году планируется довести размер средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений за счет всех источников финансирования до 23480 рублей, учреждений профессионального образования – до 17610 рублей.

В 2013 году запланировано потратить на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 648,3 млн. рублей из федерального бюджета и 136,3 млн. рублей из областного бюджета. Завершены работы по капитальному ремонту на 10 объектах здравоохранения. Кроме того, за счет средств федерального бюджета приобретено 90 автомобилей скорой медицинской помощи, закуплена высокотехнологичная медицинская техника (в том числе 3 магнитно-резонансных и 3 компьютерных томографа), для повышения уровня доступности оказания медицинской помощи в отдаленных районах приобретены 4 мобильных лечебно-диагностических комплекса.

В отдаленных населенных пунктах в этом году открылись 54 новых фельдшерско-акушерских пункта.

В полном объеме реализуются мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье». Расходы за счет средств федерального и областного бюджетов на его реализацию в 2013 году предполагаются на уровне около 2,8 млрд. рублей. В рамках проекта проводятся мероприятия по иммунизации, оказанию медицинской помощи наркологическим больным, а также больным гепатитами, туберкулезом, онкологическими заболеваниями. Продолжаются мероприятия по финансированию пренатальной диагностики и развитию службы крови.

В текущем году планируется довести размер средней заработной платы врачей за счет всех источников финансирования до 30454 рублей, среднего медицинского персонала – до 17751 рублей, младшего медицинского персонала – до 11763 рублей.

Правительство Самарской области продолжает системную работу по развитию физической культуры и спорта. Всего до конца года в эксплуатацию будет введено 52 спортивных объекта с единовременной пропускной способностью 114 тыс. человек.

Представлен прогноз социально-экономического развития Самарской области на период 2014-2016 годов

На заседании Правительства Самарской области заместитель председателя Правительства Самарской области – министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко, представил прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Документ разработан на основе комплексного анализа ситуации, сложившейся в области в январе-августе 2013 года, ожидаемых итогов развития в текущем году, предложений органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления Самарской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию курируемых направлений, а также намерений крупных организаций области по своему развитию.

Как подчеркнул министр, прогноз базируется на основных тенденциях и факторах функционирования мировой и российской экономики, обозначенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2016 года и учитывает реализацию Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года и др.

Прогноз разработан в двух вариантах:

1 вариант – консервативный;

2 вариант – умеренно-оптимистичный.

Первый вариант предусматривает инерционную динамику развития базовых секторов экономики, недостаточную эффективность задействованных факторов экономического роста, что не позволит достичь высоких темпов экономического развития. Ожидается, что развитие экономики области будет осуществляться в условиях невысокого инвестиционного и потребительского спроса. По данному варианту среднегодовой темп роста валового регионального продукта в 2014 – 2016 годах прогнозируется на уровне 102,9%. Первый вариант прогноза стал основой для разработки областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Второй вариант ориентирован на реализацию активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, поддержку высокотехнологичных секторов экономики и развитие инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности региональных производителей, в том числе в условиях вступления России в ВТО, создание современной транспортной инфраструктуры. Предполагается осуществление комплекса мер по модернизации социальной сферы, повышению человеческого капитала. Он характеризуется более высокими темпами экономического роста, обусловленными значительным увеличением объемов инвестиций и устойчивым ростом потребления. Среднегодовой рост экономики области в 2014 – 2016 годах составит 105,4%. Второй вариант является целевым вариантом развития области.

В 2014 – 2016 годах на динамику развития Самарской области будут оказывать влияние такие внешние факторы, как состояние мировой и российской экономики, спрос на продукцию региональных товаропроизводителей, таможенно-тарифная политика, налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, уровень инфляции, реального курса рубля и др.

Основными приоритетами социально-экономической политики в 2014 – 2016 годах являются:

- улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес. Будет активизирована работа по улучшению предпринимательского климата в регионе, поддержке инвестиционных проектов и программ с ориентацией на эффективное использование бюджетных инвестиций и механизма государственно-частного партнерства. Продолжится привлечение инвесторов к реализации как уже начатых проектов (создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский и технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти др.), так и новых инвестиционных проектов. Планируется создание индустриальных и агропромышленных парков. Большое влияние на развитие территории региона окажут мероприятия, связанные с подготовкой проведения игр Чемпионата мира по футболу в 2018 году;

- социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал. Продолжится курс на стимулирование внутреннего потребительского спроса. Прогнозируется повышение заработной платы и доходов населения, сохранение на достаточно низком уровне инфляции и безработицы. Предполагается осуществление комплекса мер по модернизации социальной сферы, в том числе проведение системных улучшений в образовании, здравоохранении и науке;

- инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;

- диверсификация экономики, развитие инфраструктуры.

В 2014 году рост валового регионального продукта в зависимости от варианта прогноза ожидается на уровне 102,3-104,7%, в 2015 году – 103-105,9%, в 2016 году – 103,3-105,7%. Росту экономики региона будет способствовать позитивная динамика развития реального сектора экономики, инфраструктурного комплекса, внешней торговли. Среднегодовой темп роста в производственной сфере в 2014 – 2016 годах по первому варианту составит 103,2%, по второму варианту – 106,6%, в сфере услуг – 102,4% и 104% соответственно.

По первому варианту прогноза объем валового регионального продукта в 2016 году по сравнению с 2013 годом может увеличиться на 8,8% в сопоставимых ценах, по второму варианту – на 17,2%.

В отраслевой структуре ВРП по умеренно-оптимистичному варианту прогноза будет расти вклад обрабатывающих производств, строительной отрасли, операций с недвижимым имуществом, сферы здравоохранения на фоне стабильных позиций в сфере образования, транспорта и связи, предоставления коммунальных и социальных услуг и некоторого снижения вклада добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, сельского хозяйства, торговой сферы, сектора государственного управления.

Одним из основных макроэкономических параметров развития экономики является уровень инфляции. Прогнозная динамика данного показателя предусмотрена прогнозом социально-экономического развития РФ: на 2014 год – 105%, 2015 год – 104,5%, 2016 год – 104,5% (декабрь к декабрю предыдущего года). Среднегодовой индекс потребительских цен прогнозируется в 2014 году на уровне 105,3%, в 2015 году – 104,7%, в 2016 году – 104,7%. В 2016 году по сравнению с 2013 годом рост среднегодовых потребительских цен и тарифов на товары и услуги может составить 115,4%.

На развитие промышленного комплекса Самарской области в 2014-2016 годах будут оказывать влияние такие факторы, как завершение начатых инвестиционных проектов, снижение деловой активности предприятий, вызванное сокращением спроса как на внутреннем, так и мировом рынке, спад рынка легковых автомобилей вследствие снижения спроса со стороны потребителей, производственные планы нефтедобывающих компаний, реализация инвестиционных проектов в целях производства моторного топлива, соответствующего стандартам ЕВРО 4 и ЕВРО 5, увеличение объемов жилищного строительства, реализация строительных проектов в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В целом за период 2014 – 2016 годов темп роста объемов промышленного производства по первому варианту прогноза составит 109,3%, по второму варианту – 119%, в том числе в 2014 году – соответственно 102,5% и 104,9%.

В прогнозном периоде в структуре экспорта произойдет увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств. При этом, несмотря на падение цены на нефть, ожидается незначительный рост экспорта минеральных ресурсов. Прогнозируется также небольшое улучшение на рынках металлов и химической продукции.

В 2014 – 2016 годах прогнозируется увеличение импортных поставок за счет улучшения ситуации в экономике области и расширения инвестиционной активности предприятий.

Первый вариант прогноза развития сельского хозяйства в 2014 –2016 годах предполагает сохранение инерционного развития аграрного сектора. В соответствии с ним за период 2014 – 2016 годов ожидается прирост на уровне 107,5%.

Второй вариант прогноза развития сельского хозяйства Самарской области предполагает расширение направлений господдержки, увеличение объемов финансирования и модификацию подходов в соответствии с правилами ВТО. Прогнозируется, что объемы производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличатся в целом за период 2014 – 2016 годов – на 16,3%

В прогнозном периоде в регионе планируется реализация крупных аграрных инвестиционных проектов, прежде всего в животноводстве:  строительство десяти высокотехнологичных животноводческих комплексов (ферм) по производству и переработке молока, современного комплекса по производству и переработке мяса птицы (бройлер) в муниципальном районе Сергиевский, восстановление деятельности Подбельской, Кротовской и Безенчукской птицефабрик.

Развитие транспортного комплекса в 2014 – 2016 годах будет характеризоваться следующими тенденциями: умеренное увеличение показателей грузооборота и пассажирооборота.

В среднесрочной перспективе основными направлениями развития сферы транспорта будут являться:

- создание единой современной дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году;

- существенная модернизация дорожно-транспортной сети региона с целью устранения диспропорций и создания опорной сети без разрывов и «узких мест»;

- ввод в эксплуатацию мостового перехода «Кировский» (2014 год), строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара в городском округе Самара, а также проектирование и строительство мостового перехода через реку Волгу в районе городского округа Тольятти;

- проектирование и строительство 4 мультимодальных транспортно-пересадочных узлов на территории городского округа Самара (на железнодорожных станциях Самара, Соцгород, Пятилетка, 176 км), улучшающих транспортную доступность за счет стыковки различных видов транспорта;

- осуществление летной деятельности межрегиональной авиакомпании для организации перевозок, в том числе в пределах Приволжского федерального округа;

- строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкция и модернизация инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта «Курумоч»;

- реконструкция и модернизация объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта «Курумоч» в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»;

- организация ускоренного пассажирского сообщения на направлениях Москва-Саранск-Самара, Самара-Пенза, Самара-Уфа;

- организация интермодальных железнодорожных перевозок на участке Самара-Аэропорт Курумоч-Тольятти;

- строительство второй и третьей очереди вокзала железнодорожной станции Самара;

- обновление речного флота и развитие пригородных речных перевозок, в том числе за счет приобретения в собственность Самарской области судов для перевозки пассажиров.

Планируется в 2014 – 2016 годах отремонтировать 290 км, построить и реконструировать 26,3 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области.

Продолжится реализация стратегически важных объектов, таких как, реконструкция проспекта им. Кирова, Красноглинского и Волжского шоссе областного центра, участков автомобильной дороги «Самара – Бугуруслан», проходящих по территории муниципальных районов Кинельский и Кинель-Черкасский.

В 2014 – 2016 годах стабильный спрос на услуги инфокоммуникаций и связи будет способствовать сохранению умеренного роста их объёма. В целом за прогнозный период (2016 год к 2013 году) по данному показателю ожидается увеличение по первому варианту на 4,6%,  по второму варианту – на 10,9%.

Приоритетным направлением деятельности Правительства Самарской области является обеспечение режима максимального благоприятствования развитию малого бизнеса. В среднесрочной перспективе в рамках государственной программы продолжится реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2014 – 2017 годы. Основными мероприятиями государственной поддержки будут: предоставление грантов, развитие микрофинансирования, предоставление поручительств, субсидий на компенсацию затрат по ведению бизнеса, лизинг, поддержка инновационных и экспортно-ориентированных малых предприятий, обучение и выставочная деятельность.

С 1 января 2014 года вступает в силу закон о снижении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать увеличению их количества в прогнозном периоде.

В 2014 году по первому варианту прогноза ожидается увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом на 0,9% (или на 1 тыс. субъектов), по второму варианту – на 2,2% (или на 2,5 тыс. субъектов).

В 2014 – 2016 годах с целью развития инновационной деятельности в Самарской области предполагается создание новых управленческих и организационно-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в Самарской области: единой системы управления технопарками; фонда посевных инвестиций Самарской области; фонда долгосрочных прямых инвестиций Самарской области; «бизнес-катализатора» – коммуникационной площадки трансфера технологий; центра молодежного инновационного творчества и др.

Предполагается формирование региональной системы коммуникаций, нацеленной на облегчение трансфера технологий и их коммерциализации, в том числе путем реализации проектов по подготовке инновационных менеджеров и использованию инструментов баз данных.

На площадке, прилегающей к проектируемому стадиону Чемпионата мира, предполагается создание технополиса – комплексного объекта территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства с единой научно-производственной, учебной, а также жилищно-бытовой и культурной зоной. Реализация проекта рассчитана на период до 2030 года.

В целях оптимизации процессов обращения с отходами производства и потребления, а также увеличения их использования в качестве вторичных материальных ресурсов будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию системы обращения с отходами производства и потребления на территории Самарской области.

Одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности на территории Самарской области в 2014 – 2016 годах будет использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации социально значимых проектов. Привлечение средств частных инвесторов позволит повысить качество и обеспечить доступность высокотехнологичных социальных услуг и вместе с тем снизить расходы бюджета на эти цели.

Росту инвестиционной активности в регионе будет способствовать более активное участие в работе по привлечению инвесторов администраций муниципальных образований региона. Это связано с планируемым предоставлением с 2014 года из областного бюджета местным бюджетам дотаций в размере налоговых платежей, уплачиваемых в областной бюджет в течение трех лет инвесторами, привлеченными органами местного самоуправления муниципальных образований.

Первый вариант прогноза развития инвестиционной деятельности основывается на последовательной реализации мер по повышению инвестиционной привлекательности региона, улучшению бизнес-среды. В 2014 году объем капиталовложений в Самарской области составит 267,5 млрд. рублей. За период 2014 – 2016 годов прогнозируется увеличение инвестиций в основной капитал на 20,9%.

Второй вариант прогноза предполагает существенное повышение инвестиционной активности в регионе и увеличение объемов инвестиций на реализацию инфраструктурных проектов, а также создание новых и расширение действующих производств, а также более значительное увеличение государственных расходов на капитальные вложения. По данному варианту в 2014 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется рост инвестиций на уровне 277,8 млрд. рублей. В 2016 году относительно 2013 года объем инвестиций в основной капитал может увеличиться на 34,7%.

Особое внимание Правительство Самарской области уделяет созданию на территории региона инфраструктурных объектов.

В рамках подготовки региона к проведению Чемпионата мира в 2018 году будут построены стадион с инфраструктурой, тренировочная база и тренировочная площадка с инфраструктурой, построены и реконструированы автомобильные дороги по пути следования из аэропорта до стадиона.

Планируется ряд крупных проектов по развитию транспортной инфраструктуры.

В 2014 – 2016 годах для строительства объектов социальной инфраструктуры будет применяться механизм государственно-частного партнерства. С привлечением средств частного инвестора планируется построить и оснастить новый кардиохирургический медицинский центр в городском округе Самара. Будут реализовываться и другие проекты в области здравоохранения.

Кроме того, будут реализовываться проекты по созданию инвестиционной и инновационной инфраструктуры, инициируемые Правительством области – индустриальный и агропромышленный парк в муниципальном районе Волжский.

В завершающую стадию реализации вступят такие приоритетные для Самарской области проекты, как создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский и технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти.

 К 2016 году должно быть завершено строительство всей территории особой экономической зоны, а запуск первых производств намечен уже на 2014 год. Технопарк «Жигулевская долина» должен быть введен в эксплуатацию и начать свою деятельность до конца 2014 года.

В соответствии с первым вариантом прогноза общий объем инвестиционных расходов областного бюджета за прогнозный период составит около 89,8 млрд. рублей (увеличение в 1,86 раза к оценке 2013 года в сопоставимых ценах).

В соответствии со вторым вариантом общий объем инвестиционных расходов областного бюджета за три года составит порядка 92,7 млрд. рублей    (увеличение в 1,9 раза).

В 2014 – 2016 годах Правительством Самарской области будут активно привлекаться инвестиционные ресурсы федерального бюджета как за счет включения объектов Самарской области в федеральные целевые и государственные программы, так и путем поиска дополнительных источников финансирования инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое  значение для развития региона.

В 2014 – 2016 годах будет расти интерес иностранных инвесторов к Самарской области, что объясняется, в основном, реализацией ряда крупных инвестиционных проектов, в первую очередь – создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории муниципального района Ставропольский. Продолжится реализация мер по совершенствованию нормативно-правовых и структурно-организационных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности, развития международного и внешнеэкономического сотрудничества области.

В прогнозном периоде в Самарской области ожидается дальнейший рост объемов жилищного строительства. По первому варианту в 2014 году по сравнению с предыдущим годом объем ввода жилья увеличится на 5% до 1690,3 тыс. кв. метров, в 2015 году – на 8% (1825 тыс. кв. метров), в 2016 году – на 2% (1861 тыс. кв. метров или 115,6% к уровню 2013 года).

Второй вариант прогноза исходит из более благоприятных факторов развития жилищной сферы и по нему за период 2014 – 2016 годов прогнозируется увеличение ввода жилья в 1,3 раза.

Прогноз демографических показателей на 2014 – 2016 годы учитывает реализацию мер по стимулированию рождаемости, поддержке многодетных семей, охране здоровья населения и увеличению продолжительности жизни.

Уровень рождаемости по первому варианту прогноза уменьшится с 12,5 промилле по оценке в 2013 году до 11,9 промилле в 2016 году, по второму варианту показатель рождаемости будет ежегодно увеличиваться и составит к 2016 году 12,8 промилле.

Показатель смертности населения по первому варианту прогноза может находиться в пределах 13,9-14,1 промилле, что практически на уровне оценки 2013 года (14 промилле). По второму варианту прогноза ожидается снижение уровня смертности до 13,2 промилле в 2016 году.

Изменится возрастная структура населения. В общей численности населения увеличатся доли детей и подростков с 15,4% по оценке в 2013 году до 16,8-17% в 2016 году в зависимости от варианта прогноза, лиц старше трудоспособного возраста – с 25% до 25,8% и 25,5% соответственно. Доля граждан трудоспособного возраста снизится по первому варианту до 57,4%, по второму варианту – до 57,5% против 59,6% по оценке в 2013 году. В результате общая демографическая нагрузка на трудоспособное население в 2016 году составит порядка 730 человек нетрудоспособного возраста на тысячу человек трудоспособного возраста, что на 55 человек больше, чем по оценке в 2013 году.

Прогнозируется, что ожидаемая продолжительность жизни населения увеличится с 69,7 лет в 2012 году до 73 лет в 2016 году.

Среднегодовой уровень официальной безработицы за весь прогнозный период по обоим вариантам прогноза не превысит 1,1%.

В прогнозном периоде важнейшей задачей Правительства Самарской области является обеспечение условий для укрепления положительной динамики показателей уровня жизни населения.

В 2014 – 2016 годах с учетом прогнозируемых темпов экономического развития области, планируемой индексации оплаты труда бюджетников, роста пенсионного обеспечения граждан, а также замедления темпов потребительской инфляции предполагается повышение как номинальных, так и реальных денежных доходов населения по обоим вариантам прогноза. Прогнозируется рост всех составляющих денежных доходов населения.

Прогноз показателей развития социальной сферы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов учитывает реализацию мер, направленных на ликвидацию очередности детей 3-7 лет в дошкольные образовательные учреждения, модернизацию системы образования, здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, профилактику правонарушений и наркомании.

В целях снижения очередности в дошкольные образовательные учреждения и создания возможности для получения дошкольного образования всем нуждающимся в регионе продолжится реализация Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Самарской области», утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 30.04.2013 № 109. Результатом этого станет достижение к 2016 году по обоим вариантам прогноза 100% возможности получать услуги дошкольного образования детям в возрасте 3-7 лет.

Прогнозируется, что дети и молодежь в возрасте 5-18 лет на 70-75% будут получать дополнительное образование.

В 2016 году по сравнению с 2013 годом мощность амбулаторно-поликлинических учреждений может увеличиться по обоим вариантам прогноза на 2,3 посещений в смену на 10 тыс. человек населения (на конец года). Данная ситуация прогнозируется в связи с запланированным строительством медицинских учреждений в рамках региональной программы «Развитие здравоохранения Самарской области на 2013 – 2020 годы».

Достижение прогнозных значений развития сферы физической культуры и спорта будет реализовываться в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2020 года. Оценка обеспеченности спортивными сооружениями возрастет с 18,7% в 2013 году до 19,6% 20,2% в 2016 году в зависимости от варианта прогноза. Рост значений показателя будет обеспечиваться за счет строительства спортивных сооружений в рамках государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области» на 2014 – 2018 годы.

Областной бюджет 2014 – 2016 годов сохранит социальную направленность

На заседании Правительства Самарской области рассмотрен проект областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годом. По словам заместителя председателя Правительства – министра управления финансами Самарской области Сергея Кандеева, в основу формирования бюджета легли сценарные условия и основные показатели предварительного прогноза социально-экономического развития региона на предстоящие три года, а также основные характеристики и оценка ожидаемого исполнения областного бюджета текущего года.

В 2014 году доходы областного бюджета запланированы в размере 116 206,3 млн. рублей, в 2015году - 123 106,6 млн. рублей, в 2016 году -  133 287,5 млн. рублей; расходы: 2014 год - 124 750,7 млн. рублей, 2015 год - 125 655,1 млн. рублей, 2016 год - 134 201,4 млн. рублей.

С учётом изменений федерального законодательства прогноз налоговых и неналоговых доходов областного бюджета составил: на 2014 год – 114 550 млн. рублей, на 2015 год – 123 107 млн. рублей, на 2016 год – 133 288 млн. рублей.

Для расчёта прогнозных показателей по основным доходным источникам министерством управления финансами Самарской области были использованы показатели консервативного варианта прогноза социально-экономического развития на 2014–2016 годы.

Основными источниками доходов областного бюджета по-прежнему остаются налог на прибыль организаций  и налог на доходы физических лиц.

В законопроекте учтено поступление в региональный бюджет из бюджетов других уровней дотаций и субсидий в сумме 1 656 млн. рублей.

С учётом прогнозируемых поступлений и источников финансирования дефицита областного бюджета общий объем расходов запланирован выше утверждённого уровня расходов 2013 года на 516,7 млн. рублей.

Средства областного бюджета в 2014–2016 годах будут направляться на реализацию важнейших социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

Одной из приоритетных задач является социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал. Продолжится повышение заработной платы работников бюджетных организаций – медиков, педагогов, социальных работников и работников культуры.

На 15% сокращаются расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных учреждений, фонд оплаты труда.

На «Образование» (31,7 млрд. рублей, или 25,4%), «Социальную политику» (24,6 млрд. рублей, или 19,8%), «Здравоохранение» (18,8 млрд. рублей, или 15,1%) планируется направить более 60% областного бюджета.

Значительные средства направляются на поддержку социально-незащищенных слоёв населения, семей, имеющих детей,  ветеранов и других льготных категорий граждан. Всего в 2014 году на оказание мер социальной поддержки предусмотрено более 16 млрд. рублей (12,8% от всех расходов).

Как подчеркнул С. Кандеев, расходы капитального характера на 2014–2016 годы были проанализированы с точки зрения необходимости завершения уже начатых объектов строительства с учётом сроков ввода, степени готовности, экономической и социальной эффективности.

Проектом областного бюджета предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Самарской области. В целях поддержки и стимулирования ускорения социально-экономического развития муниципальные образования в ближайшие три года смогут получить дотаций, субсидий, субвенций на сумму 70 370 млн. рублей, из них 25 176 млн. рублей уже в следующем году.

Дефицит областного бюджета в 2014-2016 годах запланирован в объёмах 8 544,4 млн. рублей, 2 548,5млн. рублей и 913,9 млн. рублей соответственно.

Программа государственных внутренних заимствований Самарской области на 2014–2016 годы предусматривает погашение долговых обязательств, а также привлечение новых заимствований в целях рефинансирования долговых обязательств и покрытия дефицита областного бюджета.

Верхний предел государственного внутреннего долга Самарской области в 2014–2016 годах не превысит 50% от общего объёма доходов областного бюджета.

А.П. Нефёдов: «Мы заложили несколько приоритетов социально-экономической политики региона в 2014 – 2016 годах. Прежде всего, это улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес. Будет активизирована работа по поддержке инвестиционных проектов и программ, по эффективному использованию бюджетных инвестиций и механизма государственно-частного партнерства. Еще один приоритет - социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал. Большое внимание будет уделяться инновационному развитию и поддержке высокотехнологичных секторов экономики,  диверсификации экономики, развитию инфраструктуры.

Что касается проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, мы принимаем его дефицитным, однако в нем сохраняются в полном объеме обязательства региона по социальной поддержке населения, в том числе семей с детьми, ветеранов, инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан. Увеличиваются расходы на зарплату медикам, педагогам, социальным работникам и работникам культуры.

В целом же мы планируем направить на образование, социальную политику и здравоохранение более 60% всех расходов областного бюджета. При этом, в соответствии с поручением Губернатора Самарской области Николая Ивановича Меркушкина, сокращены расходы на содержание госаппарата.

Кроме того, в проекте областного бюджета сохранена инвестиционная составляющая областного бюджета и предусмотрены значительные средства на поддержку муниципальных образований.

Коллеги,  впереди у нас достаточно сложный период напряженной работы. Губернатором поставлена задача по повышению эффективности использования каждого бюджетного рубля. Поэтому нам надо направить все усилия на реализацию тех инвестиционных проектов, которые принесут в короткое время наибольший экономический эффект».

Утверждён проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

На заседании Правительства Самарской области представлен проект бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (ТФОМС) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Как доложил  директор ТФОМС Виктор Мокшин, бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам и является бездефицитным.

Субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, рассчитывались исходя из численности застрахованного населения региона (по состоянию на 1 апреля 2013 года 3 201 435 чел.), коэффициента дифференциации и подушевых нормативов финансирования базовой программы ОМС  (2014 год – 6 962,5 рубля, 2015 год – 8 481,5 рубля, 2016 год – 8 863,2 рубля на 1 застрахованное лицо).

Из областного бюджета предусматривается предоставление ТФОМСу межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение: скорой медицинской помощи; долечивания (реабилитацию) больных из числа работающих граждан, имеющих регистрацию по месту жительства в Самарской области, в специализированных санаториях (отделениях) после стационарного лечения; государственных бюджетных и автономных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.

Прогнозируемая сумма расходов фонда на 2014 год составляет    26 119 млн. рублей, на 2015 год – 27 644 млн. рублей, на 2016 год – 28 879 млн. рублей.

Кроме того, на заседании Правительства Самарской области принято решение о внесении на рассмотрение Самарской Губернской Думы проекта закона «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Самарской области и внесении изменений в Закон Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» и утверждена государственная программа Самарской области по развитию водоохранного комплекса в 2014-2020 годах. Последняя приведена в соответствие с федеральным законодательством. Напомним, что программа предусматривает расчистку русел рек, берегоукрепление, реконструкцию гидротехнических сооружений и другие мероприятия по защите населения и объектов экономики от затопления.

Источник: Волжская Коммуна

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия